|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Л.Б. Хузина, Соловьев В.А., Шайхутдинова А.Ф. 22 страница«КРАСИВЫЕ ПИРАМИДЫ» Цветовые I II щ Всего Стены баллы 1. Красный 0 4 0 4 (4) 2. Оранжевый 0 3 О 3 (S) 3. Желтый 3 2 0 5 (6) 4. Зеленый 0 6 0 6 (4) 5. Синий 5 0 4 9 (6) 6. Пурпурный О О 4 4 (6) 7. Коричневый О О О О (3) 8. Белый О О 4 4 (8) 9. Серый 4 О О 4 (8) 0. Черный 3 0 3 6 (?) Формула последовательности CS Mis Mas AS 0:3: 6:1 Стены: (3) (6) (9) (4) Синдромы Стены Nsyn 19 (3) Ssya 12 (3) Dsyn 11 (4) Asyn 14 (9) Схема 1. Тест цветных пирамид. Испытумый А (а) «НЕКРАСИВЫЕ ПИРАМИДЫ» Цветовые I II III Всего Стены баллы 1. Красный 1124 (4) 2. Оранжевый 1102 (5) 3. Желтый 6208 (9) 4. Зеленый 0303 (2) 5. Синий 0000 (2) 6. Пурпурный 1001 (3) 7. Коричневый 3 1 6 10 (9) 8. Белый 1517 (9) 9. Серый 1001 (5) 0. Черный I 2 6 9 (8) Формула последовательности CS Mis Mas AS 4:2:3:1 Стены: (6) (5) (7) (5) Синдромы Стены Nsyn 7 (3) Ssyn 14 (7) Dsyn 21 (8) Asyn 17 (7) Схема L Тест цветных пирамид. Испытумый А (б) D-оценки Цвета Стены 1. Красный 0 (4) 2. Оранжевый +1 (5) 3. Желтый -3 (3) 4. Зеленый +3 (7) 5. Синий +9 (7) 6. Пурпурный +3 (8) 7. Коричневый -10 (3) 8. Белый -3 (3) 9. Серый +3 (9) 0. Черный -3 (6) Формула последовательности CS MIS MaS AS -4: +1: +3: О Стены: (3) (7) (8) (5) Синдромы Nsyn +12 Ssyn -I Dsyn -10 Asyn —3 Схема 1. Тест цветовых пирамид. Испытуемый А (с) Тщательное изучение приведенного далее примера должно пролить свет на последующее описание методики. На диаграммах цвета показаны с помощью стандартного номерного кода. Это, конечно же, не позволяет составить впечатления о внешнем виде пирамид. Так как оттенки не использовались, то табуляция опенок и т.д. будет отличаться от стандартного бланка записей. Включены D-оценки, так же как и цветовые стены и стены последовательности, основанные на примере 300 взрослых испытуемых немцах. Эквиваленты стенов, приведенные для D-оценок и синдромов, возможно, не точны, так как они взяты из общего образца «мальчиков», в то время как «взрослые» стены для D-оценок и синдромов недоступны. Что следует из представленного протокола? Стены 4, 5, 6 или 7 считаются приближающимися к среднему уровню (то есть в пределах одного стандартного отклонения вверх или вниз от среднего значения), таким образом, стены от 8 и выше считаются «высокими», а от 3 и ниже — низкими. По этому критерию оценки данного испытуемого за «красивую» пирамиду являются высокими для белого и серого и низкими для коричневого цветов. Считается, что мало коричневого цвета означает низкий энергетический уровень, высокие оценки по белому и серому — это «потеря контроля над действительностью» и «расчлененность внутреннего опыта» соответственно, или, короче — возможность невротической тенденции. Однако все три полученные испытуемым оценки вряд ли можно назвать действительно высокими или низкими. В случае с «некрасивыми» пирамидами все совсем иначе: высокие оценки по желтому, коричневому и белому (все на уровне «Цветные пирамиды» возможно что-то изменит или добавит к тому, что было сказано. В качестве следующего упражнения читатель может изучить и самостоятельно оценить еще один пример проведения методики (испытуемая В). Пирамиды изображены на схеме 2. Для интерпретации даже очень поверхностной, как в первом случае, будет необходимо использование руководства. Станет очевидным, однако, что подход к испытуемой Б значительно отличается от подхода к испытуемому А, особенно к оценке формы. Более того, тогда как в первом случае «некрасивые» пирамиды были проинтерпретированы в основном как «недостаток структуры», испытуемая Б связала понятие «некрасивого» с- основными цветами. Она объяснила, что выбрала красный и синий в «красивых» пирамидах I и II, потому что «эти цвета красивые». Тем не менее, говоря о пирамиде П, и особенно III, Шай и Хайсс указывают на преобладание формы, тогда как о «некрасивых» пирамидах испытуемого А (все они «коврового» типа) говорится, что у всех них преобладает цвет. Кажется, что здесь существует некоторое несоответствие в терминологии или только в ее понимании. Можно по справедливости сказать, что «красивая» пирамида II тестируемой Б показывает преобладание формы, чего нет ни в одной из «некрасвых» пирамид испытуемого А. Но в процессах рассуждений, приводящих к их составлению, справедливо совсем противоположное. В действительности многие и даже большинство «ковровых» пирамид имеют явное преобладание цвета, а S-пира-миды имеют преобладание формы. Важно понять намерения и переживания человека, создающего пирамиды. ВИЗУАЛЬНЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ'60 VISUAL APPERCEPTION TtsT'60 (VAT'60) Название «Визуальный апперцептивный тест '60» Рафи Хана (Raft Khan) представляет собой модификацию ТАТа. Фактически, это рисуночная техника, в которой оценивается исключительно использование цвета. Внимание уделяется паттернам или формальным аспектам рисунков и содержанию, но руководство имеет довольно отрывочный характер и не систематично. МАТЕРИАЛ и ИНСТРУКЦИЯ Стимульный материал состоит из 12 карточек, представляющих образцы переплетенных линий. Карточку 1 вы можете увидеть на рисунке 23; карточки 2—11 похожи на первую, но каждый последующий рисунок сложнее, чем предыдущий. Карточка 12 содержит прямоугольный рисунок. Тестируемому предоставляются восемь цветных карандашей: красный (R), оранжевый (О), черный (Bk), коричневый (Вг), синий (В1), зеленый (G) и желтый (Y). Инструкция состоит в следующем: «Раскрасьте узор, рисунок или предмет, какой вы здесь увидите». Причем особо указывается, что «в нем ничего не скрыто». В конце испытуемого просят назвать то. что он увидел или создал. ОЦЕНИВАНИЕ и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Как уже упоминалось, оцениваются только цвета. Используются три категории: «в целом» (W), «основное» (Р) и «вторичное» (S). Если был использован только один цвет, это называется ответом «в целом» Если больше чем один, то цвет, покрывающий наибольшую площадь рисунка демонстрирует «основной» ответ, а второй по использованию цвет — «вторичный» ответ. Остальные цвета, занимающие меньше места, не учитываются вовсе. Ответам «в целом» дается оценка 3, «основным» — 2, «вторичным» — 1. Вычисляются пять «оценок», как показано ниже. Только желтый и пурпурный оцениваются отдельно. Оранжевый и коричневый рассматриваются как более слабые отражения красного и черного соответственно им дается половинная оценка. Данный образец взят из стандартного «бланка анализа цветов»: Рис. 23. УАТ'бО. Карточка 1 Цветам или цветовым группам приписываются следующие значения. Красный и оранжевый: агрессия (или «сильные эмоции»). Черный и коричневый: подавленность (депрессия). Синий и зеленый: веселое настроение. Пурпурный: самоконтроль. Желтый: тревожность. Три высшие оценки, расположенные по порядку, представляют собой так называемое «эмоциональное наслоение». В данном случае оно выглядит следующим образом: 1. Черный и коричневый 9,5 Подавленность 2. Красный и оранжевый 8,5 Агрессия 3. Синий и зеленый 8 Веселое настроение Считается, что такая «оценка настроения» важна для «психотерапевтического планирования». По-видимому, следующие один за другим пласты наслоения рассматриваются как все более и более «отдаляющиеся от поверхности». Таким образом, можно считать, что верхний паттерн является признаком хорошего прогноза. Хан заявляет, что VAT'60 обладает надежностью (0,79; п=349), но не указывает из каких параметров он сделал такой вывод. Говорится о диагнозах шизофрении, подтвержденных MMPI, но и в этом случае мало информации о том, как были поставлены данные диагнозы. На два положения данной методики сразу же возникает критическая реакция даже при поверхностном знакомстве с VAT'60. Первая: формулировка инструкции может привести к тому, что испытуемый будет полагать, что распознание формы — это главное требование и что выбор цвета для выделения этой формы практически несущественен. Несколько карточек имеют рисунок, явно напоминающий человеческое лицо — перцепт, ограничивающий выбор цвета. Таким образом, можно аргументировать, что, выражаясь в терминах Роршаха, стимулы VAT'60 благоприятствуют больше F-ответам, чем FC, не говоря уже о CF-ответах. Следовательно, возможное произвольное использование цвета вряд ли подтвердит анализ цветового выбора, на котором основывается оценивание VAT'60. To же самое и в отношении второго положения, вызывающего критику. Оно состоит в том, что игнорирование всех цветов, кроме двух, может привести к аномальным результатам. Так, в приведенном выше примере ответ к карточке 10 был описан как «куча марципановых пасхальных яиц в корзине». Выбор «основного» и «вторичного» цветов среди красного, желтого, пурпурного и зеленого, использованных практически в равных пропорциях, был почти произвольным. А раз так, то желтому был определен статус «основного», красному — «вторичного», но если зеленый поставить на место красного, то наслоение данного испытуемого получилось бы совсем иным. Рискуя вдаться в подробности, заметим, что в протоколе того же испытуемого синий цвет был использован пять раз, а оценен только однажды. Аномалии такого типа вполне ожидаемы, если в тесте используется простая система оценивания, содержащая всего несколько пунктов. Обсуждение интерпретации различных цветов отложено до заключающей части этой статьи. Однако заметим, что можно создать что-то вроде «формулы последовательности», как в цветной пирамиде, и для VAT'60, и если бы были более ясные объяснения анализа элементов формы, то у этих двух методик было бы много общего. Можно провести параллель между интерпретацией использования цвета при учете формы в цветных пирамидах и содержательной детерминацией (функция формы) в VAT6Q. К теме возможности того, что может быть названо взаимным обогащением двух различных проективных методик, мы вернемся в заключительной статье. МНОГОМЕРНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ THE MULTI-DIMENSIONAL DRAWING TEST (MDDT) Вторым рисуночным тестом, в котором интерпретация основывается на использовании цвета, является Многомерный рисуночный тест Рене Блоха (Rene Bloch), кратко описанный в докладе, прочитанном в 1968 г. на Интернациональном конгрессе по Роршаху. МАТЕРИАЛ и ИНСТРУКЦИЯ Необходимый материал состоит из блокнота для рисования формата А6 (10,5 х 14,8 см), семи фломастеров различных цветов: черного, красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого, а также секундомера, чтобы засекать время рисования. Испытуемому говорят, что ему необходимо нарисовать картинку за 60 секунд, а затем его просят нарисовать еще. Выбор предмета рисования и цветов всегда свободен. Необходимы серии из тридцати рисунков, между которыми будут перерывы по несколько секунд. Когда все серии завершены, испытуемого просят «объяснить его рисунки», то есть рассказать, что он нарисовал. ОБРАБОТКА Основное внимание уделяется количественной оценке. Можно также провести и анализ содержания, но он рассматривается как «дополнительный». Подсчет ведется следующим образом при помощи f%. Символом f отмечаются «функциональные» картинки, то есть те, которые «имеют только один отдельный предмет». Такие картинки далее определяются как «не имеющие даже двух отдельных частей с содержанием». Окружения или фона (даже простой опорной линии) достаточно, чтобы отметить рисунок буквой f. Этот критерий выражается в процентах от общего числа рисунков. В норме их тридцать, но могут происходить и «отказы» (то есть невозможность нарисовать картинку в течение данных шестидесяти секунд), хотя это случается довольно редко. Такие отказы объясняются чем-то вроде роршаховского «шока», являющегося показателем вытеснения или, возможно, «аффективного ступора». Параллель также можно провести между f% и значением «сужения», выводимом в F% в тесте Роршаха-. Высокий и низкий показатель f% связывается с шизотимией и циклотимией соответственно; нормальные испытуемые занимают среднее положение, но ближе (по значению f%) к последнему, нежели к первому. ОЦЕНКА ЦВЕТА (Cs) и СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (AML) «Оценка цвета» для каждого рисунка представляет собой количество использованных цветов. Вычислив среднее количество, получим «средний арифметический уровень» (AML), значение, сравнимое с pop-шаховским С. Однако так как Блох использует термин «динамическое расширение» в отношении K.AML, то приходится делать вывод, что интерпретация также связана с роршаховским «расширением», и, таким образом, является показателем расширенного опыта. Блох рекомендует фиксировать все Cs, чтобы знать не только средний уровень, но и различия в количестве использованных цветов. Из этого он выводит критерий «вариативное значение» (V), которое вычисляется как среднее арифметическое разниц последовательных цветовых оценок. Среднее значение для «нормальных» — 1,05; циклотимы имеют несколько завышенную оценку, шизотимы — заниженную, а хронические шизофреники — 0,41. Разница, однако, небольшая. Особое внимание уделяется «монохромным» сериям рисунков, то есть ответам, в которых все или почти все рисунки выполнены одним цветом. Считается, что это показатель аффективной реакции, подавленной сильным контролем эго или невротической депрессией. Прямой противоположностью такого типа ответов являются «простые полихромные серии», в которых выбор отдельных цветов часто меняется. Такие «изменения монохромных цветов» обозначаются специальным символом (monCc), и считаются характерными для пациентов, страдающих реакциями соматизапии. Соотношение f: AML обозначается буквой Е — «тип переживания», по аналогии с Роршахом. Из последующего объяснения обоих компонентов станет ясно, что сходство с роршаховским М: еС действительно значительное. Так как не приводится никаких цифровых данных, то неясно, где находится точка различия экстраверсии и интроверсии. Однако нужно помнить, что результаты нормального выполнения заданий ближе к циклоидной, чем к шизоидной личности. СОДЕРЖАНИЕ Классификация содержания ограничивается небольшим количеством категорий: предметы (О), растения (Р), животные (А) и человеческие фигуры (Н), плюс «специальная категория» (Is). В отличии от Роршаха, каждый рисунок оценивается по содержанию в целом. Таким образом, рисунок «женщина, развешивающая белье в саду; кот, сидящий рядом», предположительно будет оцениваться по четырем «обычным» категориям и внесет четыре пункта в так называемое общее ОРАН. Из этого общего вычисляются отдельно О%, Р%, А% и Н%. Is вычисляется дополнительно для других категорий содержания; не дается четкого критерия, но можно провести самую близкую параллель с роршаховс- ким типом О. Интерпретация обычных содержательных категорий проводится почти так же, как и роршаховская. Единственная не предсказываемая связь — это связь высокого Р% с «инфантильными чертами». Дальнейшая частичная аналогия с применением теста Рорашаха состоит в использовании «содержательной последовательности», имеющей некоторое сходство с роршаховским «анализом последовательности». Значительное внимание уделяется роли символики в MDDT, который, по утверждениям авторов, похож на символику снов в соответствии с психоаналитической теорией. НАДЕЖНОСТЬ и ВАЛИДНОСТЬ По точным стандартам можно сказать, что публикация MDDT была преждевременной, так как имеется только ограниченное количество психометрической информации. В руководстве говорится, что на момент написания тест был проведен примерно на 500 пациентах в трех центрах. Однако предоставленная информация основывается на меньшем количестве. Ретестовая надежность f% в течение трехнедельного периода на 32 нормальных пациентах выдала коэффициент 0,89. Но никакой подобной цифры для AML не приводится, и возникает впечатление, что колебания настроения или эффективность — это то, что, как ожидается, будет изменяться. Как бы то ни было, этот компонент включен в исследования валидности. Валидность оценивается путем сравнения, проводимого в критериальных группах (всего 275 человек), начиная от группы, состоящей из 61 нормального человека, и до 50 случаев острой шизофрении, 14 случаев внутренней депрессии и 12 случаев гибефрении. Мы уже говорили о различиях f%, AML и V среди критериальных групп. Вдобавок приводим таблицы с результатами t-теста, проведенного на этих группах, для f% и AML. Среди 36 сравнений каждой переменной 27 были значительными (на уровне 5%) для f% и AML. Очевидно, что изучены далеко не все возможности методики MDDT. Но даже если после ее применения, в конце концов, мы испытаем разочарование, то оно, хотя бы из-за простоты этой методики, по крайней мере не будет куплено дорогой ценой. В тесте очевидны определенные методологические или процедурные трудности. Серии из тридцати рисунков представляют собой довольно сложное задание для испытуемого, особенно для того, чье мнение о себе, как о художнике, не очень высоко. Что происходит с «испорченными» рисунками, не указывается. Наконец, потенциальный пользователь оставляется с чувством дискомфорта, которое можно считать противоположным тому, что остается после использования VAT'60. В этом тесте испытуемому не говорят, что выбор цветов будет очень важным; в MDDT дается ряд ярких цветов и не обеспечивается никакой конструкции для их использования. Однако в обоих случаях испытуемый не имеет ни малейшего представления о том, каким образом будет оцениваться его выбор цветов: это может быть, а может и не быть плюсом, но у исследователя все же останется ощущение, что он нарушает контакт с испытуемым. Блох ссылается на тот факт, что «до сих пор» были изучены только «монохромные серии», так что в будущем по ходу исследований этот аспект процедуры может быть развит. Хотелось бы более подробно узнать об обосновании. В работе Блоха представлен современный пример континентально-европейского подхода к личности через исследования индивидуальных различий в восприятии — традицию, в которую сам Герман Роршах внес большой вклад. Среди последователей данного подхода только имя Ульфа Крага (Ulf Kragh) хорошо известно в англоязычных странах. Точка зрения Блоха наиболее близка к мнению Сэндера (Sander), который различал «аналитический» и «интегрирующий» типы восприятия, которые он связывал с шизотимическими и циклотимическими личностями соответственно. Как мы уже говорили, Блох больше интересовался манипулированием с цветом самого по себе, а не аффективным влиянием отдельных цветов. Поэтому в MDDT представлен подход, отличающийся от подходов всех других методик, о которых говорилось в этой статье. По этой причине MDDT не может быть включен в обзор значений цветов в различных проективных методах в таблице 6. Таблица 6. Значения, приписываемые проективным цветовым реакциям
«ЗНАЧЕНИЯ» ЦВЕТОВ. КРАТКИЙ ОБЗОР Читателю следует с особой осторожностью относиться к применению данных таблицы 6, куда вошла информация из дополнительных источников. В этой связи мы должны помнить следующее: 1) Лоуэнфельд, как уже говорилось выше, не занималась интерпретацией отдельных цветов. Как заметили Эймс (Ames) и Илг (Ilg), слово «цвет» не встречается в предметном указателе в ее работе. Как бы то ни было, она рассматривает использование отдельных цветов в мозаиках, собранных пациентами-невротиками. Основное вы можете найти в сокращенном виде в таблице 6. 2) Люшеровские значения взяты из сокращенной версии теста. Основное, что нужно помнить, это что синий цвет в его тесте — это очень темный синий, а зеленый имеет голубой оттенок. 3) Де Зиув упоминался в этой книге в основном в связи с Люшером. В его работе дается только очень короткое описание его собственного цветового теста, который очень напоминает «полную» версию теста Люшера. Де Зиув также разработал тест, похожий на Тест цветных пирамид, используя конструкцию в виде креста из пяти квадратов. Некоторые из его «гипотетических психодиагностических значений» довольно трудно понять в переводе на английский, но главная идея ясна (даже в случае с зеленым цветом!). 4) Комментарии Пиотровски по поводу реакций на цвета теста Роршаха собраны из разных источников. Пиотровски, единственный из специалистов по Роршаху, осмелился на интерпретацию такого типа, и в некоторых местах она дается довольно небрежно. Понятно, что роршаховские цветовые реакции отличаются от применения цвета в других представленных здесь методиках. Но все же между ними существует очень много совпадений. Прежде чем изучать таблицу 6, стоит разобраться, что же подразумевается под «значением», приписываемым какому-либо цвету. Несмотря на то, что работа де Зиува называется «Предпочтение цветов в психодиагностике», автор пытается дать понять, что описание общих характеристик цвета «не должны путаться с различными психодиагностическими значениями предпочтений цветов». Что де Зиув и другие авторы, связывающие проективную интерпретацию с реакцией на цвет, имели в виду, лучше всего можно понять, обратившись к «характеристике» эстетического типа Буллофа (Bullough) — эмпатической атрибуции квазичеловеческих качеств стимульному объекту. Реакция на цвет, таким образом, должна пониматься не в терминах «любимого цвета», независимо от того, существуют предпочтения его использования, контекста и т. д. или нет, а просто как реакция сама по себе, на особенность окружающей среды выделять стимулы. Де Зиув отмечает, что «значение» цветовой реакции (которая может быть в форме предпочтения цвета) зависит и от «личностного уровня» испытуемого. Этот термин не объясняется, но, возможно, лучше его понимать как индивидуальное в отношении к окружению, чем как в Dasein-концепции Бинсвангера (Binswanger): «бытие-в-мире». Кое-какие объяснения можно взять из люшеровского «структурного значения цветовых пар». Таким образом, в соответствии с этой точкой зрения, отдельная «цветовая пара» имеет константное «значение», но в соответствии с «функцией» («+», «=», «х» или «—»), с которой она связана, она имеет различную актуальность для опыта поведения испытуемого, в протоколе которого она обнаруживается. Возвращаясь теперь к таблице 6, мы обнаруживаем довольно высокий уровень согласованности. Самые явные расхождения мы видим в данных для VAT60, в котором желтый цвет, связывающийся в других методиках преимущественно с положительными эмоциями, считается показателем тревожности. Интерпретация Ханом синего и зеленого цветов немного меньше расходится с мнением других авторов методик: он приписывает им «веселое настроение», тогда как другие — «холодность» и «спокойствие», но «контролируемую эмоциональность» или другие похожие термины, используемые Шаем и Хайссом, можно считать связующим звеном между этими крайностями. Все системы, так же как и схожий язык, сходятся в противопоставлении «теплых» цветов (красный, оранжевый и желтый) «холодным» (синий, зеленый и (иногда) фиолетовый и коричневый). В рамках данной дихотомии Хан помещает синий и зеленый на правую сторону, белый и серый цвета постоянно исследуются; то же самое и с черным (если не принимать во внимание Пиотровски). Цвета, трактующиеся менее последовательно, — это «вторичные» или «смешанные» (пурпурный/фиолетовый и коричневый), но даже здесь можно проследить определенные соответствия, хотя и не точно по колонкам. Любой скептик сразу отметит что многие из «значений» цветов — это не что иное, как простые ассоциации. На это обвинение можно ответить, что «быть похожим» и «быть не чем иным, как» — это не одно и то же. Более того, многие последователи этого подхода предъявляют или утверждают, что имеют эмпирические доказательства своих точек зрения. Люди имеют собственные ассоциации с цветами, которые могут быть довольно случайными; следовательно, можно сказать, что цветовая реакция, происхождение которой прослеживается, не может считаться «ненормальной» в смысле патологии. Однако сильные ассоциации, значительно отклоняющиеся от обычных, будут иметь симптоматическое значение при определенных обстоятельствах. Так Лоуэнфельд отмечает, что желтый цвет может иногда иметь дисфорические значения из-за ассоциации с гноем или мочой, при таких реакциях можно предполагать наличие невроза. Эмпирический подход, важный для проективной методики, должен также рассматривать и трудности, возникающие из-за различий в отношении к цвету (или, скорее, к названию цвета) в различных контекстах. Так зеленый (не специально) может с успехом быть выбран для внутренней отделки помещения, так как он «способствует отдыху», но от него откажутся при окраске корпуса автомобиля, потому что он «несчастливый». Возможно некоторое нетерпение и насмешки, с которыми обычные люди, да и психологи тоже, встретили тест Люшера (речь идет о сокращенном варианте), относились к недостаточному пониманию того, что выбирать необходимо именно из этих цветов. В методике «Цветные пирамиды» в которой с цветными квадратиками необходимо производить действия, возникновение трудностей наиболее вероятно. Однако самая большая сложность возникает в тех случаях, когда люди не могут работать с цветом в отсутствии контекста. Они выражают это, например, такими фразами: «Да, я понимаю, что это синий цвет, но сам по себе он ничего не значит. Для каких-то случаев он вполне подойдет, а для других -нет». Если все же такого человека удастся убедить пройти тест, то не стоит ожидать согласованности его результатов. Но также возможно, что прохождение такими испытуемыми манипулятивного цветового теста, такого как «Цветные пирамиды», может быть решающим в установлении того, может ли он показать единообразие цветовых реакций при выполнении различных тестов. Осторожность при выражении своего отношения к цвету открыта для различных толкований, начиная от педантичности, происходящей из сильной вовлеченности, и до отсутствия реактивности и безразличия. Как и многое другое в проективной психологии, это качество может иметь противоположное значение для различных людей, и разобраться в этом входит в задачу клинициста, если только он считает, что работа стоит усилий. Несомненно, важно четко определить, что имеется в виду под «реактивностью» на цвет в определенной ситуации. Как мы уже говорили, реакции или использование цвета в описанных методиках в этой книге или где-либо еще значительно различаются. Этот вопрос рассматривается в исследовании Цербуса и Николса (Cerbus and Nichols), посвященном (к сожалению, как и в данном случае) в основном ответам на тест Роршаха, но так же затрагивающем и другие методики. Эти авторы делают вывод, что в действительности существуют свидетельства того, что депрессивный пациент демонстрирует слабое использование цвета, что можно проинтерпретировать как показатель снижения интереса к внешнему миру. Подразумеваемое выделение цвета как доминирующего визуального элемента внешнего мира подходит под точку зрения Шахте-ля (Schachtel) о влиянии цвета. Процитируем его: «Наблюдатель сразу же осознает наличие «чего-то окрашенного» — цвет впечатляет его, — но он вынужден вглядываться и «узнавать» или различать форму». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |