|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рекомендации по организации совместной работы образовательного учреждения, семьи и социума в рамках программыДля полноценной реализации внеурочной программы спортивно-оздоровительной деятельности подростков необходима организация социального партнёрства образовательного учреждения, семьи, управляющих и общественных структур спортивно-оздоровительной направленности (спортивных обществ, клубов, профессиональных сообществ спортивно-оздоровительных центров, стадионов, бассейнов, катков и т. д.). Социальное партнёрство — тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Для проникновения в сущность социального партнёрства важно понимание, что партнёры вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнёрства — это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены. Партнёры — это не компаньоны, но и не конкуренты. Социальное партнёрство как тип взаимодействия занимает срединное положение между социальным союзом (содружест- вом), предполагающим общность ценностей социальных субъектов (а у партнёров могут быть несовпадающие ценности), обязательное суммирование их ресурсов (а партнёры могут и не объединять ресурсы), и социальной конфронтацией — противоборством субъектов. В основе социального партнёрства лежат принципы: • добровольности; • взаимовыгодности и взаимодополняемости; • открытости участников партнёрства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнёрство; • согласования интересов на основе переговоров и компромисса; • закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах; • взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договорённостей; • взаимопомощи (а при необходимости — взаимозащиты) участников партнёрства в отношениях с иными субъектами за его пределами. Система партнёрства различных социальных субъектов в сфере воспитания должна включать следующие компоненты: • субъекты социального партнёрства; • цель социального партнёрства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала; • задачи, которые решаются партнёрами; • принципы социального партнёрства (см. выше), которые рассматриваются как условие существования партнёрских отношений; • деятельностное содержание социального партнёрства (соуправление воспитательным процессом; обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере воспитания — интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.; предоставление услуг партнёру — консультативных, информационных, технических и др.; разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; взаимообучение в сфере воспитательной деятельности; общественно-государственная экспертиза воспитательного процесса); • организационные формы социального партнёрства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т. д.); • механизм социального партнёрства (совокупность методов и технологий, в частности, технология переговор- ного процесса, технология социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др., обеспечивающие развитие партнёрских отношений). Запуск социального партнёрства нескольких субъектов, обладающих позитивным воспитательным потенциалом, может быть осуществлён, к примеру, следующим образом. Шаг 1. Проведение инициатором партнёрства предварительных консультаций с потенциальными участниками и создание переговорной площадки, удобной для всех заинтересованных сторон. Шаг 2. Выявление на переговорной площадке оснований партнёрства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон, а также ограничений и рисков партнёрства. Шаг 3. Выявление в процессе переговоров тех направлений деятельности в сфере воспитания, на которых партнёры готовы сосредоточить свои усилия. Шаг 4. Определение наиболее приемлемых для участников организационных форм социального партнёрства. Шаг 5. Формирование нормативно-правовой базы социального партнёрства, обязательная фиксация в договорной форме целей, задач, принципов, критериев и показателей эффективности совместной работы. Шаг 6. Формирование управляющей системы социального партнёрства. Шаг 7. Разработка правил и процедур экспертизы эффективности социального партнёрства. Шаг 8. Разработка и старт реализации программ, планов, проектов партнёрского взаимодействия. Шаг 9. Текущий анализ и коррекция партнёрской деятельности. Конфигурации социального партнёрства могут быть самыми разнообразными: двусубъектными, трёхсубъектными, многосубъектными. Главное, чтобы результаты и эффекты партнерской деятельности превосходили результаты и эффекты, которых субъекты достигают самостоятельно, вне сотрудничества с другими. Ключевым фактором успешности социального партнёрства в сфере реализации образовательных программ является взаимодействие школы и* семьи. Именно от отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет внеурочная деятельность школьника. Однако современные семьи настолько разнообразны и самобытны (независимы или почти независимы от внешних регламентации и ограничений), что невозможно говорить о каком-то универсальном рецепте вовлечения семьи в партнёрство