|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как разновидность «светлых»В качестве примера переходного текста от «све лого» к «активному» приведем начало романа Ю. Tpi фонова «Обмен». В июле мать Дмитриева Ксения Федоровна тяже/ заболела, и ее отвезли в Боткинскую, где она пролежа-] ла двенадцать дней с подозрением на самое худшее. В сентябре сделали операцию, худшее подтвердилось, но Ксения Федоровна, считавшая, что у нее язвенная] болезнь, почувствовала улучшение, стала вскоре ходить,; и в октябре ее отправили домой, пополневшую и твер- ] до уверенную в том, что дело идет на поправку. Вот именно тогда, когда Ксения Федоровна вернулась из больницы, жена Дмитриева затеяла обмен: решила срочно! съезжаться со свекровью, жившей одиноко в хорошей, 1 двадцати метровой комнате на Профсоюзной улице. Разговоры о том, чтобы соединиться с матерью, Дмитриев начинал и сам, делал это не раз. Но это было давно, во времена, когда отношения Лены с Ксенией Федоровной еще не отчеканились в формы такой окостеневшей и прочной вражды, что произошло теперь, после четырнадцати лет супружеской жизни Дмитриева. Всегда он наталкивался на твердое сопротивление Лены, и с годами идея стала являться все реже. И то лишь в минуты раздражения. Она превратилась в портативное и удобное, всегда при себе, оружие для мелких семейных стычек. Когда Дмитриеву хотелось за что-то уколоть Лену, обвинить ее в эгоизме или в черствости, он говорил: «Вот поэтому ты и с матерью моей не хочешь жить». Когда же потребность съязвить или надавить на больное возникала у Лены, она говорила: «Вот поэтому и я с матерью твоей жить не могу и никогда не стану, потому что ты — вылитая она, а с меня хватит одного тебя». <...> Он упрямо пытался сводить, мирить, селил вместе на даче, однажды купил обеим путевки на Рижское взморье, но ничего путного из всего этого не выходило. Глава 2. Отражение черт личности в текстах 73 Кякая-то преграда стояла между двумя женщинами, и преодолеть ее они не могли. Почему так было, он не понимал, хотя раньше задумывался часто. Почему две интеллигентные, всеми уважаемые женщины <...> горячо любившие Дмитриева, тоже хорошего человека, и его дочь Наташку, упорно лелеяли в себе твердевшую с го-дпми взаимную неприязнь? Мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. <...> И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил. Поэтому, когда Лена вдруг 4йюворила об обмене с Маркушевичами <...> Дмитриев испугался. Кто такие Маркушевичи? Откуда она их взя-ла? Двухкомнатная квартира на Малой Грузинской. Он понял тайную и простую мысль Лены, от этого понимания испуг проник в его сердце, и он побледнел, сник, не мог поднять глаз на Лену. Сюжет романа разворачивается вокруг попытки * * мм лирического героя съехаться с его больной раком Мим'рмо и тем самым поступить нечестно, аморально. Выделенные в тексте слова могут быть разбиты на •ледуюище группы: 'я' (Дмитриев, тоже хороший чело- ie*),'близкие люди' (мать Дмитриева — Ксения Федо-{ч'нна, жена Лена)', 'единство' (соединить, мириться}', • |м!жда' (вражда, сопротивление, стычки, перепалки, оз- • •Оман' (обмен*), с подозрением, уверенную, затеяла, тай- «Активные» тексты — это такие тексты, которые описывают борьбу положительного персонажа и его ц1иномышленников с противостоящими силами. Стиль «ак-ТИйных» текстов энергичный, динамичный и местами р*1кий. Содержание эмоционально-смысловой доминанты «активных» текстов связано с тем, что все событии (реальные или вымышленные) описываются как * Связь названия романа «Обмен» со словом «обман» Неоднократно подчеркивал и автор. Белянин В. Психологическое литературоведение
борьба честного человека, любящего свою родину и объединившего вокруг себя друзей, с людьми нечестными, кото-^ рые предали идеалы добра, честности и справедливости. В «активном» тексте герой, обладающий рядом достоинств, пытается реализовать свои идеи, которые представляются ему чрезвычайно ценными и важными для всех членов общества. Он собирает вокруг себя единомышленников, друзей, помощников, которые верят в его идею, в его бескорыстие и честность. Враги же, по его мнению, это — злые, подлые, коварные люди, которые не только мешают ему, но и часто пользуются его наивностью, доверчивостью и неосведомленностью во многих темных и грязных делах, которые творятся вокруг него. В «активных» текстах возможны два финала. Первый — «победа добра над злом» и развенчивание врагов и предателей. Другим возможным финалом активных текстов является смерть главного героя от рук убийц. Эта эмоционально-смысловая доминанта реализована в большом количестве детективов. Вот, к примеру, как начинается книга 3. Каменкович и Ч. Хачатуряна «Его уже не ждали»: Из темноты, в клубах белого пара, словно разъяренный буйвол, преследуемый роем оводов, под высокую стеклянную аркаду ворвался локомотив. <...> Из открытого окна вагона второго класса настороженно выглянул Кузьма Гай. Даже локомотив — это разъяренный буйвол, преследуемый роем оводов. В аннотации к этому детективу сказано, что это произведение о людях, «чья жизнь полна тревог и опасностей, о самоотверженной борьбе <...> любви и верности». Все в романе пронизано идеей борьбы, движения, активности. Героев преследуют за их убеждения предают те, кто притворялся верными друзьями. Роман максимально реалистичен и политизирован.^ Все эпитеты, метафоры и сравнения подчинены именно этой, «активной» доминанте, в основе которой лежит паранойяльная акцентуация. Глава 2. Отражение черт личности в текстах
Нн мотиве подозрения всех действующих лиц в со-'ршснии убийства построены многие романы А. Кри-• И («Десять негритят», «Убийство в Восточном экс-• itit'ce», «Азбука убийств»). Детектив Р. Макдоналда с характерным названием Иокруг одни враги», где лейтмотивом звучат слова о шшмчельстве и изменах, о совести и порядочности, 14 и мается так: Как всегда ранним утром, машин на Сепульведе было немного. Когда я миновал по шоссе нижний перевал, из-«я синих гор <...> поднялось пылающее огнем солнце. Минуту-другую, пока не начался обычный день, все выглядело таким новым, свежим, вызывающим чувство благоговения, словно только что сотворенный мир. Как отмечает литературный критик, главные чер- частного детектива Арчера при этом — «предель-(йи честность и бескорыстие» (Анджапаридзе, 1987). Счастье в соответствии с эмоционально-смысловой доминантой «активного» текста заключается в слушании идее, в борьбе за счастье. Смерть героя «активно-hi» текста — это, с одной стороны, победа зла над доб- Ј»ш, но, с другой стороны, это символ тя тех, кто будет продолжать борьбу за правое дело борца, погибшего от fH'fiM элодея. Прошлое является чередованием светлых и тем-ны\ периодов, в нем много несправедливости. В настоящем — борьба. Будущее представляется светлым и спра- И качестве «активного» текста рассмотрим роман. Войнич «Овод». В этом тексте две доминанты (в числе «темная»), но преобладает доминанта «ак-tH иного» текста. Чдесь две параллельно развивающиеся темы — поли 1 и ка и религия. Обе они характерны для «активных» пкс'гов. Содержание романа заключается в том, что мо-лпдой человек по имени Артур Бертон, обучаясь в ду-Минной семинарии, заинтересовался политикой и всту-ПИЛ в организацию «Молодая Италия». Его идеалы — Белянин В. Психологическое литературоведение
честность, откровенность, доверие и порядочность. Ложь, обман, недоверие, предательство и клевета неприемлемы: совесть должна быть чиста. В организации «Молодая Италия» Артур знакомится с девушкой по имени Джемма и ревнует ее к другому члену кружка — к своему соратнику по борьбе Бол-ле. Во время отъезда его наставника Монтанелли Артур на исповеди признается в своей ревности и упоминает об обстоятельствах, при которых он встречается с девушкой. Священник сообщает полиции о тайной организации, и Артура арестовывают. Из тюрьмы Артура отпускают, но как информатора. После того как он узнает, что Монтанелли приходится ему отцом, Артур исчезает, сымитировав самоубийство. Через несколько лет он появляется. Под псевдонимом Овод будет писать колкие статьи в адрес церкви. За время его отсутствия Джемма выйдет замуж за Боллу. Во время операции по перевозке оружия Овода снова арестовывают. К нему в камеру приходит Монтанелли. Овод призывает его убежать с ним за границу. Он говорит: «... Я уведу вас в светлый мир <...> Зар>, близко <...> неужели вы не хотите, чтобы солнце вышло и над вами?». Священник отказывается. Тогда Овод пытается бежать из тюрьмы, но болезнь подкашивает его и побег не удается. Овода расстреливают. Герой романа обладает высоким представлением о ценности человеческой жизни. Это представление противостоит пониманию человека как машины или как игрушки и орудия в чьих-то руках. Благоговение перед жизнью и вера в высокие нравственные идеалы пронизывают мысли героев романа. Вокруг Овода обилие подслушивающих, выслеживающих врагов и шпиков. Это делает его очень подозрительным: «Постоянное напряжение этой борьбы начинало заметно сказываться на нервах Артура. Зная, как зорко за ним наблюдают <в тюрьме. — В.Б.У, и вспоминая страшные рассказы о том, что арестованных опаивают незаметно для них белладонной, чтобы подслушать их бред, он почти перестал есть и спать. Когда ночью мимо него пробегала крыса, он вскакивал в холодном поту, дрожа Глава 2. Отражение черт личности в текстах
ужаса при мысли, что кто-то прячется в камере и f/iyuiueaem, не говорит ли он во сне». Опод постоянно испытывает тревогу, недоверие и 1<и\ перед опасностью. Появляются даже неприязнь, раз- i вечность и ярость, вызванные необходимостью борь- щютив несправедливости. При этом в тексте постоянно звучат чистые звуки, nii/i', серебристые и красивые голоса героев, лица героев, «н/и<(7» вдохновение. При том, что в порождении текста первичны имении иуоьективные переживания, в книге в качестве пер-1м тричины выступают обоснования «внешнего» (сю-**tliom) характера: «Жандармы старались поймать его hi* слове и уличить <...> И страх попасть нечаянно в опушку был <...> велик...» Такого рода ссылки на реальность делают текст >П|ди1ельным и достоверным для читателя, а художе-i темность достигается описанием психической реальное I и, «верного перевода языка чувств на язык слов». (Иражение этой психической реальности выступает как Ив реализация типологических черт личности. Интересным в этом плане является вопрос о природе описываемых в тексте психологических состояний. Слова Э.Л. Войнич, как нам представляется, про-тшают свет на это: «Если бы меня спросили, почему я решила <писать. — В.Б.> <...> моим единственным от-HiroM было бы, что я не могла иначе <...> Я знаю только, что на протяжении всей моей долгой жизни <...> (Неплотные создания моего духа, некоторые в челове-Ч«жом образе, другие в форме музыкальных звуков, приводили и уходили, не спрашивая моего разрешения, и мие оставалось лишь одно — по мере сил своих поспе-mn ь за ними» (Войнич, 1945). Многие другие писатели произносили очень похожие слова на эту тему. Подобные высказывания говори! о том, что процесс художественного творчества Может быть обусловлен бессознательными психическими процессами. Видимо, многое из того, что традиционно относится к эстетике художественного текста, определяется построением текста по законам индиви- Белянин В. Психологическое литературоведение
дуальной психологии. Индивидуальное семантическое \ пространство, авторское мироощущение диктуются лич- i ностной акцентуацией писателя. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |