|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные вехи истории Иерусалимской Православной Церкви в XVI-XX вв. Проблема святых мест. Святогробское братство. Русское присутствие в Палестине в XIX – начале ХХ ввТурецкое завоевание Палестины в 1517 году положило начало относительно спокойному периоду в жизни Иерусалимской православной церкви. Под оттоманским господством православный патриархат закрепил свои позиции на Святой Земле и постепенно из крайне бедной церкви превратился во влиятельную силу. Первый Иерусалимский патриарх из числа греков, Герман I (1537-1579 года), завязал прямые отношения с царем Иваном Грозным. Когда власть перешла в руки патриархов-греков, дела у церкви пошли в гору: появились деньги для ремонта ветхих зданий, и драгоценная церковная утварь. Греки принялись расширять свои владения преимущественно за счёт других православных Церквей, скупая грузинские и сербские монастыри на Святой Земле. С течением времени греки сумели не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры Патриархата и Святогробское братство, но и завладеть теми Святыми Местами и монастырями, которыми ранее распоряжались арабы, грузины и сербы. Когда патриарх Феофан III (1608-1644 года) по решению иерусалимского кадия (судьи) отнял у Римской курии Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в тюрьму (тот, подкупив евнуха, смог бежать в Константинополь). Патриарх Паисий (1645-1660 года) также по приказу османских властей был заключен в тюрьму, но уже по обвинению в изготовлении короны для московского царя (хотя это была всего лишь митра, привезенная им из Москвы и украшенная драгоценными камнями). Но реформаторское движение в Богемии не кончилось сожжением Гусса. Богемцы восстали почти поголовно против Римской Церкви. Дело произошло таким образом. С согласия Гусса его последователи, называемые ГУССИТАМИ, ввели у себя причащение мирян под обоими видами и, когда Констанский собор отверг такое причащение как еретическое, решились оружием завоевать себе чашу. К гусситам пристали многие богемские граждане и дворяне. Предводителем их был некто Иоанн Жижка. Он с 40000 приверженцев укрепился на горе, которую назвал Фавором (отсюда название гусситов табориты), и начал ожесточенную борьбу с поборниками латинства. Вскоре борьба приняла громадные размеры. Папа Мартин V посылал в Богемию несколько крестоносных ополчений, но ничего не достиг. Гусситы с успехом отражали все нападения. Второй предводитель их (с 1424 г.), Прокоп Большой, своими победами над крестоносцами наводил ужас на соседние страны. В таком положении находились дела до открытия Базельского собора (1431 г.), который, между прочим, принял на себя заботу примирить гусситов с Церковью путем переговоров и уступок. Одна часть гусситов, под условием сохранения причащения под двумя видами и проповеди на родном языке, присоединилась, а другая осталась непреклонной. Впоследствии папа объявил указанные уступки, данные собором гусситам, недействительными и послал против чехов войска. Потерпев поражение, гусситы смирились. Остатки их образовали небольшую общину под именем богемских, или моравских, братьев, которые в XVI в. стали в один уровень с реформатскими обществами. Русская духовная миссия в Палестине Путешествие в Святую Землю и в святый град Иерусалим издавна было вожделенной целью каждого русского паломника. Стремление благочестивых русских людей в Святую Землю началось весьма скоро после принятия на Руси христианства. Несмотря на дальность и трудность пути волна паломников в страну священных для каждого христианина воспоминаний непрерывно росла и вскоре приняла массовый характер. Это паломничество явилось ярким выражением того тяготения, которое имела Русская Православная Церковь к сближению с Матерью всех церквей - Церковью Иерусалимской и с другими восточными церквами. Их трудное положение привлекало внимание Русской Церкви к нуждам православия на Востоке, и в 1847 году Святейший Синод решил учредить в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию, которая должна была представительствовать от лица Русской Православной Церкви перед Иерусалимским Патриархом, содействовать духу православия и помогать русским паломникам в Святой Земле. Выполняя эти задачи, Русская Духовная Миссия вела большую духовно-просветительную и благотворительную деятельность: учреждала школы, типографии, библиотеки, приюты и богадельни, строила храмы и странноприимные дома. Начальником Миссии был назначен архимандрит Порфирий (Успенский) (см. "Ж.М.П.", 1957, 8.), незадолго до этого посетивший Восток с научной целью и считавшийся его знатоком. Штат Миссии вместе с ее начальником состоял из четырех человек. По прибытии в Иерусалим Русская Духовная Миссия обосновалась в Архангельском монастыре и здесь вела свою работу. В результате деятельности Миссии при Иерусалимской Патриархии появилась типография, в которой печатались на арабском языке богослужебные книги, а в Иерусалиме, Лидде, Раммле и Яффе организованы школы для подготовки пастырей из коренного местного населения. Много было сделано и для улучшения условий пребывания в Святой Земле паломников. Между тем духовные связи с Востоком продолжали развиваться. В Петербурге возник Палестинский комитет, который стал изыскивать средства и руководить организацией материальной базы для русских паломников. В это время по всем храмам России были организованы денежные сборы "на Палестину". Появился солидный и неоскудевающий фонд, который позволил приобретать в Иерусалиме и в других местах Палестины земельные участки и строить на них странноприимные дома, богадельни и другие учреждения, необходимые для обслуживания огромного числа русских паломников. Кроме того, деятельность Миссии много способствовала возвращению в лоно Православной Церкви арабов-униатов, отторгнутых некогда от православия латинской пропагандой, а также и несториан-сирохалдейцев. Наиболее яркие страницы истории Русской Духовной Миссии в Палестине связаны с именем архимандрита Антонина (Капустина). Даровитый, всесторонне образованный и беззаветно преданный делу церкви, архимандрит Антонин на этом посту развил кипучую деятельность, которая не ослабевала в течение тридцати лет его руководства Миссией. Одним из первых и наиболее замечательных приобретений о. Антонина был знаменитый Мамврийский, или Авраамов, дуб близ Хеврона - то место, на котором, согласно свидетельству Библии, патриарх Авраам оказывал гостеприимстве Трем Странникам. 22 мая 1871 года у дуба Мамврийского русским духовенством была отслужена на переносном престоле первая Божественная литургия. Впоследствии это место было благоустроено и на нем сооружен храм. Постепенно, несмотря на препятствия со стороны латинян, располагавших в Палестине большими средствами, о. Антонин скупил такие места, как вершина горы Елеонской, Иерихонское подворье - место для отдыха наших паломников, посещающих реку Иордан. Всего им куплено тринадцать участков. Тщательно изучая намеченные к приобретению места, о.Антонин производил на них серьезные, научно поставленные археологические раскопки. Последние дали богатый материал для библейской исторической науки. Нельзя не упомянуть о большой работе о.Антонина по описанию рукописей, хранящихся в библиотеках обителей Синая. С организацией Палестинского Общества (1882 г.) дело Русской Духовной Миссии в Святой Земле было значительно облегчено. Появились люди, заинтересованные в поддержке и развитии работы Миссии, начали поступать в значительном количестве средства. И рядовое духовенство, и светские люди вступали в члены организованного общества, вносили посильную лепту либо деньгами, либо чтением популярных лекций о Святой Земле, изданием брошюр и т.д. В результате деятельности Русской Духовной Миссии в Палестине, а также Православного Палестинского Общества, в различных пунктах Святой Земли появились многие русские сооружения -храмы, подворья, монастыри, странноприимные дома, школы, больницы в Иерусалиме, Хевроне, Назарете, на горе Елеонской, в Яффе и других местах. После кончины архим. Антонина (+ 1894 г.) деятельность Миссии продолжалась до первой мировой войны. До недавнего времени Русская Православная Церковь не могла располагать своим имуществом в Палестине, потому что оно было захвачено раскольническим духовенством, возглавлявшимся так называемым Карловацким синодом. Но в 1948 году Русская Православная Церковь получила ту часть своих владений, которая оказалась на территории государства Израиль. Тогда же, по указу Святейшего Патриарха Алексия, в Палестину выехал первый, после тридцатилетнего перерыва, состав Миссии во главе с архимандритом Леонидом (Лобачевым). Первые впечатления ее сотрудников о состоянии нашего имущества в Палестине были безрадостны. Военные действия прекратились до прибытия нашей Миссии, но их последствия в городе еще не были ликвидированы. Русской Духовной Миссии пришлось немедленно приняться за дело. Миссии пришлось проделать немалую работу по приведению в порядок ее имущества и других владений, брошенных карловчанами. В настоящее время, как и в прошлом, Русская Духовная Миссия в Палестине стремится укрепить тесные братские связи с Матерью всех православных церквей - Иерусалимской Церковью. Продолжает она и традиционно дружеские связи с Армянской, Коптской, Абиссинской и другими близкими к Православию церквами (см. "Ж.М.П.", 1954, 4).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |