|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИГРА «КОЗЫРЬКИ» (оригинальная разработка)
Обычно интрига сюжетно‑ролевой игры строится на скрытых заданиях. В нашем случае этот прием также используется в качестве основного. Однако в отличие от традиционного построения тренинга, где задание отдельному игроку дается по секрету от группы, мы организуем процесс так, что группа получает задание общаться с конкретным участником совершенно определенным образом, отражающим некое единое отношение группы к данному участнику. Понятно, что участник не посвящается в это задание. Его цель состоит в том, чтобы определить, как относится к нему группа, и использовать, если удастся, возникшую ситуацию для реализации попыток противостояния «групповому террору». Весь игровой процесс здесь может быть разделен на две части. В первой части участники лишь ищут и осваивают приемлемые для каждого способы общения, которые позволяли бы всем свободно взаимодействовать, сохраняя при этом заданные реакции друг на друга. Во второй части предполагается выполнение каждым участником задач, связанных с восприятием и оценкой «группового террора», а также с поиском и реализацией возможных средств противостояния ему. В первой части игры ведущий, желательно на житейских примерах, иллюстрирует понятие «группового террора». Вообще‑то, сам этот термин в ситуации тренинга использовать совершенно не обязательно. Главное – подобрать несколько убедительных для участников тренинга примеров, отражающих положение человека, вынужденного как бы доигрывать образ, навязываемый ему группой. По меткому выражению Фазиля Искандера, иной пищит, но доигрывает. Если участники группы тоже начнут приводить похожие примеры, следует обязательно потратить некоторое время на обсуждение сказанного. Это помогает всем сосредоточиться на предстоящем, поскольку примеры, сравнения и аналогии часто оказываются наиболее убедительными прежде всего для того, кто сам их приводит. Переход от обсуждения того, что предстоит, непосредственно к развертыванию игровых отношений часто оказывается связанным с некоторым сопротивлением, «топтанием», некоторой «несдвигаемостью» группы непосредственно к игре. Всем комфортно быть умными созерцателями и неохота сдвигаться к азарту действий, риску оказаться в дураках. Власть комфортного уныния оказывается сильнее соблазна радостного дискомфорта. Названная проблема вполне может быть отнесена к разряду типичных для социально‑психологической работы с группой. В нашей игре она может легко разрешиться, например, так. Завершая какой‑либо из витков обсуждения феномена «группового террора», ведущий может произнести следующее: «Когда все придерживаются единого и непротиворечивого мнения относительно кого‑либо из своих знакомых, то нередко, обсуждая этого человека, люди говорят, что у него как бы на лбу написано все, что он собой представляет. Сейчас мы воссоздадим эту ситуацию буквально. У каждого из нас на лбу будет написана инструкция о том, как следует взаимодействовать с ее носителем». После этого на головы всех участников ведущий водружает бумажные козырьки с помещенными на них правилами. При этом козырьки обязательно следует надеть так, чтобы обладатель козырька не мог видеть правила, относящиеся к его персоне. Вот примеры подобных правил: – Злитесь на меня. Не скрывайте свою злость. Я вас всех злю, злю, злю. – Удивляйтесь. Изумляйтесь всему, что я говорю и делаю. – Угрожайте мне. Пугайте меня. – Не верьте мне. Не скрывайте своего недоверия. Подозревайте меня во всем. – Поучайте меня. Учите меня жизни. У меня нет опыта. – Подбадривайте меня. Обнадеживайте меня. Я нуждаюсь в этом. – Критикуйте меня. Доказывайте мне, что я во всем заблуждаюсь. – Бойтесь меня. Сторонитесь меня. Опасайтесь меня. Остерегайтесь меня. – Смейтесь надо мной. Вышучивайте меня. Не воспринимайте меня всерьез. – Возмущайтесь мной. Реагируйте на меня как на непристойного человека. – Обвиняйте меня во всем, что бы ни происходило. – Дайте мне совет, как мне действовать, что мне делать, как жить. – Просите меня о поддержке, требуйте от меня обещаний помочь вам. – Успокаивайте меня. Помогите мне не принимать все так близко к сердцу. – Хвалите меня, но не соглашайтесь со мной. Восторгайтесь мной и спорьте. – Задавайте мне вопросы и не слушайте моих ответов. Можно, конечно, было использовать не инструкции по формам обращения участников друг к другу, а готовые образы «спорщика», «заводилы», «тирана», «агрессора», «соглашателя», «наставника», «любимчика» и проч. Однако наши эксперименты показали, что в этом случае участники тренинга не справляются с задачей на отношение, соответствующей образу. Гораздо эффективнее оказалось задавать форму отношения, которая, будучи более легкой и понятной для исполнения, самопроизвольно провоцирует воспринимающего ее участника на разнообразные догадки о том, за кого его принимает группа. Итак, первым этапом игры является водружение козырьков и разглядывание участниками друг друга. Практика проведения процедуры показала, что нельзя сразу переходить к решению групповых задач на коллективное взаимодействие, поскольку люди еще не освоились с непривычными задачами на взаимное восприятие. Первый этап, как правило, проходит на высоком эмоциональном подъеме. Люди рассматривают друг друга, читают надписи на соседних головах и почему‑то очень веселятся. Вероятно, здесь, на столкновении навязанной и естественно сложившихся форм взаимоотношений между людьми возникает некое осознание того, как на самом деле выглядит отношение друг к другу в группе. Второй этап затевается после того, как начал утихать первый эмоциональный всплеск. Козырьки остаются на головах участников. Ведущий предлагает тему для группового обсуждения и просит группу попытаться выработать общее мнение по заданной теме. Темы можно брать из «копилки» проблем, собранных на предыдущих групповых занятиях. При этом ведущий подчеркивает, что главное для каждого участника заключается в том, чтобы общаться с остальными членами группы в соответствии с правилами, написанными у них на козырьках. Для дискуссии отводится ограниченное время (5–7 минут). По окончании дискуссии группа переходит к обсуждению произошедшего. Здесь, кроме традиционных для социально‑психологического тренинга способов организации обсуждения и стилей поведения ведущего, важно, конечно же, поинтересоваться догадками участников о тех надписях «на лбу», носителями которых стал каждый из них. Неплохо, если ведущему вместе с группой удастся перейти от обсуждения взаимных догадок о правилах, написанных на козырьках, к анализу типажей, образов, ролей, соответствующих тем или иным формам взаимоотношений. Важным моментом группового обсуждения является обмен впечатлениями о степени и уровне комфортности положения каждого участника в процессе игры. Выяснение взаимных впечатлений о том, как, на взгляд окружающих, действовал тот или иной участник игры, заметно ли было в его поведении нечто, противостоящее коллективному натиску, может стать некоторым импульсом к наращиванию личностной готовности участников вырабатывать оптимальные для себя способы нейтрализации «группового террора».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |