|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Элладская Православная Церковь в XIX векеВ начале XIX столетия усилия греков свергнуть турецкое иго продолжаются. В Париже между учившимися там греками образовалось литературное общество под названием гетерии (товарищество), которое вскоре перешло в тайное политическое и распространилось по всей Европе. Целью его было освобождение Греции. К этому обществу принадлежали греки, проживавшие в Европе, и между прочим, находившиеся на русской службе, например, граф Иоанн Каподистрия и князь Александр Ипсиланти. В 1821 г. Ипсиланти во главе отряда вооруженных греков вторгся в дунайские княжества и произвел там восстание. Однако предприятие это не имело успеха, и Ипсиланти должен был спасаться бегством. Но вслед за этим произошло всеобщее восстание греков в Морее и на Архипелаге. Началась упорная и кровопролитная борьба, турки старались смирить греков варварскими мерами. Европейские правительства долгое время смотрели на восстание греков как на бунт и потому предоставили их собственной участи. И только по настоянию России европейские державы изменили свою позицию. Россия, Англия и Франция, заключив между собой договор, потребовали, чтобы Махмуд II прекратил бесчеловечную резню греков и, когда тот отказался от этого, объявили Турции войну. В Наваринском бою (1827 г.) весь турецко-египетский флот в несколько часов был полностью истреблен союзным флотом России, Англии и Франции. Султан, обвиняя во всех бедствиях Турции Россию, издал в 1827 г. оскорбительную для неё прокламацию, ответом на которую со стороны России было объявление войны. Эта война (1827-1829 гг.) окончилась для России победоносно. В 1829 г. Турция вынуждена была заключить с Россией тяжелый для неё мирный договор в Андрианополе, по которому, в частности, обязалась признать независимость Греции. В соответствии с договором в 1830 г. она признала освобожденные греческие провинции самостоятельным государством, получившим название Греческого или Эллинского. В его состав вошли: Морея, Средняя Греция и некоторые острова. Естественным следствием политического возрождения Греции было возникновение самостоятельной Эллинской Церкви. Епархии, вошедшие в состав государства, до начала восстания греков в 1821 г. были подчинены Константинопольскому Патриарху. Во время восстания сношения эллинских епископов с Константинопольскими Патриархами были очень затруднительными и потому по необходимости прекратились. В это смутное время каждый элладский епископ управлял церковными делами своей епархии самостоятельно. В 1830 г. с прекращением военных действий Элладские епархии возобновили сношения с Патриархом Константинопольским. Инициативу проявил Патриарх Констанций I. Он написал президенту Греческой республики графу Каподистрии письмо, в котором высказал желание, чтобы элладские епархии снова вошли с ним в общение. Каподистрия для восстановления общения обещал послать к Патриарху уполномоченного епископа. Но начавшаяся в юной Республике борьба, жертвой которой стал Каподистрия, помешала направлению посольства. Вследствие этого отношения эллинской иерархии с Константинопольским Патриархатом оставались по-прежнему неопределенными. В 1833 г. прибыл в Элладу избранный в результате интриг Англии греческим королем баварский принц Оттон с немецкими чиновниками. Для решения церковных дел новое правительство назначило комиссию из трех духовных лиц и четырех мирян. Комиссия пришла к заключению, что Церковь Эллинская, существующая в зависимом государстве, должна быть самостоятельна в своем управлении и независима от церковной власти, находившейся в ином государстве, и что для управления ею должен быть учрежден постоянный Синод. Правительство Оттона, содействовавшее такой постановке вопроса, торжественно обнародовало составленный регламент об устройстве управления Эллинской Церкви. В нём говорилось: Православная Восточная Апостольская Церковь королевства Греческого, духовно не признающая иной главы, кроме Основателя христианской веры, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, в правительственном же отношении имеющая своим верховным начальником короля Греции, автокефальна и независима от всякой другой власти (гл. 1). Верховная церковная власть находится под верховным надзором короля в руках постоянного Синода, называющегося Священным Синодом Греческого королевства (гл. 2). Далее в регламенте говорилось о составе Синода, его обязанностях, деятельности, об отношении его к гражданской власти и т.п. Немецкое правительство в этом регламенте поставило Синод в полную зависимость от власти гражданской. На практике оказалось, что Синод не мог вынести ни одного определения без разрешения правительства. Таким образом, антиканоническим путам была провозглашена самостоятельность Элладской Церкви. Это однако, вызвало недовольство многих греческих епископов и мирян. Последние выступили с протестами, на что правительство ответило репрессиями. Константинопольский Патриарх на провозглашение самостоятельности Эллинской Церкви без его согласия также смотрел как на дело антиканоническое. Эллинское правительство волей-неволей должно было войти в прямые сношения с Константинопольским Патриархом по вопросу об управлении Элладской Церковью. В 1850 г. оно отправило к Патриарху грамоту, в которой извещало о провозглашении самостоятельности Элладской Церкви и учреждении Синода, просило рассмотреть это учреждение, признать Синод во Христе братом и вообще благословить дело благочестивого греческого народа. Патриарх Константинопольский Анфим IV для обсуждения церковных дел Эллинского королевства собрал в том же 1850 г. Собор, в котором, кроме постоянных членов Патриаршего Синода, принимали участие пять прежде бывших Константинопольских Патриархов и Патриарх Иерусалимский Кирилл. Здесь вопрос об Эллинской Церкви поставлен был несколько иначе, чем ставило его греческое правительство. Анфим и члены Собора прежде всего заявили о том радостном чувстве, с каким они встречают старание элладских епархий, находящихся 17 лет вне церковного союза, войти в общение со своим законным Предстоятелем; затем отметили то положение, что право давать самостоятельность Церкви принадлежит Константинопольскому Патриарху; наконец, решили, чтобы элладские епархии, до сего времени соединенные с Константинопольским престолом, были на будущее время освобождены от всякой зависимости, чтобы Элладская Церковь была провозглашена автокефальной под управлением своего постоянного Синода, состоящего из архиереев. При этом Собор, вопреки регламенту греческого правительства 1833 г. постановил, чтобы Элладский Синод управлял церковными делами по божественным и священным правилам, свободно и беспрепятственно от всякого мирского вмешательства. Об этом решении Патриарх Анфим известил посланиями всех восточных Патриархов и автокефальные Церкви, в том числе и русский Святейший Синод. В 1852 г. в государственное законодательство Греции в отношении Церкви были внесены изменения с учетом соборных решении Патриархата, но в то же время многие положения регламента остались в силе (1833). Священный Синод Элладской Церкви по регламенту 1852 г. состоял из пяти членов — только архиереев, из которых один — митрополит Афинский — был председателем. Прочие члены поочередно вызывались правительством в Синод в порядке старшинства. Представителем государственной власти в Синоде являлся, назначаемый королем, прокурор, который подписывался под всеми решениями Синода. Реформа 1852 г. коснулась также и монастырей. В это время в Греции было свыше 500 монастырей. Они обладали недвижимым имуществом, занимавшим почти четверть всей греческой территории. Монахов было всего до 3000 человек. Были монастыри даже пустые, которыми владели не монахи, а частные лица. Правительство распорядилось закрыть монастыри, имеющие меньше 6 монахов. Имущество закрытых монастырей поступило в казну. После Первой мировой войны началось движение среди греческой иерархии за освобождение Церкви от государственной опеки. Однако лишь в 1923 г. был созван в Греческой Церкви Собор, который изменил её устройство, издав Основной закон Автокефальной Церкви Эллады. Во главе церковной власти в Греции стал Архиерейский Собор под председательством Афинского Архиепископа. Собор этот созывался ежегодно, а в период между Соборами текущие дела решал Св. Синод под председательством Архиепископа.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |