|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ожидаемые результаты реализации программыВоспитательные результаты внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о само презентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра. 79 | Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведение новогоднего праздника для сверстников и для младших классов (разработка дизайн-проекта оформления зала для праздника), попытка осознать параметры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка художественного замысла под основные параметры заказа. Здесь важную роль может сыграть дизайнерский проект «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн), призванный порадовать представителей школьного сообщества. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества. Для этого подросток владеет инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваиваются умение представить заказчикам или зрителям, экспертам собственные разработки. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родного города (села)», любительский спектакль для жителей округи, открытый общественный показ документальных видеопроектов. 2.7. Трудовая (производственная) деятельность Под традиционное определение труда как осознанной, энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и учебная деятельность. Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учёба — это настоящий труд» в последнее время стал использоваться, к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьников, мы вводим уточнение — «производственная». То есть ниже пойдёт речь о труде, в котором мальчишки и девчонки по меньшей мере производят продукт (вещь, услугу, информацию и т. п.), причём значимый не только для них, но и для других людей. Почему «по меньшей мере»? Да потому, что у производственного труда, помимо продуктивности, есть другие свойства, очень важные для развития и воспитания детей. Но об этом — в своё время. По меткому замечанию Ю.В. Крупнова, в привычности словосочетания «трудовое воспитание» пропадает главное в проблеме труда: какой именно труд, какого уровня, типа и степени совершенства. Воспитывает и образовывает не любой труд, точнее, не любая активность или работа, встроенная в систему социально-экономических отношений. А.С. Макаренко подчёркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс — то есть не определённая последовательность действий, ведущая к определённому результату (это «труд-работа»), и не овладение необходимыми для работы знаниями и навыками (это «труд-учёба», обучение труду). Воспитывающий труд — это, по словам А.С. Макаренко, «труд-забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом, если в нём складываются особые, взаимно заинтересованные, сотруднические отношения между работающими, он становится трудом духовно преобразующим. По нашему мнению, восхождение школы к «труду-заботе» требует последовательного достижения в трудовой деятельности школьников воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней. И каждому уровню результата соответствует свой тип образовательной формы. Достижение в трудовой деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как кружковые занятия техническим творчеством (авиамоделированием, судомоделированием, радиоделом и т. д.), домашними ремёслами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для современных младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструкторами «Лего». Начиная со свободной игры с конструктором, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей по инструкциям, а затем — к групповым творческим техническим проектам. Работа над проектом может разворачиваться в следующей логике: • школьники продумывают модель, которую они хотели бы создать, обсуждают друг с другом технические характеристики и функции машины; • группа собирает модель (по ходу сборки может происходить корректировка первоначального замысла); • группа «оживляет» модель (дети придумывают историю происходившую с их творением, обдумывают «место жительства» модели, её социальное, экономическое техническое окружение); • школьники изготавливают макет среды, окружающей модель, для представления модели «в жизни» (например строят макет строительной площадки, где будет работать сконструированный ими экскаватор); • школьники защищают проект (рассказывают о технических возможностях своих машин, об их назначении и о том каким образом они могут использоваться в той местности куда они сами их поместили; отвечают на вопросы слушателей) На достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как коллективная трудовая игра, детская производственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности становится особое производственное общение. Замечательные коллективные трудовые игры «Почта» и «Фабрика» описаны И.П. Ивановым в его книге «Энциклопедия коллективных творческих дел»1. Участники игры «Почта» предварительно знакомятся с работой почтового отделения (посещение почты, беседы с сотрудниками, наблюдение за их трудом), затем на общем сборе-старте придумывают название для своего почтамта распределяют участки работы (отделы, операции), решают 'кого и когда будут обслуживать, договариваются об оформлении своего учреждения и своих отличительных знаках. На почтамте могут действовать такие, например, отделы приема писем и открыток, приема телеграмм, приёма бандеролей и посылок, доставки корреспонденции (почтальоны) Поскольку работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности (и простых, и более сложных) создается отличная возможность объединения старших и младших ребят, руководимых взрослыми (в качестве инструкторов консультантов и т. д.). Например, младшие могут быть почтальонами, сортировщиками, упаковщиками, помощниками Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- Новосибирск, 2003. - С. 84-86, 94-97. телеграфистов, заведующих отделами и других старших сотрудников. Игра проводится обычно в канун праздника (в течение одного или нескольких дней) или во время праздника — в школе, у шефов, в микрорайоне, в летнем лагере и др. В школе, например, сотрудники почты могут обслуживать младших ребят своей школы и учителей, гостей или весь школьный коллектив. Приходящие на почту клиенты могут написать и оформить письмо, нарисовать и заполнить открытку, составить телеграмму, бандеролью отправить свои рисунки или книжку, посылкой — самоделки и т.д. Адресатами ребят-клиентов могут быть их товарищи по классу, по дому, родители, младшие и старшие братья и сестры, учителя, вожатые. Адресатами взрослых — их дети, ученики, товарищи по работе. Сотрудники почты (прежде всего старшие ребята и взрослые) учат неопытных клиентов всем «таинствам» почтовых операций: как правильно подписать конверт, составить телеграмму. В работу почты нужно вносить больше игровых, творческих моментов. В частности, можно придумать интересные формы оплаты почтовых услуг: оплата заказного письма — ответ на загадку, телеграммы — сочинение небольшого рассказа из тех слов, которые содержатся в телеграмме. Почтальоны (лучше, если они действуют небольшими бригадами из 2—3 человек) доставляют корреспонденцию адресатам в самой школе или по домашнему адресу (в микрорайоне школы), при этом, как положено, телеграммы доставляются в первую очередь. Игру можно проводить не только в связи с праздниками, но и постоянно. Почтальоны разносят письма и телеграммы, собирают письма, открытки с мнениями и предложениями классных коллективов, ребят и учителей, например после выхода в свет газеты-«молнии» или в период коллективного планирования. «Фабрика» — коллективная трудовая игра, участники которой (ребята разного возраста и их старшие друзья), подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далёким людям. Возможные виды изделий (продукции): • наглядные пособия (материал для счёта, гербарии, приборы) для первоклассников и старших учащихся своей и других школ; • сувениры-игрушки из природного материала, модели, макеты, вышивки и др.; • новогодние украшения и ёлочные игрушки; • материал, оборудование для познавательных, подвиж- ных, спортивных игр — в школьную игротеку, детскому саду, детской площадке и другим подшефным; • экспонаты (диорамы, макеты, витрины) для выставок в школе и в клубе, для памятных залов и музеев; • кормушки, домики для птиц; • куклы, бутафория, декорации для кукольного театра; • оформление для праздников — утренников, вечеров, демонстраций, игр. Фабрика может выпускать однотипную продукцию, например новогодние украшения или сувениры, но может иметь и широкий профиль, изготовляя предметы различного назначения, а также производить ремонт наглядных пособий, игрушек для детского сада, переплетать книги для школьной и районной библиотек и т. д. В этом случае фабрика превращается в целый комбинат. В состав фабрики (комбината) могут входить следующие отделы и цехи: дирекция; конструкторское или проектное бюро; отдел снабжения сырьём и инструментом; отдел приемки продукции или отдел технического контроля — ОТК; отдел сбыта (передачи, отправки) продукции; цехи — макетный, модельный, швейный, кукольный, переплётный и др. (в зависимости от профиля фабрики). Фабрика может действовать в течение одного дня (например, во время игры-праздника «Город мастеров»), нескольких дней или недель, что зависит от характера и объёма продукции, желания и возможностей участников. Участниками трудовой игры могут быть ребята одного возраста и их старшие друзья, но лучше, если фабрику создаст союз двух (или нескольких) старших и младших коллективов или сводная группа всех желающих — из разных классов. Тогда станет возможным разделение труда между старшими и младшими и объединение их как сотрудников, товарищей в общем жизненно важном деле. Старшие ребята могут быть членами дирекции, сотрудниками конструкторского бюро, начальниками цехов и отделов, мастерами, могут действовать на самых сложных производственных участках, составляя или возглавляя бригады. Младшие ребята также могут составлять отдельные бригады, действующие на подсобных и менее сложных (хотя не менее ответственных) операциях, могут трудиться в качестве учеников, помощников мастеров и т. д. Взрослые являются инструкторами, советниками директора фабрики, начальников цехов. Примерные варианты организации фабрики (комбината): 1. Каждый цех полностью изготавливает один или несколько видов продукции (например, в швейном цехе делаются куклы для театра, в столярном — скворечники и т.п.). В цехи и отделы ребята записываются по желанию, образуя сводные коллективы. Состав цехов в основном не меняется в те- чение всего времени работы фабрики, а переход из одного цеха в другой происходит лишь с согласия дирекции. 2. Каждый цех выполняет одну или несколько операций в процессе изготовления общей продукции (например, фабрика создаёт макеты, а в разных цехах делаются основания этих макетов, домики, фигурки людей; в этом случае в составе фабрики обычно имеется сборочный цех). 3. Постоянный штаб цехов состоит из сравнительно небольшого числа сотрудников — инструкторов, мастеров и т. п. В цехи приходят все желающие и работают под их руководством столько времени, сколько хотят. Изготовленную продукцию берут с собой (для себя или близких) или оставляют персоналу фабрики для последующей передачи другим (например, детскому саду). 4. На фабрике трудятся постоянные микроколлективы и их союзы, причём каждый такой коллектив или союз проходит по очереди через все цехи, работая в каждом один определённый период (неделю, две недели и т. п.). Тогда фабрика (комбинат) действует в течение нескольких периодов. При этом какие-то виды продукции могут полностью изготавливаться за один период (допустим, в игрушечном цехе — украшения для ёлки), а другие могут постепенно создаваться в течение всех периодов, передаваясь, как эстафета, от одного коллектива к другому (к примеру, так может делаться сложный макет в макетном цехе). Достоинством этого варианта является возможность провести каждого участника игры вместе с его постоянным коллективом через различные виды трудовой деятельности. Создание фабрики начинается с общего сбора-старта участников или по крайней мере тех, кто первым захотел принять участие в этой трудовой игре. Здесь сообща решают, какую продукцию будет выпускать фабрика и для кого, придумывают название фабрики и значок-эмблему. Выбирается вариант организации работы, намечаются отделы и цехи, избираются дирекция, начальники отделов и цехов, определяется время начала работы и продолжительность действия фабрики. Запись желающих по отделам и цехам производится и на самом сборе, и после него. Дирекция ведёт подготовку к открытию, договаривается о помещении, распределяет рабочие места между отделами и цехами, составляет производственный план, дает задание конструкторскому (проектному) бюро и отделу снабжения, разрабатывает график-календарь работы. Коллективы цехов собираются на предварительное совещание, обсуждают проекты изделий, полученные от конструкторского бюро, сообща разрабатывают технологический процесс, распределяются по участкам, операциям, выбирают мастеров. Итак, мы только что познакомились с интереснейшими описаниями двух коллективных трудовых игр. Но не оставляет в покое мысль: игра и труд — а не слишком ли они различны, чтобы объединять их вместе? Думаем, что различия не столь велики, как кажется на первый взгляд. А.С. Макаренко, разрабатывая идею «труда-заботы», увидел, что образцовый, передовой труд всегда несёт в себе оттенок экзистенциальной игры (игры с будущим, ибо всё, что соприкасается с будущим, приобретает вероятностность, а значит, определённую «игривость»). Он писал об этом: «У нас был завод с первоклассным оборудованием. Делали фотоаппараты «Лейка» с точностью до одного микрона, и всё-таки это была игра»1. Коллективная трудовая игра может стать источником создания детской производственной бригады под руководством взрослого. Опыт таких бригад хорошо известен в нашей стране. Сегодня их, к сожалению, становится всё меньше, да и распространены они главным образом в сельских школах. Но мы уверены, что они ещё вернутся — в виде детско-взрос-лой дизайнерской группы, отвечающей за эстетику школьных интерьеров и ландшафта; мини-типографии, обслуживающей школьные нужды в области печати; школьной фотовидеостудии, сопровождающей все события и дела коллектива; детско-взрослой службы компьютерной поддержки и т. д. А от этих форм рукой подать и до полноценного детско-взрослого образовательного производства. Это передовое наукоёмкое и прибыльное (рентабельное) производство, в котором детский коллектив в образовательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их описании, проектировании и перепроектировании. Для выполнения же наиболее сложных и ответственных работ и консультационных функций приглашаются взрослые профессионалы. Детско-взрослое образовательное производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить общественно-полезную продукцию. И именно благодаря этому оно является той образовательной формой, которая обеспечивает достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов третьего уровня — получение детьми опыта самостоятельного общественного действия. А.С. Макаренко настаивал, что воспитывать и образовывать может исключительно «образцовый труд», то есть такой, организация и содержание которого являются наивысшими 1 Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Собр. соч. В 7 т. Т.5.- М., 1958. -- С. 272. на данный момент времени. Именно образцовость определяет социально-культурный и возвышающий уровень труда, что и делает его образовательным. Образцовый труд должен быть передовым и самообеспечивающим, то есть отвечающим следующим критериям: • наукоёмкость; • высокая рентабельность; • высокий уровень организации; • высокая квалификация работников; • труд, в качестве субъекта имеющий общность (сообщество); • труд, создающий высокое качество жизни; • труд, персонально организованный. Всё вышеперечисленное и достигается в условиях детско-взрослого образовательного производства. И превращается фотовидеостудия в школьное фотовидеоателье, работающее с жителями микрорайона. Школьная мини-типография становится детско-взрослым издательским центром, заказы в который поступают со всего города. А дизайнерская группа перерастает в школьную проектно-дизайнерскую фирму, конкурирующую с заполонившими рынок дизайнерами-одиночками. Да, детско-взрослое образовательное производство обязательно существует на рынке и зарабатывает деньги. И при этом замечательно воспитывает детей и взрослых. Воспитывает содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда. Воспитывает тем, что необходимо субъекту принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении). Воспитывает тем, что общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта. Воспитывает необходимостью проектировать, планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность. Воспитывает эстетикой высокоорганизованного и технологичного труда. Воспитывает трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда. Воспитывает, наконец, духом соработниче-ства в общем коллективном деле. 2.8. Спортивно-оздоровительная деятельность На тему воспитательных возможностей внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности нами подготовлена специальная образовательная программа, в которой представлены воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |