АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИГРА «КТО ПРОЗРАЧНЕЕ»

Читайте также:
  1. Поступок и действие

 

Это игра, в основе которой лежит процедура взаимного оценивания и ранжирования в группе по какому‑либо определенному признаку.

Особенность игры в том, что участникам тренинга предлагается ранжировать группу по признаку, который не имеет определенной оценочной окраски в обыденном общественном представлении.

Практикуется два варианта начала игры.

Первый вариант. Это непосредственно прямое начало безо всяких объяснений ведущего. Ведущий, например, может просто предложить из тех, кто отважится рискнуть, проранжировать группу по признаку прозрачности. Для этого основному игроку достаточно построить группу в шеренгу или в ряд, где на одном краю будет располагаться самый прозрачный, с точки зрения основного игрока, участник тренинга, а на противоположном краю – самый непрозрачный. Что понимает под прозрачным основной игрок, он объяснять не обязан.

Второй вариант начала игры предусматривает некоторые вводные комментарии ведущего. Они сводятся к иллюстрации однозначно оцениваемых черт, признаков, особенностей, индивидуальных различий людей. Например, умным быть лучше, чем глупым, красивым – приятнее, чем невзрачным, добрым – похвальнее, чем злым и так далее. А вот доверчивым быть и плохо, и хорошо. Смотря в какой ситуации проявляется это качество. То же можно сказать и про заботливость, гордость, чувствительность, замкнутость и многие другие качества. Но есть еще ряд признаков, активно используемых людьми при характеристиках друг друга, которые настолько индивидуальны и образны, что ассоциации, вызываемые такими сравнениями, у каждого свои. Можно рискнуть попробовать примерить друг к другу именно эти образные признаки людской индивидуальности. Так, например, кто из нас прозрачнее с точки зрения, допустим, участника Р.?

После подобного краткого введения игра становится более осмысленной, но и более рациональной. Вводные разъяснения, подобно только что приведенному, смывают налет недоговоренности в тренинге, снимают эффект притчи. Но в каждом конкретном случае выбор того или иного из приведенных вариантов – дело ведущего и зависит от его ощущения атмосферы, присутствующей в группе.

После того, как одно ранжирование состоялось, можно полюбопытствовать, как себя чувствуют люди, оказавшиеся на краях шеренги, а также в ее центре. В центре рангового ряда располагаются те члены группы, про которых основной игрок не может сказать ничего определенного, т. е. он не в состоянии определить степень выраженности у них ранжирующего признака.

Как правило, многим из играющих одинаково дискомфортно на разных краях шеренги. Участники, исполняющие роль основного игрока, часто не доводят ранжирование до конца. Они определяют наиболее яркого обладателя ранжирующего признака и нескольких человек вслед за ним. Остальную часть группы он оставляет непроранжированной, говоря, что они все находятся в середине. Тогда ведущий может попросить основного игрока сгруппировать серединную часть рангового ряда так, как ему кажется необходимым. Основной игрок сталкивается с ситуацией, когда невозможно расположить, например, пять человек на одном месте. Обязательно кто‑то из них окажется крайним. Трудности подобного рода возникают, если основной игрок подразумевает по умолчанию, что признак, избранный для ранжирования, является социально одобренным, и ему не хочется обидеть кого‑либо последним местом в ранговом ряду. Об этом у основного игрока можно прямо и спросить: «Что хорошего в том, что участник Р. окажется самым прозрачным?» Чаще все же большинство участников тренинга легко принимают игровой стиль предлагаемой процедуры, входят, так сказать, во вкус и начинают сами придумывать похожие признаки для ранжирования. Однако ведущему неплохо иметь в запасе свои варианты безоценочных признаков. Они могут быть использованы, если запрос на предложенную процедуру у группы обозначен, но ее творческий потенциал нуждается в поддержке. Вот несколько примеров безоценочных признаков:

– самый пушистый,

– самый неуловимый,

– самый звонкий,

– самый упругий,

– самый внезапный,

– самый фундаментальный,

– самый вертикальный,

– самый горизонтальный,

– самый прозрачный,

– самый ароматный.

Эффект, кроме эмоционального освежения ситуации, в этой игре связан с возможностями для участников прочувствовать личностную зависимость (независимость) от системы социально одобряемых оценок. Вдобавок играющие непосредственно сталкиваются с феноменом неоднозначности даже таких признаков, которые поначалу кажутся окрашенными либо только в негативные, либо в позитивные тона. Вот сентенции двух участников игры.

– У меня в голове сейчас столкнулись две пословицы: с одной стороны – «Простота хуже воровства», а с другой – «Будь проще, и к тебе потянутся люди». Раньше я очень дорожил тем, что меня считали простым человеком (Участник тренинга предпринимателей в Высшей школе международного бизнеса, 1992 г.). – Я, оказывается, не только боюсь дать оценку, не только боюсь получить, но и обижаюсь, когда мне говорят про меня то, что я о себе сама думаю (Тренинг руководящих банковских служащих).

Этих иллюстраций, по‑видимому, достаточно для отражения широты возможных обсуждений приведенной игры.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)