|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Л.Б. Хузина, Соловьев В.А., Шайхутдинова А.Ф. 35 страницаВ. Латентный период, предваряющий рисование. Анастази и Фо-лей, изучая спонтанные рисунки, выполненные «аномальными» людьми, обнаружили, что такой латентный период у «аномальных» испытуемых, как правило, более продолжителен, чем у «нормальных». Но поскольку они позволяли испытуемым решать самостоятельно, что именно они нарисуют в первую очередь, вряд ли можно предположить, что в ДДЧ существует такая же связь между «нормальными» и «аномальными» испытуемыми. Можно утверждать, что только «аномальные» испытуемые нуждаются в некоторой паузе, чтобы «настроиться»-на выполнение задания перед тем, как начать рисовать. Если испытуемый не приступает к рисунку в течение 30 секунд после получения инструкции, исследователь должен расценить задержку как патоформную. Любая подобная задержка — веское доказательство наличия конфликта, и исследователь должен попытаться обнаружить его причину в процессе ПРО. Г. Пауза в процессе рисования. Пауза в процессе рисования — это явный перерыв, превышающий несколько секунд, при условии, что испытуемый вообще приступил к выполнению задания. Паузу более 5 секунд можно расценивать как достаточное доказательство конфликта, при отсутствии оснований для утверждения обратного. Та или иная часть рисунка, во время, перед или после выполнения которой испытуемый делает паузу, обычно дает ключ к пониманию причины конфликта. Например, сексуально неприспособленные испытуемые делают значительную паузу после того, как нарисуют талию человека, и прежде, чем смогут заставить себя нарисовать таз — сферу их конфликта. Д. Пауза в комментариях. Продолжительность паузы, сделанной испытуемым во время непосредственного или пост-рисуночного комментария, который он внезапно прерывает, должна быть записана. Продолжительность паузы в данном случае — это время, которое протекает с момента прекращения комментария до его возобновления. Дополнительный опрос в таких случаях — обязательная процедура. Е. Согласованность. Предполагается, что количество времени, затраченного на каждый рисунок,, должно быть достаточно согласованно. Но в оценке данного фактора исследователь должен принять во внимание тот факт, что обычно на адекватное изображение дома и человека затрачивается больше времени, чем на рисунок дерева, так как во многих случаях дерево с легкостью можно изобразить в символическом виде, поскольку для этого требуется меньшее количество деталей (если только испытуемый не настолько дотошен, чтобы вырисовывать каждый листочек). Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка, может свидетельствовать о наличии сильного позитивного или негативного чувства испытуемого по отношению к изображенному объекту в целом, или его конкретному фрагменту, или той идее, которая символически выражена рисунком или его фрагментом. Цели испытуемый затратил очень мало времени, это указывает на отклонение задания и/или изображенного объекта, идеи или ситуации, символически представленной в рисунке. V. КАЧЕСТВО линий А. Моторный контроль. Среднестатистический индивид не должен испытывать больших затруднений при рисовании прямых линий. Углы и кривые линии в его рисунке должны быть четко прорисованы, а процесс их рисования — контролируемым. Несоответствие уровня моторного контроля вышеупомянутым требованиям к качеству линий предполагает плохую функциональную приспособленность личности или нарушение центральной нервной системы, при этом степень отклонения зависит от значительности органического или функционального нарушения. Однако необходимо учитывать, что люди, которые большую часть жизни занимались тяжелым ручным трудом, не смогут манипулировать таким довольно деликатным инструментом, как карандаш или мелок, с легкостью клерка, и исследователь должен быть осторожен в выводах, чтобы не сделать заключения, что эта неспособность, обусловленная родом занятий, является симптоматикой нервной болезни, такой как ранний атеросклероз. Б. Нажим. Жирные линии в рисунке испытуемого, не имеющего нарушений центральной нервной системы, оцениваются в соответствии с характером их использования. Например: (1) если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сделать вывод о наличии напряженности неопределенного характера; (2) если такие линии использованы в изображении определенных деталей рисунка, это может означать: а) фиксацию на этой детали (например, рука человека рассматривается как источник греха) и/или б) враждебность, подавленную или открытую по отношению к нарисованному объекту или тому, что он символизирует; (3) если контур дома, дерева или человека нарисован жирными линиями в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс; (4) если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дерева, это, вероятно, означает, что пациент старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии; (5) очень жирная линия земли обычно интерпретируется как отра- жение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни; (6) жирные линии контура крыши дома означают (если рассматривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги. Если все три рисунка выполнены чрезвычайно слабыми линиями, то это интерпретируется как показатель генерализованного чувства неполноценности, сопровождаемого нерешительностью и боязнью поражения. Если линии постепенно становятся более тонкими, начиная с рисунка дома и заканчивая рисунком человека, можно предположить наличие генерализованной тревоги и/или депрессии. Если слабые линии использованы только при выполнении некоторых деталей, это говорит об определенном нежелании испытуемого рисовать данную деталь (или несколько деталей) из-за того, что она (они) фактически или символически представляет. В. Тип линий, (применение штриховки обсуждалось в параграфе «Перспектива», см. пункт «Способ изображения»). Исследователь должен определить следующие характеристики линий, использованных испытуемым в рисунке: 1) линии прерывистые или непрерывистые; 2) линии всегда (или почти всегда) твердые и прямые или всегда (или почти всегда) плавные и изогнутые. Постоянное использование эскизных отрывистых линий в лучшем случае, вероятно, выражает потребность в аккуратности и скрупулезности, в худшем (в особенности если линия нарисована очень медленно) — это патоформный признак. Жесткая, прямая линия часто оказывается выражением внутренней ригидности. Обычно изогнутая линия •— здоровый знак, хотя она также может свидетельствовать о неприятии условностей и/или ограничений. Г. Согласованность. Изображение дома, как правило, требует прямых линий. Человек в целом преимущественно рисуется с помощью изогнутых линий. Для рисунка дерева обычно необходимо сочетание обоих типов линий. Отклонения от обычно используемого типа линий и качества их нажима для данного рисунка, очевидно, являются патоформны-ми; кроме этого необходимо регистрировать колебания типа и нажима линий внутри данного рисунка. VI. КРИТИЧНОСТЬ Критичностью считается: а) критическая позиция испытуемого и б) его готовность что-то предпринять с тем, что он посчитал неправильным или неадекватным. Способность к объективной оценке, критике и умение пользоваться такой критикой — одни из первых интеллектуальных функций, которые страдают от чрезмерной эмоциональности и/или процессов органического ухудшения. Из этого следует, что полезно анализировать дефекты, обнаруженные испытуемым в рисунках, и определять, какие корректирующие шаги он предпринимал и насколько они были успешны. А. Вербальная критичность. Вербальная критика, судя по определению, — это критика, выражаемая устно. Она имеет несколько типов: во-первых, существует тип спонтанного комментария, заключающийся в том, что испытуемый осуждает задание, которое его попросили выполнить, считая его незаконным; во-вторых, испытуемый может пытаться оправдать свою неумелость утверждением, что в школе его не учили рисовать или что его руки с возрастом огрубели (или другими подобными комментариями); в-третьих, испытуемый может сказать: «Посмотрите, как все непропорционально получилось» или «Я нервничаю, поэтому эти линил такие кривые». Второй и третий случаи можно назвать реальной критикой, и только в третьем случае испытуемый демонстрирует реальную способность к критике. Комментарии подобного рода встречаются довольно часто. Однако, если их становится слишком много, это должно расцениваться как признак патоформности, особенно при отсутствии сопутствующей или последующей попытки исправления вер-бально идентифицированного дефекта или дефектов. Б. Активная критичность может быть выражена: 1) отказом закончить рисунок с последующим возобновлением рисования в другом месте листа, при этом незаконченный рисунок не стирается. Это, как принято считать, имеет умеренно патоформный характер, поскольку заключает в себе несколько негативную реакцию испытуемого по отношению к самому себе; 2) стиранием нарисованного без попытки перерисовать это, что обычно ограничивается одной деталью, которая, очевидно, вызвала у испытуемого сильный внутренний конфликт, и в результате он еще мог бы изобразить деталь один раз, но никак не дважды; 3) стиранием нарисованного с последующей попыткой перерисовать. Если стирание с попыткой воспроизвести нарисованное заново приводит в результате к улучшению качества изображения, это расценивается как благоприятный знак. Однако стирание может носить и патоформный характер, если попытки исправления приводят к сверхтщательному изображению, попытка усовершенствования рисунка не дает результата, или если после стирания качество рисунка ухудшается; это подразумевает: а) чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию на изображаемый объект или то, что он символизирует для испытуемого и/или б) наличие фактора органического ухудшения. Частое стирание и последующее исправление любой части данного рисунка ясно свидетельствует о наличии конфликта с этой деталью в ее реальном виде или с тем, что она символизирует. В. Согласованность. Считается (и критический опыт, по-видимому, оправдывает это предположение), что самокритичное отношение хорошо интегрированного индивида будет достаточно стабильным в течение работы над всеми тремя рисунками. Очевидно, что значимость рисунков, количество деталей, необходимых для их удовлетворительного воспроизведения, и т.д. будут изменяться от испытуемого к испытуемому, но, по-видимому, нельзя утверждать, что будет изменяться и фактор направленности индивида на качественное выполнение рисунка, будучи до сих пор одинаковым. Полное отсутствие попыток испытуемого со средним или более высоким интеллектуальным уровнем внести изменения в рисунок не очень высокого качества фактически является патоформным случаем. VII. Отношение к заданию. Предполагается, что отношение испытуемого к ДДЧ в целом будет указывать на степень его готовности принять новое и, возможно, более трудное задание; что его отношение к отдельным рисункам зависит от ассоциаций, вызванных тем или иным рисунком или отдельным фрагментом рисунка. А. Отношение к заданию в целом. Спектр возможных вариантов отношения широк, от умеренной готовности принять задание и далее по двум направлениям: а) либо к уровню активного принятия до гиперэготизма, б) либо к безразличному отношению, чувству пораженчества, склонности к отказу и до полного отказа. Крайние варианты отклонения от состояния умеренной готовности расцениваются как подозрительные. Однако испытуемый может изменить свое отношение к заданию, например, многие люди среднего интеллектуального уровня и хорошо интегрированные личности вначале сопротивляются, но постепенно становятся более восприимчивыми, поскольку понимают, что для их способностей это не слишком трудная задача. Б. Отношение к конкретным рисункам. Заметное отклонение от умеренной готовности к выполнению какого-либо из трех заданий (рисунок дома, дерева или человека) определенно носит патоформный характер и даже может быть патологическим. Отношение испытуемого к отдельным рисункам, по-видимому, не будет изменяться, если нет какого-либо конфликта, чувства фрустрации и т.п. (поэтому у хорошо приспособленных испытуемых из группы количественной стандартизации такие случаи не были замечены). VIII. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ A. Общая характеристика. Исследователь должен постараться определить, хотя бы приблизительно, то, как испытуемый распределил свою энергию при выполнении рисунков. Он не должен упустить из внимания случаи активации, ослабления или колебания психомоторики (а также то, с чем именно связано их проявление). Б. Контроль. Поскольку методика ДДЧ часто вызывает у испытуемых значительный всплеск эмоциональности и, кроме того, позволяет вести за ними скрытое наблюдение (которого испытуемые, как правило, не замечают), она дает исследователю возможность получить ценную информацию относительно стимулированности испытуемого (то есть насколько легко он поддается стимулированию) и его способности сдерживать свои импульсы. B. Согласованность. Предполагается, что у среднего испытуемого к моменту завершения рисунка человека уровень утомления будет умеренным. Однако явную утомленность необходимо расценивать как пато-формную; по-видимому, она свидетельствует о снижении настроения, которое может сопровождаться другим фактором, обуславливающим снижение работоспособности. Предполагается, что заметная психомоторная активация имеет патоформный характер. Она свидетельствует о наличии чрезмерной стимулированности испытуемого и ограничении торможения. Устойчивое пси- хомоторное ослабление говорит о присутствии органического фактора. Разброс по данному фактору должен рассматриваться как весьма подозрительный. По-видимому, его можно объяснить реакцией индивида на рисунок или на некий его фрагмент (фрагменты). IX. КОММЕНТАРИИ Комментарии могут быть либо устными, либо письменными. Письменные комментарии — имена людей, названия улиц, деревьев и т.д. или числа, а также геометрические фигуры или неразборчивые каракули, понятные для самого испытуемого, — имеют, до сих пор почти в каждом случае подтверждаемый, по меньшей мере патоформный характер. По-видимому, они выражают: (1) общую навязчивую потребность в максимальном контроле ситуации (признак базовой незащищенности) или (2) конкретную навязчивую потребность компенсировать овладевшую им идею или чувство, которые были активизированы чем-то в рисунке или пост-рисуночной ситуации. Комментарии могут быть спонтанными или спровоцированными исследователем. Было обнаружено, что практичнее всего анализировать комментарии в соответствии с той конкретной фазой ДДЧ, во время которой они были сделаны, то есть фазой рисования или пост-рисуночной фазой. Установлено, что в процессе рисования большинство комментариев имеют спонтанный характер, так как в это время исследователь должен по возможности воздерживаться от влияния, которое могло бы помешать какому-либо высказыванию испытуемого в момент отрыва карандаша от бумаги. Разумеется, в пост-рисуночной фазе большинство комментариев вызвано прямыми или косвенными вопросами исследователя. Однако возникшие во время ПРО спонтанные высказывания обычно оказываются весьма информативными. А. Комментарии рисуночной фазы. Было обнаружено, что процесс изображения дома, дерева или человека и/или их последующее обсуждение вызывает у испытуемых сильные эмоциональные реакции, в результате которых они способны или вынуждены вербализовать материал, который до настоящего времени подавляли или считали невыразимым. Из этого следует, что может быть чрезвычайно полезно анализировать спонтанные комментарии испытуемого, сделанные в процессе рисования или ПРО. 1) Объем комментариев. Полное отсутствие спонтанных комментариев фактически подтверждает предположение, что испытуемый склонен к замкнутости, однако многие хорошо приспособленные испытуемые также не делают спонтанных комментариев. Патоформность отсутствия спонтанных комментариев можно отчасти объяснить в процессе определения общего отношения испытуемого к выполняемому заданию или беседе. Гораздо более значимыми моментами, чем отсутствие комментариев, являются: (1) наличие чрезмерного количества комментариев и (2) вербализация материала, который на первый взгляд может показаться странным или совершенно не относящимся к делу. Нередко встречаются хорошо приспособленные испытуемые разного уровня интеллекта, прибегающие к высказываниям типа алиби, такими как: «Меня не учили рисовать, когда я ходил в школу» или «Я никогда не обучался рисованию». Иногда в процессе рисования испытуемые устно выражают чувство тревоги, неполноценности и враждебности в таком объеме, что исследователь не может записать их дословно. Тем не менее в таких случаях он должен сделать все возможное, чтобы записать основную тему высказываний испытуемого. Нижеследующие примеры должны дать читателю представление о том, какую информацию может получить исследователь на основании спонтанных комментариев. 65-летней женщине с психоневрозом, переживающей чувство вины, навязчивые идеи, в том числе подозрения в неверности собственного мужа и т.д., так интенсивно, что она не поддавалась ни психотерапии, ни даже шоковой терапии, предстояло перенести предфронтальнуюлоботомию. Выполняя рисунок дома, она сказала: «Я никогда в жизни не рисовала ничего подобного. Я должна рисовать так (горизонтально)? Вы бы не стали в нем жить. Вам бы не понравился мой архитектурный стиль. Вы бы не признали его». Исследователь: «Почему вы так считаете?» Испытуемая: «Я не знаю, с чего начать, — с фундамента или окон?..» Исследователь: (видя, что пациентка становится очень напряженной и заметно взволнована из-за неспособности хорошо выполнить рисунок): «Рисуйте так, как сможете? и не волнуйтесь». Испытуемая: «Спасибо за поддержку. Посмотрите, окна все разные. Вы бы не признали во мне плотника. Вы следите за мной? Самое трудное для меня — это крыша! Мне нарисовать крыльцо — здесь, а там — ступени?» (Тут испытуемая стала использовать ластик в качестве линейки, и когда ей сказали, что этого делать нельзя, она попыталась стереть все, что нарисовала прежде.) Испытуемая: «Тогда где же будет дверь? Окна у меня получились не там, где надо. Здесь я нарисую дверь, как бы это сделать, доктор? Как вы считаете, это будет честно, если я посмотрю, с какой стороны находится дверная ручка? Если я нарисую к ней несколько ступеней, это будет правильно? Здесь — фундамент. Думаете, было бы лучше нарисовать маленькие окна на этой стороне? Я считаю, что да. Это ребенок плачет? Он что, плакал так все это время? Не очень аккуратная конструкция, не так ли? Это проверка нервозности? Аккуратности? Это могло бы быть интересным, если не нервничать так». Исследователь: «Почему же вы нервничаете?» Испытуемая: «Такой у меня характер. Вы имеете представление, сколько сейчас времени? Вы бы не стали здесь жить. Фундамент не прочный и не безопасный». Исследователь: «Почему вы считаете, что фундамент не прочный?» Испытуемая: «Его построили так быстро... ненадежно... О, я завидую всем, кто может сидеть вот так и делать что-нибудь так же, как вы, быть уверенным в этом. Что же это? Я — хозяин своей судьбе, господин своей душе? Вы полагаете, что кто-то это может для меня устроить?» Исследователь: «Почему вы думаете, что нет?» Испытуемая: «Я думаю, может быть — это мой возраст... Я думаю, врачи знают, что они делают, но допускаете ли вы, что в моем возрасте можно вернуть назад все то, что было потеряно, и все время знать, что делаешь?» Постоянное обращение пациентки к фундаменту дома отразило ее ощущение, что основание ее собственной домашней ситуации разрушено откровенной неверностью ее мужа либо ее собственными подозрениями — она никогда.не была уверена, что он действительно изменял ей. Однако самыми значительными симптомами были ее рассеянность, потрясающая болезненная неуверенность и чувство неполноценности. Эти комментарии были сделаны за 27 мин. 35 сек. во время рисования дома. Молодой человек с уровнем интеллекта выше среднего, обнаруживший общую тревожность, множество фобий и некоторые обсессив-но-компульсивные реакции, во время рисования дерева сделал следующие комментарии: 1) «Скопировать? Вы хотите, чтобы я нарисовал его, глядя на образец?» 2) «Я бы нарисовал ель, но вы сказали, что нужно дерево». Исследователь: «Почему вы думаете, что ель не дерево?» Испытуемый: «Мне было бы гораздо проще нарисовать черта, чем это дерево (в этот момент испытуемый стер все, что он нарисовал, — лиственное дерево). Я пробовал рисовать его раньше». 3) «Теперь, если.бы я нарисовал дерево и поместил бы его во дворе моего дома, — это все, что я хотел бы нарисовать». Первый комментарий испытуемого, по-видимому, отражает его устойчивую потребность в конкретной и чрезвычайно подробной формулировке задачи, ибо он уже нарисовал дом и к этому времени должен был понять, что рисунки должны быть его собственным творением. Второй комментарий сперва смутил исследователя, потому что показался ему странным. Однако в ПРО обнаружилось, что именно эту ель, выбранную им для рисунка дерева, он много раз рисовал раньше; она напомнила ему о матери, которую он так прочно отождествил с елью, что, вероятно, был не в состоянии рассматривать стереотип дерева просто как дерево. Его последний комментарий помог формально идентифицировать местонахождение дерева, воспроизведенного в рисунке. В ПРО он не смог определить, находится ли нарисованное дерево во дворе родительского или его собственного дома, что, в свою очередь, ярко отображает его «неприкаянность» в выборе между этими домами. Мужчина, шизоид, импотент, который в течение ряда лет пытался «забыться» в работе, в то время, пока рисовал человека (больного пожилого мужчину, который, сидя на плетеном стуле в форме колыбели, глядел в камин), высказал следующие спонтанные комментарии: «Карикатуру нарисовать или что:!» Испытуемый вздохнул, начиная рисовать живот человека. Несколькими секундами позже исследователь отметил, что испытуемый, очевидно, решил нарисовать только бюст, и повторил первоначальную инструкцию нарисовать человека в полный рост. «Хорошо, в таком случае посмотрим, смогу ли я вообще что-нибудь нарисовать». Испытуемый вздыхал, пока рисовал нижнюю линию фуфайки. Когда рисовал воротник, он сказал: «Черт возьми, не получается пропорционально. Я сделаю из него маленького коротышку». (Смеется.) Испытуемый кашляет и затем напевает что-то про себя, пока рисует глаза и брови. В то время, когда он рисовал рот, он воскликнул: «Вы читали эти ужасы в «Тайме»? Кто-то нашел столетнюю мумию! «Заштриховывая галстук нарисованного человека, он сказал: «Я думаю, что это старый человек, который сидит на стуле в купальном халате, с пледом или с чем-то вроде того», Затем он мурлычет и слегка посвистывает. В то время пока испытуемый рисовал внутреннюю часть камина, он заметил: «Не могли бы вы быть несколько теплее, чем тот, кто смотрит на мой камин?» Последний комментарий он сделал во время штриховки камина, подразумевающей материал, из которого он сделан: «Поправляется». Можно заметить, что вначале испытуемый выразил враждебность; 1) намекая, что он хотел изобразить человека в виде карикатуры; 2) игнорируя инструкцию нарисовать человека в полный рост, к тому времени, когда человек был наполовину закончен, он попытался дать понять, что продолжать не имеет никакого смысла, что можно расценить как неприятную шутку. В конце концов испытуемый нарисовал человека, находящегося в его гостиной, о котором почти наверняка можно сказать, что это автопортрет. Его предсказывающий комментарий «Поправляется» позже был клинически подтвержден. Эти комментарии были сделаны в течение 50 минут, которые он потратил на изображение человека. Возможно, динамика «отрыва карандаша»,,объясняется следующим образом. В то время, когда та часть личности, которая отвечает за защиту эго и подавляет вербализацию определенного материала, «отвлекается» на процесс рисования, ранее вытесненный материал может быть вербализован. 2) Уместность комментариев. По степени неуместности комментарии делятся на лишние, неуместные и странные. Лишним спонтанным комментарием, например, считается словесное описание той детали, которая не требует определения: «Я хочу нарисовать на нем этот галстук». Подобные комментарии встречаются довольно часто и, возможно, выражают: (1) потребность в тщательном структурировании ситуации и, таким образом, представляют собой базовую незащищенность; (2) попытку ослабить напряжение ситуации тестирования посредством вербализации. Неуместный комментарий — это комментарий, не имеющий ничего общего с выполняемым заданием, например: «Вы сказали, что это ваш первый день здесь?» (Относительно замечания исследователя, сделанного ранее при установлении контакта.) Тщательный анализ на вид неуместных замечаний может оказаться весьма стоящим; одна молодая женщина (диагн.: психоневроз) заметила: «Я всегда рисую деревья одинаково». Замечание было сделано необычно резким тоном. В пост-рисуночной беседе исследователь задал уточняющие вопросы об этом замечании и услышал рассказ о ранее скрытом болезненном травматическом опыте, который испытуемая пережила несколько лет тому назад, находясь в художественной школе. Явно странными можно назвать комментарии, сделанные женщиной (диагн. кататоническая шизофрения) во время изображения дома: «Восемь дней вместо одного... секунд, однако, восемь... шестьдесят секунд... в високосном году шестьдесят пять, я думаю... двадцать дней в марте... представляю себе...» (Паузы в речи отмечены многоточием.) По окончании рисунка она написала на странице рисуночной формы: «Сейчас — 60, в марте не может быть 820». Этот комментарий носит явно патологический характер. 3) Диапазон комментариев. Если в комментариях затронут широкий круг тем, это не обязательно является признаком патологии, так как любая тема может иметь отношение к рассматриваемому рисунку, но слишком широкий круг неуместных тем должен рассматриваться как очень подозрительный случай. Например, комментарии женщины (диагн. ипохондрический невроз), сделанные во время рисования, составили довольно законченный, но очень разрозненный автобиографический рассказ. 4) Субъективность комментариев. Идеи отношений1 и идеи преследования2 часто выражаются довольно свободно (очевидно, это обусловлено фактором «отрыва карандаша») и более или менее говорят сами за себя. 5) Эмоциональность комментариев. Многие испытуемые становятся весьма эмоциональными во время рисования или пост-рисуночного опроса, возможно, из-за выражения через рисунок и/или вербализацию до настоящего времени подавленного материала. Исследователь обязательно должен вести тщательную и исчерпывающую запись любых эмоциональных проявлений испытуемого, насколько это возможно, независимо от их значительности. Любой испытуемый, независимо от того, насколько хорошо он приспособлен, может проявлять в ситуации тестирования некоторые признаки испуга. Однако при отсутствии у испытуемого признаков личностного дисбаланса или неприспособленности проявление с его стороны как постоянных второстепенных, так и более сильных эмоциональных выражений, а также неподвижности аффекта кажется маловероятным. Присвоение конкретной оценки будет зависеть от интенсивности, продолжительности и типа эмоционального проявления. 6) Обусловленность комментария. Считается, что спонтанные комментарии, как правило, вызваны определенными причинами. Предполагается, что наиболее важный фактор, вызывающий спонтанный комментарий, — это фрагмент данного рисунка, который испытуемый только что закончил, над которым продолжает работать или который собирается нарисовать; или вопрос ПРО, который только что был задан. Количество прошедшего времени может указать на степень существующего конфликта. В результате более тщательного исследования может обнаружиться, что безобидное на первый взгляд спонтанное замечание в действи- 1 Симптом, часто психотический, при котором индифферентные явления воспринимаются индивидом так, будто имеют к нему отношение. 3 Подозрения о преследовании, не достигающие степени навязчивости. тельности является патоформным. Спонтанные комментарии часто могут быть значимыми сами по себе, но их информативность еще более возрастает, когда они оцениваются с точки зрения обусловленности. Один комментарий может иметь несколько значений. Нет ничего необычного в том, что испытуемый возражает против просьбы исследователя выполнить рисунок, и не редкость, что он сразу после завершения рисунка спонтанно комментирует его недостатки. При прочих равных условиях те спонтанные комментарии, которые произошли некоторое время спустя после начала рисования и до его окончания, а также в процессе пост-рисуночного опроса, являются наиболее значимыми. Б. Пост-рисуночные комментарии. Детальное описание ПРО в отдельном разделе должно дать довольно полное представление о его конкретной цели. Однако было установлено, что анализ как спонтанных, так и спровоцированных исследователем реакций испытуемого в ПРО с точки зрения нижеследующих критериев также заслуживает внимания. 1) Объем комментариев. Отсутствие комментариев в ПРО расценивается как патологический признак ввиду того, что исследователь задает вопросы открытого типа. Фразу «Я не знаю» следует истолковывать не как отсутствие ответа, а как неудовлетворительный ответ. Поскольку вопросы носят специфический и иногда узконаправленный характер и рассчитаны на краткие или более развернутые ответы, нельзя ответить однотипно на все 64 вопроса. Было бы удивительно, если на вопрос «Кто это, мужчина или женщина?» был бы получен более многословный ответ, чем просто «Мужчина» или «Женщина». Но было бы действительно странно услышать слишком краткий ответ на вопрос «Что вы думаете об этом?». Короче говоря, качественной адекватности вопроса и ответа в процессе интерпретации придается очень большое значение. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |