|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иконоборчество в Византии. Преп. Иоанн Дамаскин как защитник иконопочитания. VII Вселенский СоборИконопочитание в IV и V вв. вошло во всеобщее употребление в христианской Церкви. Почитание икон относилось не к самим иконам, а к лицам, изображенным на них. Но к VII столетию иконопочитание выродилось в простом народе в культ самих икон, принявший полуязыческий характер и отталкивающий от христианской Церкви иудеев и магометан. Некоторые соскабливали краску с икон и этим причащались, аристократы вышивали иконы на своей одежде, при крещении брались иконы вместо восприемников и др. Но, к сожалению, уничтожать эти суеверия при почитании св. икон взялась светская власть и стала уничтожать не только злоупотребления, но и всякое почитание св. изображений, и таким образом появилось иконоборчество. Первым иконоборцем был византийский император Лев Исаврянин (717-741). В начале своего царствования он одержал ряд блестящих побед над магометанами и составил план обратить их в христианство. А так как магометане смотрели на иконопочитание как на идолопоклонство, то у императора явилась мысль совершенно вывести в христианской Церкви почитание икон. Задуманное дело император повел довольно осторожно. Он вначале распорядился, чтобы св. иконы ставились повыше в церквах, чтобы народ не мог лобызать их. Против такого распоряжения восстал Константинопольский патр. Герман, а также известный св. Иоанн Дамаскин. Последний написал против иконоборчества окружное послание, в котором доказывал, что в Новом Завете допустимо изображение Бога, поскольку Он принял человеческое естество и жил на земле как человек. В защиту иконопочитания выступил и папа Григорий II, он написал императору письмо с предупреждением, что если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания, то Рим выйдет из-под его власти. Волновался и народ. Когда воин по приказанию императора начал снимать икону Христа Споручника, висевшую над воротами царского дворца, то народ опрокинул лестницу и умертвил солдата. В защиту икон поднимались народные восстания, но Лев силою оружия усмирял мятежников. В 730 г. было приказано вынести из храмов все иконы. Патр. Герман, отказавшийся выполнить это, был низложен. Низложены также и все епископы, противящиеся этому распоряжению. На Константинопольскую кафедру был поставлен Анастасий иконоборец. Это распоряжение было выполнено только в пределах Константинопольского патриархата. В Сирии и в Риме его не признали. Седьмой Вселенский соборВ 732 г. папа Григорий созвал в Риме собор и на нем предал проклятию иконоборцев, в том числе императора. Посланный императором флот с целью наказать Рим был разбит бурей, и потому император ограничился отнятием у папы Иллирийского округа, который передал Константинопольскому патриарху. В 741 г. Лев Исаврянин умер, а новый император, зять умершего, занял престол при помощи иконопочитателей, поэтому иконопочитание опять было дозволено. При сыне Льва Константине Копрониме, который начал царствовать с 743 г., преследование икон и иконопочитателей возобновилось в больших размерах, чем при отце. В 754 г. Копроним созвал в Константинополе собор, который назвал вселенским; на нем присутствовало 338 епископов, но но было ни одного патриарха. Собор постановил, что иконопочитание есть идолопоклонство, и предал анафеме всех иконопочитателей. Активных иконоборцев на соборе было немного, большинство епископов соглашались и подписывали, что им предлагалось. Затем император хотел уничтожить и почитание св. мощей, монашество, считая все это суеверием. Из пострадавших в это время за св. иконы особенно замечателен св. Стефан — новый мученик, подвизавшийся в монастыре в Вифинии. Когда Константин Копроним узнал о благочестии, святости и приверженности к иконам св. Стефана, то пригласил его к себе и начал сначала ласками, а затем угрозами убеждать отказаться от иконопочитания и признать собор 754 г. Но св. Стефан был непреклонен. Когда же император стал унижать изображения Христа и называл иконы идолами, то преподобный вынул из клобука монету и сказал: “Какое наказание заслужу я, если эту монету, носящую изображение царя, брошу на землю и стану топтать ногами? Отсюда ты можешь видеть, какого наказания достоин тот, кто оскорбляет Христа и Его Св. Матерь, предавая их иконы огню”. После этого он бросил монету на пол и начал топтать ее. Император, хотя был сильно раздражен, приказал только заключить его в темницу. Но через несколько месяцев Св. Стефан скончался мученически. Примеру императора следовали правители областей. Иконоборцы всюду жгли св. иконы, уничтожали фресковые и рельефные изображения на стенах храмов, мощи святых бросали в болота, монахов изгоняли из монастырей и мучили, опаляли волосы на голове и бороде, отрывали носы, уши, руки, заставляли вступать в брак. Но иконы можно было уничтожить только в Греческой империи. Восточные патриархи, жившие под властью мусульман, осуждали постановления иконоборцев. Западная Церковь во главе с папой Стефаном III тоже выступила против иконоборцев и при помощи франкского короля Пипина прекратила свою зависимость от византийского императора (755 г.). Тогда же скончался и Константин Копроним. Престол занял Лев Хозар, человек слабовольный; на него имела большое влияние его жена Ирина, тайная иконопочитательница. В 780 г., когда умер Лев Хозар, вместо малолетнего сына Константина престол заняла Ирина, которая и восстановила иконопочитание. На Константинопольский патриарший престол возведен был образованный Тарасий. В 786 г. созван собор в Константинополе для окончательного решения вопроса об иконопочитании. Но ввиду того, что много епископов было против иконопочитания, а также императорская гвардия противилась восстановлению иконопочитания, собор был отложен, а гвардия распущена. В 787 г., наконец, состоялся Седьмой Вселенский собор в Никее, председателем которого был патриарх Константинопольский Тарасий. Иконоборческая ересь была осуждена, епископы-иконоборцы отреклись от ереси и принесли покаяние. На восьмом заседании, которое было в Константинополе, присутствовала имп. Ирина, которая и утвердила постановления собора. На соборе было 350 отцов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |