|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Л.Б. Хузина, Соловьев В.А., Шайхутдинова А.Ф. 21 страницаДалее классифицируются «функциональные группы» (или «выборы цветов», то есть единичные цвета или пары) на основании той степени, в которой они «психологически желательны». Это обозначается звездочкой с максимальным значением три. Чем больше звездочек, тем меньшая «желательность». Говоря в общем, ахроматические цвета в позиции «+» и основные цвета в позиции «—» увеличивают «нежелательность», но так же справедливо и то, что «нежелательность» показывает отклонение от нормы. Приводимые цифры, охватывающие процентное отношение всех «+» и «—» выборов, взяты из результатов 36892 тестов, проведенных на студентах мужского пола в возрасте 20—30 лет. Порядок встречаемости «+» выборов был следующим: красный, зеленый, голубой, фиолетовый, желтый, коричневый, черный. Причем фиолетовый, являющийся «основным» цветом, выбирался более часто, чем желтый, и это отражено в распределении звездочек. Однако фиолетовый к желтый меняются местами в частоте «—» выборов. ОБОСНОВАНИЕ Мы уже ссылались на предположение, что «основные» цвета «должны» предпочитаться. Особые значения приписываются отдельным цветам: для черного («отказ» или «отречение») и серого («невключенность»); они, как и следовало ожидать, редко сопряжены с функциональным значением «желанные цели», и, таким образом, предпочитаются людьми, чья приспособленность или жизненная ситуация, так иди иначе, не удовлетворены. Некоторые показатели значения, приписываемые сохраняющимся цветам, вы сможете найти ниже в таблице 6 вместе с атрибутами из другого источника. Лтошер также посвящает раздел своей книги описанию «структурного значения» «цветовых пар». Может показаться, что слишком многое выводится из связи двух цветов, почти равнозначной динамической интеракции, благодаря соседству в пространстве или последовательности во времени. Хотя определенный элемент последнего и задействован, в виду того что выборы были сделаны один за другим, мы должны помнить, что связь цветов, образующих пару, произвольно определяется правилами, лежащими в основе распределения знаков, особенно в случае кодирования единичного ранжирования. Можно отметить, однако, что Клар (Klar) в своей последней статье предполагает, что проводить два ранжирования — это нормальная практика: «Каждый тестируемый, — пишет Клар, — совершает выбор дважды для того, чтобы могли быть сформированы «группы». Большинство подробностей значений, приписываемых каждому цвету, унаследованы из убеждения Люшера в том, что различные цвета определенным образом связаны с конкретными основными категориями поведения. Эти категории представлены в виде двойной дихотомии: с одной стороны, это «автономия» и «гетерономия», с другой — «активность» и «пассивность». Последние термины, возможно, некорректны, и Люшер иногда заменял «активный» на «эксцентричный», а «пассивный» на «сосредоточенный», В дальнейшем он говорил, что экстраверсия и интроверсия имеют близкое сходство с этой дифференциацией, но не соответствуют ему полностью. Эксцентричный индивид взаимодействует со средой, «влияя на нее или используя ее стимулы». Для сосредоточенного индивида среда представляет собой расширение «я». Различие между «автономией» и «гетерономией» лучше всего объяснить, если сравнить его с различием между «причиной» и «следствием», что наиболее подходит к тому, что обычно понимается под «активностью» и «пассивностью». Таким образом, в целом основные цвета классифицируются в рамках данных понятий следующим образом:
Зиув (Zeeuw) очень жестко критиковал Люшера за то, что отнесение цветов к категориям поведения чисто интуитивно и не основывается на «межиндивидуальной идентичности восприятия цвета». Все же более спорным остается приписывание значения позициям континуума выбора, как было замечено ранее. Можно еще принять в общих чертах значительность первого и последних выборов, но нет никакого рационального объяснения приравнивания «х»-функций к «существующей ситуации» (однако см. далее). Функции «=» иногда называются «безразличием», и в этом свете тот факт, что правила кодирования иногда делают категорию довольно обширной, приобретает смысл. С другой стороны, приписывание автором к этой категории значения «сдерживаемых характеристик» или «поведения, не подходящего к существующей ситуации», кажется необоснованным. Некоторыми университетами были проведены несколько экспериментальных исследований. Приведем два примера. 1) В исследовании визуального восприятия, осуществленного в Эдинбургском университете, тест Люшера был проведен на семидесяти испытуемых студенческого возраста. Изучение «х»-функций выявило ряд значительных корреляций с релевантными шкалами: 16-факторным опросником и опросником динамической личности Крайгера (Crygier's Dynamic Personslity Inventory), обеспечив таким образом, эмпирическую поддержку взаимосвязи «х»-функции и «действительным положением дел». 2) Более полная информация получена из исследования, проведенного Доу (Dow) в Абердине под руководством Бурсилла (Bursill). Критериальные группы состояли из двадцати сильно тревожных и двадцати слабо тревожных индивидов, отобранных по результатам вторичных факторов шестнадцатифакторного опросника 16 РН 319 студенток медицинского колледжа. Отбор был затем подтвержден шкалой Тейлора на проявление тревожности. Средняя люшеровская оценка тревожности для двух групп составляла 3,65 и 0,55 соответственно — разница существенная, если применить проверку / на уровне 0,001. Так как распределение оценок по Люшеру для слабо тревожной группы имело явно J-образную форму, то полученная информация была оформлена следующим образом:
Проверка через хи-квадрат показала, что такое распределение также приводит к результатам, стоящим значительно дальше уровня 0,001. Другие гипотезы, проверенные Доу и Бурсиллом, в основном связанные со «значениями» особых цветовых выборов, не подтвердились, Нам кажется, что по крайней мере некоторые из претензий, предъявленных тесту Люшера, заслуживают дальнейшего рассмотрения. «ПОЛНАЯ» ВЕРСИЯ ТЕСТА ЛЮШЕРА Имеющиеся в нашем распоряжении источники «полной версии» теста Люшера на английском языке упоминают 73 цвета, расположенных на семи полосах, Но это заблуждение, как станет очевидно из дальнейшего описания: количество различных цветов гораздо меньше, число 73 показывает количество цветных квадратиков, предъявляемых в различных комбинациях. Но полос действительно семь: 1. Серая полоса, состоящая из черного, белого и трех оттенков серого. 2. Восьмицветная полоса, содержащая восемь цветов, из которых состоит сокращенная версия теста. 3. Полоса четырех основных цветов: синий, желтый, красный и зеленый на восьмицветной панели представлены в парах в шести возможных сочетаниях. 4. Синяя полоса. 5. Зеленая полоса. 6. Красная полоса. 1. Желтая полоса. На каждой из последних четырех полос основной цвет представлен вместе с тремя вариантами, созданными с помощью примеси трех других цветов. Четыре варианта в каждом случае представлены парами, так же как и в случае с полосой, состоящей из четырех основных цветов. Цветовые стимулы представляют собой квадратики со стороной 28 мм. Каждая полоса представлена на отдельной странице в брошюре. На полосе 1 квадратики расположены в шахматном порядке, на других полосах — бок о бок в парах. Работа облегчается лекалом. Клар в своей неопубликованной работе предполагает, что предпочтительнее начинать с восьмицветной, а не серой полосы, так как «многолетний опыт показал, что большинство людей более легко реагируют на цвет, а не на оттенки серого». Звучит это крайне разумно, так как это нововведение также служит для отделения восьмицветного задания от спаренных сравнений основных цветов. Клар далее рекомендует повторять восьмицветное задание в конце теста. Так как цветовые стимулы нельзя взять в руки, как в сокращенной версии, то процесс ранжирования очень затруден. Предъявляя восьмицветную полосу, испытуемого просят выбрать пять цветов в порядке убывания, а последние три в обратном порядке. Вдобавок к этому «можно поставить запятую между теми цветами, которые нравятся больше всего, и теми, которые просто нравятся, а точка с запятой между ними и теми, которые нравятся меньше всего». Для серой панели задание несколько проще: испытуемого просят выбрать три цвета, а затем выбрать тот, который ему «меньше всего нравится». Для аналитических целей первые два выбора помечаются знаком «+», а последний — знаком «—». Объяснение предпочтений в рамках серой полосы довольно непонятны: использование этой полосы связано с «настроением», но складывается впечатление, что этой полосе уделяется относительно мало внимания. При предъявлении полос 3—7 «неполные» (то есть несогласованные) выборы, приводящие к связанным категориям, устраняются повторным предъявлением серий. (Но такое редко бывает необходимым.) На этих полосах каждый цветовой стимул различается буквенным символом, определяющим, какой цвет был добавлен, если, конечно, это не сам чистый цвет. Люшер связывал каждый из них с «функциональной структурой», в рамках которой проводится большая часть интерпретаций, не таких, как при восьмицветном выборе. Эти символы и их значения собраны в таблице 5, вместе с более полным определением того типа информации, который дает каждая полоса. Это английская версия в переводе Клара. Таблица 5 Полная версия теста Люшера: «функциональные струкуры» Синий I «идеальное инвестирование» «позиция по направлению к другим» Зеленый D «защитный» «самоуважение и сила воли» Красный О «агрессивный» «состояние стимуляции и влечения». Желтый Р «проективный» «ожидания и взаимоотноше- ние с окружающим миром субъекта» Некоторые отдельные слова могут озадачить читателя, или даже показаться неверными. Под термином «инвестирование» следует понимать «катексис». В немецком тексте так же используется много разговорных слов для объяснения трех других терминов: «Р — «Erwartung» (ожидание); D — «Selbstbehauptung» (самоуважение); О — «Trieb» (влечение). Сумма выборов вычисляется для каждой из этих функциональных структур и обозначается «+» или «—», если стоит намного выше или ниже нормы. Заметим, что, как и в случае с тестом цветовой пирамиды, которая будет описываться далее, руководство дает очень полную статистическую информацию. Наконец, выборы на полосе 3 (четыре основных цвета) связны с углами куба, различные грани и диагонали которого используются как основа для последующей интерпретации, особенно в отношении показаний для терапии. ТЕСТ ЦВЕТНЫХ ПИРАМИД (ТЦП) THE COLOR PYRAMID TEST (CPT) На первый взгляд кажется, что данная техника представляет собой нечто среднее между тестом Люшера и Тестом мозаики Лоуэнфельд (Lowenfeld). Главное отличие от первого состоит в том, что в случае с цветной пирамидой тестируемый действительно использует цвета, а не просто выражает предпочтение, а от последнего -- что конструкция, которую необходимо собрать испытуемому, не свободная, а, наоборот, очень четко определена. Другие важные отличия станут нам понятны в процессе дальнейшего описания, а пока отметим, что цветная пирамида представляет собой еще один пример техники континентального европейского происхождения, которой пришлось долго ждать, пока о ней узнают в англоговорящих странах. Первым эту технику сформулировал Макс Пфистер (Max Pfister) в 1950 г., но принципиально развил ее Роберт Хайсс (Robert Heiss) из университета Фрайбурга. Она стала предметом статьи в Psychological Bulletin в 1963 г., а английский текст был издан годом позже. Уходя корнями в континентальные рассуждения о цвете, унаследованные из работ Гете, цветная пирамида в то же время представляет эмпирический подход и отдает дань уважения статистическим проверкам, что полностью соответствует психометрическим стандартам. МАТЕРИАЛ и ЗАДАНИЕ Пирамида; дающая название тесту, изображена в уменьшенном виде на схемах 1 и 2. Тестируемому необходимо построить три «красивых» и три «некрасивых» пирамиды, заполнив 15 пустых мест 1-дюймовыми (=25 см) квадратиками, выбираемыми из двадцати четырех цветов («оттенков»). Все оттенки четко определены по оценкам Мюнселля. Имеется 15 квадратиков каждого оттенка, так что вся пирамида может быть составлена из одного цвета, если только испытуемый захочет этого. Распределение оттенков на десять основных «цветов» или «цветовых групп» показано в скобках в следующем списке: 1. Красный (4) 6. Пурпурный (3) 2. Оранжевый (2) 7. Коричневый (2) 3. Желтый (2) 8. Белый (1) 4. Зеленый (4) 9. Серый (1) 5. Синий (4) 0. Черный (1) В версии, состоящей из четырнадцати оттенков, — два красных, зеленых, синих и коричневых и по одному всех остальных цветов. Также использовались другие сокращенные варианты, включая десятицветовой набор, содержащий по одному каждого из десяти основных цветов. Цветные квадратики предъявляются в любом порядке таким образом, чтобы был виден каждый оттенок. Дается инструкция работать столько, сколько будет нужно до тех пор, пока не наступит уверенность в том, что пирамида получается «настолько красивая, насколько это возможно». Использованные квадратики убираются, как только пирамида закончена. После построения трех «красивых» пирамид инструкция меняется, теперь тестируемого просят сделать пирамиду как можно более некрасивую. И строятся еще три пирамиды. ЗАПИСЬ и ПОДСЧЕТ БААЛОВ После завершения каждой пирамиды использованные квадратики записываются при помощи цифровых кодов в порядке убывания на специальном бланке. В ряд записываются номера квадратиков каждого оттенка, использованного во всех пирамидах, а также номера каждого цвета. Из последнего получается ранговый порядок цветов, где отдельно указан порядок частоты использования в красивых и некрасивых пирамидах. Если вычесть одно из другого, то получится «цветовые D-баллы», таким образом, отрицательный балл определяет цвет, который использовался менее часто в красивых пирамидах, чем в некрасивых. То же самое можно сделать при желании и для частоты встречаемости оттенков, получив «оттеночные D-баллы».
Но самый важный суммарный балл вычисляется по «формуле последовательности». Это четырехзначный код, полученный при подсчете количества цветов, встречающихся во всех трех пирамидах определенного типа, в двух пирамидах, в одной и ни в одной. Применяются следующие символы и названия: CS — сумма константов: количество цветов, использованных в трех пирамидах. MiS — сумма минимальных изменений: количество цветов, использованных в двух пирамидах. MaS — сумма максимальных изменений: количество цветов, использованных в одной пирамиде. AS — сумма уклонений: количество цветов, совсем не использованных. Считается, что общее использование определенных групп цветов имеет интерпретативное значение. Для этого применяется словосочетание «цветовой синдром», но оно является неправильным, так как цвета, сгруппированные по определенному синдрому, не обязательно используются один в связи с другим. Выделяются следующие принципиальные синдромы: нормальный синдром (Nsyn): красный, зеленый, синий; стимулирующий синдром (Ssyn): красный, оранжевый, желтый; агрессивный (драйв) синдром (Dsyn): желтый, зеленый, коричневый; ахроматический синдром (Ssyn): белый, серый, черный. Описанные до этого переменные касались цветового выбора. Шай и Хайсс (Shaie and Heiss) отмечают, что некоторые из тех, кто пользуется данной техникой, считают, что этого достаточно для расширенной интерпретации теста. Рассмотрение формы и «структуры», говорят они, приводит к определенному количеству субъективных суждений, которых те стремятся избежать. Как бы то ни было, эти авторы предлагают систему, в отношении которой они приписывают потенциально высокое единодушие между исследователями. Так как следовать этой системе, не ссылаясь на иллюстрации очень сложно, то мы приведем ее лишь в общих чертах. Однако, по-видимому, действительно важно принимать во внимание формы элементов, особенно при сравнении красивых и некрасивых пирамид, так как представления индивида о «красивом» и «некрасивом» могут больше зависеть от учета расположения цвета или оттенка, чем от его стимульных характеристик. Различаются три основных «структурных категории», или типа паттерна. Их можно определить по-разному, вероятно, проще всего это определять исходя из того, как индивид обходится со структурой поля пирамидальной формы, в рамках которого ему приходится действовать. Сама форма пирамиды может быть: 1) проигнорирована, 2) использована лишь как серии рядов или «слоев» или 3) использована в рамках симметрии по вертикальной оси, от вершины до середины основания. Считается, что паттерны первого типа имеют цветовое доминирование, и им дано общее название — «ковер». Выбор неудачный, так как в понятие о ковре большинство людей включают повторяющийся, даже симметричный рисунок. Выделяется четыре подтипа, в каждом из которых цветовая гармония является доминирующим принципом в структуре, не имея ничего, кроме элементарной симметрии. Вторая группа описывается как зависящая в основном от «цветового разделения» (мы не нашли ни одного более или менее ясного определения этого термина ни в одном из источников). Основной чертой, по-видимому, является то, что каждый ряд, какими бы характеристиками он не обладал, не зависит от структуры других. Опять же выделяются четыре подтипа. В паттернах третьей группы типичным случаем является симметрия относительно осей, как уже упоминалось выше. Среди особых случаев есть, однако, «лестничная структура», характеризующаяся диагональными рядами, и «асимметричная динамика», при которой один или два треугольника расположены асимметрично на каком-либо расстоянии от главной конфигурации. Третий особый тип — пирамида-«ореол» — лучше всего может быть описан в терминах «границ» и «ядра». Двенадцать подтипов отмечаются двухзначными кодами; три основных типа обозначаются символами С для «коврового типа» («carpet»), L для «слоеного типа» («layer») и S (которую можно расшифровать и как «структура», и как «симметрия»). Эти буквы занимают вторую позицию, а на первой — номера от 1 до 12. Подобным образом «симметричная структура», паттерн третьей группы, помимо отмеченных специальных случаев, обозначается как 9S. Можно отметить, что симметрия засчитывается, даже если она удалена от средней линии, а не связана с осями пирамиды. Шай и Хайсс составили таблицу, где приводятся все возможные варианты симметрии. Последняя категория, «показатель уровня формы», основывается на охвате трех типов формы, обнаруженных в каждой совокупности трех пирамид. Показатель составляет шкалу из семи пунктов, разделенную от О до 6, и получается благодаря приписыванию 0 каждому С-паттерну, 1 каждому L-паттерну и 2 каждому S-паттерну. Далее вы поймете, что анализ информации, полученной при проведении Теста цветной пирамиды, по своей сложности приближается к анализу теста Роршаха. Также станет очевидно, что относительно мало внимания уделяется оттенкам, особенно в случае с красным, где самый темный оттенок ('Red 4': оценка Мюнселля 2,5 RP 2/8) гораздо больше похож на темно-коричневый или темно-пурпурный. Шай и Хайсс отмечают, что факторные исследования обращают внимание на важность положения континуума светлый—темный, но основные принципы интерпретации, не менее, чем принципы оценки, мало обращаются к отдельным оттенкам. НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Несмотря на явно холистический подход, который Тест цветных пирамид разделяет с известными проективными методиками, ее авторы утверждают, что он также подходит и для статистического описания личности. Тенденции развития можно также проследить с помощью использования экстенсивных таблиц, где указаны нормативные стены. Они были основаны на случаях 75 мальчиков и 75 девочек 6—8 лет, а позже на случаях 50 мальчиков и 50 девочек 17—18 лет. Выработаны также нормы на 300 взрослых немцах. Учтены такие переменные, как выбор оттенка, выбор цвета, «синдромы» и формула последовательности отдельно для каждой красивой и некрасивой пирамиды. В дополнение приводятся нормы D-баллов для оттенка, цвета и последовательности отдельно для мальчиков и девочек от 6 до 18 лет. Нам кажется, самое время отметить, что во всех источниках очень мало говорится о разнице между «красивой» пирамидой и «некрасивой» пирамидой, хотя система D-баллов, конечно же, предназначена для того, чтобы пролить свет на эту разницу. Нужно также отметить, что задание построить «некрасивую» пирамиду — это нововведение с 1955 г., а все работы, проведенные до этого времени, включая развитие Хайссом основной идеи Пфистера, имеют дело только с «красивыми» пирамидами. Шай и Хайсс опубликовали описание разницы между «красивыми» и «некрасивыми» пирамидами на трех страницах, где они выразили следующее: «От нормально функционирующего человека, который внимательно выслушал инструкцию, ожидается, что его стеновые оценки, если их сравнить с соответствующим нормативом, должны сохранять костнантность от одной инструкции к другой. Но это не всегда так...» Почему питаются такие ожидания совсем не ясно, и авторы продолжают выдвигать гипотезы; например, что красивая пирамида представляет собой «внешнюю» или «активную» личностную структуру, тогда как некрасивая связывается со всем скрытым или «содержащимся в резерве». По-видимому, это не соответствует смыслу термина «сумма уклонений», который используется в формуле последовательности, когда из некрасивой пирамиды исключается предпочитаемый цвет. И наоборот, «константный» выбор цвета для некрасивой пирамиды, по-видимому, предполагает отказ от того, что бы этот цвет ни означал. Для использования различных паттернов формы оценки не указываются, приводится их процент встречаемости среди взрослого населения. Встречаемость основных типов: С — 20%, L — 28%, S — 52%. Вообще считается, что С-паттерны характерны для незрелых личностей; L-пат-терны отражают расчлененность внутреннего опыта и ригидность; S-пат-терны, судя по процентному соотношению, являются «модальной реакцией хорошо приспособленных взрослых». Определенные типы конфликтов или других проблем иногда связывают с подтипами S-категории. Дальнейшие исследования, проведенные Шаем, с использованием только красивых пирамид, подтвердили выдвинутое им предположение, что уровень формы растет вместе с возрастом и что пациенты психиатрических клиник и преступники имеют более низкий уровень формы по сравнению с нормальными индивидами того же возраста. Заслуживает особого упоминания С-паттерн под названием «рваный ковер». Свое имя он получил из-за присутствия в рисунке «ковра» белых квадратов, которые никак не гармонируют со структурой, которая могла бы быть различимой. Говорится, что это довольно редкое явление, которое неизбежно является показателем личностных нарушений. Некоторые идеи интерпретации особых выборов цвета вы найдете в таблице 6, в которой сравнивается атрибуция «значений» цветов, взятых из различных источников. В стандартной литературе о методике «Цветная пирамида» Пфистер осуждается за то, что его интерпретации выборов цвета основывались на интуиции и фольклоре. Однако оказывается, что атрибуции Пфистера очень схожи с теми, что получил Хайсс и его коллеги, используя теоретическую модель, основанную на концепциях потенциала возбуждения, тонусной оценке и аффективном содержании. Была утверждена конструктная валидность по экспериментальным обращениям с аффектом, используя стимулирующие и галлюциногенные препараты, и в свете корреляций с оценками 16-факторного опросника. Данные о совпадающей валидности из исследования различных диагнозов психиатрических групп признаются как «нечто неясное», но утверждается, что предпочтение коричневого, пурпурного или белого является возможным симптоматическим показателем. Шай и Хайсс также приводят результаты анализа дискриминантных функций, направленного на предсказание оценок каждого из 22 признаков в «области нормальных черт» Кэтелла на основе: 1) «оттеночных оценок», 2) оценок «цвета» и «последовательности» и 3) D-оценок. Под «оттеночными оценками» понимаются стеновые оценки, соответствующие количеству выборов определенного оттенка, отдельно для красивых и некрасивых пирамид; таким образом, существует 48 «оттеночных оценок» и соответственно 48 предсказывающих переменных. Так же дело обстоит и с «оценками цвета» (20 «оценок» и 20 предсказывающих переменных). «Оценки последовательности» показывают количество цветов, характерных для каждой позиции в «формуле последовательности»; опять же здесь красивые и некрасивые пирамиды рассматриваются по отдельности. D-оценки подразумевают «D-оттенок» — из общего числа использованных оттенков, они также переведены в стены. Все имеющиеся корреляции высоки — до 0,99. Авторы признают, что достаточно большое количество предсказательных переменных (по отношению к количеству тестируемых в каждой группе) могут представлять некоторые ложные переменные. Возвращаясь к другим аспектам интерпретации, можно немного поработать с цветовыми синдромами. Нормальный синдром (Nsyn) говорит почти полностью сам за себя. Состоит он из наиболее часто используемых цветов: красного, зеленого и синего; эти же цвета чаще всего избираются и в тесте Люшера. Считается, что высокая оценка по нормальному синдрому свидетельствует о конформности, а низкая — об индивидуализме и «пониженном контроле». Синдром стимуляции (Syn) основывается на «сильно возбуждающих» цветах: красном, оранжевом и желтом, и связывается с экстраверсией, так же как и в тесте Роршаха. Агрессивный (драйв) синдром (Dsyri) гораздо сложнее описать, основываясь на входящих в него цветах — желтом, зеленом и коричневом, но его интерпретация опять же определяется его названием. Ахроматический синдром (Asyn), как и стимулирующий синдром, имеет аналогии в тесте Роршаха. Белый, серый и черный — это те цвета, которые выбираются наиболее редко, поэтому данный синдром связывается с патологией в смысле статистики, также считается, что он является показателем торможения, вытеснения или «отказа». Шай и Хайсс еще добавляют «Синдром спутанности» (Tsyn), подразумевающий чрезмерное предпочтение какого-либо из цветов, что они считают отражающим эмоциональное или какое-то другое расстройство. Однако следует заметить, что «спутанный» синдром отличается от других синдромов тем, что он не имеет конкретных цветов и что он может быть только «высоким», тогда как все протоколы методики цветовой пирамиды могут быть оценены по другим синдромам. Чрезмерное использование (или полное уклонение) одного или более цветов также будет видно в формуле последовательности. Несмотря на то что нормативные стены для формулы последовательности даны на основе отдельных «сумм» (то есть позиций в самой формуле), интерпретация основывается в основном на учете общего паттерна. Здесь опять же принципы анализа слишком сложны, чтобы разбирать их в этой книге, но главные концепции — это ширина цветового выбора и выраженность тенденции к переменам. А те области личностного функционирования, с которыми они связываются, — это в широком смысле эмоциональная реактивность и эмоциональный контроль. Мы уже упоминали о важности различных категорий (или паттернов) формы для интерпретации, включая индекс уровня формы. Ничего не было сказано об интерпретации D-оценок, и, действительно, в стандартных текстах, как ни странно, не упоминается об этом ничего определенного. Мы говорим «как ни странно», потому что если задание на создание «некрасивых» пирамид и вносит что-нибудь в процедуру, кроме дополнительной информации того же типа, что и «красивые» пирамиды, то, по-видимому, D-оценки, а не сырые оценки данного задания, будут связаны как раз с тем, в чем мы будем искать этот самый вклад. С другой стороны, различные испытуемые имеют свое понятие термина «некрасивый», так что, возможно, совсем неразумно ожидать, что должно появиться стандартное объяснение D-оценок. Для того чтобы этот момент стал понятен (как и все остальные), читателю предлагается, прежде чем продолжить дальнейшее изучение, провести Тест цветных пирамид на самом себе. Материал относительно недорогой; а в отсутствии подлинного материала можно обойтись бумажными квадратиками десяти «цветов» (то есть проигнорировать «оттенки»). В крайнем случае можно даже воспользоваться цветными карандашами и раскрашивать сами пирамиды, но необходимо заметить, что в таком случае произойдет довольно значительное уклонение от первоначальной процедуры, которая предусматривает возможность изменений положений каких-либо цветов пирамиды, если испытуемый ею недоволен. В любом случае читатель может затем произвести оценку по образцу, содержащемуся на схеме 1. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.) |