АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В эту же минуту она взглянула на ноги и увидела, как стремительно они уносятся вниз. Еще мгновение — и они скроются из виду

Читайте также:
  1. Б2 3.Билинейные и квадратичные формы. Приведение их к каноническому виду. акон инерции.
  2. Вывод: средняя частота пульса пациентов изучаемой группы составляет 121,9 ударов в минуту, вариабельность пульса малая.
  3. Доказать формулу распределения ускорений точек твердого тела, движущегося около неподвижной точки. Формулы вращательного и осе стремительного ускорений и их направления
  4. Затем она прошла в коридор, ещё раз взглянула на Джека, уже смущённого таким вниманием, поблагодарила его, и он закрыл за ними дверь.
  5. Кривые второго порядка (окружность, эллипс, гипербола, парабола). Приведение общего уравнения линии второго порядка к каноническому виду.
  6. Любую матрицу путём элементарных преобразований только над строками можно привести к ступенчатому виду.
  7. Наслаждайтесь каждым мгновением
  8. Обучение разновидностям стремительного нападения.
  9. Общие уравнения прямой в пространстве. Приведение общих уравнений к каноническому виду.
  10. Он очень опаздывал, а стадион оказался слишком огромным, чтобы обежать его за минуту. Алекс оказался у входа и увидел в окне велосипед.
  11. Приведение матрицы линейного оператора к диагональному виду.

<...> В эту минуту она ударилась головой о пото­лок: ведь она вытянулась футов до девяти, не мень­ше <...>.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


Алису беспокоят эти изменения роста, и она об-иуждает их с другими персонажами:

' Наступило молчание.

— Ах мне все равно, — быстро сказала Алиса, —
. Только, знаете, так неприятно все время меняться...

; — Не знаю, — отрезала Гусеница. <...>

— А теперь ты довольна? — спросила Гусеница.

— Если вы не возражаете, сударыня, — отвечала Али­
са, — мне бы хотелось хоть капельку подрасти. Три дюй­
ма — это такой ужасный рост!

В других местах текста также встречаются нело­гичные, кажущиеся даже неуместными, не связанные с содержанием всего текста разговоры о росте.

Наличие этого семантического комплекса 'боль­шой'—'маленький' обусловлено так называемой психо-ссисорной аурой, которая «сопровождается ощущением увеличения или уменьшения размеров собственного тела или его частей» (Портнов, Федотов, 1971, с. 183), с ощуще­ниями, возникающими при микропсиях, макропсиях, метаморфопсиях, и другими изменениями «схемы тела», происходящими в акцентуированном сознании при эпи-мепсии (Справочник, 1985). В этих случаях человеку «вдруг начинает казаться, что все кругом изменилось, предме-i ы удаляются, становятся меньше или же, наоборот, при­ближаются, валятся <на него. — В.Б.У, <...> части тела <"...> увеличиваются, уменьшаются, исчезают» (Гуревич, еврейский, 1946). Характерно, что для описания таких со­стояний существует и соответствующий термин — «Али­сы в стране чудес синдром», который наблюдается, в частности, при эпилепсии.

Возвращаясь к противопоставлению 'большой'— 'маленький', отметим, что главный герой, как правило, бывает маленького роста, а враг — большой, высокий. В частности, большинство противников Шерлока Хол­мса (из «Приключений Шерлока Холмса» Конан Дои­ла) — высокие люди.

Перечислим некоторых из них. Это Тэнер из рас­сказа «Тайна Боскомской долины», Аб Слени, пишущий



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


записки не словами, а крошечными пляшущими человеч­ками (рассказ «Пляшущие человечки»); Пэтрик Кэрнс — убийца из рассказа «Черный Питер»; дворецкий Брай­тон из рассказа «Обряд дома Масгрейвов», который хо­тел похитить ценности, — рослый мужчина; Гилкрист, который пытался переписать экзаменационный текст до экзамена, — высокий и стройный (рассказ «Три студен­та»); Джефро Рукасл, угрожавший Вайолетт Хантер, — это толстый-претолстый человек («Медные буки») и к тому же обладатель огромного, величиной с теленка, дога. Гримсби Ройлотт из рассказа «Пестрая лента» — владе­лец болотной гадюки — субъект колоссального роста; капитан Кроукер в рассказе «Убийство в Эбби-Грейндж», совершивший убийство, выше Шерлока Холмса на три фута, то есть на 90 сантиметров, несмотря на то что Шерлок Холмс сам высокий (об этом говорится в рас­сказе «Пустой дом») и у него длинные ноги (об этом упоминается в рассказе «Медные буки»).

Отметив, что у главного героя во многих случаях оказывается маленький рост, а у того, кто ему угрожа­ет, — большой, следует привести и обратные примеры.

В частности, некоторые противники Шерлока Хол­мса — маленького роста. И они тоже несут угрозу сы­щику. К примеру, маленькие и гибкие преступники пы­таются ограбить банк («Союз рыжих»). Маленький крас­нолицый человечек украл драгоценный камень («Голу­бой карбункул»); гибкая темная фигурка, быстрая и по­движная как обезьяна принадлежит похитителю жем­чужины Борджиев (рассказ «Шесть Наполеонов»).

Можно увидеть некоторую закономерность в том, что герои большого роста угрожают персонажам рас­сказов о Шерлоке Холмсе, а герои маленького роста — самому Шерлоку Холмсу. Но для более точного вывода необходимы дальнейшие исследования. Здесь же важ­но другое — рост героев постоянно автором «темного» текста подчеркивается.

Интересно, что «по размеру» делятся на положи­тельных и отрицательных персонажи одного из самых сложных романов в мире — «Преступление и наказа­ние» Ф.М. Достоевского. «Плохие всегда толстые, хоро-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


шие — тонкие. Если, скажем, в описании дурака Лебе-зятникова мы отмечаем "худосочность", то неизбежным становится и благородный поступок <...> именно он спасает Соню от навета Лужина. Напротив, Лужин, по­являющийся в романе без указания на комплекцию, перед своим окончательным посрамлением сопровож­дается замечанием автора о "немного ожиревшем за пос­леднее время облике"» (Вайль, Генис, 1991, с. 162).

Такое постоянное переключение с большого на ма­ленького и с маленького на большого характерно для «темных» текстов. Например, в сказке братьев Гримм «Мальчик-с-пальчик» самый маленький герой выру­чает своих братьев и побеждает злого и большого ве­ликана. Тем самым маленький герой — положитель­ный, и он несет угрозу большому великану. В сказке «Волк и семеро козлят» спасителем оказывается так­же самый маленький по росту козленок, который спря­тался в часах и благодаря этому спасся. Во многих других сказках братьев Гримм также побеждают ге­рои маленького роста («Храбрый портняжка», «Вели­кан и портной» и др.).

Очень интересно развивается отношение 'малень­кий'—'большой' в тексте книги К. Кизи «Над кукуш­киным гнездом». Повествование ведется от лица ин­дейца, которому все говорят о его слишком высоком росте. По ночам он слышит голос своего отца, утвер­ждающего, что он еще маленький. Герою произведе­ния Макмерфи постоянно кажется, что главный врач психиатрический лечебницы слишком умная и ис­пользует свой ум во вред. Он подстрекает индейца к бунту против властей больницы. Индеец убеждает себя, что он уже большой, и начинает бороться со сво­ими врагами. Таким образом, наличие оппозиции 'ма­ленький'—'большой' служит исходным моментом для развертывания конфликта произведения, являюще­гося по своей эмоционально-смысловой доминанте «темным».

В России достаточно популярен такой жанр го­родского фольклора, как «черный юмор», где особое место занимают стишки про «маленького мальчика».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)