АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Литературоведение. 146 Белянин В. Психологическое литературоведение

Читайте также:
  1. Белянин В. Психологическое литературоведение
  2. Белянин В. Психологическое литературоведение
  3. Литературоведение

146 Белянин В. Психологическое литературоведение

Таким образом, психологический портрет депрес­сивной личности содержит противоречивые черты. С одной стороны, мягкость, спокойствие, приветливость, чуткость и доброе отношение к людям, с другой — пессимизм, неуверенность в себе, склонность к чувству вины. Это и есть основа амбивалентной (конфликтной в данном случае только внутренне) установки личнос­ти с депрессивной акцентуацией.

Психолингвистические особенности «печальных» текстов

Семантические классы слов, несущие эмоциональ­ную образность, расположены не в соответствии с их упорядоченностью в системе языка и даже не в соот­ветствии с научной картиной мира. Их наличие, сопо-ложенность и противопоставленность обусловлены системой конструктов личности, мироощущением ак­центуированной личности того или иного типа.

В структуре эмоционально-смысловой доминан­ты «печальных» текстов ключевую роль играют сле­дующие семантические комплексы: возраст (юность/ радость), богатство/нищета, радость/печаль, жизнь/ смерть, сожаление, подчиненность, немота, тяжесть, вдох, запах.

Рассмотрим их подробнее.

Возраст

В «печальном» тексте герой, как правило, молод или вспоминает о своей молодости, когда он был си­лен, красив, жизнедеятелен. При этом прошлое идеали­зируется, что также связано с психологической доми­нантой — депрессивностью.

Так, герой повести «Ася» вспоминает свою моло­дость и несостоявшуюся любовь. Молоды погибшие герои повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война». Юны герои А.С. Пушкина — Дуб­ровский, Татьяна, Ленский (убитый во цвете лет), Ольга, Моцарт (отравленный Сальери), Герман.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах.



 


Смерть

«Печальные» тексты очень часто завершаются смер­тью главных героев. Умирает лермонтовский Мцыри («Мцыри»), погибает Бэла, играет со смертью Печорин («Герой нашего времени»). Умирают герои повести Б. Ва­сильева «А зори здесь тихие...». Его же повесть «Завтра была война» начинается с сообщения о смерти многих учеников класса выпуска лета 1941 года. Начинается со слов о находящемся при смерти дяде пушкинский «Ев­гений Онегин». О смерти и первая фраза повести Э. Си­гала «История любви»: «Что можно сказать о двадцати­пятилетней девушке, которая умерла? Что она была кра­сивой и умницей. И что она любила Моцарта и Баха. И меня». Кончает жизнь самоубийством юная героиня Н. Карамзина, брошенная богатым любовником («Бедная Лиза»). Целиком на мотиве неизбежности и сладости смер­ти построена пьеса Т. Уайлдера «Наш городок». Она так­же начинается с того, что автор сообщает о смерти всех обитателей городка, жизнь в котором он описывает. Глав­ная героиня — красивая девушка — умирает. На кладби­ще, в могиле, она узнает о возможности вернуться в мир живых. Другие мертвые отговаривают ее от этого шага, но она стремится туда, видит себя молодой, веселой и воз­вращается в могилу с еще большей тяжестью на сердце. Доминанта, содержанием которой является депрес­сия, характерна для многих произведений И.С. Турге­нева. Повесть «Первая любовь» кончается смертью Зи­наиды. Умирает молодым Базаров («Отцы и дети»), по­гибает на баррикадах Дмитрий Рудин («Рудин»), уми­рает Инсаров («Накануне»). Роман «Дворянское гнез­до» завершается размышлениями Лаврецкого:

...Он, одинокий, бездомный странник, под долетав­шие до него веселые крики уже заменившего его молодо­го поколения, — оглянулся на свою жизнь. Грустно стало ему на сердце... «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы... жизнь у вас впереди. А мне <...> остается отдать вам последний поклон и <...> сказать, ввиду конца, вви­ду ожидающего Бога: "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"»

ю*


148 Белянин В. Психологическое литературоведение

На первой странице романа Т. Уайлдера «Мартов­ские иды» есть такой абзац:

К 45 году (до Р.Х. — Б.б.) многие из моих персона­жей давно уже были мертвы: Клодия убили наемные бан­диты на проселочной дороге; Катулл <...> умер в возра­сте 30 лет; Катон-младший погиб за несколько месяцев до описываемых событий в Африке <...>; тетка Цезаря, вдова великого Мария, скончалась еще до 63 года. Бо­лее того, вторую жену Цезаря, Помпею, давно сменила третья жена Кальпурния.

Роман, как известно, заканчивается описанием убий­ства Цезаря, то есть подтверждает простую мысль: мы все смертны, но подтверждает ее в нарративной форме, сопровождая подробностями смерти, которая, по мне­нию автора, неизбежна. Вот другой фрагмент из этого же романа:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)