|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмоциональные состояния. В «темном» тексте преобладает такой семантический компонент, как 'тоска'В «темном» тексте преобладает такой семантический компонент, как 'тоска'. Она отличается от печали и| грусти в «печальном» тексте (см. ниже). Здесь 'тоска' не только сопровождает события, разворачивающиеся в «тем-1 ном» тексте, она давит, заставляет героя активно действо-| вать, избавляться от нее. По модальности и семантике описание 'тоски' в| «темном» тексте близко по содержанию к интериоцеп-1 тивным ощущениям, которые А.Р. Лурия относил к сфе-' ре «темных чувств» (Лурия, 1975). Однако в рамках нашей типологии эквивалентом этого психосоматического компонента становится дисфория — расстройство настроения, сопровождающееся чувством тоски, злобы и страха.! На следующий день после совершения убийства! Раскольников «шел, смотря кругом рассеянно и злобно»] (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»). Тоска и| неудовлетворенность преследуют героя романа Ф. Каф-' ки «Замок». Безысходная, невыносимая, нарастающая тоска охватывает персонажей романа «Плаха» (Ч. Айтматов). «Ночью у зека Абарнука, — пишет В. Гроссман в «вяз-, ком» по эмоционально-смысловой доминанте тексте! «Жизнь и судьба», — был приступ тоски. Не той при-\ вычной и угрюмой лагерной тоски, а обжигающей, как\ малярия, заставляющей вскрикивать, срываться с нар, уда-\ рять себя по вискам, по черепу кулаками». Смена эмоционального состояния Тесно связан с предыдущим и семантический ком-1 понент 'смена эмоционального состояния'. Психологическое состояние персонажа «темного» текста меняется быстро, неожиданно, резко, вдруг, сразу. Но кроме того, возможен также переход от тоски к ярости и от состояния I удовлетворения к злобе. Так, «в течение всего января сограждане (города Орана, где была чума. — В.Б.) воспри-нимали происходящее самым противоречивым образом. Точнее, от радостного возмущения их тут же бросало в уны- \ ние» (А. Камю «Чума»). Психическим эквивалентом этого явления оказыва-1 ется неожиданное изменение настроения при эпилеп- Глава 2. Отражение черт личности в текстах
сии, при котором возможно как «состояние злобной тоски и тревоги», так и «состояние экзальтации, беспричинная восторженность» (Портнов, Федотов, 1971). Смех В «темных» текстах важную роль играет смех. Наи-Волее часто встречаются такие глаголы и существи-к-льные, как. улыбаться, улыбка, усмешка, ухмыльнуться, насмешка, хохот, ухмылка, хохотать, захохотать, разра-шться смехом (хохотом). Положительный герой «темного» текста не любит, Когда над ним смеются, насмехаются, когда в лицо ухмыляются, он ненавидит ухмылки, которыми его может удостоить отрицательный герой, он считает это изде-щтсльством, унижением своего достоинства, и это вы-1Ывает у него ответную ярость. К примеру, постоянно преследуют смех и ожидание смеха, ухмылки и насмешки Артура Ривареса — героя ро-мина Э.Л. Войнич «Овод». «Это у него навязчивая идея: ему кажется, будто люди над чем-то смеются. Я так и не понял— над чем»,— говорит товарищ Овода Мартин. Даже улыбка врага вызывает у Овода злость: «Артур поднял глаза на улыбающееся лицо полковника. Им овладело безумное желание наброситься на этого щеголя... и вгрызться ему в горло». Однако Овод на очень многих страницах романа сам смеется и хохочет над другими. В конце романа говорится о том, что Овод щГюлел, и вот как описывается его состояние во время болезни: «Он смеялся непрерывно во время приступа весь ticiib, и смех его, звучащий резко и монотонно, стал к вечеру почти визгливым». Обычно смех героя «темного» текста связан не с радостью, а со злорадством: «...Теперь мы его поймали, Уотсон, теперь мы его поймали! И клянусь вам, завтра к ночи он будет биться в наших сетях, как бьются его бабочки под сачком. Булавка, пробка, ярлычок — и коллекция на Бейкер-стрит пополнится еще одним экземпляром». L Белянин В. Психологическое литературоведение
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |