АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные вехи истории Православной Церкви Чешских земель и Словакии в ХХ веке

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  3. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  4. II. Основные задачи и функции
  5. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  6. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  7. III. Методологические основы истории
  8. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  9. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  10. VI.3. Наследственное право: основные институты
  11. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  12. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

В 1903 г. православные чехи создали в Праге религиозное общество “Православная Беседа”, заменявшее церковный приход, организовать который не разрешили австрийские власти. Но, несмотря на притеснения, чинимые австрийскими католическими учреждениями, Православие возрастало. После Первой мировой войны ревностным защитником и проповедником Православия выступает епископ Горазд (чех).

Епископ Горазд (в миру Матфей Павлик) родился в 1879 г. в селе Груба Врбка (южная часть Моравии) от родителей римо-католиков. Окончил гимназию и Богословский факультет в Оломоуце. Ещё обучаясь в гимназии, он самостоятельно изучил церковно-славянский язык. В 1900 г. Матфей Павлик посетил Киев с целью поклонения киевским святыням и ознакомления с жизнью Русской Церкви. Через два года в римо-католическом соборе св. Вацлава (Вячеслава) в Оломоуце он был рукоположен в сан священника. Отец Матфей служил на разных местах, занимал должность духовника в женском монастыре ордена Св. Креста.

По окончании войны, в 1920 г., отец Матфей выходит из Римской Церкви и присоединяется к новому религиозному движению — Национальной Чехословацкой Церкви, в которой защищает Православие и выступает за присоединение этой Церкви к Православной Вселенской Церкви.

Мысль об основании Национальной Чехословацкой Церкви зародилась в организации римо-католического духовенства — “Реформистской фракции римско-католического духовенства”, — которая требовала от Римского папы:

1. разрешение от целибата;

2. основание Чехословацкой католической патриархии;

3. введение в качестве литургического языка чешского взамен латинского.

Папа ответил отказом на эти требования. Это привело к усилению реформистских настроений в организации и ускорило образование Национальной Чехословацкой Церкви, численностью до 500000.

Присоединившись к Национальной Чехословацкой Церкви с целью привести её в каноническое общение с Православием, отец Матфей Павлик сразу выступил на защиту Православия, против рационализма и радикальных реформистских устремлений основателя организации — доктора богословия Карла Фарского и его группы. Отец Матфей добился того, что на I-ом Соборе в январе 1921 г. большинство участников высказалось за принятие православного учения и присоединения к Православной Церкви. А II-й Собор, состоявшийся в августе 1921 г. в присутствии делегата Сербской Православной Церкви епископа Досифея, уже принял православное вероучение, выраженное на Вселенских и Поместных Соборах, и Церковь стала именоваться Православной Чехословацкой Церковью. Тогда же Фарский, желая получить хиротонию и основать затем епископальную церковь на реформатских началах, притворно отказался от своего учения и заявил о принятии православия. Приняв это во внимание, Собор выдвинул трех кандидатов во епископы:

1. Д-ра Карла Фарского — для Пражского диоцеза (епархии);2. Рудольфа Паржика — для Восточно-Чешского диоцеза;3. Матфея Павлика — для Моравско-Силезского диоцеза.

Однако хиротония первых двух кандидатов была отменена в связи с тем, что последовал протест от ряда церковных приходов, которые заявили, что Фарский и Паржик исповедуют Православие притворно. А отец Матфей Павлик принял в Сербии монашество (в сентябре 1921 г.) с именем Горазда и через 4 дня там же был хиротонисан во епископа Патриархом Димитрием. Как только он вернулся на Родину, между ним и Фарским развернулась борьба. В Чехословацкой Церкви возникли две общины: православная, возглавляемая еп. Гораздом, и реформатская — под руководством Фарского.

В 1922 г. епископ Горазд совершил поездку в Америку для организации там чехословацких православных приходов. В его отсутствие противники Православия в Чехословакии развернули активную деятельность. Фарский и Калоус (бывший католический священник и доктор богословия) издали “Катехизис”, в котором отрицалось Божество Иисуса Христа и вообще существование личного Бога; Спаситель признавался одним из пророков, подобных Моисею, Сократу, Магомету, Зороастру, Гусу; вместо Духа Святого признавалось некое “Божие воодушевление в человеке”; отрицалось приснодевство Богоматери; утверждалось происхождение человека от животного; Священное Писание принималось как естественное человеческое произведение, не имеющее в себе чего-либо Божественного и т.д. Выход в свет этого “Катехизиса” способствовал тому, что Сербская Церковь прекратила общение с Национальной Чехословацкой Церковью.

Когда епископ Горазд возвратился на родину из Америки, его ожидала тяжелая борьба с еретиком Фарским и его группой. После почти 2-х летней борьбы, в 1924 г., Горазд вышел из Чехословацкой Церкви и организовал православную общину с подчинением её Сербской Церкви. Дальнейшей его целью было объединение всех православных в Чехословакии в одну Церковь.

С выходом епископа Горазда Чехословацкая Церковь стала существовать как модернистская организация, называющая себя Чехословацкой Гуситской Церковью. Представители этой организации считают себя последователями гуситов. У них есть священники, епископы, патриарх, поставленные мирянами. Священниками и диаконами у них поставляются и женщины. Священники имеют право несколько раз жениться. Имеется у них в Праге и Богословский факультет имени Яна Гуса.

Параллельно с Чехословацкой Церковью в Праге существовала “Чешская православная община”, преобразованная в 1920 г. из бывшей “Православной беседы”. Она находилась в юрисдикции Сербской Патриархии. “Чешская православная община” пригласила из Волыни архим. Савватия (чеха) по национальности, и обратилась с просьбой к Сербской Церкви о его хиротонии во епископа. Не дождавшись ответа от Сербского Патриарха, архим. Савватий направился в Константинополь. В 1923 г. в Стамбуле Константинопольский Патриарх хиротонисал его во епископа и назначил “Архиепископом Пражским и всея Чехословакии”. Таким образом, православные чехи оказались разделенными. Те, что были с архиеп. Савватием, вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви, сторонники же Горазда остались в юрисдикции Сербской Патриархии. Вскоре, однако, последователи Савватия стали покидать его и переходить к еп. Горазду. В 1929 г. Чешская православная община под руководством еп. Горазда была преобразована в Чешскую православную епархию Сербской юрисдикции. Епископ Горазд постепенно добился выделения от государства субсидий для духовенства. При нем строятся храмы, налаживается внутренняя церковная жизнь. Он трудится над переводами богослужебных книг, пишет “Жития святых”, ездит по приходам с проповедью. Почти каждый год при нем освящается новый храм, подготавливаются священники в Сербии, Румынии.

Во время Второй мировой, войны епископ-патриот не мог примириться с оккупацией нацистами Чешской земли. Он подготовил рукопись обширного труда о церковно-политическом развитии чешского народа и государства с самого начала его истории; в этом труде была подвергнута научной критике нацистская идеология.

В мае 1942 г. членами народно-освободительного движения был уничтожен нацистский правитель Гейдрих, известный во многих европейских странах своим террором и насилием. Младший священник Пражского кафедрального храма Владимир Петршек с ведома еп. Горазда представил героям убежище в крипте храма и тайно носил им пищу, пока полиция не узнала о месте их пребывания. Епископ Горазд с двумя пражскими православными священниками и старостой Пражского церковного прихода были приговорены к смертной казни. 4 сентября 1942 г. приговор был приведен в исполнение.

Вслед за этим событием оккупанты запретили существование Чешской Православной Церкви, конфисковали её имущество, закрыли храмы, духовенство арестовали и сослали на принудительные работы на немецкие фабрики и под угрозой смерти запретили богослужения и какую бы то ни было деятельность Чешской Православной Церкви. Три года, до конца войны, верующие оставались без официального богослужения. Но, невзирая на угрозы гитлеровцев, прихожане тайно собирались на богослужения в частных квартирах. Здесь же совершались таинства Крещения и Бракосочетания.

Только в мае 1945 г. с восстановлением независимой Чехословакии и победой над нацистами деятельность Церкви возобновилась; в октябре 1945 г. в Прагу прибыл командированный туда Святейшим Патриархом Алексием архиепископ Орловский и Брянский Фотий. Духовенство Чехии и Пряшевщины подало прошение святейшему Патриарху Алексию о принятии его под свой первосвятительский омофор, а Священному Синоду Сербской Церкви было направлено прошение о разрешении на выход из её юрисдикции. В результате прошения православных чехов и словаков начались переговоры между Русской и Сербской Церквами, приведшие к тому, что Архиерейский Собор Сербской Церкви своим определением от 19-20 марта 1946 г. дал согласие на то, чтобы Патриарх Московский и всея Руси направил в Чехословакию епископа Русской Церкви для возглавления Чешской епархии. Священный Синод Русской Православной Церкви образовал на территории Чехословакии Экзархат Московского Патриархата. На кафедру Экзарха с титулом архиепископа Пражского и Чешского был назначен епископ Ростовский и Таганрогский Елевферий с местожительством в г. Праге.

В 1951 г. была провозглашена автокефалия Православной Чехословацкой Церкви.

В 1955 г. митрополит Елевферий по болезни возвратился на Родину и был назначен на Ленинградскую кафедру (+1959 г.) Поместный Собор 1956 г., на котором присутствовала делегация Русской Церкви, избрал нового митрополита Иоанна, который возглавлял Церковь до своего возвращения в Советский Союз в 1964 году.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)