АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОДЕЛИРОВАНИЕ «ГРУППОВОГО ТЕРРОРА»

Читайте также:
  1. YIII.5.2.Аналогия и моделирование
  2. Аналитическое моделирование
  3. Глава 7. Введение в моделирование
  4. Глава 7. Моделирование архитектуры бизнеса
  5. ГЛАВА 7. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И ВЫРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  6. Детерминированное и стохастическое моделирование в аналитических целях
  7. Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем
  8. Задания на моделирование
  9. Измерение эффективности сложных систем. Моделирование инвестиционного процесса
  10. Имитационное моделирование
  11. Имитационное моделирование
  12. Имитационное моделирование

 

Предлагаемые игровые процедуры позволяют моделировать ситуацию таких взаимоотношений в малой группе, которые отличаются стереотипными и упрощенно однозначными реакциями большинства на кого‑либо из участников.

Взаимоотношения в группе, отличающиеся стихийным навязыванием одному человеку ожиданий определенного поведения, транслирования ему жестких представлений большинства о его личности, характере, мотивах мы называем ситуацией «группового террора».

В таких ситуациях человек может реагировать несколькими способами.

1. Он вполне может просто не воспринимать, не «считывать» подобные сигналы группы.

2. Жертва «террора», подчиняясь ожиданиям, внутренне противостоит им, постепенно отделяя себя от группы. Внешнее доигрывание навязанного образа часто сопровождается здесь созданием как бы «подпольных» группировок, где сближаются те, кто оказался в подобном положении.

3. Человек открыто борется с «групповым террором», стремясь завоевать подобающее, на его взгляд, отношение к себе, правда, нередко добиваясь лишь укрепления сложившихся о нем представлений.

4. Индивид подчиняется группе до такой степени, что «маска прирастает», или, по выражению В. Франкла, индивид уже сам хочет делать то, что другие хотят от него.

Известно, что далеко не всегда каждый из нас способен не только безошибочно определить впечатление, производимое на окружающих, но и недвусмысленно понять то, как на самом деле относятся к нему, как воспринимают его личностно‑характерологические особенности, какое поведение приписывают в качестве наиболее ожидаемого.

Игровые ситуации, развертываемые и создаваемые в рамках описанных ниже процедур, позволяют участникам проверить не только свою способность правильно определять отношение группы к себе. Тренинг дает возможность участникам, попадающим в ситуацию «группового террора», осуществить попытку противостоять напору сложившихся по отношению к ним однообразных, жестких, упрощенных, примитивных групповых ожиданий, впечатлений, реакций.

 

ИГРА «РИСУНОК ЧУВСТВА» (оригинальная разработка)

 

Для проведения игры ведущий должен запастись двумя одинаковыми по виду наборами карточек или листков бумаги. В каждом наборе их нужно иметь столько, сколько человек участвует в игре. Размеры карточек лучше предусмотреть небольшие. Пусть они легко умещаются в ладони. В одном наборе собираются карточки с записанным на них каким‑либо одним чувством, эмоцией. Второй набор карточек остается пустым. Заполняя первый набор, где на каждой карточке написано одно и то же чувство, не нужно заботиться о каллиграфии. Пусть записи на карточках будут сделаны вроде бы наспех. Еще лучше, если на разных карточках надписи будут разными чернилами.

В первой части игры ведущий раздает группе чистые карточки и просит написать на них какое‑нибудь чувство, переживание, первым возникшее в душе, шевельнувшееся неясным ощущением. Собрав заполненные карточки, ведущий зачитывает их вслух по очереди, и, как бы перетасовывая, незаметно меняет один набор карточек на другой. Перед тем, как раздать карточки из замененного набора, ведущий предлагает участникам взять белый лист бумаги формата А 4, фломастер и найти для себя в комнате место, удобное для рисования.

– Задача будет состоять в том, чтобы нарисовать художественный, аллегорический образ чувства, карточка с которым выпадет сейчас вам, – так может звучать инструкция.

Дождавшись, пока все участники рассядутся так, как им удобно и приготовятся к рисованию, ведущий раздает карточки из измененного набора. Одновременно с распределением карточек можно сообщить о подробностях задания.

Они следующие:

– Работать желательно анонимно, не показывая карточку соседям. Иначе пропадет смысл игры.

– Надписывать и подписывать рисунок не нужно. Имя автора отгадывать мы не будем, название рисунку группа даст самостоятельно.

– Желательно сделать на рисунке отметку «верх».

– Допустима и желательна полная свобода творчества в изображении чувства. Это может быть натюрморт, пейзаж, портрет, стилизация детского рисунка, абстракция, изображение в виде ребуса – в общем, все что угодно.

– Время на изображение чувства – 5 минут.

Собрав рисунки, ведущий может поступить двояко. Либо вывесить их все одновременно на доску (с помощью клейкой ленты, булавок), либо предъявлять по очереди для обозрения. И в том, и в другом случае важно, чтобы про каждый рисунок каждый член группы высказал догадку, какое чувство изображено. Авторы рисунков не должны сообщать правильный ответ до тех пор, пока все рисунки не будут просмотрены группой и пока про каждый рисунок не будут высказаны догадки.

После этого можно, что называется, «раскрывать карты». Если все рисунки уже расположены на стене, то участники просто подходят к своим листам и пишут на них наименование изображенного чувства. Если листы не развешаны, то эта процедура проводится методом опроса.

Так или иначе выясняется, что рисовали все одно и то же, а догадки про большинство рисунков были разными. Иначе говоря, почти каждый видел в рисунке не столько изображенное автором, сколько отражение или проекцию своих ассоциаций, своих переживаний, своих чувств. Эти выводы, разумеется, не следует объявлять как единственную и незыблемую истину. Поведение ведущего здесь должно чутко отвечать ситуации. Во‑первых, возможна некоторая агрессия со стороны группы на ведущего. Можно сказать, что это спланированная агрессия. Она сплачивает, объединяет группу. Ведь объединиться против кого‑то в большинстве случаев легче, чем во имя общих идей и целей. Во‑вторых, малопродуктивными будут объяснения или, попросту говоря, оправдания ведущего, что это, мол, для пользы дела, для создания наглядности, для оживления очень распространенной в обыденной жизни ситуации приписывания другому того, чего у него нет и т. д. В общем‑то в ходе дальнейшего обсуждения группа сама обнаружит такие параллели. Говорить про них не надо. Все уже сказано языком тренингового «номера». Такие комментарии уничтожают атмосферу игры‑притчи, где «сказка – ложь, да в ней намек».

Лучше, по нашему опыту, если ведущий просто признает свой обман, даже повинится перед группой. Можно предложить придумать наказание для ведущего за обман. Если группа поддерживает такую идею, то ведущий тем самым закладывает фундамент для следующей игровой процедуры с условным названием «суд над ведущим».

После полного признания во всех своих грехах и обманах ведущий легче может перевести внимание группы на ситуацию, которая возникла из‑за манипуляций с карточками. Теперь можно предложить каждому из участников сообщить группе, сколько человек правильно определили чувство, нарисованное им, какие названия давались его рисунку.

При этом возникают два типа ситуаций. К первому относится ситуация полного рассогласования, разброса в определениях и догадках группы по поводу рисунка. Здесь можно предполагать, что в силу уникальности изображения зрители невольно проецировали на него свои эмоции. Уникальность же изображения, по‑видимому, вызвана не чем иным, как неповторимостью переживания автора. А раз так, то позволительно сделать предположение о трудностях, возникающих у автора рисунка, когда ему хочется, чтобы его чувства воспринимались без слов.

Ко второму типу относятся ситуации некоторого общего заблуждения, некоторой общей ошибки группы в восприятии рисунка. Например, застенчивость, нарисованную автором, большинство восприняло как ярость.

В этом случае автор может попытаться ответить самому себе, есть ли связь между ошибкой в восприятии его рисунка с ошибками в восприятии им эмоциональных состояний. Если да, то неплохо попытаться проследить в ходе дальнейших занятий, в чем конкретно проявляется несоответствие индивидуальных средств эмоционального выражения общепринятым нормам.

Но основной эффект этого тренингового номера в том, что участники получают возможность воочию убедиться в живучести приписывания, в постоянном присутствии домыслов, рождающихся от каждой неясности и двусмысленности. Почти любая неопределенность провоцирует наше сознание на рождение домыслов. Избавить себя от них раз и навсегда невозможно. Да и надо ли? Наверное, достаточно время от времени просто иметь в виду эту особенность нашего сознания.

Для более высокой гарантии возникновения эффекта приписывания изображенным чувствам ошибочных названий можно использовать в роли подмены наиболее значимые для конкретной группы чувства. Например, для юношеских и подростковых групп это будут «застенчивость», «покорность», «общительность». Для групп учителей – «компетентность», «уверенность», «доброта», для групп руководителей – «радость», «страх», «гнев», «любовь».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)