АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пояснительная записка. Актуальность и педагогическая целесообразность програм­мы внеурочной деятельности в сфере художественного твор­чества подростков обусловлена необходимостью

Читайте также:
  1. Звіт. Службова записка. Рапорт
  2. Объяснительная записка
  3. Объяснительная записка
  4. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
  5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  6. Пояснительная записка
  7. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  8. Пояснительная записка
  9. Пояснительная записка
  10. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  11. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  12. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность програм­мы внеурочной деятельности в сфере художественного твор­чества подростков обусловлена необходимостью разрешения

1 При написании раздела использованы материалы Б.В. Куприянова.


реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в усло­виях экспансии массовой культуры.

Возникшая в XX в. и построенная на принципах коммер­циализации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдаёт высшие образцы культур­ной деятельности человечества за свои. Происходит постоян­ная подмена смыслов, низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эсте­тическое самоопределение.

У отечественной педагогической теории и практики эсте­тического воспитания богатые традиции. Сложился ряд ори­гинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.

В то же время в массовом эстетическом воспитании гос­подствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, мол­чаливо признающая художественную культуру внешней по от­ношению к воспитаннику. Эта парадигма почти не учитыва­ет внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования. Игнорирует она и особенности современ­ного этапа в развитии искусства — такие его черты, как склонность к художественным провокациям, самоиронии, са­мопародии, размытость эстетических категорий и этических границ.

Реальная альтернатива данной парадигме — воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подро­стков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или без­образное.

Примерная программа внеурочной деятельности школьни­ков по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосо-образности, культуросообразности, коллективности, патрио­тической направленности, проектности, диалога культур, под­держки самоопределения воспитанника.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основывать­ся на научном понимании взаимосвязи естественных и соци­альных процессов, согласовываться с общими законами раз­вития природы и человека, воспитывать его сообразно полу


 


3 Внеурочная деятельность школьников.


65 |


и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что худо­жественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответ­ствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими тради­циям тех или иных регионов, не противоречащими общече­ловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество по­могало растущему человеку ориентироваться в тех изменени­ях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере ис­кусства, в окружающем его мире.

Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художествен­ное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрос-лых общностях, детско-взрослых коллективах различного ти­па, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетическо­го самоопределения, художественно-творческой самореали­зации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-цен­ностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого яв­ляются обмен эстетическими ценностями (ценностями, вы­работанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индиви­дуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных цен­ностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства меж­ду педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асиммет­ричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного по­нимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматри­вает обеспечение субъективной значимости для старших школьников идентификации себя с Россией, народами Рос­сии, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотичес­кой направленности в программе внеурочной деятельности


предполагает использование эмоционально окрашенных пред­ставлений (образы политических, этнокультурных, эстетичес­ких явлений и предметов; собственных действий по отно­шению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Оте­честву).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «вы­ведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, — главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может прог­раммировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.

В логике действия данного принципа в программе предус­матриваются художественные, социальные и экзистенциаль­ные проекты подростков.

Художественные проекты школьников реализуются в об­становке, близкой к музыкальному или драматическому теат­ру, оркестру, ансамблю, объединениям художников, и могут быть поняты благодаря следующим ценностным аспектам: эс­тетизм, ориентированность на область художественной дея­тельности людей; приоритет чувственного восприятия окру­жающего мира; нравственная доминанта — соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия; креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью (своеобразием, незаурядностью) и общественно-исторической уникальностью.

Социальные проекты преобразовывают общности и обще­ство, вносят позитивные изменения в окружающую социаль­ную среду за счёт реализации социальных инициатив. Соци­альные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:

• коммуникабельность — лёгкость вступления в межлич­ностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодей­ствия;

• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в реше­нии актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, спо-


собность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

• самостоятельность — независимость, свобода от внешних
влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возмож­
ность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограни­
чений и стеснения;

• организационная и управленческая компетентность —
знания, опыт по образованию социальной структуры, привле­
чению ресурсов, координации действий отдельных элементов
системы, достижение взаимного соответствия функциониро­
вания её частей в процессе решения какой-либо задачи;

• конвенциональность — стремление к добровольному со­глашению субъектов на предмет принимаемых на себя обяза­тельств;

• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.

Экзистенциальные проекты — проекты самовоспитания, ценностно-смыслового самоопределения, выбора варианта жизни (В.Н. Дружинин). Для экзистенциальных проектов принципиален опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии избиратель­ности и судьбоносности по отношению к внешним собы­тиям.

Принцип диалога культур в программе внеурочной дея­тельности подростков в сфере художественного творчества предполагает:

• понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур о своей судьбе, своей жизни, о своём счастье в мире людей;

• рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;

• рассмотрение самодеятельного коллективного художест­венного творчества как диалога культур всех участников кол­лектива;

• рассмотрение ситуаций представления зрителям продук­тов художественного творчества как полилога между автора­ми и исполнителями культурных текстов и зрителями, восп­ринимающими культурные тексты.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Са­моопределение в художественном творчестве — процесс фор­мирования личностью собственного осмысленного и ответ­ственного эстетического отношения к действительности. Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка служат обострённость (на фоне


пубертата) восприятия эстетического и возрастная сенситив-ность к самоопределению. Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, пони­мания, создания художественных текстов и реальности как художественного текста.

Основная идея примерной программы внеурочной деятель­ности подростков в сфере художественного творчества состо­ит в том, что внеурочная художественная деятельность наце­лена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом — на развитие специаль­ных предметных компетенций художественного творчества (игра на музыкальных инструментах, актёрское мастерство, особые инструментальные компетенции рисования, черчения и т. д.). Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтети­ческих видов художественного творчества.

Синтетические виды художественного творчества — лю­бительский театр, любительское видеотворчество, дизайн и т. п. — позволяют вывести подростка на проблему управле­ния социокультурным пространством своего существования за счёт таких инструментов как сценирование, философия и тех­нология дизайна, режиссура социальных игр.

Любительские театр и видеотворчество, занятия школьни­ков дизайном позволяют осуществить испытания любого предположения при помощи опытной проверки, подтвержда­ющей очевидность фактов. В театре и видеопроектах сред­ством проверки является сценирование или этюд, мысли­тельный эксперимент или аналогия. Под сценированием в данном случае понимается «сборка круга предлагаемых об­стоятельств ситуации, постановка целей и задач её участни­ков и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определёнными средствами, доступными персонажам исто­рии» (А.В. Гребёнкин). Старшеклассники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в исследуемой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации. •

Ещё одним способом управления социокультурным прост­ранством существования человека являются философия и технология современного дизайна. Сегодня дизайн не ог­раничивается опредмечиванием материальных человеческих потребностей, он обеспечивает «овеществление» духовных ценностей, реализует в дизайнерской форме сущностное со­держания эпохи.

Третий инструмент управления социокультурным простран­ством существования человека — режиссура социальных игр. Согласно этой идее существуют базовые игры людей,


 


т. е. фиксированные установки, определяющие их социальное и коммуникативное поведение. Режиссура социальных игр ут­верждает, что, во-первых, если определить базовые типы лю­дей, участвующих в некотором социальном взаимодействии, это взаимодействие можно существенно оптимизировать. И, во-вторых, что сам индивид способен изменять свою ба­зовую игру, хотя бы в результате прохождения специального тренинга.

Использование этих синтетических видов самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли ак­тёров, художников, режиссёров, операторов, осветителей, ор­ганизаторов).

Цель примерной внеурочной программы художественного творчества подростков — формирование у них в процессе соз­дания и представления (презентации) художественных произ­ведений способности управления культурным пространством своего существования.

Задачи программы:

• расширение общего и художественного кругозора уча­щихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьни­ков художественного вкуса;

• формирование способности «прочтения» жизненной си­туации межличностного взаимодействия по аналогии с худо­жественным текстом, сценирования как рефлексивного уп­равления ситуациями межличностного взаимодействия;

• развитие диапазона управления своим поведением в си- jтуациях взаимодействия с другими людьми, освоение спосо­бов создания ситуаций гармоничного межличностного взаи­модействия, тренировка сенсорных способностей.

Формы и режим занятий. Базовые формы учебных заня­тий: репетиционные, постановочные, информационные (бесе­да, лекция), художественные образовательные события.

Репетиционные занятия (от лат. repetitio — повторение) — основная форма подготовки (под руководством или с участи­ем педагога) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократных повторений (целиком и частями).

Постановочные занятия — творческий процесс создания эстрадного представления, который осуществляется постанов­щиком совместно с художником, балетмейстером.

Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состо-


ит в квалифицированном комментировании какой-либо проб­лемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в ин­формации.

Художественное образовательное событие — акт художест­венного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эф­фект художественного события для автора произведения обус­ловлен встречей с читателем (зрителем), с отношением по­следнего к авторскому произведению.

2. Тематическое планировие и содержание деятельности


 


Содержание деятельности

Любительские занятия театром. Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Любительс­кий театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек су­ществует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окру­жающим пространством.

Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театраль­ные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных ми­ниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы реше­ния. Театральный капустник.

Пьеса-сказка. Просмотр профессионального театрального спектакля. Драматургический замысел. Репетиции пьесы-сказ­ки. Представление пьесы — новогодней сказки.

Современная драма. Рождение замысла пьесы. Сверхзада­ча театрального искусства. Чтение пьес и выбор постановоч­ного материала. Просмотр профессионального театрального спектакля. Репетиция пьесы — современной драмы. Премье­ра пьесы (драматического произведения).

Современная комедия. Жанровые особенности комедии. Разновидности комедии. Природа смешного. Премьера пьесы-комедии.

Водевиль. Знакомство с особенностями водевиля. Репети­ции водевиля. Просмотр профессионального театрального спектакля. Представление водевиля.

Театральное ярмарочное представление. Разработка и репетиции новогоднего ярмарочного представления. Новогод­нее ярмарочное представление как художественно-эстетичес­кое образовательное событие.

Классическая драма. Рождение замысла пьесы. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Репетиция пьесы — классической драмы. Премьера пьесы (классического драма­тического произведения).

Бенефис. Разработка идеи и сценария бенефиса класса как художественно-эстетического образовательного события. Сверхзадача спектакля. Репетиции бенефиса. Премьера про­щального бенефиса.


 


Содержание деятельности

Любительское видеотворчество. Особенности любительс­кого видеотворчества в контексте любительских занятий ху­дожественным творчеством. Специфика технических средств в видеотворчестве.

Сценарий как особая форма драматургии. Сценарий и монтаж. Понятие кинокадра. Крупности планов и их смыс­ловое значение в раскрытии драматургии. Монтажная фраза, сцена, эпизод. Понятце движения в фильме. Движение в пространстве и во времени. Время и пространство и их ус­ловность в кино. Время реальное, замедленное, ускоренное.

Любительский видеопроект как явление самодеятель­ного художественного творчества. Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма. Вечер авторского видео «Видеопробы». Показ и обсуждение видеопроектов учащихся.

Жанры любительского видеопроекта. Оперативные и постановочные съёмки. Реклама, художественный и докумен­тальный жанры, игровые программы, телефильмы. Разработка


 


и реализация авторского проекта «Реклама новогоднего празд- ' ника в школе». Сюжетные компоненты режиссёрского сцена­рия: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог. Разработка и реализация видеопроекта «Сказка для младшего брата». Премьера видео проекта «Сказка для младшего брата». Доку­ментальное видео. Разработка и реализация проекта докумен­тального видео об истории школы, города (микрорайона), се­ла. Вечер документального видео. Просмотр и обсуждение проектов учащихся. Жанр и особенности его монтажа. Коме­дия. Детектив. Фильм-повесть. Фильм-роман. Мелодрама. Ре­портаж. Документальная драма. Документальная повесть.

Звук. Изменения, которые принёс звук в кинематограф, в его зрительный ряд. Звуковой образ героя. Использование звука за кадром. Пауза как игровой компонент фильма. Шу­мовая фонограмма. Виды шумов: естественные, имитационные. Образ и драматургия шумов. Музыка в фильме и её разновид­ности (авторская, бытово-оправданная, синхронная и т. д.). Роль музыки в монтажном строе эпизода, сцены, фильма в целом. Социальная реклама как жанр современного видеотвор­чества. Монтаж клипов и рекламных роликов. Особенности и достижения. Обновление выразительности монтажной фор­мы. Монтаж телепередачи. Принципы, лежащие в его осно­ве: выразительность, разнообразие, зрелищность. Разработка и реализация видеопроекта «Наша социальная реклама». Пре­зентация видеопроекта «Наша социальная реклама».

Художественное видео. Выразительные средства видео творчества. Разработка и реализация видеопроектов учащихся «Ни слова о любви». Просмотр и обсуждение профессиональ­ного авторского видеопроекта, кинофильма. Премьера видео­проектов учащихся «Ни слова о любви».

Документальное видео. Разработка и реализация видео­проектов учащихся «Немного о себе». Разработка и реализа­ция авторских видеопроектов учащихся.

Любительское видео как пространство художествен­ного самовыражения. Встреча с профессиональным режис­сёром, журналистом, актёром. Конкурс видеотворчества «Школьный Оскар», церемония награждения победителей.



Содержание деятельности

Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование.

Основы организации пространства. Разработка и осуще­ствление дизайн-проекта интерьера «Комната моей мечты».


Презентация выставки дизайн-проектов интерьера «Комната моей мечты». Философия новогоднего праздника. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Конкурс дизайн-проектов организа­ции пространства праздника (новогодний праздник). Реализа­ция проекта — победителя конкурса. Презентация оформле­ния школьного зала.

Дизайн костюма. Материаловедение. История костюма. Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма». Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма».

Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендроло­гия. Разработка и осуществление дизайн-проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Презентация дизайн-проекта «Школьная клумба».

Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование. Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерье­ра «Дизайн помещения классной комнаты». Презентация выставки дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помеще­ния классной комнаты».

Особенности web-дизайна. Разработка и реализация ис­следовательских проектов «Лучший современный сайт». На­учная конференция учащихся «Современные тенденции web-дизайна».

Стиль в ландшафтном дизайне. Средства гармонизации композиции. Разработка проекта «Сквер родного города (се­ла)». Защита проектов «Сквер родного города (села)».

Основы фотодизайна. Индивидуальность в дизайне. Раз­работка и осуществление проектов фотодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь». Презентация выставки проектов фо­тодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)