|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные вехи истории Александрийской ЦерквиПо преданию, основана около 42 года апостолом и евангелистом Марком (ум. в 63) в Александрии (Эллинистический Египет). Для основанной в Александрии церкви он поставил первого епископа — Аниана. В Александрии евангелист завершил свой земной путь, претерпев мучения от толпы разъяренных поклонников Сераписа (в 62 или 68). Его тело было погребено христианами в церкви Вукола. Становление Александрийской церкви в первые 2 столетия после рождества Христова проходило в противостоянии с разного рода культами и религиозными сектами многонациональной Александрии. Важную роль в борьбе с гностиками, иудаизмом и язычниками к концу II века в Александрии играли дидаскалы. Несколько поколений дидаскалов III—IV веков (Пантен, Климент, Ориген и др.) заложили основы Александрийской школы богословствования, ставшей одним из важнейших богословских центров христианского мира. В 202 году император Септимий Север (193—211) посетил Палестину, после чего запретил под угрозой жестоких наказаний обращение в иудаизм и христианство. Гонения, прекратившиеся вскоре после смерти Септимия Севера, не достигли цели. Напротив, стойкость невинных мучеников подвигла к обращению в христианство многих александрийцев. В течение первых трёх столетий было построено большое количество храмов и введён собственный чин литургии — литургия апостола Марка (александрийская). В III веке в Александрийской церкви Благодаря деятельности Антония Великого появилось монашество. Оно распространилось в Египте. К концу IV века его основыми центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монашеской жизни распространился на терриории Палестины, Сирии и других стран. Официальным и литургическим языком Александрийской церкви был греческий. Большинство александрийских богословов также использовали греческий язык. С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул папы. Впервые его использовал Иракл Александрийский. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке. С 451 года за Александрийский епископом также утвердился титул патриарха. Александрийский патриархат был третий по значению после Рима и Константинополя. Александрийская Церковь пережила церковный раскол в середине V века после IV Вселенского собора, признавшим монофизитство ересью. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции внутри Александрийкой Церкви: бо́льшая часть верующих последовала за монофизитским патриархом Диоскором I (444—451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви. Меньшая часть — преимущественно североафриканские греки — остались верна православному учению и стала основой Мелькитской Церкви. С 457 года в Александрийской Церкви существовали две параллельные иерархии: греческая (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская Коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Александрийской папский престол постоянно оспаривался мелькитскими и коптскими кандидатами. С 482 по 538 годы на нём преобладали коптские патриархи монофизитской ориентации. После 538 года стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская и монофизитская коптская. Со времен императора Юстиниана I и вплоть до аннексии Египта арабами коптские патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией монастырь Святого Макария в горном Египте. По оценкам некоторых историков, к началу VII века из примерно шестимиллионного христианского населения Египта православных было всего около 300000 человек, остальные придерживались монофизитства. В период арабского господства и крестовых походов Арабское завоевание Египта (638 год) положило конец соперничеству греческих и монофизитских пап в Александрийской Церкви, поскольку греческий патриарх был вынужден бежать в Константинополь. Александрийский Папа Кир умер ещё до капитуляции Александрии (весной 642), а избранный его преемником Петр покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в Константинополе около 654 года. После него преемство православных Александрийских Пап прервалось более чем на 70 лет. Александрийская Церковь окончательно пришла в упадок и находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. Только в 727 году на Александрийский папский престол при поддержке византийского императора Льва III был избран папа Косма I (727—767). В 731 году при халифе Хишаме, православным Египта было позволено восстановить пост Александрийского Папы. Папа Косма, хотя и был в прошлом малограмотным ремесленником, сумел добиться у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев. В тот период Александрийская Церковь переживала кризис, связанный с новой волной распространения монофелитства. Папа Косма I отрёкся от монофелитства на поместном соборе 743 году. Коптская Церковь во время арабского правления имела относительную свободу, в то время как греческая Церковь подвергалась гонениям, а также экономическому и социальному угнетению со стороны мусульманских властей, которые рассматривали мелькитов как провизантийскую партию. К XIII веку численность православного населения в Александрии составляла около 100 тысяч человек. Во время Крестовых походов установились связи Александрийского папства с Римским. По просьбе Александрийского папы Николая I (ок. 1210—1218) Римский Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований со стороны сарацин. Посланием Ex litteris quas от 29 апреля 1213 Иннокентий III пригласил Николая I на IV Латеранский собор, на котором Александрийскую Церковь представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи Александрийского Церкви с Римом были прерваны, о чём свидетельствует возведение Крестоносцами на Александрийский папский престол первого латинского патриарха Афанасия Клермонского в 1219 году. Впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться на Александрийском папском престоле и считались титулярными. Окончательно латинское Александрийское папство было упразднён в понтификат Папы Иоанна XXIII. В 1439 году Александрийский папа Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор). В период турецкого господства В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи. Резиденция Александрийского папы была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике Александрийской церкви византийской литургии. Немногочисленной паствой управлял фактически сам папа, при котором иногда был ещё один епископ. В Оттоманской империи Александрийская Церковь во многом сохранила своё значение благодаря тому, что султаны наделяли православных патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). Посетивший в 1657 году Египет русский монах Арсений (Суханов) сообщал, что в Каире «постоянно живут 600 православных арабов и эллинов». Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжёлом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных Патриархов и помощи православных государств (прежде всего, России) начавшейся ещё во времена Ивана IV Грозного. С XVI века начали развиваться отношения Александрийской Церкви с Россией, первым из Александрийских пап побывал в России патриарх Паисий, принимавший участие в соборе 1666—1667 годов, низложившем патриарха Никона. Во время восстания против наполеоновских оккупационных войск, занявших Египет в 1798, толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. Положение православных улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али, установившего религиозную свободу. Египетский наместник султана Мухаммед Али, взяв курс на самостоятельность Египта, восстановил порядок в стране и, будучи человеком прагматичным, веротерпимым и заботясь о доходах казны и развитии промышленности, покровительствовал христианским общинам. В Египет из других османских владений устремилось множество греков. Зависимость православного Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX века. Последним назначенным в Константинополе Александрийским папой церкви стал Иерофей I (1846/1847-1858), вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. К началу XX века православная община (главным образом за счёт иммиграции) насчитывала уже около 100 тыс. человек (63 тыс. греков, остальные — арабы). Александрийская Церковь в XX веке Реформатором церковной жизни в православной Александрийской церкви стал патриарх Фотий (1900—1925); при нём Алесандрийская церковь начала выпускать свои печатные издания, в том числе периодические. В начале XX века шла обширная иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет, в результате чего к 1930 году православные составляли в стране около 150 тысяч человек. Преемник Фотия, патриарх Мелетий II (1926—1935), составил правила самоуправления для Александрийской церкви и подал их на рассмотрение египетскому правительству, которое одобрило их. С этих пор Александрийский патриархат стал независимым и даже получил защиту государства. Патриарх Мелетий также основал семинарию Святого Афанасия, упорядочил систему церковного судопроизводства и распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки». Митрополит Леондопольский Христофор II (1939—1967), был избран на патриарший престол 21 июля 1939 года. После Второй мировой войны, из-за эмиграции в другие страны (главным образом в Австралию) произошло сильное сокращение греческой паствы в Египте. Он положил основание современной миссионерской деятельности Православной Церкви на африканском континенте. Вследствие деятельности повстанцев мау-мау, в 1952 году британские колониальные власти в Кении объявили чрезвычайное положение; православная Церковь была запрещена, храмы и школы были закрыты, за исключением собора в Найроби, бывшего преимущественно греческим. При патриархе Николае VI (1968—1986), в 1982, в Найроби (Кения) открылась духовная семинария, где обучаются будущие православные священники из многих стран Африки. С 1997 по 2004 годы предстоятелем Александрийской церкви был Петр VII, 115-й Патриарх Африки. Современность С октября 2004 предстоятель церкви — Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II. В настоящее время Александрийская Церковь насчитывает всего около 6 млн. верующих, которые объединены в 5 египетских и 19 африканских епархий. Богослужение совершается на древнегреческом, арабском и местных языках. (В частности в Кении основной литургический язык - суахили.) В африканских епархиях ведутся работы по переводу Богослужения и на др. местные языки.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |