АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ты говоришь о прошлом

Читайте также:
  1. Звучит здорово. Иногда хорошо идти в походах медленным шагом. Как ты и говоришь, можно насладиться видами вокруг. Сколько фрутарианцев-последователей у тебя?
  2. Лечение в условиях стационара в прошлом.
  3. Поэтому они спросили: «Что ты говоришь? Остерегаться Заратустры? Ты наш учитель, ты наша единственная надежда».
  4. Принцип 2: Верить в то, что говоришь
  5. Тогда император сказал: «О чем ты говоришь? Как можно забыть свой ум? Он всегда здесь».

Я не позволяю своим мыслям надолго в него погру­жаться. Все, все в нем кажется прекрасным и — увы! — неповторимым. Те, что ушли, — как я могу о них думать? Вспомнишь один только шепот, только глаза — и перо падает из рук и беседа, которую я веду, обрывается не­мотой. Рим и все его дела кажутся чиновной суетой, пус­той и нудной, которая будет заполнять мои дни, пока смерть не даст мне избавления.

Опять смерть выглядит спасением от тяжестей жизни.

Помимо этого, в «печальных» текстах встречается сопряженность семантических компонентов 'юность', 'старость' или 'радость' и 'смерть'. Они находятся тут в одном конкордансе:

Представь себе <...> меня — немного помоложе; влюбленного... с красоткой... Я весел... Вдруг: виденье гробовое...

(А. Пушкин «Моцарт и Сальери»)


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


Ты молода... Но когда пора пройдет, когда твои гла­за впадут и веки, сморщась, почернеют, и седина в косе твоей мелькнет... Тогда — что скажешь ты?

(А. Пушкин «Каменный гость»)

В «печальном» тексте и обнищание, и трудности, и смерть неизбежны. Все фатально предрешено.

Эпиграфом ко многим «печальным» текстам может быть фраза: «Все будет так, как должно быть, даже если это будет иначе», высказанная персонажем фантасти­ческого рассказа Р. Силверберга «Тихий вкрадчивый го­лос». В нем рассказывается о человеке, который купил машинку, подсказывающую ему из будущего, какие ак­ции покупать. Кончается этот рассказ тем, что наруше­ние временных событий замечено и равновесие восста­новлено — человек лишается всех богатств и покупает билет на самолет (тема возможного, но несостоявшего­ся полета из «веселых» текстов), который разбивается.

Герой «печальных» текстов практически не сопро­тивляется обрушивающимся на него бедам. Неспособ­ность к активному действию характерна, в частности, для тургеневского Герасима из рассказа «Муму», стара­тельного, добросовестного, обязательного человека.

Многие другие миниатюры Тургенева также про­низывает мысль о бесцельности существования и не­избежности самоубийства («Враг и друг», «Насекомое», «Порог», «Мои деревья», «Конец света», «Старик», «Ку­ропатки», «Старуха», «Песочные часы», «Я встал ночью»).

Категория бессмысленности характерна для про­изведений Л. Андреева. Министр из «Рассказа о семи повешенных», узнавший о готовившемся покушении, понимает, что могло быть «совершенно бессмысленно пить кофе, надевать шубу, когда через несколько мгновений все это, и шуба, и тело, и кофе, <...> будет уничтожено взрывом, взято смертью».

Без всяких объяснений отказывается от борьбы гордый и властный Вернер:

Барин, а что, если бы конвойных того... а? Попробо­вать?


150 Белянин В. Психологическое литературоведение

— Не надо, — так же шепотом отвечал Вернер. — Выпей до конца.

В целом для текстов Л. Андреева характерны моти­вы усталости и пессимизма:

И тогда наступило для него самое ужасное: беспо­щадно светлое сознание, что пришел новый день и скоро ему нужно вставать, чтобы бороться за жизнь, без на­дежды на победу («В подвале»).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)