|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ересь Ария. I Вселенский Собор. Церковная деятельность императора Константина ВеликогоЭдиктом Константина Великого от 313 года объявлена веротерпимость в Греко-Римской империи, и дозволено было всем принимать христианскую веру (см. “Ж.М.П.”, 1953, 6). Но восточный император Ликиний, издавая вместе с Константином такой эдикт, поступил таким образом не из расположения к христианам, а по обыкновенному чувству справедливости. Поэтому, когда возникли, между ним и Константином неприязненные отношения, в основе которых лежал вопрос, двум или одному государю быть в империи, Ликиний, подозревая восточных христиан в сочувствии Константину, стал притеснять их: запрещал епископам выходить из своих областей для составления соборов, приказывал составлять богослужебные собрания за городом, в открытом поле, разрушил или запер несколько церквей в Понте под тем предлогом, что в них молятся не за него, а за Константина, и замучил нескольких предстоятелей тех же понтийских церквей. Наконец, в 323 году произошла война между Константином и Ликинием, окончательно решавшей вопрос о христианстве и единодержавии. Ликиний, предполагавший было после победы над Константином “устремиться войной на безбожных”, т.е. христиан, сам был разбит в нескольких битвах и лишился жизни. Сделавшись единодержавным государем во всей Греко-Римской империи, Константин мог теперь беспрепятственно посвятить себя на служение Церкви. Хотя он не тотчас принял крещение, но уже с 313 года сделался настоящим христианским государем, почему и делал все, что было в его власти, для блага Церкви. Так, вступая в управление восточною половиною империи, в изданном по сему случаю манифесте он высказывал желание, чтобы все его подданные были христианами, и вообще, при всяком удобном случае старался обратить на путь истинный своих языческих подданных. Его воззвания и убеждения не оставались без последствий: многие из язычников обращались к христианству. Далее, он дал христианской Церкви многие важные привилегии — допустил христиан к занятию важных государственных должностей, сам лично делал большие пожертвования на христианские храмы, построил несколько новых храмов, особенно в Палестине, в чем его усердию помощницею была его мать Елена. Со времени Константина Иерусалим опять стал называться этим именем, вместо названия Елии Капитолины, данного ему Адрианом. Наконец, — что важнее всего, — Константин поставил христианскую Церковь в такое положение в империи, что ее дела как общества, тесно связанного со всей государственной жизнью, признавались делами государственной важности. Что касается отношения Константина к язычеству, то он поступал в этом случае как глубокий политик. Он понимал, что язычество должно само собою по естественному ходу вещей уничтожиться. Поэтому не предпринимал никаких строгих мер против него, тем более, что язычников в империи было гораздо больше, чем христиан. Константин не закрывал языческих храмов, не отнимал жалования у языческих жрецов, даже не сложил с себя титула верховного жреца (pontifex maximus), который носили римские императоры. Вообще он постоянно говорил, что религия есть дело совести, и оказывал замечательную терпимость ко всем своим языческим подданным, не исключая и солдат-язычников, которых он не принуждал исполнять христианских обрядов. Только те языческие храмы, которые оставались без употребления после обращения в христианство жителей известной местности, были им закрываемы, и здания их отдавались христианам, или храмы, в которых совершалось служение разврату и чрез которые распространялись суеверия, по его приказанию были разрушаемы до основания. Язычество особенно сильно было в Риме, где ему преданы были многие знаменитые фамилии, и было много последователей неоплатонизма. Не желая встречать противодействия со стороны закоренелых римских язычников своим заботам об упрочении христианства во всей империи, Константин решился оставить языческий Рим и в 330 г. перенес свою столицу в Византию, которая была названа по его имени Константинополем. Здесь он основал столицу вполне христианскую, уничтожив идолов и украсив город христианскими храмами. В 337 году Константин принял крещение от Евсевия, епископа Никомидийского, а затем вскоре умер на 65 году своей жизни, причисленный Церковью к лику святых, а римским языческим сенатом, по давнему языческому обычаю, — к сонму богов. Арий и его учение о Сыне Божием В ряду вновь появившихся ересей в Церкви первое место занимает арианство, которое свое название получило от Ария, пресвитера Александрийского. Образование Арий получил в Антиохийской школе. Усвоив направление Антиохийского училища, которое исключало всякого рода таинственность в понимании догматов веры, он стремился представить учение о Св. Троице в яснейшем и простейшем виде, так, чтобы оно было вполне понятным для разума. Общецерковное учение о равном достоинстве всех Лиц Св. Троицы, по мнению Ария, кроме того, что было полно таинственности, заключало в себе противоречия, необъяснимые для разума. Если признать, что Лица Св. Троицы имеют одинаковое Божеское достоинство, думал он, то выйдет три Бога, что противно верованию Церкви в единого Бога, а если признать, что Лица Св. Троицы имеют одно Божеское существо, — то это поведет к слиянию и отрицанию троичности, т.е. ереси Савеллия, осужденной Церковью (Савеллий (III в.) был представителем монархиан-модалистов). Арий поэтому стал утверждать, что один только Бог Отец есть истинный Бог, а Сын Божий и Св. Дух имеют природу отличную от природы Отца и находятся в подчиненном отношении к Богу Отцу как источнику своего бытия. К такому выводу Арий пришел, неправильно основываясь на учении Оригена, который Бога Отца называл Самобогом, а Бога Сына — вторым Богом. Но о неравенстве Лиц Ориген ничего не высказывал, а наоборот, учил о единосущии Св. Троицы. Сделав ложный вывод из положений Оригена, Арий утверждал: если Отец родил Сына, то Он имеет начало бытия, значит, было время, когда Сына не было. Слово “рожден” неуместно прилагать к Божеству, а лучше сказать: Сын произошел из небытия, т.е. Он сотворен. Св. Дух тоже есть творение и занимает место ниже Сына. Это учение было ужаснейшею ересью, которая ниспровергала догмат искупления. Заблуждение Ария могло бы не произвести сильных волнений в Церкви, если бы Арий не был человеком гордым, честолюбивым, красноречивым оратором. Он домогался епископской кафедры и, не получив ее, выступил против епископа Александрийского Александра, опровергая православное учение о Св. Троице, какое твердо исповедовал св. Александр. В 321 г. еп. Александр созвал собор из епископов своего округа и осудил Ария. Арий удалился в Палестину, где нашел приверженцев из своих товарищей по образованию; Евсевия Никомидийского, Мария Халкидонского и других епископов. Начала вестись сильная пропаганда арианских идей среди населения. Арий писал письма к высокопоставленным лицам, для простого же народа составлял песенники, где излагал свое еретическое учение в общедоступной форме. Первый Вселенский Собор Ересь Ария охватила собою весь Восток. Возникшие споры дошли до сведения императора Константина Великого, который постановил созвать собор из всех епископов, чтобы решить вопрос об учении Ария. В 325 г. в Никее был созван из 318 отцов Первый Вселенский собор. В нем принимали участие: Александр Александрийский, Николай Мирликийский-исповедник и чудотворец, Иаков Низибийский и Спиридон Тримифунтский — чудотворцы, Пафнутий-исповедник. Из западных отцов были: Осия Кордубский, Цецилиян Карфагенский и представители папы Римского. Во главе двадцати арианских епископов стоял Евсевий Никомидийский. Были епископы, которые составляли середину между православными и еретиками, как Евсевий Кесарийский (Кесарии Палестинской), называвший Сына Божия подобосущным (омиусиос — подобосущный, в отличие омоусиос — единосущный). Император предложил Арию оставить свое учение, но Арий проявил жестокое упорство. Началось совещание. В спорах с арианами особенно отличался присутствовавший на соборе архидиакон еп. Александра Александрийского — св. Афанасий, который доказывал, что ариане в своем учении сами себе противоречат, называя Сына тварью и в то же время приписывая Ему в творении мира творческую силу, которая принадлежит, по их учению, только одному Богу. На стороне православных было большинство, и их же стороны держался император Константин. Вынесено было определение, что Сын непостижимым образом произошел из сущности Бога Отца прежде всех век. Это вероопределение есть известный Символ веры. Отказались подписать это вероопределение Арий и два епископа, за что были отлучены от Церкви. Евсевий Никомидийский, бывший во главе арианских епископов, подписал символ в числе других, но подписать осуждение Ария отказался. Никейский собор составил еще 20 канонов, касающихся церковной дисциплины.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |