АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тяжесть

Читайте также:
  1. Влияние гендерных различий на тяжесть последствий виктимизации
  2. Действие электричества на организм человека. От чего зависит тяжесть поражения электрическим током? Шаговое напряжение. Порядок оказания первой (доврачебной) помощи.
  3. РАСПИРАНИЕ И ТЯЖЕСТЬ В ЭПИГАСТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ.
  4. Тяжесть и напряженность труда, энергетические затраты человека при различных формах деятельности.
  5. ТЯЖЕСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
  6. Условия трудовой деятельности, их квалификация. Тяжесть и напряженность труда, критерии оценки.
  7. Физический труд, тяжесть и напряженность труда.
  8. Формы трудовой деятельности человека, классификация и характеристика. Тяжесть и напряженность труда.

Некоторая мрачноватость депрессивных личностей обусловливает появление в «печальных» текстах семан­тического компонента 'тяжесть':

Наступило молчание...

Великая тяжесть давила ей на сердце — тяжесть мира, лишенного смысла.

(Т. Уайлдер «Мост короля Людовика Святого»)

Настали темные, тяжелые дни <...> Свои болезни <...> Холод и мрак старости <„>. На замирающем <...> дереве лист мельче и реже <...> Сожмись и ты <...> — и там <...> на самом дне <...> души, твоя прежняя <...> жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, все еще све­жей зеленью и <...> силой весны!

(И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»)

Нередко ощущение 'тяжести' предшествует смерти.

Вот она... о, тяжело / Пожатие каменной его десни­цы! / Я гибну — кончено — /О, Донна Анна!

(А.С. Пушкин «Каменный гость»)

Говорить, что у каменной статуи заведомо тяжелое пожатие, — значит, идти на поводу у затекстовой реаль­ности. Статуя потому и каменная, что ее пожатие несет смерть, — логика авторской вербализации мироощуще­ния реверсивна по отношению к реальности. Иными сло­вами, сначала в сознании автора формируется «конеч­ный концепт» (смерть), затем ему подбираются концеп­ты реальности, которые для него связаны с этим концеп­том (камень), и только потом он находит объекты, кото­рые могут в реальности соответствовать им (статуя).

* * *

В творчестве одного автора обнаруживается зна­чительное постоянство текстовых структур и соответ­ственно эмоционально-смысловой доминанты на про­тяжении всей жизни писателя.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Обращаясь к творчеству И.А. Бунина, одна из ис­следовательниц пишет следующее: «Писательская ин­дивидуальность Бунина отмечена в огромной мере та­ким узлом — соединение в его мироощущении остро­го, ежечасного "чувства смерти", памяти о ней, с силь­нейшей жаждой жизни. Когда одно вытекает из друго­го, усиливает и подогревает друг друга...» (Колобаева, 1990, с. 82). «Иван Алексеевич мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал в автобиографической заметке "Книга моей жизни", потому что об этом говорит само его творчество». И далее исследовательница приводит высказывание самого писателя: «Постоянное сознание или ощущение этого ужаса (смерти. — В.Б.) преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что такой знак есть участь общая. Но мне кажется, что я всегда чувствовал и чув­ствую его гораздо сильнее, чем многие другие» (там же).

Депрессия сопровождает все творчество и такого писателя, как Тургенев.

Так, «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева пред­ставляют собой миниатюры разных форм: пейзажные зарисовки, диалоги, полемику, дневниковые записи, философские миниатюры и др., но никак не стихотво­рения. Но эмоционально-смысловая доминанта прояв­ляется независимо от жанра.

Да и само это название — «Стихотворения в про­зе» — было дано издателем И.С. Тургенева М.М. Стасю-левичем, которого привлекла поэтичность и лиричность стиля, но которому показалось неудачным для широкой публики заглавие, предложенное автором. — «Senilia» («Старческое»). Именно авторское название, помимо про­чего, позволяет утверждать, что психологическая доми­нанта нами определена верно, и «Стихотворения в про­зе» следует отнести к «печальным» текстам.

Иными словами, в творчестве И.С. Тургенева зву­чит рефрен «Как хороши, как свежи были розы» с логи­ческим ударением на глагол прошедшего времени «были». «А потом все умерли, умерли, умерли» (именно так завершается это «стихотворение» под названием «Как хороши, как свежи были розы»).


Глава 2. Отражение черт личности в текстах

Можно предположить, что оно написано под вли­янием стихотворения И. Мятлева «Розы» также гово рившего о смерти (девы рая):


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)