|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Православная Церковь в Болгарии в XII-XIV вв. Тырновский ПатриархатВ 1186 г. болгары завоевали независимость и два брата, Петр и Асень, восстановили Болгарское царство, хотя и не в прежних границах, со столицей в Тырнове. Так как г. Охрид в тот момент оставался во власти греков, то в пределах восстановленного царства была основана новая Церковь во главе с Архиепископом, престол которого находился в Тырнаве. Таким образом, в Болгарской Церкви стало два Архиепископа — один в пределах Византийский империи, другой — в пределах Болгарского царства. С Византийской империей болгарские цари Петр и Асень, а равно и преемник их Иоанн Калиян (1195-1207) находились в сложных отношениях. Последний, стремясь укрепить свою власть и положение Болгарии на международной арене, завязал отношения с Римом; на папском престоле в то время был Иннокентий III, известный поборник папского всевластия в гражданских и церковных делах народов Европы. Пользуясь случаем для осуществления своих целей, Иннокентий предложил болгарскому царю Калияну короновать его венцом, но с тем условием, чтобы Болгарская Церковь подчинилась апостольскому престолу. Калиян согласился на такое предложение, а равно согласился и Тырновский Архиепископ, после чего прибывший папский легат в 1204 г. короновал Калияна королевским венцом и Тырневского Архиепископа возвел в звание примаса Болгарской Церкви. Таким образом, Болгарская Церковь, казалось бы, подчинилась папе, но в действительности этого не было, — подчинение состоялось в видах политических и было только на бумаге. После коронования Калияна никто в Болгарии не думал более о подчинении папе, и всякие сношения с Римом скоро совсем прекратились. После завоевания крестоносцами Константинополя (1204) Византийская империя сосредоточилась в своих малоазиатских владениях (Никейское государство) и находилась в то время в бедственном положении; Болгарское же царство, напротив, при царе Асене II (1221-1245 гг.), под властью которого находилась большая часть Балканского полуострова, достигло высшей степени своего могущества. Такое положение дел расположило греческого императора Иоанна Дуку (1222-1255) искать союза с Асенем, он просил руки дочери Асеня для своего сына. Асень воспользовался этим не только для восстановления общения Болгарской Церкви с Греческой, но и для восстановления патриаршества в Болгарии. По его настоянию, император и Константинопольский Патриарх с другими восточными Патриархами предоставили Тырновскому Архиепископу титул Патриарха. Впрочем, в последующие времена Константинопольские Патриархи, признавая за Тырновскими Предстоятелями автокефальное право и патриарший титул, все-таки не хотели признавать их равными себе. Из Охридских Архиепископов особенную известность в истории получил Феофилакт Болгарский. Он жил во второй половине XI в. и в начале ХII в. Подробности о его жизни не сохранилось. Известно, что он в Константинополе занимал должность диакона при Софийской Церкви и был близок ко двору императора Михаила VII (1071-1078 гг.), пользовался особенным благовонием императрицы, которая избрала его, после смерти своего мужа, воспитателем 4-х летнего сына Константина. Но семейство императора Михаила подверглось опале, и Феофилакт был удален из столицы с почетным назначением Архиепископа в Болгарию. Неизвестно, сколько времени он находился в Болгарии и когда умер. Он особенно известен своими толкованиями на книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Лучшим его комментарием считается комментарий на Евангелия, особенно на Евангелие от Матфея. Кроме толкований, от него осталось полемическое сочинение против латинян, написанное в примирительном духе, и слово о 15 мучениках, пострадавших при Юлиане. Ценным памятником литературной деятельности Феофилакта считается его переписка. От него сохранилось около 120 писем к высшим духовным и светским лицам. Они имеют историческое значение. В них сообщается много исторических сведений, касающихся современного ему положения Болгарии, управления империей и разных деятелей времени Алексея Комнина. Выдающимся церковным деятелем Болгарии был патриарх Феодосии Тырновский, ревностный поборник православия, причисленный к лику святых. В его время, благодаря покровительству болгарского царя Иоанна-Александра (1331-1365 гг.), церковная жизнь в Болгарском Патриархате пришла в цветущее состояние. Древний Рыльскии моyастырь в Болгарии обогащен был щедрыми пожертвованиями царя. В Витошке возник своего рода болгарский Афон, построено было 14 монастырей. Патриарх Феодосий воспитал для церковной деятельности много людей, которые были усердными его помощниками и продолжателями его дела. Из замечательных Тырновских Патриархов последним был Евфимий. Ему принадлежит великая заслуга — исправление богослужебных книг. За этот труд его многие называют болгарским Никоном. Кроме того, он боролся с еретиками, заботился о поднятии нравственности и религиозного образования в народе. Он создал около себя целую школу писателей из болгар, сербов и русских, и сам составил несколько сочинений, состоявших из жизнеописаний болгарских святых, похвальных слов и посланий. В бедственную войну болгар с турками (1393 г.) он, в отсутствие царя, находившегося на полях битвы, был правителем и опорою бедствующего народа. Доблестный иерарх показал пример патриотизма, смело отправившись в лагерь турок умолять их о пощаде. Сам турецкий полководец был изумлен таким подвигом Патриарха, принял его довольно ласково и отпустил с миром. Но, по взятии Тырнова, Евфимий был присужден к обезглавливанию, правда, затем он был помилован и сослан во Фракию, где и скончался. В народе сохранилась о нем память как о национальном герое и благодетеле страны. Болгарская Церковь причислила его к лику святых. В конце ХIV века (1393-1398 гг.) Болгария пала под натиском османских турок, успевших ещё ранее утвердиться на Балканском полуострове, а вместе с ней окончилось и существование Тырновского Патриархата. Соборная Церковь была обращена в мечеть; все епархии Тырновского Патриархата подчинены Константинопольскому Патриарху. Что касается Охридсксй Архиепископии (с греками архиепископами и епископами), то она по-прежнему оставалась автокефальной как до падения Византийской империи (1453 г.), так долгое время и после падения её. Только в ХVIII веке (1767 г.) Константинопольскому Патриарху Самуилу I удалось подчините её своей власти.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |