|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психолингвистические особенности «светлых» текстов1 одсржание «светлых» текстов может быть сведе- тум следующим мыслям. Первая: «Все живое уни- »ю, неповторимо и самоценно». Вторая: «Я знаю >ну и несу свое понимание жизни другим людям». I (осмотрим, как в текстах отражается мир личнос- '/ Местоимение первого лица единственного числа Фсчается преимущественно в именительном паде- i к) время как в «красивых» текстах оно чаще бы- II косвенных падежах. В этой связи любопытно чодение А.А. Россохина о том, что «соотношение и поста активного и пассивного употребления ме- к*ния "я" представляется возможным рассматри- кик речевой эквивалент психологического поня- и| по кус контроля" (Рассохин, 2002, с. 299). При всей и* пост и решения этого вопроса отметим, что в «свет- itN» ieкетах скорее присутствует интервальность, а в Лисиных» же — чаще экстернальность. К «светлым» текстам могут быть отнесены многие кепи на тему экологии, а также религиозные тексты, всего дзен-буддистские. «Уважение к природе, ю объективный мир или внутренняя природа че-, — вот то основное, из чего исходит дзен <...> в них положениях», — пишет одна из исследователь-•И1 чгой религии (Николаева, 1975, с. 67). Примерами ШТЛ1.1Х» текстов могут также служить японские тан-(пншстишия) и хокку (трехстишия): Вкруг бадьи моего колодца Вьюнок обвился... У соседа воды напьюсь. Кроме того, «светлые» тексты достаточно часто i ИИ щепы актуальным проблемам общества, истории, мьтуры и религии. Стиль «светлых» текстов нередко бывает публици->1ЧИЫМ, «журналистским», динамичным и назидатель-IM. Для них характерны призывы к добру, к уваже- Белянин В. Психологическое литературоведение
нию человека, к порядочности; авторы часто обращаются к этическим и моральным (нормативным) пред-] ставлениям. Так, автор многих очерков на темы морали и нрав-1 ственности в 70-е гг. в «Литературной газете» Евгений Богат писал о том, что один из читателей подсчитал, какие слова тот употребляет в своих статьях наиболее часто. Ими оказались следующие: сострадание (оно встретилось в обследованной выборке 233 раза), удивление (145), сопереживание (84), восхищение (70), волнение (25). Среди частотных лексических единиц оказались также слова чудо, святыня, кощунство. Приводя эти данные, Богат, правда, спорит с приписыванием ему «веры 1 в Бога», но когда он говорит о «безрелигиозной нрав-\ ственности, нравственности коммунистической, наследующей все лучшее, что содержится в этическом опыте \ человечества», пишет он, по сути дела, в религиозном •: ключе. Показательным в плане принадлежности текстов Евг. Богата к «светлым» может быть аннотация к его книге «Ничто человеческое...», изданной в серии «Личность. Мораль. Воспитание». Она начинается с фразы «Нет ничего более ценного в мире, чем сам человек». К «светлым» следует отнести и тексты лауреата Нобелевской премии мира (1952) А. Швейцера, который «оставил преподавание в Страсбургском университете, игру на органе и литературную работу, чтобы поехать врачом в Экваториальную Африку <...> с великой гуманистической задачей». Одна из его книг носит название, давшее общее обозначение его отношению к миру — «Учение о благоговении перед жизнью». К «светлым» следует отнести и такие произведения, как «Эта странная жизнь» Д. Гранина об энтомологе А.А. Любищеве, «Дом на набережной», «Обмен» Ю. Трифонова, «Дети Арбата» А. Рыбакова о Саше Панкратове — юноше с чистым взором. Для «светлых» текстов характерно обращение к предметам и явлениям, в которых может быть усмотрена «целостность». Характерно, однако, что под это обозначение могут попадать предметы или поступки вовсе не целостные. Так, в рамках одного из исследований по эстетике (кстати, многие собственно искусст- 2 Отражение черт личности в текстах 65
чсские тексты также оказываются «светлыми»), ишяся эксперимент по номинации разных объек-|Цериального мира (Крупник, 1985). Испытуемым.нилялся неровный корень дерева, которому они иы были дать название. Среди ответов были и iok всего ушедшего из мира», и «Эволюционное it», и «Потусторонний мир», и даже «Хаос». Но все (Шания охарактеризованы автором исследования.(Кие, для которых характерно «видение мира во ч о целостности» (там же, с. 153). 1'мантика «светлых» текстов тесно связана с их.'И. Он эмоционально приподнят, возвышен, что 1'тствует описанию благородных целей, к кото-гремятся персонажи «светлых» текстов. При опи-I неблаговидных, нечестных поступков или недо-идси в «светлых» текстах появляется пафос гнев-рачоблачения. Иногда возможна ритмизация тек-I \ Салынский «Ной и его сыновья»). Синтаксис «светлых» текстов характеризуется ча-«ыми красными строками. Вот как, к примеру, распо-i пап i ной текст В. Шкловский (Шкловский, 1919): Жизнь течет обрывистыми кусками, принадлежащими разным системам. Один только наш костюм, не тело, соединяет разрозненные миги жизни. Сознание освещает полосу соединенным между совой только светом отрезков, как прожектор освещает нус.ок облака, море, кусок берега, лес, не считаясь с эт-Нофафическими границами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |