АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие христианского богословия на Востоке. Александрийская и Антиохийская школы, их характеристика, наиболее известные представители

Читайте также:
  1. B) наиболее часто встречающееся значение признака в данном ряду
  2. I. Развитие аналитических техник
  3. II. Развитие политической рекламы и PR.
  4. IV. Коммуникативное развитие
  5. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 3 страница

Первохристианские общины не нуждались в богословских школах: христианское учение принималось и усваивалось в них верой и укреплялось высотой и силой духа и строя всей христианской жизни.

В послеапостольское время, в связи с массовым принятием христианства язычниками, явилась нужда в систематическом изложении и научном обосновании истин христианской веры. Руководители христианской Церкви ощущали потребность противопоставлять ложному гнозису ученых и ложному учению еретиков истинное христианское знание. При этом сразу же определилось два направления богословской мысли. Одно раскрывало христианское учение на основе Св. Писания и Св. Предания, чуждаясь философских умозрений. Вера считалась здесь выше разума. Другое направление, наоборот, считало полезным поражать гностиков их же оружием, т.е. пользоваться при изложении веры философскими умозрениями. Здесь признавались, таким образом, права разума на участие в делах веры, но, однако, в известных границах. Первое направление преобладало в школах Малоазийской и Северо-Африканской, второе - в школах Александрийской и Антиохийской.

В истории развития богословской науки наибольшее значение имели две последние школы. Из них вышли или с их направлением были связаны виднейшие представители богословской мысли в период вселенских соборов. Стремясь согласовать веру и знание, эти две последние школы, однако, имели и существенные расхождения между собою. Кроме указанных школ, большое значение имели и христианские училища, существовавшие еще со II и III вв. при епископских кафедрах, монастырях, где желающие могли получить богословское образование.

Однако, этих христианских школ было недостаточно, а поэтому пастыри Церкви получали нередко образование в существующих языческих классических школах, которые были в Афинах, Константинополе, Никомидии и других городах, а затем специально богословское образование получали в христианских школах или в клире. Клир, как и в прежнее время, служил практической школой для приготовления к пастырству.

На Востоке в IV в. особенно славился клир св. Василия Вел., а на Западе - св. Амвросия Медиоланского. Некоторые епископы, например, блаж. Августин, устраивали при своих кафедрах нечто вроде духовных семинарий.

Почти все отцы и учители Церкви считали нужным для пастыря знать светские науки. Несмотря на то, что первоначально светское образование можно было получать у языческих риторов, в языческих школах, многие отцы Церкви (св. Василий Вел., Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.) там обучались. Лишь немногие церковные писатели (св. Григорий Двоеслов) не желали знать светской учености.

Христианская наука возникла не без связи с языческой, а поэтому в христианских школах высшего типа пользовались орудиями науки языческой. В Александрийской школе, например, во времена Оригена обучение начиналось с логики и диалектики, затем переходило к изучению природы, геометрии, астрономии - все это для того, чтобы возбудить разумное удивление перед Мироздателем; дальше изучалась этика и, наконец, философия. Затем изучалась уже собственно христианская наука, христианская философия, богословие, Свящ. Писание, экзегетика, аскетика, церковное красноречие.

В IV и V вв. на Востоке особого расцвета достигли школы Александрийская, Антиохийская и Эдесско-Низибийская. В них главным образом и было сосредоточено богословское образование.

С половины V зека, когда в Антиохийской и вслед за ней в Александрийской школах стали проводиться еретические взгляды, эти центры просвещения потеряли для нас значение.

Школа Ново-Александрийская

Богословская школа в Александрии славилась еще в III в. Знаменитый учитель ее Ориген довел ее до цветущего состояния. Он же, пользуясь мистико-аллегорическим способом толкования Свящ. Писания, почитая языческую философию, особенно Платона, стремясь согласовать Св. Писание с языческой философией, сообщил ей созерцательное направление. Ориген, как известно, как в своих догматических воззрениях, так и в толковании Св. Писаная доходил до противоречий Св. Преданию. В IV в. все оригеновские крайности были отвергнуты, и школа стала называться поэтому Ново-Александрийской.

Характерную черту школы составляло теперь стремление в воззрениях на догматы сообразоваться с церковным Преданием. Это новое направление школе сообщил св. Александр Александрийский - первый борец с арианством.

К особенностям Александрийской школы относится ее гносеология и метод научно-богословского исследования. Лучшим средством к познанию александрийцы считала не рассудок, а веру. Участие разума в познании этим, однако, не устранялось, а ограничивалось.

Яркие представители: св. Афанасий Великий, Дидим Великий свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский

Антиохийская школа

Основана была в конце III в., но расцвета своего достигла в IV в. Антиохийская школа, в противоположность мистико-аллегорическим стремлениям Александрийской школы, отличалась более рассудочным направлением. Антиохийцы отрицали всякую отвлеченность в познании догматов. Ясное и отчетливое понимание христианского вероучения и изложение его по правилам логического мышления составляло отличительную черту антиохийских богословов. Антиохийцы оказали большие услуги в области толкования Св. Писания, которое толковали при пособии филологии, археологии и т.п., исследуя прямой, буквальный смысл Св. Писания.

Таким образом, Антиохийская школа со своим особым направлением как бы дополняла школу Александрийскую. Особенностью антиохийцев была их всесторонняя светская и философская образованность, преобладание аристотелевской философии над платоновской. Крайнее развитие рационализма в этой школе привело некоторых антиохийских ученых, например, Феодора Мопсуетского, Нестория к ереси.

Яркие представители: св. Кирилл Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст и блаж. Феодорит Кирский.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)