|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные вехи истории христианства на территории Румынии и Молдовы (до начала XIX века)Состояние Православной Церкви в румынских княжествах до турецкого порабощения и в период турецкого владычества. Реакция против иноземного влияния, стремление к воссоединению с православной Россией; временное присоединение румынских епархий к Русской Церкви. Ослабление зависимости православных румын от Турции; увлечение румынской молодежи западным образованием. Церковь в объединенных Валахии и Молдове: реформы кн. А.Кузы, критика их деятелями Румынской Церкви (митр. Софроний, еп. Филарет, еп. Неофит и др.). Известнейшие представители Румынской Православной Церкви в конце XIX в. и в XX веке. Признание автокефалии Румынской Церкви. Учреждение патриаршества. Воссоединение униатов. Канонизация святых. Современное положение Румынской Православной Церкви: отношения между Церковью и государством; епархиальное управление; приходская жизнь; духовное просвещение; монастыри. В пределах Румынии, обнимающей прежние дунайские провинции и княжества Молдову (историческая область в составе Молдавского княжества), Валахию и Трансильванию, существует Православная Румынская Церковь. Начало христианства в этой стране относится ко временам апостольства. По преданию, здесь был св. ап. Андрей и ученики св. ап. Павла. В V веке проповедовал христианство на территории теперешней Румынии латинский миссионер Никита Ремесьянский (+431). На II, III, IV Вселенских Соборах уже был из г.Томы (ныне Констанца) епископ. В хрониках МШ в. упоминается епископ из г.Акве, который боролся с. еретиками своего времени, но только в ХIV в. Румынская Церковь получает своё полное иерархическое устройство. В ней являются две митрополии: одна в Валахии, другая в Молдове. В иерархическом отношении румынские митрополиты находились в зависимости от Константинопольского Патриарха. Но зависимость эта имела номинальный характер. Румынские митрополиты избирались епископами и князьями. Патриарха только извещали об избрании нового митрополита, и он давал ему своё благословение. Во внутреннем управлении Церковью румынские митрополиты были вполне самостоятельны. Они не подлежали ни суду, ни юрисдикции Патриарха. В случае виновности митрополита в делах церковных он подлежал суду 12 архиереев румынских княжеств; по делам же государственного характера судился смешанным судом из 12 архиереев и 12 бояр. Румынские митрополиты имели громадное влияние на гражданские дела. Они были главнейшими советниками своих государей. В государственных советах, в случае отсутствия господаря, председательство принадлежало митрополиту. При решении важных судебных и уголовных дел, в присутствии самого господаря, митрополит занимал место между судьями и первый подавал голос, независимо от того, согласно ли его мнение с мнением господаря. Трудно сказать из какого количества епархий состояла Румынская Православная Церковь в первые столетия своего бытия; вероятно, их было немного, и они были слишком обширны. Вследствие этого из вспомогательных органов епархиальной власти в надзоре за порядками епархиальной жизни в Румынии получил особенно широкое развитие “протопопиат”. Протопопы избирались епархиальными архиереями и от них получали свои полномочия. В 1476 г. Валахия была завоевана турками, а в 1511 г. та же судьба постигла и Молдавию. С подчинением Румынии туркам здесь и в гражданском и в церковном отношении повторилось то же самое, что было и в других странах Балканского полуострова. До начала ХVIII в. Румыния управлялась своими князьями, но с этого времени она стала отдаваться на откуп грекам-фанариотам. Правление фанариотов, продолжавшееся более столетия, принесло большие беды румынскому народу. Купив власть над этой страной, князья-фанариоты стремились с лихвой возместить свои затраты. Они подвергали страну систематическим поборам, граничившим с грабежами. На высшие иерархические посты Румынии стали назначаться греки. В городах, где были епископские кафедры, богослужение стало совершаться на греческом языке. С конца ХVIII в. и особенно с начала XIX в. среди румын началась реакция против чужеземного гнёта. Победоносные войны России с Турцией оживили надежды румын на освобождение. В этот период митрополит Молдовы Вениамин Костаки (с 1803 г.) энергично стремился поднять духовный уровень румынского народа, пробудив в нём его национальное сознание. Он в монастыре Сокол, в пяти верстах от Ясс, учредил духовную румынскую семинарию, часто выступал с проповедями, издал много книг догматического и религиозно-нравственного содержания на румынском языке. Во время пребывания в Молдавии и Валахии в 1808-1812 гг. русских войск Румынская Церковь была временно изъята из ведения Константинопольской Патриархии и поступила в ведение Священного Синода Русской Православной Церкви. Указом императора Александра I (1803 г.) экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии и членом Св. Синода был назначен Гавриил Банулеску. Последний много сделал для устройства церковных дел и подъёма духовного образования. После вывода русских войск из Румынии (1812 г.) там была восстановлена юрисдикция Константинопольского Патриархата. Несмотря на вывод русских войск, политическая зависимость Валахии и Молдовы от Турции начинает ослабевать. Они получили право избирать себе своих собственных князей. Господство фанариотов кончилось. Стали возводиться школы для народа, греческий язык стал устраняться из богослужения и заменяться румынским. В этот период румынская молодежь стала выезжать для получения образования за границу. Но заграничное образование зачастую пагубно влияло на молодое поколение, отрывало его от национальных корней и ставило на путь рабского увлечения Западом. Особенно сильно было увлечение румынской молодежи Францией, ее модами, книгами, языком, её либерализмом и неверием. Эта новая румынская интеллигенция стала во враждебное отношение к Православной Церкви. Православие получило название фанариотской культуры”, “мертвого учреждения”. Эту антиправославную тенденцию по политическим причинам поддерживали прозападные правительственные круги. В 1859 г. произошло объединение княжеств Валахии и Молдовы в одно государство Румынию. Князем был избран, под нажимом Франции, Александр Куза, преданный Франции. Он конфисковал в пользу государства все движимое и недвижимое имущество монастырей. Вследствие этого многие монастыри закрылись, другие должны были прекратить свою просветительную и благотворительную деятельность. При нем же в 1865 г., без согласия Константинопольского Патриарха, провозглашена была автокефалия Румынской Церкви. Управление Церковью было вверено “Генеральному национальному Синоду”. В состав его входили все румынские епископы и по три депутата из мирян или духовенства от каждой епархии. Синод собирался один раз в два года, но не мог сам проявлять никакой инициативы; во всех своих действиях и начинаниях он подчинен был светской власти. Даже само название и избрание митрополитов и епископов сделалось прерогативой князя. Таким образом, Румынская Церковь всецело подчинена была светской власти. В стране усилилась католическая и протестантская пропаганда. В Церкви стал вводиться григорианский календарь; в богослужение решено было ввести органы, а в Символ веры — Филиокве. Против такой правительственной политики выступили виднейшие деятели Румынской Православной Церкви. Из них особенно известны митрополит Софроний и епископы Филарет и Неофит Скрибаны. Ммитрополит Софроний (+1861) был воспитанником Нямецкой Лавры. Возглавляя митрополию Молдовы в годы правления князя А. Кузы, Софроний бесстрашно отдал свой богатый проповеднический талант на защиту Церкви. Румынское правительство вскоре отправило его в ссылку, но борьба не прекращалась. Из среди иерархов выступили и другие защитники Православия. Во главе их стоят великий святитель Румынской земли Филарет Скрибан (+1873). Серьёзный и вдумчивый, глубокий знаток румынской истории и румынского народа, он хорошо понимал, что только православная вера может спасти и оживить румынскую народность. Поэтому он все свои силы отдал на защиту Православия. Будучи ректором Сокольской семинарии, он поднял её на высокий уровень, обогатил её библиотеку книгами самого разнообразного содержания, особенно богословского, завел при семинарии типографию для печатания книг. В течение 20 лет ректорства Филарет выпустил из семинарии много воспитанников, убежденных борцов за православие. Сделавшись епископом, он неустрашимо вступил в открытую борьбу с князем. На одном из заседаний Синода, в присутствии самого князя, он, в епископском облачении, произнес проклятие на него и на весь его род. Также смело действовал и брат его Неофит (+1884). В 1865 г. он явился в Синод только затем, чтобы выразить правительству порицание за его действия в отношении Церкви. Огласив свой протест, он положил рукопись его на стол и молча удалился из Синода. Братья Скрибаны вели активную борьбу с правительством в печати. Смелым обличителям реформ Кузы пришлось поплатиться — они были удалены от участия в церковных делах. Тем не менее результаты этой борьбы были очевидны: церковные новшества Кузы рушились. Издан был новый закон (1872), которым Румынской Церкви представлялось больше свободы. Синоду дано новое устройство, состав его определен был одними епископами. Всесильному прежде министру исповеданий предоставлен был в Синоде только совещательный голос. Но полной свободы от правительственного гнета Церковь не получила и при новом правителе — Карле, католике по вероисповеданию (с 1866 г.). Выдающимся иерархом Румынской Православной Церкви в XX в. был митрополит Молдавский Ириней, — доктор богословия и философии, истории, член Греческой Академии Наук, — учился в Германии и Греции. Он написал Общую Церковную историю, Историю религий, учебники для семинарии по Догматике, философии, истории, Апологетике и психологии, а также учебные пособия для светских средних учебных заведении: по философии, психологии и истории. Последними пользовались в школе до 1947 г. Скончался в 1949 году. С началом Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. прекратились вассальные отношения Румынии к Турции. Румыния сделалась самостоятельным государством. Политическая независимость страны вызвала вопрос и о независимости Румынской Церкви, от Константинопольского Патриарха. После некоторых пререканий с Патриархией вопрос этот разрешился в положительном смысле. В 1885 году Константинопольский Патриарх Иоаким IV признал автокефалию Румынской Церкви с правом мироварения. Румынская Церковь управлялась Синодом. Первенство в нем принадлежало примасу Румынской Церкви, митрополиту Валахии (титул Митрополита — Примаса с 1875 года). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |