|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современное положение Словацкой РеспубликиСловацкая Республика занимает территорию 49 036 кв. км с населением 5,3 млн (на 1 января 1993 г.). В отличие от Чехии Словакия — многонациональное государство (85,7% — словаки, 10,8% — венгры, 1,1% — чехи и т.д.). Первой заметной пробой партийно-политических сил в Словацкой Республике стали досрочные парламентские выборы, состоявшиеся осенью 1994 г. На них вновь победило Движение за демократическую Словакию В. Мечиара. Вместе с Крестьянской партией Словакии ДЗДС получило 35% голосов. В Национальный совет (парламент) вошли также: «Общий выбор» (коалиция партий демократической левой, социал-демократической партии Словакии, партии зеленых, движение крестьян) — 10,4% голосов; Коалиция партий венгерского меньшинства — 10,2% голосов; Христианско-демократическое движение — 10% голосов; Демократическая уния Словакии — 9%, Союз рабочих Словакии — 7,3% и др. Председатель ДЗДС В. Мечиар вновь сформировал правительство, сумев привлечь в коалицию Словацкую национальную партию и Союз рабочих Словакии. В июне 1994 г. на заседании Совета Европы в Каннах премьер Словакии В. Мечиар подал официальное заявление о приеме Словацкой Республики в Европейский союз, в ноябре ГОГР XI социалистический реализм, который провозглашался единственным художественным методом, что впоследствии негативно сказалось на общем состоянии культуры и судьбах ее творцов. Независимая оппозиционная и диссидентская культура эпохи «реального социализма» могла найти резонанс лишь на Западе. Именно там впервые публично ставились пьесы нынешнего президента Чешской Республики Вацлава Гавела, публиковались произведения таких неординарных писателей, как Милан Кундера, Богумир Грабал и др. К оппозиционному реформаторскому направлению общественной мысли, наряду с В. Гавелом и И. Кли-мой, принадлежали также философы Ян Паточка, Карел Косик, историк Вацлав Черный и др. Главной формой распространения нонконформистских взглядов в период идеологической несвободы являлся «самиздат». Сам термин был заимствован, как видим, из русского языка. Выходила даже самиздатовская периодика («Ре-волвер-ревю», «Критический сборник», «Средняя Европа»). В эмиграции с 1950-х гг. действовал «Совет свободной Чехословакии» (США) и Мировой конгресс словаков с центром в Канаде. С 1956 г. в Париже издавался популярный журнал «Све-децтви» («Свидетельства»), вокруг которого группировалась интеллектуальная элита во главе с Павлом Тигридом. Подобное значение имели также издаваемые в Риме Й. Пеликаном «Листы». После подавления «пражской весны» за рубежом функционировал ряд независимых издательских центров, например, «51хгу-ещЫ РиЬНзпегз» в Торонто (Й. и 3. Шкворецкие), издательство «Конфронтация» в Швейцарии, в Лондоне — «Розмлувы» («Беседы») и др. Эмиграция оказывала существенную материальную поддержку оппозиционным деятелям чешской и словацкой культуры, подвергавшимся гонениям внутри страны. Мировое признание получило творчество Милоша Формана, чешского кинорежиссера, работавшего за рубежом («Полет над гнездом кукушки», «Амадеус» и др.). В чехословацком кинематографе выделялись своей новаторской поэтикой фильмы режиссеров Йиржи Менцела, Веры Хитиловой, Юрая Герца, Юрая Яку-биско, Штефана Уфа, Яна Сверака. Из киностудий наиболее продуктивными были и остаются чешская «Баррандов» и словацкая «Колиба». Традиционно добротный уровень сохранял чешский и словацкий театр, несмотря на определенную дань времени, выразившуюся в чрезмерной идеологизированное™ многих сценических постановок. Характер чешского театра определял творческий поиск многочисленных теафов-студий малых форм в Праге, Брно, Либерце, Усти-на-Лабе и др. Пьесы В. Гавела, которые ныне являются неотъемлемой частью чешского и мирового театрального репертуара, ставились лишь в узком кругу единомышленников. Всемирной известности добились словацкие оперные исполнители Габриела Бенячкова, Эдита Груберова, Петер Дворский. Сложилась фадиция проведения регулярных музыкальных фестивалей в Праге и Братиславе с участием прославленных музыкальных коллективов и исполнителей со всего мира. Из современных композиторов можно отметить творчество Пефа Эбена и Сватоплука Гавелки. Чешскому и словацкому прикладному искусству, как правило, свойственно умелое сочетание традиционных и новых форм. Произведения из стекла, текстиля, дерева и металла известны во многих сфанах и пользуются заслуженным спросом. По эскизам таких мастеров, как Фулла и Алекси, выполнены многие словацкие гобелены. Неповторимый колорит чешской столице придают современные скульптурные шедевры, такие, как памятники 50-х годов — Яну Жижке на горе Жижков в Праге, художнику Й. Манесу (Бо-гумил Кафка); Яну Гусу во дворе средневекового университетского ценфа «Каролинум» (Карел Лидицкий); памятник писательнице Божене Немцовой на Славянском осфове (Карел Покорны); композиция В. Маковского «Новый век» и др. Заметных творческих успехов ныне достигли многие чешские и словацкие мастера, вышедшие из мастерской Й. Вагнера в Высшем художественно-промышленном училище в Праге. Наиболее маститые — это чешский скульптор Олбрам Зоубек, чье творчество вдохновляется блистательной средиземноморской архаикой, и словацкий мастер Людвик Коркош, использующий неисчерпаемые фадиции национальной деревянной скульптуры. К народным фадициям обращено творчество другого видного словацкого скульптора В. Компанека. Большой интерес вызвали художественные выставки на родине и за рубежом таких мастеров, как Йиржи Андерле, Адольф Борн, Владимир Комарек, Карел Валтр, Винцент Гложник и творческой фуппы «Тврдоглави» («Упрямые») и др. К архитектурным достижениям послевоенного периода бесспорно стоит отнести известный комплекс международной ма-шиносфоительной ярмарки в Брно (3. Алекс, Ф. Ледерер), чехословацкий павильон на Брюссельской всемирной выставке, здание телебашни и отеля на горе Йештед (К. Губачек, 3. Пафман получили премию им. Перре Международной унии архитекторов), аэропорт в г. Кошице, теаф им. Яначека в Брно, памятник Словацкому национальному восстанию в г. Банска Бисфица (Д. Куз-ма, Й. Янкович), комплекс зданий для чемпионата мира по зимним видам спорта в словацких Татрах. Приметами 70—80-х гг. стали такие архитектурные доминанты, как отели «Интернационал» в Праге (К. Филсак, Й. Швец) и «Форум» в Братиславе (Й. Хаускрехт), пражские универмаг «Котва» (В. и В. Махонины) и Дворец культуры (Я. Майер, А. Марек, Я. Кралик, В. Устогал). В 70-е гг. появились первые линии Пражского метро с выразительно оформленными вестибюлями станций. Особенно удачна «Малостранская» арх. 3. Дробного, украшенная знаменитой барочной скульптурой Матиаша Брауна «Надежда». К тому же времени относится возведение главного здания Матицы Словацкой в г. Мартин (Д. Кузма, А. Циммерман), а также стального подвесного моста в Братиславе через Дунай длиной 431 м (А. Тесар, Й. Лацко, И. Сламень) и моста-эстакады в Праге длиной 485 м (арх. В. Михалек, С. Губечка по старому проекту С. Бехине и Б. Козака). Особенно высоки в послевоенный период достижения чешских и словацких реставраторов архитектурных памятников. К ним бесспорно можно отнести реконструкцию главного актового зала «Каролинум» Пражского университета (Й. Фрагнер), монастыря Св. Йиржи на Пражском Граде (Ф. Цубр, Й. Грубы, 3. Покорны), средневекового комплекса монастыря Св. Анежки, приспособленного для чешской национальной галереи (Й. Главаты, К. Кунц), Братиславского Града, исторического городского комплекса г. Банска Штиавница в Словакии и др. В последние годы реализуются весьма оригинальные замыслы преобразования исторических построек торгового и промышленного характера в объекты современного гражданского и культурного звучания — ветряной мельницы Рупрехта в пансион (арх. Б. Сладе ко ва), кирпичного завода Гегерта XVIII в. в комплексный центр реставрации и художественные мастерские, или превращения крытого рынка рубежа XIX— XX вв. в пражском районе Винограды в фешенебельный торговый центр (арх. М. Веселы). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |