АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Л.Б. Хузина, Соловьев В.А., Шайхутдинова А.Ф. 37 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

(5) Человека, вызывающего у испытуемого противоречивые чувства. Юноша (диагн. развитый невроз характера) нарисовал своего отчима, которого испытуемый ненавидел из-за его грубого обращения с ним! Однако испытуемый чувствовал (и выражал) восхищение бравадой от­чима и его способностью доминировать в семье.

В целом, обсуждение содержания отдельных рисунков может быть очень информативным. Однако следует учесть, что оно вряд ли обеспе­чит исследователя более точной информацией, чем тщательный анализ других особенностей рисунка, хотя, как правило, дает ценные сведения о потребностях, страхах и других характеристиках испытуемого, которые могут помочь прояснить динамику данного случая.

Б. Оригинальность. Под оригинальностью подразумевается откло­нение от нормы с точки зрения традиционности выполнения рисунка. Данная характеристика рисунка имеет значительное сходство с катего­рией «оригинальность» в тесте Роршаха. Но поскольку в данном случае испытуемый ограничен заданными темами: дом, дерево, человек, ему трудно быть таким же оригинальным в ДДЧ, каким он мог бы быть в тесте Роршаха.

Отклонения от нормы в ДДЧ оцениваются при помощи трехуров­невой шкалы, в соответствии с которой концепции рисунков ранжиру­ются как «необычные», «нестандартные» и «патологические».

Необычной можно назвать концепцию рисунка человека (выпол­ненного врачом), британского моряка времен парусных судов, который нагнулся, чтобы поднять несомненно надушенный платок, а на заднем плане парит потрепанный непогодой попугай. Такому изображению дол­жна быть присвоена по меньшей мере оценка PI, поскольку оно пред­ставляет отклонение от нормы первой степени. Его вполне можно интер­претировать как отражение желания испытуемого отказаться от притвор­ства и неискренности, заполнивших его повседневную жизнь и научную деятельность в пользу того мира, где вещи оцениваются более реалис­тично (или проще). Здесь следует отметить, что бессознательный цензор испытуемого сделал все возможное, чтобы замаскировать выражение подавленного до настоящего времени желания, заставив его использо­вать в рисунке образ человека из другой эпохи, который по характеру своей профессии и привычке, надо полагать, без каких-либо неожидан­ных последствий, может «принять на себя» роль владельца платка так же легко, как и поднять сам платок.

Нестандартной можно считать концепцию рисунка дома, который был похож на амбар и был идентифицирован именно так женщиной средних лет, нарисовавшей его. Он отразил ее горькое чувство, вызван­ное тем, что семья рассматривала ее только в роли вьючного животного, которому за его работу нужно предоставить жилище и еду.

Патологические концепции рисунков в большинстве случаев весь­ма оригинальны, но они определенно являются признаками нездоровья. Например, (а) прозрачный как аквариум дом, нарисованный женщи­ной нарциссического склада (диагн. паранойя), которая таким образом выразила свое желание быть заметной, на виду у всех, и свою готовность

демонстрировать себя в огражденном пространстве, которое ограничи­вало бы все контакты только визуальными; (б) дерево, нарисованное пожилым человеком (диагн. шизофрения), которое было представлено лишь наполовину: часть ствола была «срезана» боковым краем листа, а крона имела вид маленького, сильно заштрихованного овала и примы­кала к верхнему краю страницы; в ПРО испытуемый сказал, что самый лучший фрагмент дерева — это невидимая его часть (вероятно, это та часть, которая не «соприкасается с действительностью» и символизиру­ет мир его фантазий); (в) женщина средних лет с высоким уровнем ин­теллекта нарисовала человека,- привязанного к деревянному кресту, с окровавленной, перевязанной головой, одетого в спортивные трусы; его правая рука была перевязана, левая — ампутирована до локтя, левая ступня отсутствовала, тело имело истощенный вид, а лицо со впалыми глазами выглядело изможденным. Таким образом испытуемая выразила жестокое, беспощадное отношение к мужчине как представителю рода и абсолютное его неприятие. Эта интерпретация подтвердилась клиничес­кими данными о том, что она никогда не могла приспособиться к гете­росексуальным отношениям. Оценка РЗ, присвоенная данному рисунку, оказалась оправданной, ибо вскоре после этого испытуемая полностью отвергла реальность точно так же, как в своем рисунке она отвергла муж­чину как представителя своего пола.

В. Субъективность. Здесь осуществляется попытка определить, свя­зан ли изображенный объект (дом, дерево и уеловек) с самим испытуе­мым и в какой степени. Например, является ли нарисованный дом соб­ственным домом испытуемого, не представляет ли дерево на рисунке дерево, растущее во дворе его дома, а нарисованный человек — его са­мого? Определяя степень субъективности с точки зрения патологии, ис­следователь должен иметь в виду, что субъективность может ранжиро­ваться от сужения психологического горизонта до крайних проявлений такого феномена, как самоупоминание (см. выше).

Г. Множественность. Как уже было проиллюстрировано, один ри­сунок может символизировать нескольких людей. До сих пор более или менее приспособленные испытуемые как правило отождествляли свой рисунок с двумя людьми (один из которых был самим испытуемым). Если идентификация данного рисунка ограничивается только автопортретом или если нарисованный человек символизирует до четырех персонажей включительно, исследователь может сделать предположение о неприс­пособленности испытуемого.

Д. Валентность. По-видимому, одним из показателей неприспо­собленности является интенсивность валентности, которую испытуемый приписывает рисунку. В том случае, если два или даже три рисунка пред­ставляют решительно неприятных для испытуемого людей или ситуа­ции, можно предположить, что имеет место неприспособленность.

Е. Организация рисунка. В некотором смысле оценка организации рисунка имеет отношение к качественной оценке пропорциональных и пространственных отношений между его деталями. В рисунках, выпол­ненных испытуемыми с органическими нарушениями между деталями,

существует довольно слабая связь, а в рисунках людей, страдающих про­грессирующей шизофренией, ее качество еще хуже. Предполагается, что организационная способность может быть связана с эмоциональными и органическими факторами. Из этого следует, что: I) если проблемы в организации заметны во всех трех рисунках, исследователь может пред­положить у испытуемого значительное эмоциональное и/или органичес­кое нарушение; 2) если сложности в организации представлены менее чем в трех рисунках, нарушение, вероятно, носит функциональный, а не органический характер; 3) если дезорганизация деталей заметна только в одном рисунке, то можно почти с полной уверенностью говорить только о функциональном нарушении; 4) если все три рисунка имеют довольно хорошую организацию, то можно предположить, что базовая структура личности испытуемого довольно устойчива, даже при наличии значи­тельного количества патоформных признаков.

Ж. Согласованность. В том случае если все три рисунка получили примерно одинаковую количественную оценку, что бывает крайне ред­ко, то и с точки зрения качества не должно быть много различий. Любое значительное расхождение между рисунками (например, более чем в один классификационный уровень в ту или иную сторону) требует объясне­ния.

Исследователь должен оценить согласованность с точки зрения воплощения замысла. Если не считать некоторые неизбежные трудности механического характера в процессе рисования как такового, однажды сформулированный замысел, как основная составляющая рисунка, дол­жен быть выполнен испытуемым без изменений, по крайней мере зна­чительных, и/или колебаний. Замеченный при изображении той или иной детали конфликт (например, неспособность испытуемого дорисовать область таза или проявление озабоченности этой областью) или колеба­ние, выраженное, например, в том, что испытуемый не может решить, в каком из возможных положений должна находиться рука на рисунке человека, расценивается по меньшей мере как отклонение от нормы вто­рой степени, которому присваивается оценка Р2 (при этом исследова­тель должен постараться точнее выявить причину такого отклонения).

Идеальная согласованность может расцениваться как патоформная, ибо клинические данные подтверждают, что испытуемый, который по­лучил при количественной обработке рисунков несколько оценок Д1, по-видимому, более адаптирован, чем испытуемый, не получивший ни одной; таким образом, рисунки, выполненные хорошо адаптированным человеком, будут различаться с качественной точки зрения: было бы странно, если бы все три рисунка (дома, дерева и человека) были бы абсолютно (или почти абсолютно) равноценны для испытуемого с точ­ки зрения их значимости.

Считается, что любой испытуемый, независимо от уровня приспо­собленности, интеграции и степени оказываемого на него давления ок­ружающей среды, должен получить по меньшей мере несколько Р-оце-нок. Полное отсутствие Р-оценок, вероятно, должно казаться подозри­тельным, поскольку предполагает гиперкритичность испытуемого. На

неприспособленность испытуемого может указывать: 1) большое ко­личество низких (полученных за незначительные отклонения) оце­нок; 2) два или три значительных отклонения от нормы; 3) отклоне­ния одного типа, имеющие устойчивый характер; 4) большое количе­ство Р-оценок различного уровня.

XI. РЕЗЮМЕ

Пройдя через этапы анализа и последующего синтеза полученного материала, исследователь получает возможность сделать выводы, касаю­щиеся личности испытуемого в целом и его взаимодействия с окружаю­щей средой. Представленный ниже план поможет систематизировать за­писи выводов в общепринятой клинической терминологии.

A. Наблюдение за тестовой ситуацией. (1) Кооперативное^; (2) сим­птомы стресса; (3) физическая неспособность; (4) манерность; (5) объем внимания; (6) эмпатия; (7) время реакции; (8) ориен­тация; (9) другое.

Б. Аффект. (1) Характер аффекта (подавленный, бодрый, припод­нятый и т.д.); (2) интенсивность; (3) неуместность; (4) конт­роль; (5) согласованность.

B. Вербализация. (1) Характер протекания (ограниченный, сво­бодный и т.д.); (2) спонтанность; (3) модуляция (монотонная, двойственная и т.д.); (4) содержание идеи (персеверативное, странное)..

Г. Распределение энергии. (1) Уровень; (2) контроль; (3) согласо­ванность (утомляемость и т.д.).

Д. Психосексуальность. (1) Уровни сексуального удовлетворения и их относительное преобладание; (2) конфликты и их возмож­ные источники (например, испытуемый не способен удовлет­ворительно приспособиться на гетеросексуальном уровне из-за фиксации на оральном уровне, религиозных убеждений или из-за физической неспособности).

Е. Окружающая среда. На этом этапе задача исследователя — про­комментировать аспекты поведения испытуемого со следующих точек зрения: (1) источники удовлетворения: (а) реальность — фантазия; (б) экстрастимуляция — интрастимуляция: склонность испытуемого реагировать на внешние (экстра) или на внутрен­ние (интра) стимулы; (в) экстракатектирование — интракатек-тирование: склонность испытуемого искать внешние или внут­ренние источники удовлетворения (для испытуемого с диагно­зом паранойя, например, вероятно, были бы характерны экст-растимулированность и интракатектирование); (г) сфера (огра­ниченны ли источники удовлетворения, например, домашним кругом, уровнем реальности и т.д.); (2) достижимость цели (яв­ляются ли цели реалистичными или вымышленными) и интен­сивность стремления к цели (насколько она привлекательна для испытуемого); (3) временная доминанта (рассматриваются от­носительные роли психологического прошлого, настоящего и

будущего); (4) адаптивность (свойственны ли испытуемому в целом гибкость или ригидность и стереотипность); (5) доступ­ность (каков характер испытуемого — мягкий, Дружелюбный общительный или напряженный, враждебный, замкнутый).

Ж. Межличностные отношения, (а) Внутрисемейные: (1) эмоцио­нальный тон; (2) импульсивность; (3) постоянство; (4) гиб­кость; (5) идентификация; (6) ощущаемая роль (представления испытуемого о его положении в семье, включая его сексуаль­ную роль), (б) Внесемейные: (1) эмоциональный тон; (2) интен­сивность; (3) постоянство; (4) гибкость; (5) реакция родитель­ского замещения; (6) роль (представление испытуемого о своем положении в обществе в целом, включая его сексуальную роль).

3. Внутриличностный баланс. Сбалансированность особенностей лич­ности испытуемого с его точки зрения, выраженная в рисунках и комментариях.

И. Базовые потребности (такие как потребность автономии, дости­жений, сексуального удовлетворения и др.).

К. Основные ценные качества (такие как нормальный интеллект, гибкость, доступность и т.д.). Предостережение: стремясь выя­вить актуальные или потенциальные недостатки личности ис­пытуемого, исследователь не должен упустить из внимания его сильные стороны, позитивные особенности, от которых зави­сит потенциально опасное значение так называемых негативных факторов или недостатков.

Л. Впечатление. Какими бы неполными ни были данные класси­фикационные системы, исследователь может классифицировать, например: психоневроз, смешанный тип, нормальный интел­лектуальный уровень.

БЛАНК ПОСТ-РИСУНОЧНОГО ОПРОСА

41. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

42. Сколько ему (ей) лет?

43. Кто он?

44. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?

45. О ком вы думали, когда рисовали?

46. 4то он делает? (И где он в это время находится?)

47. О чем он думает?

48. 4то он чувствует?

Др 1. 4то это за дерево?

Др2. Где в действительности находится это дерево?

ДрЗ. Каков приблизительный возраст этого дерева?

Др4. Это дерево живое?

ДрЗ. А. (Если испытуемый считает, что дерево живое.)

а) 4то именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

в) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

г) Как вы думаете, когда это произошло?

Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое.)

а) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

б) Как вы думаете, когда это произошло?

Дрб. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже — на муж­чину или на женщину?

Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?

Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?

Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?

ДрЮ. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уров­не с вами?

ДрП. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?

Др 12. Есть ли на рисунке ветер?

ДрП. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?

Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?

Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?

Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?

Д L. Сколько этажей у этого дома?,

Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

ДЗ. Это ваш дом? (Если нет, то чей он?)

Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в каче­стве его хозяина?

Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?

Д6. Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им так, как вам хочется:

(а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?

(б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?

Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется располо­женным близко или далеко?

Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он рас­положен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами?

Д9. О чем вас заставляет думать этот дом?

Д10. О чем он вам напоминает?

Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?

Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?

Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?

Др17. О чем заставляет вас думать это дерево? Др18. О чем оно вам напоминает?

Др19. Это дерево здоровое?

Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатле­ние?

Др21. Это дерево сильное?

Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатле­ние?

49. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?

410. Кого вам напоминает этот человек?

411. Этот человек здоров?

412. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

413. Этот человек счастлив?

414. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

415. 4то вы чувствуете по отношению к этому человеку?

416. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?

417. Какая, на ваш взгляд, погода на рисунке?

418. Кого напоминает вам этот человек? Почему?

419. 4его больше всего хочет человек? Почему? Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?

Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?

Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?

Д17. Куда ведет этот дымоход?

Д18. Куда ведет эта дорожка?

Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого

другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому

дому) был человек, то кто бы это мог быть? Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта

на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был

человек, то кто бы это мог быть?

420. Как одет этот человек?

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ СЛУЧАИ

СЛУЧАЙ 1№ 1. К. Н.

История. К. Н. — мужчина 26 лет, уроженец шт. Вирджиния. Не­смотря на среднее образование и довольно высокий уровень интеллекта (121 балл по шкале Векслера—Бельвью), он долгое время не был спосо­бен поднять свой предельно низкий уровень жизни, пока незадолго до исследования не начал работать страховым агентом, и стал преуспевать в этом, как только над ним был снят постоянный давлеющий контроль со стороны непосредственного наблюдателя (которого он, по-видимо­му, отождествлял со своим отцом).

Он был женат, но не смог достичь удовлетворительной сексуальной совместимости с супругой, что объясняет физической неспособностью жены.

Н. жаловался на хроническую усталость, диффузную тревогу, низ­кий порог фрустрации и насыщения и внушительное количество незна­чительных соматических заболеваний. При психологическом обследова­нии обнаружилось, что он склонен искать удовлетворение в фантазиях, а не в реальной жизни,

Психиатрический диагноз: психоневроз, смешанный тип.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

I. Детали

Дом: (I) Дымоход не нарисован (поскольку это нельзя объяснить низким уровнем интеллекта, можно предположить: (а) определенный недостаток теплоты в домашней обстановке, Р2; (б) проблемы, связан­ные с изображением мужского сексуального символа, Р2). (2) Ступени нарисованы плохо (испытуемый в некоторой степени недоступен, Р1).

(3) Вдоль крыльца нарисованы перила (относительная недоступность, Р1; отрицание дома как неприятного в прошлом места проживания, Р2).

(4) Дорожка начата, но не закончена (относительная недоступность, Р1). (5) Рядом с домом нарисованы два дерева и куст (оказалось, что они символизируют — слева направо — его отца, брата и мать; на рисунке, так же как и в реальности, мать отдалена от него, Р1). (6) Окна были нарисованы в необычной последовательности: второе окно слева на вто­ром этаже он нарисовал после всех остальных (очень неприятные ассо­циации, связанные с комнатой за этим окном, сперва некоторое время препятствовали его изображению, Р2) и закрыл его решеткой (там ис­пытуемый чувствовал себя заключенным, Р2).

Дерево: (1) На стволе нарисовано два рубца (самый близкий к ос­нованию дерева рубец символизирует смерть друга, который умер, когда К. Н. было 4 года; рубец, расположенный выше, символизирует получен­ную им в 15-летнем возрасте психическую травму, вызванную смертью его брата, Р2). (2) Линия основания на рисунке видна, но четко не выде­лена (базовая незащищенность, Р1).

Дом

Дерево

Человек

Человек: (1) Выделены рот и сигара (сильная оральная озабочен­ность, Р2). (2) Подчеркнуты несущественные декоративные детали одежды (нарциссическое самосозерцание с самоприукрашением компенсатор­ного характера, PI). (3) Выделенные в рисунке нос, сигара и галстук, по-видимому, являются фаллическими замещающими объектами (сек­суальная неприспособленность, Р2).

II. Пропорции. Дерево: Дерево имеет довольно большие размеры по сравнению с листом рисуночной формы (испытуемый определенно чув­ствует сужение окружающей среды и ее давление, Р2).

III. Перспектива

Дом: Рисунок дома размещен ближе к верхнему левому углу (неза­щищенность в домашней ситуации, PI).

Дерево: (1) Рисунок дерева помещен ближе к вертикальному краю листа (умеренное ощущение напряжения, Р1). (2) Дерево имеет заметный наклон вправо (попытка подавить прошлое с сопутствующей умеренной переоценкой будущего как источника поучения удовлетворения, Р1).

Человек: (1) Рисунок человека расположен практически в центре страницы рисуночной формы (ригидность и базовая незащищенность, Р2). (2) Движение человека, как позже объяснил испытуемый, — это реакция испуга при виде проходящих мимо девушек (сексуальная не­приспособленность, Р2).

IX. Комментарии

А. Рисуночная фаза. Дерево: Он заметил, после того как нарисовал ветви: «Мне больше интересны мертвые деревья, чем живые, это нор­мально?» (Р2. Он понимает болезненность своего интереса, который мо-

жет свидетельствовать о наличии незначительных саморазрушительных тенденций.)

Человек: Прежде чем начать рисовать человека, он спросил: «Чело­века полностью? Он должен быть похож на настоящего человека или главное — просто нарисовать? У меня такой характер — я люблю подура­читься». Он продолжил эту реплику, сказав, что рисовал такого человека раньше много раз, но никогда не дорисовывал его ниже талии (нереши­тельность и сексуальный конфликт, Р2. Раньше он всегда избегал рисо­вать область таза, которая доставляла ему беспокойство).

Б. Пострисуночные комментарии. Дерево: (1) Н. сказал, что нарисо­ванное им дерево кажется ему в большей степени женским,.чем мужс­ким, и напоминает ему мать (фактически не существующую), она поки­нула семью, когда ему было 9 лет (потребность в материнской опеке, Р1); (2) сперва он сказал, что его дерево мертвое (сильное чувство не­полноценности, сопровождающееся депрессией, Р2), но позже попра­вил себя, сказав, что оно живое, но больное и слабое (надежда на благо­приятное будущее, Р1).

Человек: На вопрос «Как он себя чувствует?» К. Н. ответил: «Он должен чувствовать себя хорошо, так как мне кажется, что это беспеч­ный человек» (неприятие своего нынешнего состояния, Р2).

X. Содержание

Дом: К. Н. нарисовал дом, в котором он и его брат провели самые неприятные дни раннего детства после того, как мать бросила их, а отец занялся поиском работы (резко отрицательная валентность, Р2).

Дерево: Это дерево находилось во дворе дома, с которым связан приятный опыт в его прошлом (желание вернуться к независимой, сво­бодно-обязательной детской роли, Р1).

Человек: Карикатура на «Оскара», аптечного ковбоя: «Который под допингом» (эго-инфляция через обесценивание другой фигуры, Д1); (2) Оскар стоит на углу, наблюдая за проходящими мимо девушками: «У него только это в голове» (сексуальная неполноценность, Р2); (3) «Ос­кар такой же мечтатель, как и я. Я, стоя на углу, думал бы только о том, как там моя жена и что происходит дома» (тревожность, связан­ная с супружескими отношениями, Р1; фантазия как источник удов­летворения, Р1).

РЕЗЮМЕ

Качественный анализ полученных в ДДЧ данных обнаруживает: (1) серьезную сексуальную неприспособленность, которая является при­чиной болезненной тревожности; (2) склонность испытуемого избегать межличностных отношений всегда, когда это возможно; при общении с людьми, контакта с которыми избежать не удается, ведет себя в ригид­ной, нерешительной манере; (3) базовую потребность в безопасности, любви, мужественности, успехе и автономии; (4) чувство того, что ок­ружающая реальность по существу является безучастной, ограниченной и не приносит удовлетворения, а он не в силах это изменить; (5) попыт­ки подавить воспоминания о прошлом и сопутствующую переоценку

будущего в качестве источника удовлетворения; (6) тенденцию искать удовлетворение в фантазиях.

Впечатление: Психоневроз, смешанный тип, интеллектуальное фун­кционирование в настоящее время соответствует среднему уровню; по­тенциальный уровень — выше среднего. По-видимому, можно прогнози­ровать улучшение. Рекомендуется психиатрическое лечение.

СЛУЧАЙ № 2. М. X.

История. М. X., 35 лет, родилась в сельской местности в шт. Вирд­жиния. Она была четвертой из семи дочерей. По экономическому и соци­альному положению ее семья не дотягивает даже до среднего класса. История семьи отрицает психические заболевания и неполноценность. В свое время она закончила высшую школу с удовлетворительными ре­зультатами. Затем поступила на курсы медсестер при муниципальной больнице, которые оставила после четырех месяцев испытательной ра­боты, чтобы выйти замуж за водителя такси, который уже был прежде женат. После замужества она работала продавцом в нескольких магазинах. Ее супружеская жизнь протекала довольно бурно. Она отказалась от ре­лигии, которую исповедовала ее семья (примитивный баптизм), приняв религию мужа (католическая). Ее муж, внешность которого в своих опи­саниях она уподобляла скандинавскому божеству, очень часто изменял ей. Она хотела иметь детей, он — нет. У нее дважды был выкидыш, и, к ее большому разочарованию, она была не способна родить живого ре­бенка. Три года назад состоялся их развод на основании нарушения му­жем супружеской верности. С тех пор всякий раз, когда он приходил, чтобы повидаться с ней (что происходило очень часто), она очень пере­живала, считая себя сильно привязанной к нему.

За три дня до проведения ДДЧ, при очередном своем посещении, бывший муж уговаривал ее сбежать с ним. Его визит совпал с момен­том, когда X. почти решилась вторично выйти замуж за кого-нибудь дру­гого. После этого, ночью, она приняла большую дозу фенобарбитала, но при таких обстоятельствах, когда она была уверена, что ее обнаружат до того, как она умрет.

Психиатр потребовал провести психологическое обследование и сделать заключение об основных характеристиках ее личности.

Психиатрический диагноз: реактивная депрессия с псевдосуици­дальной попыткой.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

I. Детали

Дом: (1) Дымоход — обязательная деталь — перерисовывался не­сколько раз в различных вариантах, но в заключение был стерт (сексу­альный конфликт, РЗ); (2) патоформное подкрепление линий перимет­ра рисунка (испытуемой тяжело контролировать внутрисемейную ситуа­цию, Р2).

Человек: (1) Хотя человек нарисован анфас, причем в обнаженном виде, половые признаки отсутствуют (чувство беспомощности и безза-

Дом

щитности, Р2). (2) Явно патологическая последовательность изображения деталей: сначала она нарисовала ноги и ступни, затем — остальное тело и в последнюю очередь — черты лица (сильный телесный конфликт, замет­ное нежелание провести идентификацию, РЗ). (3) Заметно чрезмерное акцентирование на линиях туловища, бедер и ног (испытуемая остро осоз­нает плотские влечения, которые она с трудом сдерживает, Р2).

II. Пропорции

Дом: Имеет необычную диспропорциональность между размерами по вертикали и горизонтали в пользу последних (в психологической сфе­ре испытуемой «дом» имеет большое временное значение; «дом» — это источник элементарного удовлетворения, Р1).

III. Перспектива

Дом: Нарисован только фасад дома (желание подавить выражение подлинного чувства, Р1).

Дерево: (1) Сдвинуто вправо, верхушка «срезана» краем листа (ис­пытуемая стремится найти удовлетворение в будущем, в фантазиях, Р2); (2) Использование предварительного наброска привело к некоторой заг­рязненности рисунка (свидетельство неспособности испытуемой логи­чески планировать свои действия, символизирует ее чувство дезоргани­зованное™, Р2).

Человек: (1) Необычное положение ступней (испытуемая чувству­ет, что она должна проявлять сознательные усилия, чтобы «владеть со­бой», Р2).

Общее: (1) Все три рисунка «отцентрированы» по горизонтальной оси (общая ригидность и напряженность, Р2); (2) по вертикальной оси — расположены выше центра (осознание тщетности своих стремлений, Р2).

IV. Время

Дом: (1) Дом нарисован за 6 мин. 35 сек. — патоформный признак («дом» — сфера конфликта, Р2). (2) Во время рисования имела место пауза патоформного характера в связи с изображением дымохода (сексу-* альный, конфликт, Р2).

Дерево Человек

Человек: (1) Человек нарисован за 6 мин. 48 сек. — патоформный признак (внутри- и межличностный конфликт, Р2). (2) Пауза перед ри­сованием черт лица (попытка скрыть автопортрет, Р1).

V. Качество линий

Общее: В каждом рисунке линии выполнялись иногда явно нереши­тельно (общая нерешительность и амбивалентность, Р2).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)