со школой (в том числе во внеурочной сфере). Даже среди семей с позитивным воспитательным потенциалом наб- людаются заметные различия, которые необходимо учитывать. Итак, семьи с доминантой религиозных ценностей (христианских, мусульманских, иудейских, буддийских и др.). Высшей ценностью в таких семьях признана вера в Бога. Ценности культуры, общественной и частной жизни рассматриваются сквозь призму того, насколько они приближают или удаляют человека от высшей ценности. Семьи этого типа довольно осторожны и избирательны в своих контактах с другими социальными субъектами, особенно религиозно индифферентными. Однако если контрагенты вызывают у религиозно ориентированной семьи доверие, она может стать как просто надёжным партнёром, так и ценным посредником в отношениях с близкой ей религиозной общиной (организацией). Семьи с доминантой светско-гуманистических ценностей. Высшая ценность в этих семьях — ценность Человека как существа, не нуждающегося во внешнем оправдании, творца культуры и субъекта истории. А главное, что воспитывается в детях — доброе, заботливое отношение к другим людям, гуманность и альтруизм, устремлённость к свободе и знанию, труду и творчеству. Такие семьи максимально открыты к взаимодействию с просоциальными общественными субъектами, способны выступать инициаторами партнёрства в сфере воспитания, безусловно поддерживать позитивные и противостоять негативным тенденциям в развитии социальных контактов по вопросам воспитания. Семьи с доминантой прагматических (широко практицист-ских) ценностей во главу угла ставят ценности делового успеха, профессионального и карьерного роста, материального благополучия и финансовой независимости. При этом детям прививается уважительное отношение к чужому успеху и достижениям, чувство здоровой конкуренции. Впрочем, не обходится без некоторой доли недоверия, скепсиса в отношении людей, которые идут по жизни иными путями. Прагматически ориентированные семьи в меньшей степени, чем светско-гуманистические, но всё-таки тоже открыты к конструктивному социальному взаимодействию в сфере воспитания. Оно их интересует в первую очередь той пользой, которую может принести семье. Впрочем, им не чужды и интересы контрагентов. Семьи, относящиеся к данному типу, придают межсубъектным отношениям деловой, целесообразный и взаимо-обязывающий характер. Семьи с доминантой утилитарных (узко практицистских) ценностей. Интересы и ценности таких семей замкнуты на самих себя, на воспроизводство сложившегося образа жизни. Идеал жизнедеятельности членов таких семей — делать то, что полезно и привычно для семьи, руководствуясь при этом не высшими ценностями и рациональными соображениями, а рассудком и здравым смыслом. Члены семьи живут своим мирком, доморощенными нормами, правилами, образцами, которые, впрочем, не противоречат социально одобряемым. Такие семьи не видят особой необходимости во взаимодействии с другими социальными субъектами по вопросам воспитания. Присущая им зацикленность на собственных, доморощенных нормах, правилах, образцах затрудняет их участие в договорных отношениях. Конечно, их можно втянуть в эти отношения, но они предпочтут быть не партнёрами, а наблюдателями, сочувствующими другим, но не разделяющими с ними ответственность. Семьи с доминантой гедонистических ценностей. Получение удовольствия от жизни, необременительная работа (учёба), весёлый и разнообразный досуг, бытовой комфорт — вот то, что прежде всего ценится в таких семьях. При этом все эти устремления «разумно эгоистичны» — здесь не желают зла другим, не используют их как средство для достижения собственных целей, потребление удовольствий и благ не носит стяжательского характера. Гедонистически ориентированные семьи могут быть благосклонны, снисходительны к взаимодействию с другими социальными субъектами в сфере воспитания, но при этом постараются избежать какой-либо ответственности. Однако, в отличие от семей предыдущего типа, эти семьи можно увлечь идеей и практикой воспитательного партнёрства, в том числе в вопросах организации спорта, оздоровления, спортивного досуга детей, создания комфортной среды, положительного эмоционального микроклимата и т. п. Туристско-краеведческая деятельность Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, полевых лагерей, слётов, соревнований и подготовки к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т. п. В рамках любой из перечисленных выше форм возможно достижение результатов первого уровня — приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Элементарные социальные знания ребенок получает уже тогда, когда начинает осваивать туристско-краеведческую деятельность: знакомится с правилами поведения человека в ле- су, в горах, на реке, узнает о специфике походной жизни в коллективе, постигает этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяет представление о себе как о жителе того или иного края. Но особенно эффективно процесс освоения социальных знаний происходит тогда, когда школьники в полевых условиях знакомятся с окружающим социальным миром, с жизнью людей родного края: их нормами и ценностями, победами и проблемами, этническими и религиозными особенностями. Приобретение этих знаний происходит в походе совсем иначе, чем на уроках или дома. Одно дело, например, узнавать из учебников, кинофильмов или рассказов взрослых о значении для нашего общества Победы в Великой Отечественной войне, о нормах отношения к ветеранам, о необходимости чтить память погибших, и совсем другое дело — понять всё это, когда ты сам прошёл сотню километров по местам боёв, встречался с людьми, пережившими ужасы фашистской оккупации, расчищал от мусора заброшенные братские могилы и т. п. В связи с этим маршруты экскурсий, походов-, экспедиций рекомендуется прокладывать так, чтобы школьники смогли посещать монастыри, храмы, памятники, старинные дворянские усадьбы, музеи, места важных исторических событий. Педагогам рекомендуется также инициировать организацию детьми встреч с очевидцами ярких исторических событий, старожилами, местными краеведами, хранителями школьных музеев, членами поисковых отрядов и с другими интересными людьми. Такие встречи и беседы не идут ни в какое сравнение с музейными экскурсиями или рассказами приглашаемых в школу гостей. Заинтересованно, эмоционально школьники слушают своих собеседников, ведь ребята сами разыскали их, устроили встречу в простых условиях: в местной школе, у деревенского дома и т. п. Не менее интересными для школьников могут оказаться и неформальные встречи с попутчиками, людьми, заглянувшими на походный огонёк или приютившими ребят на ночлег у себя дома. Достижение результатов второго уровня — формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом — осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов. 1. Введение педагогом и поддержание старшими и авторитетными членами туристского коллектива особых неписаных правил, касающихся туристских традиций и специфических форм поведения. Например: Вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестаёт быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совместное пользование имуществом и умение отдать товарищу последнюю сухую рубашку. В походе всё принадлежит всем и всё делится поров-=§ ну. Осуждаются индивидуальные домашние пайки или == междусобойчики. == Нежелательны индивидуальные покупки в попадающих- Щ ся на пути населённых пунктах. Во-первых, не у каждого = могут оказаться с собой карманные деньги, а имуществен-ЦЁ ное неравенство в туристской группе крайне нежелатель-Ц но. Во-вторых, это противоречит принципу автономности == путешествия. Рюкзаки девочек должны быть легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Желательно оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная поддержка. То же самое касается и помощи младшим членам туристской группы. Обязательны благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и по возможности убирать чужой мусор. Исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев — использовать можно только хворост и сухостой. Походный костёр следует стараться разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревьев и кустарников. В походе приветствуется красивая и правильная речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон крайне нежелательны. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость, вести себя вызывающе запрещается. В этих туристских правилах воплощены важные общественные ценности: Земля, Отечество, Культура, Человек. За каждым из этих правил стоит то или иное социально одобряемое отношение: туриста — к природе, собеседника — к собеседнику, старшего товарища — к младшему, мальчика—к девочке. Предъявление начинающим туристам этих
неписаных правил имеет особое значение в воспитании. Рано или поздно они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Эти правила укоренятся в группе или даже ритуализируются. «Старички» (опытные) станут предъявлять эти правила начинающим. А те в свою очередь, желая идентифицировать себя с более взрослыми и авторитетными школьниками, естественным образом станут применять правила в своём поведении. 2. Побуждение детей к соблюдению основных режимных моментов жизни туристской группы и привычка к режиму должны стать частью повседневной жизни туриста. Прежде всего следует позаботиться об отношении школьников к труду и своему свободному времени. Сборы, гигиенические процедуры, установка и демонтаж палаток, укладка рюкзаков, уборка территории бивака, разведение костра, приготовление пищи и т. п. должны выполняться чётко и не отнимать у школьников много времени. Целесообразно в туристской группе ввести простое правило — «Ищу работу». Пусть эта фраза ляжет в основу отношения юного туриста к своему свободному времени. В походе, экспедиции или палаточном лагере всегда хватает текущей работы: ребята не должны в безделье дожидаться, когда эту работу выполнят те, кому она поручена. Каждое дело должно быть выполнено чётко и в срок. Это важно для всего коллектива, причём гораздо важнее, чем строгое исполнение своих индивидуальных обязанностей. Поэтому ничем не занятые в данный момент дети должны предлагать себя в помощники и сами искать работу. Это должно стать правилом хорошего тона в турист- ской группе. 3. Пожалуй, самым большим потенциалом в формировании ценностных отношений учащихся к окружающему миру, к другим людям и, что самое главное, к самим себе обладают возникающие во время многодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживают дети. Трудности походной жизни: препятствия на пути, неблагоприятные погодные явления, многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный тяжёлый физический труд — всё это требует от подростков концентрации сил, воли, терпения. Смогут ли они не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами «Несите этот рюкзак сами»? Смогут ли, имея за спиной десятки километров и десятки килограммов, продолжать выполнять свои обязанности? Смогут ли при этом ещё и помогать другим — девочкам, более уставшим сверстникам? Смогут ли в проливной дождь пересилить своё желание отсидеться в палатке и отправиться на помощь дежурным собирать дрова, разводить огонь, готовить пищу? Смогут ли удержаться от малодушно- го желания сократить маршрут или воспользоваться попутным транспортом? Смогут ли, устав, продолжать идти? Все эти естественные испытания нужно учиться переносить, а не стремиться уклоняться от них. Задача педагога — помочь детям достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив веру в себя и верность другим. В подобных ситуациях-испытаниях ученик находит ответы на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть из того, что я в себе ещё не открыл?», «К чему я способен, что я могу?». Именно в экстремальных ситуациях у школьника появляется возможность проверить и показать себя, доказать, что он что-то в этой жизни может. Эти испытания дают ему возможность поверить, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться человеком, который способен подняться над своими слабостями, капризами, страхами. Поэтому, планируя маршрут, рекомендуется не делать его удобным для прохождения. Пусть в пути попадается достаточное количество сложных для прохождения участков. Пусть поход не будет для ребят лёгкой прогулкой. Пусть он станет настоящей школой испытания, школой физической и нравственной закалки. Туристско-краеведческая деятельность открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия — это третий уровень результатов. Опыт социального действия юный турист-краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп систему сменных должностей. Педагогам рекомендуется чаще создавать такие системы в детских объединениях и привлекать к ним как можно большее количество школьников. Система сменных должностей — это, по сути, система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода. Практика введения системы сменных должностей распространена среди многих туристских групп, лоскольку значительно облегчает их работу на маршруте и является хорошей школой формирования туристских навыков. Все (или почти все) участники похода по очереди занимают те или иные должности в течение суток. Должности могут быть, например, такими: Штурманы. Задача двух штурманов — при помощи компаса и карты провести группу по намеченному маршруту. Располагаясь впереди идущей группы, они выбирают наиболее удобную дорогу, а при необходимости про- =5 изводят её разведку. Естественно, что ошибки штурманов могут серьёзно усложнить жизнь путешественников, и поэтому взрослому руководителю необходимо постоянно отслеживать эти ошибки. Но не следует при этом тут же бросаться их исправлять - важнее дать почувствовать детям, что значит быть человеком, от которого зависят судьбы бы других людей. Хронометрист. Его задача - в специальном блокноте фиксировать основные участки пути, время и скорость их прохождения, расстояния между ними, преодолеваемые препятствия и степень их сложности. Пунктуальность, опе- ративность, умение работать в неблагоприятных условиях - вот качества, требующиеся от исполняющего эти обязанности школьника. Результаты работы хронометриста — могут понадобиться для отчета о походе в маршрутно-ква-лификационной комиссии. Краеведы. Их задача - находить в посещаемых туристами населённых пунктах такого человека, который смог бы рассказать о местных достопримечательностях: интересных событиях, произошедших здесь когда-то, интересных людях, которые жили или живут в этих местах, природных или культурных объектах, которые стоит посмотреть, и т. д. Школьники занимаются поиском и интервьюированием таких людей. А на привале или у вечернего костра они могут поделиться добытой информацией. Кроме того, через краеведов можно выяснить, какую посильную помощь туристы могут оказать, например, живущим здесь ветеранам, местной школе или музею. Дежурные. Занимая эту должность, школьники приобретают элементарные навыки самообслуживающего труда. Костёр, дрова, посуда, завтрак, обед и ужин - вот объект заботы дежурных. А ещё - места привалов и ночевок, которые после ухода группы должны стать чище, чем они были до её прихода. Командир. Этот человек отвечает за всё и за всех -он (если не считать взрослого руководителя, на котором лежит ответственность за безопасность школьников) организует нормальное функционирование туристской группы. Только он имеет право вмешиваться в работу других и требовать качества её результатов. Объект особой его заботы — девочки и младшие ребята. Командиру надо так распределить груз по рюкзакам и выбрать такой темп движения, чтобы группа смогла идти ровно, не растягиваясь из-за спешащих и отстающих, но и не передвигаться черепашьим шагом, грозя выйти из запланированного графика. От него зависит выбор режима движения, = времени привалов, места ночёвки, а также подведение итогов прошедшего-дня. Не следует вмешиваться в работу командира и пытаться изменить его решения, даже == если они кажутся неудачными или ошибочными. Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Принимать же решения и отвечать за других, пожалуй, = самая сложная работа. Высказывать замечания или Ц давать совет можно вечером, когда будут подводиться = итоги дня. Большое значение имеет включение педагога в систему сменных должностей. Во-первых, это будет справедливо: педагог покажет детям, что система сменных должностей — это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни, где у каждого (кем бы он ни был) есть свой участок работы, за который он несёт ответственность перед всей группой и в первую очередь перед командиром (кто бы в данный момент эту должность ни занимал). Во-вторых, работа педагога в той или иной должности будет рассматриваться детьми как пример. Получить опыт социального действия школьник может и участвуя в благотворительной работе, которая организуется педагогом или самими детьми во время экскурсии, похода, экспедиции, стоянки полевого лагеря и т. п. Это может быть: • уход за братскими могилами, которые встречаются туристам во время путешествия; • помощь в восстановлении или ремонте храмов, монастырей, мимо которых пролегает маршрут юных туристов; • расчистка от мусора и благоустройство туристских стоянок, родников, колодцев и других природных объектов; • оказание тимуровской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, старожилам, с которыми встречаются школьники во время проведения краеведческой работы, музею, который они посещают, школе, где им разрешили переночевать, и т. п. Пусть забота о других становится привычным делом для юных туристов. Инициируя те или иные благотворительные акции, следует использовать собственный авторитет и личный пример. Приступайте к работе первым, а лучше -- предвари- тельно договорившись с кем-то из ребят (с тем, кто обязательно вас поддержит). Ни в коем случае не превращайте акцию в митинг и не делайте из неё «события мирового масштаба» — пусть это дело выглядит обыденным и само собой разумеющимся. Полученный детьми опыт социального действия должен быть обязательно осмыслен ими, отрефлексирован. Для этого педагогам рекомендуется создавать в туристских группах разного рода рефлексивные ситуации. Одной из них может быть, например, вечернее обсуждение туристами пройденного дня. Это обсуждение учит школьников анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, своё отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их; передавать свои чувства и быть открытыми для других. Как может выглядеть эта процедура? Вечером у костра собирается вся группа и начинается совместное подведение итогов прошедшего дня. Ребята по очереди говорят о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях: • Каково самочувствие, есть ли какие-то проблемы со здоровьем, каково душевное состояние, настроение? Чем это вызвано? Что в связи с этим планируешь сделать завтра? • Какие обязанности (штурмана, командира, дежурного и т. д.) выполнял сегодня? Справился ли с ними? Что получалось хорошо, а с чем были проблемы? Чем они были вызваны? Как можно было бы их избежать? Какой совет дал бы тому, кто будет исполнять эти обязанности завтра? Чему новому ты сегодня научился? Что дало (или не дало) тебе пребывание в этой должности? В каком качестве хотел бы попробовать себя ещё раз? • Какие произошедшие сегодня события, увиденные вещи и явления, а также встреченные тобой люди удивили, поразили, обрадовали, расстроили? Чем и почему? Как ты думаешь, почему это задело тебя лично? • Кому из товарищей хотел бы сказать сегодня «спасибо»? За что? Кто был для тебя сегодня примером, кто тебя чему-либо новому научил, чем-то тебе помог? Будет лучше, если первым начнёт этот вечерний разговор кто-то из взрослых (но не руководитель группы) или кто-либо из старших детей, туристов со стажем — это послужит для ребят хорошим примером рефлексии и сразу задаст достаточно высокий её уровень. А завершать анализ дня лучше взрослому руководителю. Инициировать и вести вечерний разговор должен взрослый. Однако со временем, когда «разбор полётов» за день станет традиционным и привычным для туристов, можно поручить эту обязанность дежурным командирам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |