|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИГРА «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»
Игра является одним из вариантов «горячего кресла», используемого в гештальт‑терапии и впервые описанного Ф. Перлсом. Отечественному читателю об этом популярно рассказал А. Б. Добрович [29]
Игра уместна как для группы со сложившимися первоначальными взаимными впечатлениями, так и для группы, находящейся в начальных фазах развития взаимоотношений. В кресло, расположенное удобно для всеобщего обзора, приглашается кто‑либо из желающих. Остальные некоторое время внимательно разглядывают его, всматриваются, изучают, ловят впечатления, возникающие при этом. Затем группа делится впечатлениями, которые вызвал у участников игрок, сидящий в центре. Их целесообразно структурировать, например, следующим образом. Сначала участники обсуждения сообщают сидящему на «горячем кресле» свои догадки, домыслы и предположения о том, каким этот человек был в раннем детстве. Какими ласкательными и уменьшительными именами звала его мама и близкие, как его дразнили в школе, каким характером он отличался и т. д. Игрок, которому и о котором все это рассказывается, не может вступать в разговор. Он лишь слушает и мысленно отмечает для себя совпадения, точные или неточные догадки, переживания, эмоции, которые возникают у него при этом. Затем группа сообщает игроку, занимающему «горячее кресло», свои догадки и предположения относительно того, каков он вне занятий в данной группе, как к нему относятся на работе, вообще кто он по профессии, каков в семье, как его воспринимают люди в его настоящей жизни. Здесь, вероятно, следует напомнить о вариантах работы с группой, не предусматривающей знакомство участников с подлинными именами и действительными фактами биографии друг друга. Однако, безотносительно к тому, работают ли участники на тренинге под вымышленными именами и образами,[30]или под настоящими, догадки участников об особенностях исполнения кем‑то из них социальных ролей, продиктованных реальной текущей жизнью, не теряют смысла, не обесцениваются. И, наконец, группа сообщает сидящему на «горячем кресле» игроку о том, что, по ее мнению, ждет этого человека в будущем, каким он будет через двадцать или через десять лет, каким он сам желает быть, чего хочет добиться. После этого слово предоставляется участнику, занимающему «горячее кресло». Он волен говорить все, что накипело к этому моменту на душе. Он вправе комментировать или обойти молчанием отдельные реплики, фразы, сообщения. Нередко такая процедура вызывает обострение переживаний, поэтому ведущему важно следить за тем, чтобы остальные участники группы, которые теперь уже становятся слушателями, не перебивали, не прерывали своими репликами, оправданиями, несогласиями, вопросами, сочувствующими фразами монолога человека с «горячего кресла». Конечно же, глубокий эмоциональный всплеск не гарантирован для каждого, прошедшего такую процедуру. Но этот всплеск – не редкость. Сам факт актуализации и выплеска эмоций, как считают идеологи и разработчики групповых занятий такой направленности, является сильным корректирующим эффектом, способствующим росту личности.[31] Но ориентироваться лишь на подобные глубинные эффекты в данной игре не следует. Все же в контексте тренинга взаимовосприятия такие эффекты не предполагаются как основные, а возникают в силу того, что индивидуальность каждого участника хотя и поддается прогностической диагностике, но, в конечном итоге, уникальна, непредсказуема и непрограммируема. Поэтому иной участник может ограничиться сообщениями о том, с чем он согласен, а с чем – нет, что оказалось верным, а что – ошибочным. Однако и в этом случае ведущий может поинтересоваться тем, как ему сиделось, как слушалось, какие эмоции возникали. Кроме личностных эффектов, корректирующих самоотношение участников, данная игра обладает некоторыми способами воздействия на систему наивных психологических представлений членов группы. В самом крайнем, упрощенном варианте система наивных психологических представлений может включать в себя убеждения человека в жесткости взаимосвязей типа «если толстый, значит добрый», «если лысый и в очках – значит умный», «если красивый мужчина – значит бабник», «если красивая женщина – значит капризная» и т. д. Система наивных психологических представлений всегда содержит значительно более сложные убеждения о различных зависимостях. Конечно же. полностью разрушить личные предубеждения человека практически невозможно. Но создать возможности, позволяющие сделать эту систему более сложной – вполне реальная задача, выполнимая в обстановке социально‑психологического тренинга. Наиболее частым результатом игры «Прошлое, настоящее, будущее» является создание предпосылки к избавлению, к освобождению участников от неосознанной позиции жертвы собственных домыслов, от плена первого впечатления. Хотя и говорят, что оно обманчиво, но все же многие в обыденной жизни становятся его рабами. Даже если человек, о котором это впечатление сложилось, давно стал другим, полностью изменился, все равно нередко долгое время он живет под гнетом, под клеймом того давнего первого впечатления, что произвел когда‑то на окружающих. Такого рода откровения проявляются во время обсуждений, связанных с данной игрой.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |