|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Л.Б. Хузина, Соловьев В.А., Шайхутдинова А.Ф. 34 страницаБ. Отношение фрагмента к рисунку в целом. Исследователь должен обратить внимание на существующую диспропорцию между размером какого-либо фрагмента и рисунка в целом. Например, крошечная, так называемая «миниатюрная» дверь, которая имеет гораздо меньшие размеры по сравнению со средним окном в доме, интерпретируется как отражение нежелания испытуемого допускать кого-либо к своим истинным чувствам. Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками (совершенно не пропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет потребность в физическом совершенстве компенсаторного характера. Среди студентов колледжа с высоким уровнем интеллекта была обнаружена тенденция рисовать человека с большой головой. С точки зрения пропорций, очевидно, в этом случае произошло подсознательное выделение роли разума как наиболее важного элемента в человеческой жизни. Конкретная оценка (PI, P2 или РЗ) будет зависеть от степени диспропорции между фрагментом и рисунком в целом. В. Отношение между фрагментами рисунка. Рассмотрим пример непропорциональности фрагментов. Взрослый, плохо приспособленный мужчина нарисовал одно окно гораздо меньшего размера по сравнению с другими окнами первого этажа дома, в процессе ПРО было установлено, что это окно гостиной (таким образом он символически передал свою неприязнь к компании других людей). Испытуемые дебилы склонны рисовать дома с «двойной перспективой» (имеется в виду одновременное изображение боковой стены в центре и двух торцов по краям). Дебил, возможно, понимая, по крайней мере частично, факт, что нельзя одновременно видеть боковую стену и оба торца, стремится уменьшить ширину торцов и подчеркнуть размеры боковой стены. Однако шизофреники, используя «двойную перспективу», склонны уделять чрезмерное внимание торцам дома, увеличивая их размеры или акцентируясь на деталях, и изображать довольно маленькую боковую стену. Шизофреник, по-видимому, расценивает торцы как защиту центра (боковая стена) и таким образом символически передает свое преувеличенное стремление к самозащите. Зависимая, несамостоятельная девушка с признаками несостоятельности нарисовала дерево с огромной, но плохо сформированной кроной, из-за чего и без того маленький ствол казался совершенно крошечным (что интерпретировалось как проявление ее чувства базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получить удовлетворение от окружающего мира). В одном случае (инволюционная меланхолия) нарисованные крошечные молодые побеги, пробивающиеся из большого и в остальном лишенного растительности ствола, интерпретировались как: 1) отказ испытуемого от наносящего ему вред убеждения в том, что попытки поиска удовлетворения в окружающей реальности бесполезны; 2) вероятное сексуальное оздоровление (это подтвердилось, клиническими данными о том, что терапия тестостероном дала хороший эффект). Женщина с признаками мании проявила свое амбивалентное отношение к сексу, изобразив человека, глаза и рот которого были подчеркнуто женскими, а нос и подбородок — явно мужскими, которого в конечном счете она в шутку назвала гермафродитом. Г. Согласованность. Не следует ожидать полной пропорциональной согласованности между фрагментами рисунка, так же как и пропорциональности отдельных фрагментов. Однако, если замечена рассогласованность, ее необходимо расценивать как подозрительный факт, и исследователь должен постараться найти этому объяснение. III. ПЕРСПЕКТИВА Считается, что, используя в рисунке тот или иной вид перспективы, испытуемый раскрывает свое видение очень широких и еще более сложных взаимосвязей, которые он вынужден устанавливать с окружающим миром, существующими в нем людьми, и способов поддержания этих взаимосвязей. А. Положение рисунка на странице рисуночной формы. На этапе стандартизации метода ДДЧ было сделано теоретическое предположение, что испытуемый со средним уровнем интеллекта разместит изображаемые объекты более или менее в центре страницы, однако на практике это не подтвердилось. Оказалось, что с точки зрения количественной оценки вопрос о горизонтальной асимметрии (разница между шириной правого и левого свободного от рисунка края листа) не имеет особого значения, в отличие от вертикальной асимметрии, которая служит показателем для дифференциации интеллектуальных уровней (и для каждого рисунка может быть разной). Как правило, рисунок дерева на странице помещают выше, чем рисунок дома или человека. Однако положение рисунка часто имеет значение для определения индивидуальных различий. Склонность к тщательной центровке рисунка обычно интерпретируется как проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемого) и ригидности, а степень проявления этих качеств напрямую связана со степенью точности симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде. Устойчивая тенденция, наблюдаемая в стремлении разместить рисунок в верхнем левом углу страницы, свойственна тем испытуемым, которые проявляют довольно заметную тревожность или регрессию, это касается даже тех испытуемых, которые имеют определенное художественное образование и которые, по всей видимости, не должны были бы выполнять рисунок в таком положении. Считается, что это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое, поскольку, согласно культурной традиции, верхний левый угол представляется исходным пунктом. Возможно, угол страницы символизирует безопасность, которая традиционно приписывается углу комнаты. Испытуемый, чей контакт с реальностью ограничен, может иногда выражать это в символической форме, изображая дом без линии основания или как бы в подвешенном состоянии над землей и не имеющим нижнего края стены, или (и это, по-видимому, всегда имеет патологический характер) в виде крыши забора; изображая дерево с корнями в виде тонких линий, которые почти не касаются линии земли, либо с корнями, опирающимися на ее поверхность подобно когтям большой птицы и не проникающими в глубь. Обычно все три объекта имеют прямое положение на рисунке: крепкий, исправный дом, прямое дерево, стройный человек. Однако встречаются и другие случаи, например, женщина шизоид выполнила примитивный рисунок дома, у которого крыша и труба были на земле — по ее словам, их сдул сильный ветер, и рисунок дерева с переломленным пополам стволом, макушкой касающимся земли, — тоже результат разрушительного урагана. Эти рисунки трактуются как символическое выражение чувства испытуемой, проявления которого она не в состоянии контролировать. Эпилептик нарисовал человека, падающего в момент припадка. * Среди тех, кто склонен демонстрировать агрессивное поведение и/или негативистское неприятие инструкций, наблюдалась тенденция не соглашаться с заданным расположением листа, вероятно, потому, что принятие инструкции расценивается ими как признак слабости. Они считают необходимым изменить оптимальное вертикально-горизонтальное положение листа и делают свою задачу более трудной. Случай неоднократного изменения положения страницы можно считать патоформным. Считается, что, если рисунок соприкасается с краем (несколькими краями) листа, это всегда является значимым фактором. Существуют по крайней мере четыре вида такого контакта: 1) края страницы рисуночной формы (один или более) «срезают» часть рисунка; 2) та или иная часть рисунка касается верхнего края страницы, но не выходит за его пределы; 3) рисунок примыкает к боковому краю страницы, но, очевидно, не выходит за него; 4) нижний край страницы используется как основание рисунка. Клинический опыт показал, что каждое из вышеперечисленных положений может быть предварительно интерпретировано следующим образом: 1) Случай «срезания» краем листа одной или нескольких комнат дома часто выражает нежелание испытуемого рисовать данную комнату (или комнаты) из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома и/или проживающими в нем людьми; «срезание» макушки дерева говорит о желании найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поиска его в реальности; случаи «срезания» элементов рисунка челове- ка, например, «ампутация» ступней или нижней части ног со ступнями, по-видимому, выражают переживание испытуемым чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности; случаи «срезания» верхней части дома или головы человека до сих пор не встречались. С точки зрения временного значения, «срез» левого края рисунка, по-видимому, обозначает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим; «срез» правого края рисунка, вероятно, свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. 2) Контакт рисунка с верхним краем страницы, по-видимому, означает фиксацию на размышлениях и фантазиях как источниках удовлетворения. 3) Рисунок дома, примыкающий к краю страницы (боковой срез страницы используется в качестве границы стены дома), по-видимому, символизирует генерализованное чувство незащищенности, которое часто имеет: а) определенное временное значение (левый край — прошлое, правый — будущее) и/или б) определенное значение, связанное с назначением комнаты или ее постоянным жильцом. Дерево, примыкающее к краю страницы, подразумевает сужение пространства и, как следствие, усиление чувствительности и проявление агрессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет. Рисунок человека, примыкающий к краю страницы, по-видимому, выражает генерализованную, а иногда и более конкретную и ситуативную незащищенность. 4) Использование нижнего края страницы вместо линии основания рисунка означает: а) более или менее обобщенную незащищенность; б) депрессивно окрашенное настроение. Б. Положение рисунка относительно наблюдателя. Существует по меньшей мере три подхода. Во-первых, очевидная позиционная взаимосвязь между наблюдателем и рисунком, например: дом представлен таким образом, что наблюдатель видит его как бы с высоты птичьего полета. Такое изображение трактуется как признак: а) отвержения нарисованного дома или б) отклонение испытуемым довольно распространенной тенденции окружать неким ореолом такое понятие, как «домашний очаг». При анализе рисунков, выполненных группой студентов-медиков, оказалось, что почти все нарисовали дома в таком ракурсе, как будто они находятся ниже уровня наблюдателя. Они считают себя (возможно, благодаря научному образованию) выше общепринятых эмоциональных и являющихся для них ограничительными домашних уз. Дерево, нарисованное ниже уровня наблюдателя, по-видимому, символизирует депрессию или расстройство. Люди редко изображаются ниже уровня наблюдателя, поэтому рисунок такого типа должен расцениваться как патоформный. В противоположность этому существуют рисунки, выполненные так, как будто они находятся выше уровня наблюдателя, и о которых можно сказать, что они представляют предельно ограниченное поле зрения. Подобное изображение дома обычно выражает: 1) переживаемое испытуемым чувство отчуждения его от дома либо желание оказаться в семей- ном кругу или в домашней обстановке, осуществления которого, по его мнению, он вряд ли добьется; 2) стремление замкнуться, ограничить контакты с другими людьми. Молодая, недавно овдовевшая мать нарисовала дом, тщательно огороженный забором, который производил на наблюдателя странное впечатление, как будто он находится одновременно и выше и ниже него. Это интерпретировалось как показатель ее подавленного настроения и сильной потребности восстановить очень желанную семейную обстановку (взгляд снизу), а также как попытка обесценить недостижимую, по крайней мере в настоящее время, цель (взгляд сверху). Дерево, нарисованное как будто на возвышении, по-видимому, означает: 1) чувство напряженности; 2) потребность в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма не всегда символизирует чувство превосходства. Напротив, оно может представлять чувство одиночества в совокупности со стремлением к автономии, так как находится в положении брошенного на произвол судьбы. Второй подход к анализу заключается в обсуждении кажущегося расстояния между наблюдателем и рисунком. Расстояние может быть указано при помощи: 1) сильного уменьшения размеров нарисованного объекта или 2) количества деталей, размещенных между наблюдателем и объектом. Например, мужчина, хронический алкоголик, нарисовал крошечный домик, а также посчитал необходимым изобразить сначала ряд деревьев рядом с ним, затем большую реку (с индейцами, плывущими в каноэ) и шоссе, расположив их между домом и наблюдателем. Это изображение было истолковано как явно выраженное желание удалиться как можно дальше от общества, жить там, где он мог бы одеваться так и делать то, что доставляло бы ему удовольствие, не боясь критики. Третий подход заключается в обсуждении позиции объекта, а его расположение на странице при этом не имеет значения. В качестве примера можно привести рисунок дома, обращенного торцом к наблюдателю (отметим, что в этом случае нет необходимости рисовать дверь), а также рисунок человека в абсолютный профиль (абсолютным считается профиль, при котором видна только одна сторона тела, с одной рукой, одной ногой, и нет даже слабого намека на существование другой стороны). Кроме этого, может встретиться рисунок человека, стоящего спиной к наблюдателю. Такие изображения объясняются нежеланием испытуемого встать «прямо лицом к лицу» с окружающим миром, его стремлением замкнуться, скрывать свое истинное «Я» и вступать в контакт только на его условиях. Противоположной так называемой позиции «избегания», описанной в предыдущем абзаце, является позиция рисунка анфас. Можно считать, что дерево нарисовано анфас, если его одномерные или двумерные ветви расположены по краям ствола и не скрывают его. Если все три рисунка нарисованы в абсолютный анфас, можно сделать вывод, что испытуемому в сущности свойственны ригидность и бескомпромиссность, и, кроме того, существует предположение, что подразумеваемая готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью. Иногда испытуемый рисует дом и/или человека в профиль, обращенных в сторону, противоположную ожидаемой относительно его ведущей руки. Леворукие испытуемые, например, обычно рисуют дом, у которого видны правый TO^QU и основная стена, и человека, обращенного к наблюдателю правой стороной, а праворукие — наоборот. Рисунок дома или человека в профиль, обращенный в несоответствующую ожиданиям сторону, противоречит норме и, кроме того, трудновыполним. Такой случай можно интерпретировать как выражение враждебных импульсов, которые испытуемый стремится подавить или сублимировать. Оказалось, что информация, связанная с фактором времени, которую можно определить по позиции рисунка, весьма полезна (при интерпретации можно сравнить те роли, которые выполняют прошлое и будущее в психологическом поле испытуемого). Например, ствол дерева возле основания может быть искривлен влево, а повыше, как бы для равновесия, — вправо. Такое изображение можно проинтерпретировать как отражение склонности испытуемого к регрессии (в раннем возрасте) и к сверхкомпенсаторной фиксации на будущем (в более позднем возрасте). Однако, как правило, более уточненные данные о временной дифференциации, выявленные на основании последовательности и количества деталей в рисунке, по-видимому, имеют большую ценность, чем это несколько поверхностное заключение. Не так давно было установлено, что в рисунке дерева, а возможно и дома, использование пространства слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сферы, а справа — как выражение преобладания интеллектуальной сферы. Предполагается, таким образом, что рассмотрение сферы будущего обязательно должно учитывать интеллектуальную доминанту, а тенденция преобладания в психологическом поле элементов прошлого должна быть связана с эмоциональной сферой, однако здесь не подразумевается наличие строгой дихотомии. Полагают, что о преобладании интеллектуальной или эмоциональной сферы можно судить отчасти по тому, как испытуемый использовал правую и левую от центра стороны на рисунке дерева. Данная интерпретация, однако, еще требует дальнейшего подтверждения. В. Положение фрагмента относительно рисунка в целом. Случаи отклонения от нормы, которые рассматриваются в этом разделе, связаны с нежеланием испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позиционной взаимосвязи с рисунком в целом. Например: 1) две большие ступени, ведущие к глухой стене нарисованного дома (как признак недоступности испытуемого); 2) нарисованное пациентом с развивающимся органическим ухудшением дерево, у которого только одна из нескольких ветвей соединяется со стволом; 3) рисунок женщины (выполненный пациенткой с инволюционной меланхолией), у которой руки прикрывают тазовую область, а ноги скрещены (символическое проявление зашиты испытуемой от сексуальной близости). Второй основной тип отклонения от нормы — это прозрачность деталей. Испытуемый противоречит реальности, позволяя увидеть на рисунке сквозь одну деталь — другую, которая в принципе должна быть скрыта. Например: 1) можно увидеть руку сквозь рукав; 2) фрагменты мебели, нарисованные внутри дома, которые видны не через дверь или окна, а сквозь стену, на основании чего можно говорить о «прозрачности» стены. Патологическое значение прозрачности, вероятно, можно оценить: а) по количеству случаев прозрачности; б) по размеру прозрачной детали (например, второй из вышеупомянутых случаев, по-видимому, более серьезен; чем первый). Поскольку случаи прозрачности подразумевают отсутствие критичности испытуемого, предполагается, что они представляют собой проявление неких символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных и/или органических факторов, при условии, что испытуемый не является умственно отсталым. В случае умственной отсталости изображение прозрачной стены объясняется отсутствием критичности — основным недостатком испытуемого; детали, которые можно увидеть внутри дома, в таких случаях интерпретируются так же, как неуместные детали, нарисованные вне дома (см. выше) испытуемыми с более высоким уровнем интеллекта, которые имеют навязчивую потребность максимально контролировать ситуацию. Умственно отсталый испытуемый, используя в рисунке именно внутренние, а не внешние, так называемые «неуместные», детали, по-видимому, обнаруживает свое чувство неполноценности в ситуациях, лишенных поддержки и защиты.. Кроме того, здесь рассматривается такая неуместная деталь, как линия земли. Было установлено, что если линия земли поднимается вверх слева направо, то это часто символизирует предчувствие неизбежных трудностей в будущем, если же линия опускается вниз слева направо, то, вероятно, испытуемый чувствует, что его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или^подъема линии). Линия земли, проведенная вниз от рисунка дома (дерева или человека) в любую сторону, может означать чувства одиночества и неуверенности испытуемого. Г. Расположение фрагментов относительно друг друга. Здесь рассматриваются изображенные в необычном виде фрагменты одного рисунка, которые должны быть взаимосвязаны. Например, в рисунке дерева линии двумерного ствола не соединяются в основании, а одно- или двухмерные ветви, нарисованные по краям, фактически не объединяются в общую крону, хотя и могут переплетаться между собой, таким образом, рисунок представляет собой не одно, а два одномерных дерева. Туловище человека может быть как бы подвешено над ногами, или вертикальные линии туловища могут продолжаться в виде линий одномерных ног, то есть в тазовой области нет «нормального» соединения линий. До сих пор на практике неспособность дорисовать тазовую область человека всегда оказывалась связанной с развитым сексуальным конфликтом (в большинстве случаев — сильные гомосексуальные тенденции). Ноги и ступни у человека могут быть нарисованы в таком положении, что создается впечатление, будто человек движется одновременно в двух противоположных направлениях. Такой рисунок может интерпретироваться как выражение состояния крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации. Плохо успевающий студент медицинского института, колеблющийся между сильной потребностью в успехе и не менее сильным желанием бросить институт, нарисовал человека в профиль, у которого голова, тазовая область и ноги до колен были направлены в одну сторону, а плечи и верхняя часть туловища, ноги ниже колен и ступни — в противоположную сторону. Д. Эротические проявления. В большинстве случаев эротические проявления принимают форму откровенных или символических деталей. Однако возможны случаи выражения сексуальной озабоченности посредством перспективы. Например, молодая пациентка нарисовала женщину, которая своей энергичной позой приглашала к более интимной связи. Вид перспективы может усилить уже представленные в рисунке эротические детали, как в изображении обнаженной женщины в анфас, которая расставила ноги врозь и раздвинула пальцами вульву влагалища. Взрослый мужчина (диагн. психопатия) нарисовал дерево, очень напоминающее человека, сидящего на пне. У него были выделены ягодицы и угадывался контур эрегированного пениса. В ПРО пациент совершенно искренне сказал, что дерево напоминает ему мужчину, и обратил внимание исследователя на вышеупомянутые анатомические подробности. Женщина (диагн: обсессивно-компульсивный невроз), которая была настроена одновременно против женственности вообще и отсутствия собственной физической привлекательности в частности, нарисовала красивую девушку в платье, положение складок которого создавало впечатление о наличии большого эрегированного пениса. В ПРО пациентка предоставила веские доказательства, которые подтвердили предварительно сформулированную гипотезу о ее зависти к пенису. Е. Движение. Передать на рисунке движение дома, дерева или человека можно только в откровенной, явной форме. Однако частота изображения движения свойственна перечисленным объектам в обратном порядке по очевидным причинам. Если испытуемый рисует дом в движении (такое движение должно носить катастрофический характер, например, падение или разрушение), исследователь должен расценивать такое изображение по меньшей мере как патоформное, а чаще всего патологическое. Движением в рисунке дерева можно считать только то, которое носит интенсивный характер, поскольку причиной изменения положения дерева, которое можно назвать движением, могут быть природные катаклизмы или разрушительные действия человека. Мужчина (диагн. психопатия), пытающийся приспособиться к жизни через гетеросексуальный брак, но болезненно и патологически реагирующий на это, нарисовал дерево, которое наклонилось вправо, почти касаясь земли нижними ветвями. Это было проинтерпретировано как выражение: 1) чувства того, что влияние окружающего мира подавляет его; 2) его довольно решительных попыток сохранить адекватный контакт на уровне реальности (то есть сохранить интеграцию собственной личности). Движение в рисунке человека, в отличие от движения на рисунке дерева, а особенно дома, не должно расцениваться как патоформное или патологическое. Напротив, оно может выражать ощущение удовлетворительной адаптации испытуемого. Пациент в прогрессирующем параноидальном состоянии явился на обследование, так как чувствовал, что, вероятно, сильно нуждается в госпитализации. Он нарисовал человека почти со спины, который играл в баскетбол и собирался забить гол, при этом создавалось отчетливое впечатление, что человек играл сам с собой. Спустя две недели он нарисовал боксера в очень жесткой боксерской стойке, повернувшегося спиной к наблюдателю, и вскоре после этого был надолго госпитализирован. Ж. Способ изображения. Исследователь должен обратить внимание на два момента: 1) применение нетипичных способов штриховки; 2) применение способов правдоподобного и реалистичного изображения. Прежде всего исследователь должен научиться различать нормальный тип штриховки (использованный для передачи изображения листвы на дереве) и ненормальный тип штриховки (который, как предполагают, всегда служит показателем тревожности). В связи с этим необходимо рассмотреть следующие моменты: 1) количество времени, затраченного на штриховку; 2) нажим; 3) подкрепление штриховки (произвольный возврат к штриховке в процессе работы над этим рисунком или последующими, либо на этапе ПРО). Нормальная штриховка (та, которая используется тогда, когда присутствие некоторых деталей на рисунке только подразумевается) наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней. Существуют несколько вариантов отклонения от реалистичного способа изображения деталей. Первый можно назвать способом избегания. Испытуемый, например, может так плохо нарисовать фасад дома, что у него не возможно определить ни одно из трех измерений, так что этот лжефасад не воспринимается как реальный образ. Или же он может изобразить фигуру человека в виде палочек, объяснив свое нежелание нарисовать человека как можно лучше тем, что такой рисунок вполне приемлем в мультипликации. Другой способ — это так называемая «двойная перспектива», смысл которой заключается в том, что одновременно рисуются оба торца и боковая стена дома. Если такой рисунок выполнен испытуемым с низким уровнем интеллекта, то в этом случае Р-оценка рисунку не присваивается (однако эта оценка присваивается, если испытуемый имеет или имел средний или более высокий уровень интеллекта). Кроме этого, существует т. н. «тройная перспектива». Например, испытуемый, невротик, сделав попытку нарисовать все четыре стены дома одновременно, по-видимому, выразил: 1) желание знать все, что происходит вокруг него; 2) чрезмерный интерес к тому, что о нем думают другие люди. Иначе говоря, он стремится полностью контролировать все внешние аспекты, касающиеся его персоны (если рассматривать дом как автопортрет). Испытуемые с органическими нарушениями испытывают затруднения, сталкиваясь с необходимостью перенести на бумагу идею трехмерности дома и используют вместо этого такой способ изображения, который может быть назван воплощением двух замыслов. Они начинают рисовать так, как обычно изображаются дома, но в конце концов их рисунок приобретает вид чертежа. Например, рисунок испытуемого (диагн. эпилепсия) с умеренным органическим ухудшением имел явный патологический характер. Он нарисовал коттедж, фасад и боковая стена которого не были соединены между собой и'находились друг от друга на расстоянии нескольких сантиметров. Такой вид он объяснил тем, что эти стены фактически невозможно увидеть одновременно из-за густого подлеска рядом с домом. Иногда испытуемый может начать с создания проекта или плана этажей дома. Исследователь должен позволить закончить эту работу без комментариев со своей стороны. Очевидно, что этот тип изображения противоречит норме, и тот факт, что рисунок невозможно адекватно оценить с количественной точки зрения, не имеет большого значения. По-видимому, такой рисунок всегда является показателем серьезного конфликта в домашней ситуации. Выполняя план этажей дома, испытуемый, по-видимому, систематизирует внешнюю ситуацию и, фактически, обнаруживает перед исследователем существование сложных взаимоотношений. Особого внимания заслуживает присущее таким испытуемым свойство выражать в рисунке свое отношение к проблемам, связанным с определенной комнатой (гостиная — гости, спальня — секс, ванная — отвержение, гигиена) или людьми, проживающими в них, что выражается в бессознательном изменении размеров комнат и иногда их расположения. Попытки уклонения, с одной стороны, и погрешности в изображении действительности — с другой, имевшие место в процессе воплощения идеи трехмерности, расцениваются соответственно как потенциально и фактически патоформные реакции. 3. Согласованность. Не следует ожидать абсолютной согласованности рисунка с точки зрения оценки перспективы, поскольку в большинстве случаев рассогласованность выражает индивидуальные различия испытуемых (на самом деле абсолютную согласованность, очевидно, можно считать патологической). Тем не менее, приемлемая степень согласованности должна иметь место. К сожалению, в настоящее время понятию «приемлемая степень согласованности» нельзя дать удовлетворительное определение. IV. ВРЕМЯ Предполагается, что, определив количество времени, затраченного испытуемым, и то, насколько продуктивно оно было использовано во время рисуночной фазы ДДЧ и последующего ПРО, исследователь может узнать, насколько значим для испытуемого данный рисунок в целом или составляющие его части. А. Отношение общего количества затраченного времени к качеству рисунка. Если качество рисунка высокое, нет нужды задаваться вопросом о степени психической интеграции личности испытуемого даже в случае большого количества затраченного времени. Исследователь должен решить, оправдывает ли затраченное время количество деталей и способ их изображения. Если оправдывает, то испытуемый не получает Р-оценку за этот параметр. Если общее время (то есть затраченное в целом на все три рисунка) меньше 2 минут или больше 30 минут, исследователь имеет полное основание сделать вывод о наличии некоего аномального фактора, если нет доказательств обратного. Б. Отношение качества рисунка к количеству затраченного времени. Критерий в данном разделе тот же, что и в предыдущем, только рисунки рассматриваются по отдельности. Если количество времени, затраченного на выполнение рисунка дома, дерева или человека, оправдывается количеством деталей и способом их изображения, то Р-оценка не присваивается. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |