АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Типология художественных текстов долгое время представлялась неразрешимой задачей, поскольку ка­залось

Читайте также:
  1. IV. ФУНКЦИЯ И СОСЕДНИЕ КАТЕГОРИИ (ЧИСЛО КАК СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ДОКАЗАТЕЛbСТВО И ВЫРАЖЕНИЕ)
  2. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОМ СОСТАВЕ
  4. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
  6. ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ ПОКАЗАНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА, СПЕЦИАЛИСТА ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Типология художественных текстов долгое время представлялась неразрешимой задачей, поскольку ка­залось, что нельзя преодолеть принципиальное разли­чие между художественным и нехудожественным тек­стами, что художественный текст всегда уникален.

Использование метода психолингвистического ана­лиза литературных текстов, основанного на выявлении эмоционально-смысловой доминанты, позволило осу­ществить принципиально новый подход и создать ти­пологию художественных текстов. Были выделены «светлые», «темные», «печальные», «веселые», «краси­вые» и «сложные» тексты.

Эмоционально-смысловая доминанта как система когнитивных и эмотивных представлений автора — как личности — о мире, квинтэссенция авторского смысла определяют речевую системность текста на всех уров­нях — лексическом, стилистическом, синтаксическом, структурном (морфологическом) и систему образных средств текста.

Проведенная работа показывает, что определить тип текста можно не только путем «герменевтического» проникновения в авторский замысел, но и с помощью формализованной процедуры соотнесения элементов текста с компонентами, связанными с соответствую­щими личностными смыслами. Тем самым постулиру­ется возможность построения формально-семантичес­кой модели текста, отражающей авторский смысл.

В основе каждого типа текста лежит мироощуще­ние, схожее с мироощущением человека с соответ­ствующей акцентуацией. Тексты описывают мир ак-


Заключение



центуированной личности. В «смешанных» текстах об­наруживается несколько эмоционально-смысловых до­минант.

Предложенная типология текстов охватывает только ограниченный круг акцентуаций и вследствие этого не может включать в себя все множество типов худо­жественных текстов, которое принципиально бесконеч­но и открыто. Допускается возможность существова­ния других типов текстов, строение которых подчиня­ется другим закономерностям.

Тексты одного типа могут различаться по сюжету, тематике и др., в функциях же персонажей, в концеп­туальном и в стилевом отношении между ними име­ются регулярные совпадения, обусловленные общнос­тью эмоционально-когнитивной структурации мира. Лексические элементы одного типа текста, входящие в одну смысловую группу, могут относиться к разным в структурно-языковом плане группам, но они близки по психологическому смыслу, обусловленному эмоци­онально-смысловой доминантой текста.

Тип текста может быть рассмотрен как инвари­ант модели мира в речевом сознании, а конкретные тексты — как его варианты.

Построенная типология позволяет сделать следу­ющий шаг — соотнести эмоционально-смысловую до­минанту текста с психической организацией автора произведения. При этом, предполагая, что образная си­стема художественного текста детерминирована акцен­туацией автора, мы тем не менее склонны понимать сам факт создания (написания, редактирования, изда­ния) художественного произведения как акт деятель­ности коммуникативного порядка. Выход личности за пределы акцентуации в область языка, речи, культуры может свидетельствовать о преодолении патологии, о стремлении вписаться в норму.

Следующее важное направление работы — уста­новление закономерностей читательского восприятия. Читатель выбирает или отвергает литературный текст в зависимости от комплекса социокультурных, эстети­ческих и ситуативно-психологических факторов, в за-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


висимости от своей принадлежности к определенной семиотической группе и психическому типу.

При восприятии литературного текста читатель реагирует не только на сюжет произведения, его тему, язык, но и на эмоционально-смысловую доминанту текста.

В читательских предпочтениях можно выделить несколько закономерностей.

• Темы текстов должны удовлетворять читатель­
ским интересам, требованиям времени и моды.

• Читатель выбирает тексты знакомых ему авторов,
отвергая тексты, написанные авторами, принадле­
жащими к негативно воспринимаемой им культуре
(речь идет прежде всего об эстетической парадиг­
ме отвергаемой культуры).

• Читатель может опознавать эмоционально-смыс­
ловую доминанту текста и реагировать на нее вы­
бором или отказом от чтения текста, а может и не
опознавать ее, обращая преимущественное внима­
ние на другие контексты.

• Описание смысла текста может быть продуктом
речевого сознания интерпретатора и не отражать
авторский смысл текста.

Степень воздействия текста также зависит от ряда факторов:

• от темы текста, от его информационности для чита­
теля, от степени заинтересованности читателя;

• от удачности словесного воплощения основного
содержания текста, от стиля, композиции;

• от степени выраженности в тексте основного ми­
роощущения. Воздействие текста на читателя будет
тем больше, чем убедительнее и выразительнее в
тексте представлены состояния и идеи, присущие
определенному типу сознания.
Художественный текст окажет воздействие на тем

большее количество читателей, чем больше типов со­знания (эмоционально-смысловых доминант) в тек­сте выражено.

Чтобы оценить адекватность восприятия текста, можно использовать формализованную процедуру по-


Заключение



 


 


L


иска системообразующих факторов, определяющих чи­тательское восприятие. Неадекватные интерпретации соотносятся, в частности, с эмоционально-смысловой доминантой реципиента.

«Проективный литературный тест», созданный на основе предложенной типологии, позволяет выдвигать достоверные предположения о реальных текстовых предпочтениях читателей и об их личностных особен­ностях.

Предложенный в книге подход к анализу текста открывает большие перспективы для его использова­ния в смежных областях знания. В числе первых нахо­дится психолингвистика как наука о закономерностях порождения и восприятия речи в соответствии с зако­нами языка. Свой вклад могут внести и теория языко­вой личности, структурный анализ текста и фреймо­вый подход; теория субъектного тезауруса и теория подобия интеллектов; библиотековедение и библио­терапия; психиатрическая лингвистика, герменевтика и теория познания, лингвистика измененных состоя­ний сознания. Нет сомнения, что все они имеют отно­шение к рассмотренным в работе вопросам и могут быть привлечены для углубления и развития предло­женного подхода.

Велики возможности и практического применения предлагаемой методики.

Она может быть использована как основа для те-заурусного описания литературных текстов в целях их библиографического описания и оптимизации инфор­мационных процессов. В частности, на основе выявле­ния эмоционально-смысловой доминанты текста его содержание может быть представлено в сокращенном или алгоритмизированном виде в соответствии с его типологическими особенностями.

Учет эмоционально-смысловой основы содержания в рекламных текстах может точнее определять аудито­рию, на которую они рассчитаны. Кроме того, построе­ние рекламных текстов по разным алгоритмам может повысить степень их воздействия на потенциальных потребителей рекламируемой продукции.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Идентификация типологических черт личности может использоваться в судебной лингвистике, в су­дебной психолого-лингвистической экспертизе, а так­же при дистанционном анализе личности в практике идентификации личности (автора либо исполнителя) по речи.

Полученные результаты уже сейчас применяются в компьютерной психолингвистической программе ана­лиза текста «ВААЛ».

Подводя итоги, хотелось бы наметить дальнейшие перспективы. За этим этапом исследования должно последовать выявление более точных и тонких мето­дов определения акцентуации автора, а также и чита­теля, по тексту. Возможно обнаружение каких-то но­вых признаков того или иного типа текста (или ряда типов) на синтаксическом или иных уровнях. Отдель­ного исследования требует фонетический уровень, со­держащий, на наш взгляд, значительный потенциал.

Тем не менее начало исследованиям положено.

Я буду признателен читателям за любые отзывы и комментарии,

www.psyling.com e-mail: psyling@mail.ru

Валерий Белянин


ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Педа­гогика, 1991.

Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М.: Медици­на, 1977.

Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1970.

Барт Р. Нулевая степень письма / Семиотика. М., 1983.

Батаршев А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности. М.: Ин-т психотерапии, 2004.

•Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Ис­кусство, 1979.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Искус­ство, 1990.

Белянин В. П. К вопросу о функционально-речевой си­нонимии // Проблемы связности и цельности тек­ста. М.: Ин-т языкознания РАН, 1982. С. 45—49.

Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художе­ственного текста. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

Белянин В.П. К построению психостилистики художе­ственных текстов // Ученые записки Тартуского ун­та. Вып. 879. Поэтика жанра и образа. Тарту, 1990. С. 30-37.

Белянин В.П. Психолингвистическая модель текста-био­графии и методика работы с ним // Русский язык



Белянин В Психологическое литературоведение


 


для студентов-иностранцев. Сб. метод, статей. № 26. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 32-44.

Белянин В. П. Лингво-когнитивные структуры англоязыч­ного романа и русская ментальность // Этничес­кое и языковое самосознание. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1995. С. 55-59.

Белянин В.П. Депрессивный компонент в русской лите­ратуре// Rusistica Espanola. Мадрид, 1997. С. 35—41.

Белянин В.П. Основы психолингвистической диагнос­тики. Модели мира в литературе. М.: Тривола, 2000.

Белянин В.П. Расскажи мне о себе (Какие бывают объяв­ления о знакомстве в газетах и Интернете // Мос­ковский психологический журнал. 2003. № 8. С. 12— 16. www.mospsy.ru

Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, 2004.

Белянин В.П., Бутенко И.А. Антология черного юмора. М.: ПАИМС, 1996.

Белянин В.П., Лебедев Д. О. Моделирование комического текста и его перевод // Перевод как моделирование и моделирование перевода. Тверь, 1991. С. 64—69.

Белянин В.П., Сорокин Ю.А. Значение мены анхистони-мов в оценке художественного текста // Общение. Текст. Высказывание. М.: Институт языкознания АН СССР, 1989. С. 50-59.

Белянин В.П., ЯмполъскийЛ.Т. Экспериментальное выяв­ление психологического тезауруса жанра текста // Общение: структура и процесс. М.: ИНИОН РАН,

1982. С. 44-54.

Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.

Блейхер В.М. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Киев: Наукова думка, 1994.

Бондаренко О.Р., Савельева Е.А. Психотерапевтические возможности уроков литературы // Журнал прак­тического психолога. 1998. № 1. С. 34—39.


Литература



Борее Ю.Б. Теория художественного восприятия и ре­цептивная эстетика // Художественная рецепция и герменевтика. М.: Просвещение, 1985.

Братусъ Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. К проблеме понимания проективности детского рассказа в контексте изу­чения динамики и структуры самосознания ребен­ка // Журнал практического психолога. 1999. № 5—6. С. 14-19.

Бурно М.Е. О характерах людей. М.: Радуга, 1996.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство. Киев: Полит­издат, 1990.

Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе XX века. М.: Наука, 1996.

Буянов М.И. Лики великих, или Знаменитые безумцы. М.: Флинта, 1994.

Буянов М.И. Тяжелые люди. М.: Флинта, 1993.

Вайлъ П., Генис А. Родная речь. М.: Независимая газета, 1991.

Войну М.Б. Элементы субъективности в восприятии художественной литературы и их влияние на про­цесс руководства чтением. АКД. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1997.

Василюк Ф.Е. Психология переживания: (Анализ пре­одоления критических ситуаций). М.: Высшая шко­ла, 1984.

Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-истори­ческое исследование. М., 1963.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Наука, 1991.

Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.

20 Литературоведение



Белянин В. Психологическое литературоведение


Войнич Э.Л. Овод. Послесловие. М.: Иностранная лите­ратура, 1945.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Наука, 1956.

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Высшая шко­ла, 1987.

ГадамерХ.-Г. Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б.В. СПб., 1999.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического ис­следования. М.: Наука, 1981.

Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, дина­мика, систематика. (1933) // Избр. труды. М.: Меди­цина, 1964.

Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964.

Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях // Психология эмоций. Тексты. М.: Наука, 1984. С. 252-254.

Геннекен Э. Опыт построения научной критики: (Эс-топсихология). Пер. с фр. СПб., 1892.

Гиляровский В.А. Психиатрия. М.: Медицина, 1954. Глухое В.П. Основы психолингвистики. М.: Астрель, 2005.

Гончарвнко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусст­во, 1991.

Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Педкнига, 1986.

Гумбольдт В. О различии организмов человеческого язы­ка и о влиянии этого различия на умственное раз­витие человеческого рода. СПб.: Изд-во Енукеева, 1859.

Гуревич М.О., Серейский М.Я. Учебник психиатрии. М.: Медицина, 1986.

Дорожевец Т.В. Использование «Сказочных помощни­ков» для активизации внутренних ресурсов ребен-


Литература



ка // Журнал практического психолога. 1998. № 5. С. 34-39.

Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиаг­ностика личности // Практическая психология. Псков, 1994.

Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии // Психология эмоций. Тексты. М.: Выс­шая школа, 1984. С. 139—158.

Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия. М.: Медицина, 1989. С. 474-484.

Желъвис В.И. Психолингвистическая интерпретация инвективного воздействия. АДД. М.: Ин-т языко­знания РАН, 1992.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: По­литиздат, 1982.

Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выра­зительности. М., 1996.

Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообще­ния. М.: Наука, 1976.

Зшкевт Т., Михайлова Е. Комплексная сказкотерапия как новая психолого-педагогическая технология // Жур­нал практического психолога. 1998. № 5. С. 34—41.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1999.

Знаков В. В. Психология понимания и нарративная пси­хология // Уч. зап. кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Смысл, 2002. С. 37—44.

Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет: асимметрия мозга и знако­вых систем. М.: Сов. радио, 1978.

Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное поведение // Вопро­сы психологии. 1992. № 2.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Искусство, 1962.

20*



Белянин В. Психологическое литературоведение


История русской литературы XIX века: в 4-х т. / Под ред. Д.Н. Овсяннико-Куликовского. М., 1911.

Каракозов P.P. Условия формирования смыслообразу-ющей функции художественной литературы. АКД. М.: ВИНИТИ, 1998.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.

Карлов В.А. Стратегия и тактика терапии эпилепсии сегодня // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2004. № 8. С. 28-34.

Карлов В.А. Эпилепсия. М.: Медицина, 1990.

Карпов П. И. Творчество душевнобольных и его влия­ние на развитие науки, искусства и техники. М.; Л.: Соцэкгиз, 1926.

Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1967.

Клинический архив гениальности и одаренности (эв-ропатологии), посвященный вопросам патологии гениально-одаренной личности, а также вопросам патологии творчества / Под ред. д-ра Г.В. Сегали-на. Свердловск. Т. 1—4. М.: Московский рабочий, 1925-1928.

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических за­болеваний у детей и подростков. М.: Медицинская литература, 1985.

Колобаева Л. Человек и его мир // Филологические на­уки. 1980. № 5. С. 80-84.

Красилъникова В. Г. Речевые проявления личности пере­водчика в тексте перевода: Автореф. дис. канд. фи-лол. наук. М.: Московский лингвистический ун-т, 1998.

Крупник Е.П. Психологические особенности восприя­тия образа / Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 3. С. 148-154.

Кухаренко В.А. Интерпретация текста. 2-е изд. М.: Про­свещение, 1988.


Литература



Левидов A.M. Автор — образ — читатель. Л.: Советский писатель, 1977.

Ленц Ф. Образный язык народных сказок / Пер. с нем. М.: Иностранная литература, 1995.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Науко-ва думка, 1981.

Леонтьев АЛ. Язык, речь, речевая деятельность. М.: МГУ, 1969. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у под­ростков. М.: Медицина, 1983.

Личко А.Е. Определение понятий «психопатия» и ак­центуация характера // Психология индивидуаль­ных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 664—666.

Лобачева Е.В., Доценко Е.Л. Диагностика межличност­ных отношений с помощью проективной сказки // Журнал практического психолога. 1999. № 10—11. С. 16-21.

Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. СПб.: Изд-во Сытина, 1892.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Изд-во ВИКСИ, 1992.

ЛурияАР. Ощущения и восприятие. М.: Высшая школа, 1975. ЛурияА.Р. Язык и сознание. М.: Наука, 1979.

Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Синапс. 1992. № 2. С. 64-79.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспери­ментальную психологию личности. М.: Высшая шко­ла. 1985.

Мюллер-Фрейнфелъс Р. Психология искусства. М.: По­литпросвет, 1923.

Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Кибер­нетика, 1974.



Белянин В. Психологическое литературоведение


Неплох Я. М. Человек, познай себя! (Записки психиатра). СПб.: Интермед, 1991.

Нефедов Н. Т. История зарубежной критики и литерату­роведения. М.: Высшая школа, 1988.

Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания // Проблемы объяснения и понимания в научном познании. М.: Наука, 1982. С. 50—59.

Николаева Н.С. Японские сады. М.: Изобразительное искусство, 1995.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Наука, 1988.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993.

Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты. М.: Высшая школа, 1982.

Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.

Парандовский Я. Алхимия слова. Пер. с польск. М.: Про­гресс, 1990.

Пашковский В.Э., Пиотровская В.Р., Пиотровский Р.Г. Психиатрическая лингвистика. СПб.: Ариель, 1994.

Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психо­логической науке // Уч. записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Смысл, 2002. С. 19-36.

Петренко В.Ф Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.

Петренко В.Ф., Митина О. В. Психосемантический ана­лиз динамики общественного сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психо­логия. 1984. № 4. С. 13-20.


Литература



ПортновАА, ФедотовДД. Психиатрия. М.: Медицина, 1971.

Практический справочник врача-психиатра. Киев: Мед-издат, 1991.

Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Ленгиз, 1929.

ЛулатовА.М., Никифоров А. С. Справочник по семиоти­ке нервных болезней. Ташкент, 1983.

Репина Е. Психолингвистические аспекты организации политических текстов: Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: Московский лингвистический ун-т, 2002.

Романова Е.С. Графические методы в практической пси­хологии. СПб.: Речь, 2004.

Россохин А.А. Личность в измененных состояниях созна­ния // Уч. записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Смысл, 2002. С. 279-307.

Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М.: Всесо-юзн. книжная палата, 1977.

Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. Междуна­родная конференция. М.: Российская академия наук, 1993. С. 189—193.

Сараджишвшш П.М., Геладзе Т.Ш. Эпилепсия. М • Ме­дицина, 1977.

Сафуанов Ф. С. Психодиагностическое исследование в су-дебно-психиатрической практике // Медицинская и судебная психология. М.: Генезис, 2004. С. 12—31.

Семенов В.Е. Исследование процессов восприятия про­изведений литературы и искусства // Психологи­ческий журнал. 1985. № 3. С. 142—149.

Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здо­ровой и больной личности. - Новосибирск: Дело­вой мир, 1991.

Сент-БевШ. Литературные портреты. Пер. с фр. М.: Изд-во художественной литературы, 1970.



Белянин В. Психологическое литературоведение


Симонов П. В. «Сверхзадача» художника в свете психо­логии и нейрофизиологии. // Психология процес­сов художественного творчества. М., 1980, с. 32—45.

Смулевич А. Б. Неманифестные этапы шизофрении — психопатология и терапия // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2005. № 5. С. 16-31.

Соколов Д. Мистерия как психотерапевтическая прак­тика // Журнал практического психолога. 2004. М 1. С. 35-41.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования лич­ности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.

Сорокин Ю.А. Смысловое восприятие текста и библио-психология // Теоретические и прикладные про­блемы речевого общения. М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. С. 25-39.

Справочник по психиатрии / Под ред. А.В. Снежнев-ского. 2-е изд. М.: Медицина, 1995.

Степанов Г. В. Цельность художественного образа и линг­вистическое единство текста // Лингвистика тек­ста. Ч. II. М., 1974.

Теплое Б.М. Заметки психолога при чтении художествен­ной литературы / Теплое Б.М. Избр. труды: в 2-х тт. М.: Просвещение, 1985.

Толстая-Есенина С. Комментарии // С. Есенин Собр. соч. в 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1977. Т. 1. С. 199-223.

Толстой Л.Н. Что такое искусство? М.: Художествен­ная литература, 1985.

Троцкий Л. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. (Печатается по изданию 1923 г.).

Узнадзе Д. Н. Общая психология. Тбилиси, 1940.


Литература



Урнов Д.М. Как возникла «страна чудес»: (о книге Лью­иса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чу­дес»), М.: Книга, 1969.

УхтомскийА.А. Доминанта. М.; Л.: Наука, 1966. УхтомскийАА. Письма// Новый мир. 1973. № 1. С. 35—47.

Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика в Институте психологии РАН // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 21-26.

Фанталова КБ. О методе русского катарсиса в психо­терапии // Журнал практического психолога. 2001. № 5-6. С. 19-25.

Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной куль­туры и религии. М.: Соцэкгиз, 1923.

Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства. Ростов-на-Дону: Интема, 1990.

Фрейд 3. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Из­бранные лекции. Алма-Ата, 1990.

Хорее В.О. О современном польском детективном ро­мане // Современный польский детектив. Варшава, 1988.

Цейтлин А. Т. Труд писателя: Вопросы психологии твор­чества, культуры и техники писательского труда М.: Художественная литература, 1968.

Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоле­ния // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 18—33.

Шевченко Н.Ф. Врачевание словом. Опыт использова­ния метода символдрамы в лечении онкологичес­ких больных // Журнал практического психолога. 1999. № 1.С. 30-34.

Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.

Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика. Сб. по теории поэтического языка. Петроград: Красный рабочий, 1919. С. 64-381.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования сти­хотворений // Щерба Л.В. Избранные работы по рус­скому языку. М.: Русский язык, 1957.

Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» // Поэтика. Сбор­ники по теории поэтического языка. Петроград: Красный рабочий, 1919. С. 157—158.

Юнг К. Аналитическая психология. М.: Тривола, 1991.

Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Юнг К. Г. Ар­хетип и символ. М.: Анаграмма, 1991.

Ямпольский Л. Т. Трехуровневый психодиагностический опросник (ПДО—3) // Актуальные проблемы пси­хологии футбола. Душанбе, 1982. С. 45—77.

Яничев П. И. Психологическая интерпретация некото­рых функций волшебной сказки // Журнал прак­тического психолога. 1999. № 10—11. С. 54—59.

Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский как исследователь про­блем психологии искусства // Выготский Л. С. Пси­хология искусства. М.: Искусство, 1987. С. 2—11.

Beauty and Brain. Biological Aspects of Aesthetics. Bazel; Boston; Berlin: Berkhauser Verlag, 1988.

Estivals R., Savova E. Nicolas Roubakine: Introduction a la psychologic biblioloque La Psychologic de la Creation des Livres, de leur Distribution et Circulation, de leur Utilisation par les Lecteurs, les Ecoles, les Bibliotheques, les Librairies, etc. Theorie et Pratique. T. I—II // L'Ecrit hier et demain. Vol. 1. № 4. 1998. Revue electronique (in Hungarian and French).

Hennequin E. La Critique scientifique. Paris: Presse Literaire, 1884.

Mill J. Elisee and Elie Reclus: In Memoriam / Compiled, ed. and printed by Joseph Mill. Berkeley Heights (N.J.): Oriole Press, 1927.


Литература



Legouis С. Positivism and Imagination: Scientism and Its Limits in Emile Hennequin, Wilhelm Scherer, and Dmitrii Pisarev. Lewisburg: Bucknell University Press, 1997.

Morier H. Psychologic des styles. Geneve, 1959.

Murray H.A. Explorations in Personality: a Clinical and Experimental Study of Fifty Men of College Age. New York: Laceton Press Ltd., 1938.

Pardeck J. Т., Pardeck J.A. Bibliotherapy. Luzerne: Langhorne, 1993.

Phillips S. Beyond the myths. London: Routelegde, 1996.

Post F. Verbal creativity, depression and alcoholism // British Journal of Psychiatry. 1996. Vol. 168(5). P. 545-555.

Rancour-Laferriere D. Out from under Gogol's Overcoat: (A Psychoanalitic Study). London: Ajsey Publishing, 1982.

Rapoport D., Gill MM., Schaffer R. Diagnostic Psychological Testing. Chicago: Chicago University Press, 1946.

Rotter J.B. Generalised expectancies for Internal Versus External Locus of Reinforcement // Psychological Monographs. Vol. 80-1. № 609,1966.

Siegel E. Franz Kafka's The Trial: Guilty or innocent? // Psychoanalytic-Quarterly. 1996. Vol. 65(3). P. 561—590.

The John Hopkins Guide to the Literary Criticism / M. Gordon, M. Kreiswirth (Eds.). The John Hopkins University Press, 1997.

Tours J.M. de. La Psychologic morbide dans ses rapportes. Paris, 1859.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................ 3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)