|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Видукинд Корбейский 3 страница3 В подлиннике «dux Alamaniae». Под «Аламанией» имеется в виду Швабия. 4 Бурхард I — герцог Швабии (917-927), Усиление и консолидация Швабского герцогства относится ко времени швабского герцога Бурхарда, который, будучи маркграфом Реции, вступив во владения своего отца в Швабии и присоединив владения своих соперников Эрхангера и Бертольда, расширил власть за счет церкви. Особенно имела значение победа Бурхарда Швабского над Рудольфом II Верхвебургундским. Наряду с баварским герцогом Арнульфом швабский герцог Бурхард был сильнейшим соперником саксонского гарцога Генриха. 5 «Bellator» в смысле «miles» (ср.: Вид., III. 52, 53, 59, 68). 6 Меры Генриха I по отношению к Швабскому герцогству свидетельствуют о том, что политика Генриха I принципиально не отличалась от позднейшей политики Оттона I. В результате сдачи Бурхарда, о чем в данном случае сообщает Видукинд, и в результате последующего их соглашения на условиях относительной самостоятельности Бурхарда Генрих смог после смерти Бурхарда (в 926 г.) уничтожить самостоятельность Швабского герцогства. 7 Регенсбург (в подлиннике «Ratyzbona») — город в земле Баварии (ныне в ФРГ), резиденция баварских герцогов, с VIII в. входил в состав Франкского королевства, после распада последнего (843) — столица Баварского герцогства в составе Восточно-Франкского королевства. С Х в. — в составе образующейся Саксонской державы. 8 Данное место дает основание судить о тех изменениях, которые произошли в отношениях между Генрихом I и его сильнейшим соперником — баварским герцогом Арнульфом. Генрих I не сразу добился соглашения с Арнульфом, Поход Генриха I в Баварию в 920 г. кончился неудачно. Свой отказ от королевского титула Арнульф продал дорого: взамен он получил право назначать епископов. Сообщение Видукинда о том, что Генриху I удалось добиться соглашения с Арнульфом, подтверждает Лиутпранд Кремонский («Liutprandi antopodosis», cap, 23). Последующие события показывают, что отношения Арнульфа и Генриха I продолжали оставаться хорошими. Арнульф продолжал вести самостоятельную политику. однако его положение к концу правления Генриха I было решительно ослаблено и при коронации Оттона I в Аахене в 936 г. Арнульф уже не оказал сопротивления. В дальнейшем Оттон I лишил Баварское герцогство самостоятельности (938). Власть Генриха I после его «десигнации» Конрадом могла утвердиться только на основе компромисса с сильнейшими соперниками. Сообщения Видукинда свидетельствуют и том, что королевская власть в формирующемся раннефеодальном государстве могла основываться только на «союзе герцогств», на единстве господствующего класса, на союзе королевской власти с сильнейшими феодалами Восточно-Франкского королевства с его герцогами. 9 Мысль о государственном развитии Генриха I — агиографический мотив, основанный на Евангелии (Лук., 2, 40). 10 Как показали исследователи, Видукинду была известна трактовка понятия «мир» античными авторами, которые имели в виду при этом осуществление «культурной миссии Рима, осуществление «римской имперской идеи», Такое понимание «мира» выражалось в формуле «pas Romana». С другой стороны, существовала христианская интерпретация понятия «мир», данная Августином: «мир» — это полная гармония в христианском обществе, достигаемая «открытием души в боге»; «мир» — цель всех христиан, задача государя — достижение такого мира. Из сочинения Григория Турского и из каролингских княжеских зерцал Видукинд знал о таком представлении «мира» (см. о разных концепциях «pax» и восприятии их Видукиндом: Н. Веитапп. Widukind.... S. 210, ff). В понимания «мира» у Видукинда нашли отражение различные элементы обеих концепций. Так, например, «мир», согласно хронисту. устанавливается на основе «права войны» («Jus belli») (Вид., I, 6, прим. 3), что отражало римскую концепцию «мира». С другой стороны, хронист говорит, что первейшей обязанностью короля является сохранение прочного мира для всех христиан (Вид., II, I, прим. 28). В этой формулировке — явный след идеи Августина. Для нас, однако, главным при анализе концепции Видукинда является не установление влияния тех или других представлений, а выяснение существа и назначения рассматриваемого понятия у нашего автора. Важно то, что, используя концепции «мира» своих предшественников, Видукинд формулирует свое понимание этого явления, исходя из задачи внутреннего и внешнего укрепления феодального государства Оттонов. Согласно хронисту, «мир» — это «прекращение внутренних и внешних войн» с целью торжества «божеских и человеческих законов» {Вид., II, 37. прим. 2). Социальной основой «мира», по Видукинду, является господство саксонских феодалов и подчиненное положение народа (plebs) (Вид., II, 1, прим. 9. Ср.: Вид., 1, 35, прим, 6: 9, прим, 21; II, 23, прим. 4; 31, прим. 7). Под «миром» имелось в виду, таким образом, общество, основанное на классовом господстве. Кто выступал против феодального порядка, тот рассматривался нарушителем «мира» (Вид., II, 10, прим. 11). Выступление подданного против господина рассматривалось как выступление против бога (Вид., III, 18, прим. 10), Против нарушителей классового «мира» устанавливалась. система наказаний (Вид., II, 6, прим. 6). Классовый «мир» внутри государства, согласно Видукинду, — условие укрепления феодальной эксплуатация и действия феодального закона (Вид., II, 37, прим. 2); такой мир — условие для прославления господствующей феодальной династии («glorificare gentuem suam». Вид., Предисловие к книге I, прим. 6). Концепция «мира» используется Видукиндом для идеологической мотивировки феодальной экспансии в форме имперской внешней политики Оттонов. «Мир» санкционирует программу расширения державы саксов («dilatаrе imperium». Вид., II, 41, прим. 5) и установление гегемонии Саксонской державы над другими народами (dominus rerum) (Вид; Предисловие к книге I, прим. 11). 11 «Regnum». Под таким термином, как нам представляется, у Видукинда можно понимать обозначение возникающего раннефеодального государства на основе восточнорейнских земель (ср.: Вид., II, 31, 36; III, 12, 18, 46). В аналогичном смысле употребляется термин «imperium» (Вид,, I. 38; III, 58, 63) и эпизодический термин «res publica» (Вид., III, 70). 12 Видукинд прославляет Генриха I за наведение «порядка», т. е. за укрепление феодального государства, В подобном же смысле восхваляли Генриха I Лиупранд Кремонскнй и Продолжатель Регинона (Вид,. I, 25, прим. 4). 13 Как видно из сообщения Видукинда, уже вскоре после соглашения с Арнульфом Баварским Генрих Г концентрирует свое внимание на возвращении Лотарингии, которая отпала от Восточно-Франкского королевства в 911 г. Данное сообщение свидетельствует о политике централизации Генриха I. Присоединение Лотарингии должно было усилить позиции Генриха I (присоединение более густо населенных западных районов и обширных владений вдоль Рейна). Меры Генриха I по отношению к Лотарингии увенчались успехом (заключение Боннского договора 921 г. между Генрихом I и Карлом I и последующее окончательное овладение Лотарингией в 925 г.), что имело экономическое н стратегическое значение для укрепления королевской власти (большое значение расположенных здесь королевских владений для увеличения королевского войска, полученные возможности кратчайшего сообщения с другими герцогствами). Связь Лотарингии со своим домом Генрих закрепил тем, что выдал замуж за лотарингского герцога Гизельберта свою дочь Герберг. У Видукинда глава 27 завершается характерно; умиротворение государства внутри является необходимой предпосылкой для успешной внешней политики. 1 В данном случае создастся впечатление оборванного текста. Главы 28— 31 выглядят как беглый обзор событий за целое столетие до 843 г. Продолжение контекста, оборванного в главе 27, содержится лишь в главе 32. 2 Следует иметь в виду Лотаря, короля Франции (954-986), которого Видукинд путает с Лотарем II (855—869), франкским королем, сыном франкского императора Лотаря I (795-855). 3 Имеется в виду Лотарь I (795—855) — сын Людовика Благочестивого. При Лотаре I произошло разделение Франкской империи по Верденскому договору 843 г. (раздел между Людовиком, Карлом и Лотарем). По имени Лотаря II территория его получила название Лотарингии. 4 Имеется в виду Людовик II Немецкий, 5 Согласно Верденскому договору 843 г. 6 Аквитания — часть древней Галлии, охватывала территорию между р. Гаронной и Пиренеями, была заселена иберийскими племенами, в 769 г. завоевана Карлом Великим. По Верденскому договору 843 г. стала владением Карла Лысого. При Каролингах герцоги Аквитанские достигли почти полной независимости. Васкония — южная часть Аквитании, получила права отдельного герцогства. Из Ваксонии впоследствии образовалась французская провинция Гасконь. 7 «Brittanicum mare». Имеется в виду Северное море. 8 «Regnum». В данном случае обозначает территорию, занимаемую упомянутым народом. 9 Имеется в виду Иллирия. 10 «Adore». Исследователи это место трактуют по-разному. Согласно Г. Вайтцу имеется в виду р. Одер, что представляется нам более вероятным, исходя из контекста. П. Гирш полагает, что имеется в виду р. Едер (нем. Eider). 11 Автор дает определение границ Восточно-Франкского королевства. 12 Имеется в виду сражение при Фонтенау 841 г. 13 Положение сохранялось до 870 г., — до раздела Лотарингии. Объединение Каролингской державы еще раз произошло при Карле III Толстом в 884-887 гг. 14 Как и в главе 16 книги I, Видукинд путает здесь Карла II Лысого (823-877) с Карлом III Толстым (839-888). 15 Имеется в виду упоминание в главе 16 книги I. 1 «Orientes Francos». Имеются в виду франки Восточно-Франкского королевства (составили основу герцогства Франкония). 2 Одо, король Франции (888-898). 3 Имеется в виду Карл III Толстый (839—888). которого Видукинд путает с Карлом Лысым (833-877) в предшествующем изложении (Вид., I. 16, 28). 4 «Germania». Этот термин Видукинд употребляет несколько раз (ср .: Вид., I, 34; III 10, 73, 75), притом придает ему географический смысл. Термин «Germania» хронист мог заимствовать из церковных источников (булл), в которых этот термин обозначал праворейнскую церковную провинцию. Г. Беуманн справедливо заметил, что в некоторых местах Хроники Видукинда в термине «Germаnia» можно видеть намек на образующуюся Немецкую державу. Такой намек содержит и сообщение, где говорится, что император изгнал Карла Толстого (франка) из Германии. 5 Имеется в виду Карл III Толстый. По вопросу о роли Арнульфа Каринтийского и знати Франкского королевства в свержении Карля III (887) и различных точек зрения по этому вопросу. 6 По мнению Г. Блоха (Н. Bloch. Sachsengeschichte..., S. 110). это сообщение Видукинда следует отнести к редакции 957-958 гг., поскольку в последующее десятилетие лотарингские отношения стабилизировались (благодаря деятельности в Лотарингии Бруно). Г, Беуманн считает, что это сообщение можно отнести и к записи в 967-968 гг., что представляется нам слабо аргументированным. 1 Гуго Великий, герцог Франции (922-956), сын короля Роберта. 2 Роберт, король Франции (922-923). Как полагают был братом Оды. Их деверь, граф Гериоберт Пфермандоа, пленил Карла. 3 «Gristianus». Лотарингец, о нем больше ничего неизвестно. 4 Имеется в виду Ландхалс Геннегаусский (умер в 915 г.), которому по должности наследовал Гизельберт. У Видукинда допущена неточность, так как Лотарингия перешла к Восточно-Франкскому королевству в 923 г. лишь частично, а полностью и окончательно только в 925 г. Гизельберт в качестве герцога засвидетельствован с 928 г. 5 Характерно, что подчеркнуты знатность н древность рода. 6 Имеется в виду дочь короля Генриха, герцогиня Лотарингская. Затем королева Западно-франкского королевства. 1 Имеется в виду Матильда (умерла в 968 г.) — жена Генриха I, мать Оттона I. 2 По отношению к Оттону I Видукинд употребляет характерный эпитет «любимец мира» («amor mundi») (ср.: Вид., I, 34), что должно было содействовать прославлению саксонского короля. Можно полагать, что этот эпитет характерен для редакции Хроники, предназначенной Матильде. 3Оттон I — король (936-973). римский император (962-973), второй сын Генриха I от брака с Матильдой. Первая жена Оттона (брак был заключен в 928 г.), Тегомира. была славянка (очевидно, дочь пленного князя гаволян); вторая — англосаксонская королева Эдит, брак с которой заключен в 929 г, после расторжения брака с Тегомирой; третья (брак заключен в 951 г.) — Аделаида, вдова ломбардского короля Лотаря. От первого брака Оттон имел сына Вильгельма (позднее — архиепископ майнцский. Женитьба на славянке, а затем пребывание Оттона (после второго брака) в Магдебурге позволили ему ближе узнать славян и их язык (ср.: Вид., II, 36, прим. 18). Важнейшая сторона политики Оттона I, связанная с Магдебургским (миссийным) планом у славян, не нашла отражения в Хронике Видукинда. Умер Оттон I 7 мая 973 г. 4 Имеется в виду Генрих (938—955), брат Оттоиа I. 5 Бруно — сын Генриха I. архиепископ Кёльнский (953—965), герцог Лотарингии (с 955 г.). Исследователи обратили внимание на краткость сведений Видукинда о Бруно {Вид., I, 31; II. 36; III, 59), несмотря на то, что последний был виднейшим политическим деятелем 60-х годов. Объяснение этому дается разное. М. Линтцель связывает это со своей датировкой написания Хроники. Г. Беуманн (Н. Веимапп. Widukind..., S. 317) объясняет это тем, что Видукинд следовал своему принципу, «писать кратко» и исходил из наличия биографии Бруно, написанной Руотгером. 6 «Vidimus» — «Как мы видели». Прошедшая форма глагола свидетельствует о том, что в то время, когда Видукинд писал это место, Бруно не было уже в живых. Бруно умер 11 октября 965 г. На этом основании можно полагать, что данное место Хроники относится к редакции 968 г. 7 Имеется в виду Гедвиг (Hedwig), муж которой — Гуго Великий — был отцом Гуго Капета. 8 Имеется в виду королева Матильда (Вид., I, 31. прим, 1). 9 В подлиннике стоит прошедшее время в форме Imperfectum (erat), в то время как по отношению к другим фактам — Perfectum. Форма Imperfectum использовалась для характеристики продолжающихся действий. Матильда, аббатиса Кведлинбургская, родилась в 966 г. (Вид., Предисловие к книге I, прим. 1), На этом основании можно предположить «terminus post quem» для той редакции Хроники, которая предназначалась Матильде. 10 Тиадорик — отец королевы Матильды, был графом из Вестфалии, происходил из рода Видукинда, а его супруга Рейхильда — из французско-датского рода. 11 Видукинд — дядя королевы Матильды, Больше сведений нет. 12 Иммед — дядя королевы Матильды. Больше сведений нет. 13 О нем больше ничего неизвестно. 14 Видукинд — представитель древнего знатного саксонского рода, герцог Вестфалии, в 80-х годах VIII в. возглавил движение саксов против франкского нашествия, однако в конечном счете капитулировал перед Карлом Великим (775), принял христианство, получил большие земельные пожалования и привилегии от Карла Великого. В буржуазной немецкой историографии, особенно нацистского периода, личность герцога Видукинда крайне идеализировалась (об этом см.: М. Lintzel. Der Sachsische Stammes Staat und seine Eroberung durch die franken Reich. Berlin, 1933). 1 Последующее описание нападения венгров носит черты эпического повествования и выглядит как вставка в остальной контекст. 2 «Werlaon». Верле, королевский дворец близ Бургдорфа-на-Одере. 3 Г. Блох глагол «iterare» переводит в значении «возобновлять». Такой перевод помогает дать более правильную интерпретацию Предисловия ко II книге и различить разные редакции Хроники (Вид., Предисловие к книге II, прим. 1). 4 Перемирие Генриха I с венграми было заключено в г. Верле, по мнению некоторых историков, в 924 г. По мнению Г. Лабуды, перемирие состоялось в 926 г. 1 Р. Кепке считал, что главу 33 по содержанию надо связывать с главой 34 и рассматривать их как эпизоды в остальном контексте. Г. Беуманн (Н. Веитапп. Widukind.,,, S. 196) указал на наличие в этих главах мотивировки сообщаемых сведений и полагал, что вставка этих глав произошла на второй стадии редактирования. 2 Дионисий Ареопагит, мощи которого хранились в аббатстве Сен-Дени под Парижем. 3 О судьбе и местонахождении этой реликвии ничего неизвестно. 4 Имеется в виду «святой» Вит — сын знатного язычника из Сицилии, принявший христианскую веру и подвергшийся за это преследованиям. Около 306 г. прибыл в Рим и был замучен. Его останки были перенесены в Сен-Дени, а затем.в Новую Корвею (в 836 г.). С этим годом совпало усиление набегов норманнов на Западно-Франкское королевство. 5 Характерно, что и данном случае Саксония выступает у Видукинда как страна, равноценная с Галлией (ср.: Вид., 1,39; III, 59); в других случаях она выступает в такой же роли по сравнению с Лангобардией и Италией (ср.: Вид., III. 9, 10,63). 6 Перенесение останков св. Вита из монастыря Сен-Дени в Новую Корвею, передача послом Карла Простоватого святой реликвии («руки» Дионисия) символизируют в Хронике Видукинда идею перенесения государства от франков к саксам. Характерно, что с перенесением останков святого Видукинд связывает установление «вечного мира» («perpetua pax»); такое представление согласовывалось с библейско-агиографической идеей о чудодейственной силе, присущей останкам святых. Видукинд связывает с перенесением государственности также и переход «высшего блага» от франков к саксам. Это представление (о переходе государственности и «блага» от франков к саксам) является одним из основных положений политической концепции Видукинда. Буржуазные историки на этом основании подчеркивали харизматический смысл и иррациональное содержание понятия «блага» у Видукинда. 1 Видукинд прибегает к приему исторического экскурса, который он часто заимствует у Саллюстия. 2 Г, Блох (Н. Bloch. Sachsengeschichte…, S. 101) считает, что краткое изложение Жития св. Вита вставлено хронистом на второй стадии работы над Хроникой. Описание Жития заимствовано хронистом из Жития св. Вита, написанного в VI или VII в. Р. Кепке считает, что Видукинд заимствовал Житие св. Вита частично — то, что соответствовало его повествованию. 3 «Provinciа». Этот термин у Видукинда обозначал территорию чужого, подчиненного народа (например, полабского племени ротарей, Апулию. Калабрию) (см.: Вид., I, 36, 70). 4 Ликия — римская провинция (с 43 г. н. э. на юго-западном побережье Малой Азии). В основе упоминания лежат некоторые места Жития св. Вита, где вместо Ликии следует иметь в виду Сицилию. 5 Валериан — наместник римской провинции. 6 Св. Модест — возглавлял зальцбургскую миссию по распространению христианства в Каринтии. 7 Р. Силер — теперь р. Сале в Южной Италии, берет начало на юге Неаполитанских Апеннин, впадает в Салернский залив Терренского моря. 8 Диоклетиан — римский император (284—305). 9 Больше сведений нет. 10 Больше сведений нет. 11 Населенный пункт на берегу р. Сале. 12 Фульрад — известный аббат Сен-Депи (умер в 784 г.) во времена королей Пиппина и Карла Великого. 13 Имеется в виду Людовик Благочестивый. 14 Видукинд высказывает свою идею о перенесении государственности от франков к саксам (ср.: Вид., I, 33, прим, 6). Перенесение останков святых из других стран в Саксонию неоднократно практиковалось на протяжения IX в. и преследовало цель укрепить позиции христианства в Саксонии перед лицом языческой реакции, являвшейся одной из форм антифеодальной и освободительной борьбы саксонских угнетенных классов. 15 В данном случае Саксония выступает у Видукинда не только как герцогство, но и как центр объединения новой державы (ср.: Вид., II, 4. 5; III,. 4, 28). 16 Характерно указание на связь роста новой державы с упадком франков. 17 Речь идет о Матильде, аббатисе Кведленбургской. О ней см.: Вид., Предисловие к книге I, прим,1. 18 Имеется в виду Оттон I (Вид., I, 31, прим. 3). 19 В подлиннике о саксонском короле сказано: «amor mundi et totius orbis caput» (любитель мира и глава всего мира). О саксонском народе сказано, что on «multonim gentium domina» (господин всем народам), что имеет оттенок универсалистской тенденции и соответствует панегирическому тону, свойственному второй редакции Хроники, См. отражение этой тенденции в, других местах Хроники (Вид., Предисловие к книге II. прим. 4; II, 36; III, 12, прим, 6). «Amor mundi» заимствовано из произведений античного автора Светония. 20 Об употреблении термина «Германия» см.: Вид., I, 29. прим. 4. 21 «Caput orbis…, tota fere Europa sustinet — следы универсалистской концепции (ср.: Вид., II, 34, прим, 19). 22 «Tributaria», этот термин обозначал подать и кабальное положение. 23 Согласно Видукинду, Саксонии предназначено стать господином над многими народами. («Saxonia… multorrum gentium domina»), подобно тому как до этого было с державой франков («imperium Francorum»). Положение гегемона Саксония, согласно Видукинду, приобретала в результате борьбы с «соседними народами» («vicinia gentes»). 24 Речь идет и Матильде — аббатиcе (Вид., Предисловие к книге I. прим, 1). 25 Речь идет об Оттоне II (род. в 955 г.), короле и римском императоре (973-983) (Вид., III. 12, прим. 5). 1 Согласно мнению Р. Кепке главы 35-41 относятся к основе первоначальной редакции Хроники. С этим мнением следует согласиться. Глава 35 даст единственное известное в источниках описание мер Генриха I. направленных на укрепление страны. Это место Хроники Видукинда вызвало большой интерес исследователей и значительную литературу вопроса. Данная глава характерна в стилистическом отношении: ее стиль предельно сжатый, а само повествование носит эпический характер. Об этом подробнее см.: Н. Веитапп. Widukind,.., S. 85. 2 «Barbaras nationes». Видукинд венгров отличает от варваров. 3 Использован закон (lex) Генриха, текст которого не сохранился. 4 В подлиннике «quidem ex agrariis militibus». Термин «milites agrarii»; обозначал так называемых «milites», составлявших основной слой «благородных» (свободных) саксов, имевших землю и обязанных нести военную службу. О них у Видукинда одно упоминание. В других источниках «milites» выступают также под наименованием «milites conscripti». milites electb, «milites veterani». 5 «Confimiliares». По мнению исследователей, этот термин обозначал служилого человека, министериала, имевшего семью. Материалы составляли большую группу населения, находившуюся непосредственно под властью короля. Они исполняли различные функции, связанные с управлением и военной службой. 6 Данное место вызвало различное толкование. Г. Вайтц считает, что речь идет о министериалах: каждый из девяти министериалов в течение девятилетнего периода должен по очереди, в течение года, участвовать в работах по строительству и содержанию города. Р. Кепке считает (на основании фразы: «eligens habitare facit»), что проживание девятого, избранного из остальных, было в городе постоянным. Этот девятый обязан был участвовать в строительстве и защите города. Восемь остальных обрабатывали свои участки земли, они должны были сеять хлеб, собирать урожай и сохранять продукты в определенных местах. 7 Хронист говорит о распоряжении Генриха I делить урожай на три части. В этом сообщении отразился старый обычай, известный у бургундов, вестготов и франков, согласно которому пахотная земля и урожай с нее делились на три части («Paulus Diakoni historia...», II, 52). Согласно Капитулярию Карла Великого (813), каждый град брал фуражом 2/3 урожая с области для войска. 8 «Conventus» — собрание (нем. «Tag») феодалов всего государства (нем. «Reich») —рейхстаг, который являлся органом управления и поддержания мира. В периоды распрей рейхстаг собирался в качестве высшего трибунала по Фридларе или в Лангеценне. 9 На строительство новых крепостей привлекалось вес несвободное население. 10 Смысл выясняется на основании сравнения главы 46 книги III и главы 13 книги I. Под «moenia» имелись в виду строения, не сохранявшиеся при осаде и пожаре. «Vilia» —селения, которые покидали люди, бегущие в крепость («urbs»). 11 Гаволяне — полабославянское племя, населяло район по р. Гавела с главным градом Бранибор. Датировка похода у Видукинда неясна. Сопоставление источников дает основание считать, что сообщение это следует связывать с походом Генриха I в землю полабославянского племени стодорян и датировать осенью 928 или зимой 929 г. 12 Доленчане см. выше (гломачи). Сопоставление других источников позволяет уточнить это сообщение: Генрих I пошел против доленчан (или гломачей) не сразу после похода против стодорян (и гаволян). Между походами был перерыв (G. Labuda. Fragmenty…, sir. 250). 13 Дрезденская рукопись содержит в этом месте непонятное название «Kietni». Исследователи полагают, что речь идет о граде Гане, главном городе племени гломачей на северо-западе от Мейсена. Но вопросу более точной локализации существуют разные мнения (SSS, II, «Kietni»). Град был расположен на реке того же названия (см. там же; здесь же указана новейшая литература по этому вопросу). О локализации града ср.: G. Labuda. Fragmenty..., str. 254. 14 Поход 929 г. на Прагу был хорошо подготовлен и предпринят саксами совместно с баварцами. Об этом походе и о предшествующей ему битве с чехами сообщает также «Continuator Regionnis», anno 928. Об отражении похода в немецких анналах и в Хронике Видукинда см.: Z. Fiala. Vztah…, str. 47. 15 О термине «чехи» (Boemiorii) см.: Козьма Пражский. Чешская хроника. М,, 1956, стр. 247 прим, 7. 16 Видукинд не называет имени чешского «короля», который подчинился Генриху I. Анализ и сопоставление источников позволяют сделать заключение, что речь шла о чешском князе Вацлаве (Z. Fiala. Vztah…, str. 47). 17 Свидетельство критического подхода автора к материалу. 18 Фраза «Frater tamen crat Boleslavi, qui quamdii vixif imperatori fidelis et utilis mansit» вызнала разное толкование. Некоторые немецкие историки полагали, что под «imperatori» подразумевался Оттон I, а под «qui» — чешский король Болеслав. Это объяснение вызвало большие споры и обильную литературу (немецкую, чешскую, польскую) в новейшее время. Как показали исследования, под местоимением «qui» следует понимать Вацлава, Весь отрывок, изложенный хронистом сбивчиво, следует понимать следующим образом: после победоносного похода на гаволян Генрих I подошел к Праге, здесь ему подчинился господин этого города (Вацлав). Добившись своей цели, Генрих I наложил на чехов подать и отправился обратно в Саксонию, где ходили разные слухи о князе, который был братом правившего (во времена Видукинда) чешского князя (т. е. братом Болеслава), и пока князь, о котором были слухи (т.е. пока князь Вацлав), был жив, он сохранял верность Генриху. 19 Болеслав I, чешский князь (935—972). 20 Имеется в виду брат Болеслава I Вацлав. 21 Формула «imperatori fidelis et utilis» выражала вассалитет (ср.: Вид.,, II, 3, 11. 27; III, 6. См.: R. Kopke. Widukind..., S. 53). 22 Чехи обозначаются в латинском тексте как «gens tributaris», их король — как христианин, выступающий вместе с саксами (ср.: Вид., 111, 8, 44, 69). Интерпретацию этого места с точки зрения чешско-германских отношений см.; Z. Fiala. Vztah..., str. 48. К вопросу об освещении чешек о-германских отношений Х в. в современной историографии см.: Г. Э. Санчук. Проблемы империи..., стр. 115. 1 Описание восстания ротарей — эпизод, вставленный хронистом в первоначальный контекст. О действиях Генриха I по отношению к полабским славянам в изображении Видукинда см.; Г. Э. Санчук. Видукинд как идеолог..., стр.231. 2 Ободриты — группа полабославянских племен, образовавших в IX в. Ободритский союз племен, охватывавший территорию по рекам Драве, Варне и Лабе. В союз входили племена собственно ободритов, вагров, варнов, полабов. По сравнению с другими союзами полабославянских племен (Сорбским и Лютицким) Ободритский союз достиг наиболее высокого уровня социально-экономического и политического развития. После распада Франкской империи (843) ободритские князья вели самостоятельную политику по отношению к Восточно-Франкскому королевству, в 880 г. нанесли поражение восточно-франкскому войску (в битве с ними погиб Бруно, брат Оттона Светлого, отца Генриха I), Ободриты особенно воспользовались кризисом Восточно-Франкского королевства, о чем подробно сообщает хронист Адам Бременский («Adami Gesta...»., I, 51, 55). В 919 г. ободриты перешли р. Лабу, вторглись в Саксонию и опустошили значительную часть ее территории. В 50-е годы Х в. ободриты объединились с велетами для блрьбы против Саксонской державы. 3 Полабославянское племя в районе современного Мекленбурга. 4 Видукинд относит выступление ротарей к тому времени, когда Генрих I якобы добился уже подчинения ободритов, велетов, гаволян, гломачей, чехов, ротарей. Это не соответствует действительности, так как анализ других источников (анналов) показывает, что ободриты были подчинены лишь в 931 г. См. аргументацию и анализ; G. Labuda. Fragmenty..., str. 260. О подчинении велетов и ротарей источники молчат. Видукинд, видимо, плохо знал действительный ход событий и предвосхитил здесь некоторые факты, желая мотивировать войну Генриха I с ротарями. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.) |