АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зрительные ощущения. Важным признаком «темного» текста является на­личие в нем описания зрительных ощущений с се-

Читайте также:
  1. В начале сильного ощущения осознай
  2. В состав дисков фоторецепторных клеток входят зрительные пигменты, в том числе родопсин палочек.
  3. Вибрационные ощущения незрячих
  4. Восприятие предметов. Зрительные иллюзии
  5. Вы говорили, что приятие трансформирует, но почему же тогда, когда я принимаю все свои ощущения и желания, я не трансформируюсь, а чувствую себя подобным животному?
  6. Выделить суждение, которое правильно характеризует ощущения и восприятия ( 2ответа ) .
  7. ГЛАВА 8. ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
  8. Гнозис и его расстройства. Зрительные, слуховые, сенситивные, вкусовые, обонятельные агнозии. Диагностика агнозий.
  9. Документ 5.7. Зрительные иллюзии
  10. Зрительные ощущения
  11. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих

Важным признаком «темного» текста является на­личие в нем описания зрительных ощущений с се-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



мантическим компонентом 'сумрак'. Относя этот ком­понент формально к зрительным ощущениям, отме­тим его близость как к органическим ощущениям, так и к эмоциональным состояниям в силу ярко выра­женного эмоционального тона, который ему сопут­ствует.

Среди лексики, связанной со зрительными ощуще­ниями, выделяются две подгруппы слов. Первая из них отражает резкое изменение световых ощущений (блеск, блики, вспышка, мерцание, пятно), вторая — постепенное, связанное также и с изменением цвета (позеленеть о/и злости, покраснеть, побледнеть, измениться в лице).

Сумерки

Дым, мрак, сумрак, туман, тучи, тьма нередко встре­чаются при описании обстановки, которая представ­ляется положительному персонажу «темного» («про­стого») текста угрожающей

На наш взгляд, внешнее (сюжетное) обоснова­ние появления того или иного семантического ком­понента является вторичным. Так, в рассказе Конан Доила «Собака Баскервилей» Шерлока Холмса по­стоянно окружают туман и сумерки. Нарративно это обусловлено пребыванием героя на болотной мест­ности, однако можно утверждать, что в модели по­рождения (психологически) первична именно мо­дальность мироощущения, а описываемые в тексте реалии вторичны.

В целом, сталкиваясь с угрожающей его жизни си-гуацией, герой «темного» текста оказывается в ее эпи­центре, как бы стремясь к собственной смерти, к ауто-деструкции (саморазрушению). Мир для героя «темно-ю» текста враждебен, он словно физически ощущает, что вокруг него сжимается пространство, замыкается или сжимается кольцо врагов либо вокруг него стано­вится темно. Сюжетно это, как уже отмечалось, связано с тем, что он спускается вниз (в подземелье, в нору, в пещеру, в шахту и т.п.). Но факт остается фактом — сумрак и ограниченное пространство наиболее часто встречаются именно в «темном» тексте.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Огонь

Появление этих лексических элементов в «темных» текстах объясняется наличием при эпилепсии галлюци­наторной ауры, во время которой видятся пожары, зри­тельных аур со всевозможными зрительными припадка­ми — фотопсиями, фотогениями и паропсиями в виде фосфенов, а также с возможностью припадка «под влия­нием световых мельканий» (Портнов, Федотов, 1971; Са-раджишвшш, Геладзе, 1977; Карлов, 1990; Справочник..., 1985).

Кроме того, в «темном» тексте возможно появле­ние слов, связанных с семой 'огонь' (пожар, гореть, под­жигать, загореться, вспыхнуть), причем 'огонь' может играть и ключевую роль в тексте, и быть фоном.

Луна

Любопытно, что наравне с видением предметов во время сумерек, в сумраке, во тьме, иногда описывается, что герой видит предметы при лунном свете, что похоже на описания сомнабулизма, снохождений или лунатизма при эпилепсии. Встречается слово Луна и в названии «тем­ных» текстов (Н Носов «Незнайка на Луне»; С. Павлов «Лунная радуга»; К. Циолковский «На Луне»).

Появление Луны нередко связано с возбуждением злых, низменных начал:

Трещит заискренным забором

Сухой рождественский мороз;

И где-то ветер вертким вором

Гремит заржавленным запором;

И сад сугробами зарос.

Нет, лучше не кричать, не трогать

То бездыханное жерло:

Оно черно, — как кокс, как деготь...

И по нему, как мертвый ноготь,

Луна переползает зло.

А. Белый


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)