|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Л.Б. Хузина, Соловьев В.А., Шайхутдинова А.Ф. 10 страницаДалее Филлипсон переходит к исследованию факторов, которые определяют, до какой степени бессознательные силы смогут таким образом получить перевес, а также способы, при помощи которых стимуль-ный материал ORT был разработан с расчетом на то, что он сможет пролить свет на эти процессы. Эту часть его повествования, и так лаконичного, трудно изложить еще более конспективно, но мы надеемся, что основные его пункты, по крайней мере те, что имеют отношение к средовым факторам, станут очевидны при ознакомлении с нижеизложенным описанием стимульного материала ORT. Стимульный материал включает в себя тринадцать карточек, среди которых белый лист, как и в ТАТ, и три «серии» по четыре карточки каждая, систематично варьируемые и образующие таким образом двухпутную (3 х 4) классификацию. Три серии — А, В и С — различаются по стилю выполнения. Филлипсон особо подчеркивает, что значимость различий заключается в «климате реальности» каждой картинки, благодаря которой «эмоциональный климат», как он это называет, связывается с различиями в качестве стимула. Восприимчивость к этим различиям он воспринимает как аналог реакций на детерминанты Роршаха. После него эта идея была использована Уилкинсоном (Wilkinson) при создании детского варианта Техники объектных отношений (CORT) (см. далее). Хотя основным отличием трех серий является стиль изображения, оно в терминах особенностей заключается именно в «содержании реальности», разница в котором оказывает наибольшее воздействие. Картинки серии А минимально структурированы: такие объекты изображены неопределенно, к характеристике общего эффекта картинок лучше всего подходит слово «туманный» (см. рис. 3). Это легкое бледное затенение введено в качестве аналога структурной детерминанты Роршаха и с целью вывести наружу первичные потребности из области объектных отношений. Картинки серии В отличаются резкой контрастностью черного с белым и черного с серым, с четко вырисованными силуэтами, но человеческие фигуры полностью лишены деталей. Самым близким аналогом Роршаха является детерминанта К; преобладающий эмоциональный «климат» задуман как угрожающий и тревожный. На картинках серии С появляется цвет, хотя и в довольно произвольном исполнении: в большинстве случаев создается впечатление, что цвет скорее добавлен в картинку, нежели является неотъемлемым качеством изображенных предметов. При всем этом цветные элементы могут £ыть в буквальном смысле расценены как «бросающие вызов», как и цвет в Роршахе. Изображенные объекты легко узнаваемы (исключение составляет только группа людей с картинки CG, описанной ниже), даже Рис. 3. Картинка A3 (слева), картинка BG (справа) при том, что контуры, состоящие из множества наезжающих друг на друга штрихов, не так уж и отчетливы, если говорить точно. Четыре карточки каждой серии содержат изображения, соответственно, одного человека, двух человек, трех человек и групповой ситуации. Филлипсон описывает их как матрицы, на основе которых в прошлом происходил весь процесс усвоения человеком способов построения отношений и которые обусловливают все базовые ситуации для всех интеракций O-R в настоящем. Далее приведем краткое описание картинок в систематическом порядке. Стандартная последовательность предъявления указана далее по тексту. Использованные символы объясняют сами себя (например, «G» обозначает «групповую» ситуацию). А!. Одинокая вертикальная фигура, в которой чаше всего видят мужчину; имеется другой темный силуэт, который располагается в нижнем левом углу, и намек на арку на заднем плане (автор статьи не считает его очевидным!), любой из которых, как утверждает автор методики, представляет возможность установления отношений с другим объектом — в норме это будет человек. А2. Две фигуры, расположенные близко друг к другу, одна из них (или обе) определяется как женщина. Ярко освещенная перспектива, ассоциируемая с водой. A3. Значительно ярче, чем А1 и А2; справа две фигуры, стояшж рядом, а третья изображена слева от них и, вероятно, несколько ближе к наблюдателю, явно отделенная от двух других (см. рис. 3). AG. Самая «затененная» из картинок серии А; имеются около шести размытых силуэтов, напоминающих человеческие фигуры; из Под «перцепцией» подразумевается, что конкретно видит человек (в том числе и случаи опускания деталей, нетипичной детализации и так далее), тогда как с «апперцепцией» связаны смыслы, приписываемые воспринимаемому, причем и в этом случае особое значение придается нетипичным проявлениям и скрытому значению таких отклонений от обычно приписываемых смыслов для самого испытуемого. Под «содержанием объектных отношений» подразумеваются люди, упомянутые в рассказе, их характеристики и типы взаимодействия, в которое они вовлечены. Здесь нашли применение категории из системы Меррея, Уайэтта и остальных,,но особое значение придается бессознательной «объект-отношенческой» теме во взаимодействии, то есть, в соответствии с психоаналитической теорией, уровню развития личности, на котором предположительно возникли определенные отношения. Характер любых видов тревожности, имеющих отношение к этим воображаемым отношениям, а также средства, которыми пользуется человек для того, чтобы с ними справиться, также имеют большое значение. При анализе «структуры рассказа» применяются фактически те же категории, которые были предложены другими авторами. Немаловажной характеристикой является наличие или отсутствие конфликта; наряду с этим следует обратить внимание на то, присутствовали ли в рассказе попытки разрешить конфликтную ситуацию. Ближе всего этот подход напоминает, вероятно, систему Беллака. Также имеет смысл задаться следующим вопросом: присутствует ли здесь, эмоциональное содержание, соответствуют ли чувства и эмоции линии рассказа, избранного испытуемым? Здесь прослеживается аналогия с предложенной Уайеттом переменной «тон рассказа». Необходимо сказать о том, что совсем недавно Филлипсон ввел некоторые изменения, преимущественно в области терминологии. В частности, вместо термина «эмоциональное содержание» теперь используется термин «содержание реальности». По инициативе автора обсуждение вопросов, связанных с техниками ведения опроса и выявления пределов, не упоминается в этой статье. Опрос и выявление пределов представляются незаменимой составляющей ORT, но по сравнению с методикой Роршаха на их проведение требуется гораздо меньше времени. Обе процедуры направлены на получение максимального количества информации о человеке или о индивидуальных особенностях его ответов по тесту; охваченными оказываются те пункты, которые уже фигурировали в качестве цели в вышеописанном примере анализа. Выявление пределов также направлено на то, чтобы определить, насколько далеко и в каком направлении испытуемый варьирует свое восприятие, объект-отношенческие установки и структуру рассказа. Так как предполагается, что в этом случае можно вновь демонстрировать белый лист, то это его предъявление само по себе может быть воспринято в качестве ограничивающей процедуры. Что касается применения ORT в отборе на производстве, то, к сожалению, данные на эту тему еще нигде не опубликованы. У меня есть все основания полагать, что стимульный материал ORT не сможет стать достаточно валидным инструментом при проведении отбора: сходный эксперимент уже был осуществлен с применением ТАТ при отборе MG, в результате которого стало ясно, что неопределенные изображения вызывают недоумение, а следовательно, и толкования на «условном» уровне. Однако Филлипсон утверждает, что ценность ORT состоит не только в том, что эта методика позволяет совершенно точно определить объектные отношения испытуемого, но и в том, что она повышает чувствительность психолога до такой степени, что он получает понимание, позволяющее ему оценить и другие аспекты поведения человека в тестовой ситуации. Однако весьма спорным вопросом остается следующее: будет ли человек, пытающийся пройти отбор, отвечать по ORT так же, как и пациент, пришедший за помощью к терапевту. Короче говоря, несмотря на благосклонные отзывы критиков, которые, хотя и скептически относятся к лежащей в основе методики теории, высоко оценили технические аспекты ORT, существуют некоторые сомнения касаемо того, может ли эта методика применяться сама по себе, без ссылки на теорию объектных отношений. ТЕХНИКА ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ (CORT) Несколько страниц назад мы уже упоминали этот вариант ORT, разработанный Уилкинсоном. В связи с тем, что CORT все еще находится в стадии разработки, мы не считаем целесообразным приводить здесь ее подробное описание. Однако эта методика содержит несколько любопытных моментов, которые заслуживают внимания. Крайне полезные нововведения и отличия от исходной методики заключаются в следующем: 1. Стилистические особенности оригинальных серий А, В и С представлены в несколько смягченном виде: картинки серии А лучше прорисованы, цвета на картинках серии С более определенные. Уилкинсон утверждает, что его картинки более реалистичны и конкретны (по сравнению с картинками ORT), что лучше соответствует более конкретному и предметному характеру переживаний и мышления ребенка. 2. К прежней схеме добавлена новая серия «Без людей». Это нововведение с учетом отказа от белого листа увеличило количество картинок до пятнадцати. Определенные картинки обозначены как карточка «Мама», карточка «хорошая семья», карточка «плохая семья» и так далее. 3. В качестве прелюдии или альтернативы интерпретации в соответ- ствии с основными критериями ORT протоколы проходят обработку по категориям, сильно напоминающим категории Роршаха. Оцениваемая единица — это «перцепт-идея» (p~i). Эта часть обработки результатов претерпела определенные изменения со времен самого раннего и самого последнего вариантов методики, но создается впечатление, что рассказ по картинке может содержать более одной перцепт-идеи, при том, что, как правило, из каждого ответа выделяется только одна перцепт-идея, за тем исключением, что уделяется больше внимания деталям содержания и т.д. Категории из Роршаха, по которым производится оценка, таковы: М — «спонтанное» движение, подразделяемое на «активное» и «пассивное»; К — «защитные» действия; m, F, С, С' — с теми значениями, которые им приписываются в Роршахе. Содержание обрабатывается тем же способом, что и в,Роршахе, основное отличие состоит только в том, что человеческие образы разделяют по полу и возрасту. И наконец, для нашего удобства, периепт-идеи классифицируются по критериям субъективности/объективности, разделение, основанное на концепции «аутоцентричных» и «аллоцентричных» способов восприятия Шахтеля (Scachtel). Шахтель утверждает, что модальности восприятия различаются в том, преобладает ли акцент в переживаниях на происходящем внутри человека (аутоиентрическое восприятие) или же на том, что происходит «снаружи» (аллоцентричное); эта антитеза может найти применение при анализе как Роршаха, так и ТАТ (или ORT). Выделение Уилкинсоном двух типов ответов предполагает, что в большинстве случаев именно ответы объективного (аллоцентричного) типа скорее всего являются более благоприятным показателем (сам автор это определение не употребляет). Отчеты о применении CORT на данный момент весьма немногочисленны, но, судя по всему, имеются все основания утверждать, что закладываются достойные тенденции разработки и т.д. Предлагаемые Уилкинсоном методы анализа могут с тем же успехом применяться и к обработке результатов стандартной ORT или даже — при условии исключения некоторых элементов — ТАТ. ПРОЕКТИВНЫЕ КАРТИНКИ ПИКФОРДА PICKFORD PROJECTIVE PICTURES (РРР) В отличие от ORT, разработанного в первую очередь для применения во взрослом отделении Тавистокской клиники, Проективные картинки Пикфорда (РРР) были изначально направлены на работу с детьми. Разумеется, присутствуют и другие различия, которые станут очевидными в процессе обсуждения методики, но общим у двух методик является то. что они обе применялись преимущественно в качестве инструмента психодинамически ориентированной терапии или дополнения к ней. При том, что в этой книге мы отнесли данную методику к производным ТАТ, РРР обладает некоторым количеством нетипичных характеристик как самого материала, так и способа (скорее, способов) его применения. Рис. 4 Стимульный материал РРР состоит из 120 контурных рисунков размером с почтовую открытку, рисунки очень простые, даже, можно сказать, примитивные. На всех картинках, за единственным исключением, нарисована одна или более детская фигура. В большинстве случаев на лицах героев совершенно отсутствуют черты, но определение пола при этом не вызывает никаких затруднений. Многозначных или несущественных деталей на рисунках практически нет. Ниже приводится классификация рисунков (цифры в скобках указывают на количество картинок в каждой из групп): 1. Взаимоотношение ребенка с образом (образами) отца (15). 2. Взаимоотношение двух и более детей с образом (образами) отца (12). 3. Взаимоотношение ребенка с образом (образами) матери (9). 4. Взаимоотношение двух и более детей с образом (образами) матери (5). 5. Взаимоотношение ребенка с обоими родительскими образами (10). 6. Взаимоотношение двух и более детей с обоими родительскими образами (3). 7. Взаимоотношение двух детей приблизительно одного возраста (24). 8. Взаимоотношения более двух детей приблизительно одного возра- ста (12). 9. Взаимоотношение ребенка или детей с малышом или матерью с младенцем (6). 10. Взаимоотношение старшего с младшим ребенком или детьми (2). 11. Ребенок в одиночку сталкивается с определенной ситуацией (3). 12. Любопытство в вопросах пола, сексуальное напряжение и/или страх кастрации (5). 13. Ситуации, связанные с проблемами с едой (5). 14. Взаимоотношение с дикими, опасными или фантастическими животными (8). 15. Взаимоотношения родительских образов (1). Предполагается, что картинки следует предъявлять по шесть за раз (они и расформированы в такие группы) в течение двадцати терапевтических сеансов. Порядок предъявления точно не установлен, но представлен порядок нумерации картинок, который достаточно точно совпадает с последовательностью предъявления. В качестве альтернативы картинки можно группировать по содержанию, субъективному смыслу или по теме. Так, например, категория 16, рискованные и опасные предприятия, включает в себя примеры из групп № 2, 7, 11 и 14, означенных выше. При предъявлении инструкции особое ударение ставится на необходимость сочинять рассказ такой длинный, сложный или неуместный, как захочет ребенок, причем совершенно отсутствует указание на типичное для ТАТ обязательное наличие начала, середины и заключения, но исследователь должен сообщить об этом ребенку, если рассказ начинает принимать исключительно вид описания, или даже самому составить историю, если он сочтет такой шаг необходимым. Пикфорд описывает некоторые способы использования картинок терапевтом. Стоит отметить, что автор все время говорит о «терапевте», а не об исследователе; иногда оговаривается необходимость анализа, иногда — сотрудничество психолога с аналитиком. В любом случае предполагается, что тест может успешно применяться для того, чтобы помочь ребенку разобраться с собственными мечтами, фантазиям и снами; в качестве альтернативы предлагаются интерпретации разного уровня. И наконец, предполагается, что эта методика может представлять определенную ценность для психолога, работающего в сфере образования, так как она способна выявить проблемы в школе и дома, которые могут оказывать прямое воздействие на успехи ребенка в обучении. Пикфорд называет это консультированием и разграничивает с терапией, непосредственное назначение которой — осознание, постижение в рамках концептуальнной структуры глубинной психологии. В этой связи Рут Бувье (Ruth Bowyer) перечисляет характеристики картинок, которые делают их игровым материалом и позволяют эффективно выполнять функции такого рода. Так, ребенок сам, с предвкушением удовольствия, может вскрывать упаковки из шести картинок, особенно если эта стандартная процедура повторялась на протяжении ряда терапевтических сеансов, что позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и получать от процедуры удовольствие. Были описаны также и другие игровые методы, такие как, например, обмен карточками между членами группы детей или перепечатывание ребенком на печатной машинке собственного рассказа под диктовку преподавателя или терапевта и множество других. Приводятся список распространенных толкований картинок, а также таблица нормативных показателей отдельно для мальчиков и для девочек, варианты идентификации изображенных человеческих фигур. Группы могут включать в себя разное количество членов (некоторые из них совсем небольшие), и все в основном хотят знать, что же собой представляет нормальный ответ и как делать вывод на основании отклонений от нормы. На этот счет также опубликованы некоторые таблицы, в которых отражена процентная корреляция случаев для выборки маленьких пациентов клиники Детского консультирования в Глазго, где картинки предположительно могут иметь «терапевтическую» или «диагностическую ценность». Однако критерии для этого приписывания не указываются. Лучшим объяснением сути РРР может послужить следующее высказывание: несмотря на то, что эта методика пренебрегает четкими психометрическими стандартами, ее гибкость, отсутствие ригидности делают особенно очевидной гипотезу о том, что она существует для того, чтобы помогать исследователю, а не исследователь существует для того, чтобы ее проводить. КАРТИНКИ ПРО БЛЭКИ THE BLACKY PICTURES Третья ТАТ-методика, основанная на психоаналитической теории, — это «Картинки про Блэки» с подзагаловком следующего содержания: «Методика для изучения динамик личности». Тест Блэки изначально был определен автором, Джеральдом Блюмом (Gerald Blum), основным инструментом в исследовании психоаналитической теории психосексуального развития. Год спустя (в 1950 г.) она была опубликована как модифицированная проективная техника; использование термина «модифицированная», судя по всему, объясняется тем, что наряду с составлением рассказов по стандартным инструкциям к ТАТ требовался и опрос. Стимульный материал, изображающий жизненные коллизии семьи собак, производит впечатление предназначенного для детей. Однако тест разрабатывался для взрослых; адаптированный детский вариант отличался от своего прародителя в том, что в заданиях с открытыми ответами их заменили на ответы на множественный выбор. Главный герой, Блэки, которого кто-то назвал «неуклюжей» собакой, испытуемым-мужчинам представляется как сын, женщинам — как дочь Папы и Мамы. Также в семье есть сиблинг Блэки неопределенного пола по имени Типпи, когорый(ая) оказался белым. Родители-собаки, сильно напоминающие диснеевского Плуто, — белые с черными пятнами. У Мамы длинные человеческие ресницы и бант на ошейнике. Тест может проводиться как индивидуально, так и в группе с применением слайдов, на каждый рассказ отводится около 2 минут. Набор состоит из 12 картинок, первая из которых просто знакомит испытуемого с персонажами. Последующие картинки предъявляются с небольшим вводным утверждением вначале. Эти утверждения представлены ниже в виде списка наряду с описанием картинок и авторским замечанием касаемо фазы психосексуального развития или типа объектных отношений, на выявление которых направлена каждая картинка (для уверенности, запомним, что Блэки (Б) здесь всегда «он».) Т. Оральный эротизм. «Это Блэки и его Мама». Б сосет мамину грудь. II. Оральный садизм. «Это Блэки с маминым ошейником». Блэки терзает собачий ошейник с отметкой МАМА. III. Анальный садизм. «Это Блэки облегчается». Ряд из четырех собачьих конурок, на которых написаны имена тех, кто живет в каждой из них. Б роет землю в промежутке между теми домиками, которые помечены МАМА и ПАПА. IV. Эдиповы переживания. «Вот Блэки наблюдает за мамой и папой». Б за кустом подглядывает почти человеческие объятия между своими отцом и матерью. V. Чувство вины, связанное с мастурбацией. «Вот Блэки открывает для себя вопросы пола». Б вылизывает свои половые органы. VI. Страх кастрации (для мужчин) или «зависть пенису» (для женщин). «Блэки наблюдает за Типпи». Типпи с завязанными глазами, ее/его хвост лежит на доске для разделки; в воздухе завис нож (неясно, держит ли его кто-нибудь), который вот-вот опустится. VII. Положительная идентификация. «Это Блэки и игрушечная собака». Б держит лапку над маленькой деревянной собачкой на колесиках. VIII. Соперничество сиблингов. «Вот Блэки наблюдает за своей семьей». Папа и Мама ласкают Типпи, Б смотрит. IX. Чувство вины. «Блэки очень расстроен». Б, дрожащий и взмокший, выслушивает нагоняй от разъяренного (выполненного в светлых тонах) собачьего ангела. X. Позитивный эго-идеал (для мужчин); объект любви (для жен-шин). «Блэки снится сон». Б спит, ему снится сон об элегантной черной собаке. XI. Объект любви (для женщин); позитивный эго-идеал (для женщин). «А вот Блэки снится другой сон». Так же, как в X, только собака женского пола. Для испытуемых женщин порядок предъявления картинок X и XI обратный. Как мы еще убедимся, субъективный смысл картинок тесно связан с перегруженной психоанализом теорией, о чем уже говорилось в этой статье в отношении CAT. Выделенные курсивом утверждения (картинки III и V) были переформулированы, так как оказалось, что без этого ситуации часто понимались неверно. Это допущение приобретает особый смысл в глазах того, кто предполагает, что в практике проведения проективных методик принято избегать попыток навести испытуемого на некий конкретный ответ. Также может создаться впечатление, что комментарий к картинке VIII, возможно, чересчур сложен для восприятия, к тому же это может означать, что на картинке изображена типичная для семьи Блэки ситуация. После того как испытуемый составит рассказ по определенной картинке, он должен ответить на шесть вопросов, выбирая понравившийся ему ответ; в качестве примера приведем вопросы по картинке II (оральный садизм): «Что Блэки будет делать с маминым ошейником?» (а) Он ему надоест, и Блэки оставит его валяться на земле.
(б) Принесет маме обратно. (в) Злобно разорвет его на кусочки. Так как вопросы предшествуют предъявлению следующей картинки, возникает риск появления эффекта заражения. И опять же, некоторые вопросы предполагают определенное толкование ситуации на картинке, например: картинка X (позитивный эго-идеал): «Почему Блэки хочет стать таким же, как образ в его мечтах?» (предложено четыре варианта ответа). • В заключение, по аналогии с определением пределов по Роршаху, субъекту предлагается рассортировать картинки на те, которые ему понравились, и те, которые ему не понравились, из которых он должен выбрать самую понравившуюся и самую непонравившуюся. Данные всех этапов процедуры (спонтанного рассказа, опроса и сортировки) обрабатываются в совокупности с получением показателей по всем тринадцати «измерениям». Они сходны с определенями, присвоенными одиннадцати картинкам, только «анальный садизм» подразделен на «анальное сдерживание» и «анальную разрядку», а «объект любви» — на «нарциссический объект любви» и «аналитический объект любви (от которого существует эмоциональная зависимость)», последнее указывает на то, что выбор объекта основан на ранних переживаниях, связанных с зависимостью. Результаты по каждому измерению регистрируются по трем уровням вовлеченности: «очень сильная», «умерено сильная» и «незначительная или отсутствующая». Оценки выявляются из четырех «источников»: уже оговоренные рассказ, предпочтения и опрос, а также относящиеся к теме комментарии, то есть ссылки на конкретную тему (например, соперничество сиблингов), сделанные в процессе ответа по картинке на другую тему. Каждый источник оценивается как «продуктивный» или «непродуктивный». Оценка «очень сильная» присваивается на базе трех из четырех показателей «продуктивный» по источникам; «умеренно сильная» — двух, а «незначительная или отсутствующая» — одного иди опять же отсутствия. Из всего вышесказанного становится ясно, что «Тест про Блэки» может применяться только в рамках концепции, для изучения которой он и был составлен. И в самом деле, выдвигались предположения, что Блюм структурировал свои картинки и опросы так, чтобы ответ соответствовал теории. Однако, вероятно, по причине наличия объективной системы обработки результатов (которая весьма легка в применении, несмотря на кажущуюся сложность), методика завоевала широкую известность в качестве инструмента исследования. Даже сам автор демонстрирует большую заинтересованность в применении своего детища на исследовательском поприще. Немалые сомнения вызвало и утверждение Блюма о том, что как мужчины, так и женщины с легкостью причисляют Блэки к представителям своего пола. Были получены доказательства противоположной точки зрения, от самых невероятных, из разряда анекдотов, до результатов факторно-аналитических исследований. В этой связи следует обратить внимание на различие между приписыванием пола в контексте исследования и идентификацией с центральным персонажем в нормальных условиях в клинической практике. Тем не менее существуют определенные основания считать правомерным расхожее мнение о том, что сами представления о собаке вызывают ассоциации с такими «мужскими» характеристиками, как агрессивность и т.д. Значительно большее значение имеет тот факт, что парадигма психосексуального развития, представленная в картинках про Блэки, возможно, относится скорее к мужскому развитию, нежели к женскому. Попытки решить подобные проблемы заключались в замене главного героя — собаки на кошку. Такие попытки делали Кинг и Кинг (King and King) и Робинсон (Robinson), причем первый из них использовал только «фронтиспис» Блэки и создал свой набор.слайдов под названием «Уйти, котенок». Испытуемые обоего пола фактически единогласно относили главного героя к мужскому полу (95%) в обоих случаях. Это открытие следует рассматривать с точки зрения лингвистики, то есть тенденция в ситуации выбора говорить скорее «он», чем «она». Такое заявление может показаться тривиальным, но это указывает на необходимость соблюдать осторожность с определением идентификации с противоположным полом в ответах по методикам, подобным указанной, у испытуемых женского пола. Результаты исследования Робинсона также оказались по большей части неутешительными, зато обозначились различия в том, что касается вновь подтвержденных оцениваемых измерений Блюма. Ряд вопросов возникает также и в связи с «чернотой» Блэки (Черныша); они касаются как расовых установок*, так и возможных символических значений черного цвета, не говоря уже о вероятности появления «черного» шока, как в Роршахе. Разумеется, Блэки на картинках очень черный. Эти картинки, например, коробят мой эстетический вкус (причем не только сам Блэки, но и его белые и не совсем белые родственники), посему мне остается только досадовать, что не к месту пришлись те изобретательность и остроумие, при помощи которых должно было произойти усовершенствование методики. Однако Кляйн, которая провела масштабное исследование на базе «Картинок про Блэки», утверждает, что при помощи данной методики удалось получить доказательства верности психоаналитического учения в том, что касается прегенитальных фаз психосексуального развития. «ПАТТЕНУА» Весьма интересный вариант Теста Блэки, практически неизвестный в англоговорящих странах, — это «Le Test PN» Луи Кормана (Louis Corman). PN — это сокращение от Паттенуа, клички центрального персонажа, поросенка с черной задней левой ногой, а у его матери такое же черное пятно на заднице. Семья Паттенуа менее антропоморфна, чем семья Блэки, к тому же в этой методике имеется в наличии более широкий спектр ситуаций — всего семнадцать — кульминационной является встреча со свиньей-феей, которая обещает исполнить три желания Паттенуа, а какие это будут желания, предстоит придумать ребенку-испытуемому. На картинках также присутствуют другие животные и люди, что позволяет расширить спектр установок за пределы семейных. В отличие от методики Блэки, PN проводится только индивидуально, так как основная идея методики заключается в том, чтобы позволить испытуемому выбрать любые понравившиеся ему картинки, расположить их в каком угодно порядке и составить продолжительный связный рассказ. Анализ результатов не представляет особой сложности, но здесь мы такой материал приводить не будем. Заверения автора методики в гибкости методики выглядят обоснованными, и я без всякого сомнения заявляю о личном предпочтении PN перед Блэки, ТЕСТ РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ РОЗЕНЦВЕЙГА THE ROSENZWEIG PICTURE-FRUSTRATION STUDY (P-F) Тест Рисуночной фрустрации Розенцвейга (P-F) отличается от трех предыдущих методик в двух аспектах: во-первых, положенная в его основу теория, хотя и психодинамическая по сути, в меньшей степени связана со специфическими психоаналитическими идеями; во-вторых, несмотря на тот факт, что от испытуемого требуется «свободный» ответ в том смысле, что его придумывает сам испытуемый, ответ этот по условию ограничен фразой, которая вложена в уста другого персонажа на картинке. Эта методика не предусматривает составление рассказов, и сами ситуации, в чем мы убедимся далее, более структурированы, чем в любой другой методике ТАТ-типа. Тест P-F также является старейшим из всех приведенных тестов, первое издание которого датируется 1942 г., и самым популярным из них. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |