АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИСТЕМА НОРМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Читайте также:
  1. E согласно механизму сотрудничества с системами фермента.
  2. I. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения
  3. II. Богословская система
  4. II. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
  5. II. Нормы современного русского литературного языка
  6. III. Лексика как система (8 часов)
  7. III. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.
  8. IV курс, факультет английского языка
  9. IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
  10. SCADA как система диспетчерского управления
  11. SCADA система Citect
  12. SCADA-система: назначение и функции

 

 

Все нормы литературного языка в их конкретных разновидностях (называемых иначе типами языковых норм), а также в их внутренних связях и взаимоотношениях составляют систему литературно-языковых норм. Система как объединение соподчинённых элементов (понятий, объектов, явлений и т.п.) образуется на основе учёта каких-то общих признаков этих элементов и закономерных связей между ними. Это и позволяет нам, с одной стороны, ориентироваться в многообразии явлений одного или разных порядков (сущностей), а с другой – является источником знания о самих изучаемых явлениях. Вспомните, например, классификацию химических элементов в периодической системе элементов Д. И. Менделеева или классификацию языковых единиц в общей системе самого языка.

Вот таким же образом, на основе имеющихся общих признаков, можно классифицировать (лат. classis – разряд + facere – делать), т.е. распределять по отдельным разрядам (или типам) литературные нормы. Как было уже замечено, объединение чего-либо должно базироваться на общих признаках; наличие таких общих признаков называется основой (иначе – основанием, или принципом [лат. principium – основа, начало]) классификации. Естественно то, что и нормы литературного языка, представляющие собой определённое устройство, имеют под собой основу для их объединения. В зависимости от принципа объединения норм языка внутри него выделяются соответствующие конкретные типы, или разновидности норм.

Науке о языке и учению о культуре речи известны самые разные подходы к классификации норм и, следовательно, к вычленению конкретных их разновидностей. Так, существует подразделение языковых норм на «старшие» и «младшие», которое учитывает время установления (закрепления) нормы в литературном языке. В части случаев принадлежность норм к названным типам легко определяется по словарным пометам: помета уст. (устаревшее или устаревающее) при одном из вариантов нормы говорит о принадлежности к старшей норме, а указание типа доп. (допустимо) сигнализирует о младшей норме. Ср.: достато[ч’]но и уст. достато[ш]но, догов ó р и доп. д ó говор.

Нормы классифицируют также с позиций обязательности и факультативности их функционирования в системе литературного языка. Здесь они подразделяются на императивные, т.е. строго обязательные к употреблению, и диспозитивные, или не строго обязательные, допускающие выбор. Например: сильный спазм и сильная спазма, тонна помидоров и тонна помидор, тоннель и туннель, акселерация и акцелерация допустимы в нормативной речи, однако при этом следует помнить, что они могут различаться степенью или широтой употребления. Если подобные варианты нейтральны с точки зрения стилистической, общеупотребительны, то они равноправны в своём применении во всех сферах речевого общения (прин я лся – принялс я, пакет сахара – пакет сахару, напроказить – напроказничать и др.). Если же варианты стилистически разграничиваются, то их использование ограничивается той сферой речевого общения, где они и возможны (рап ó рт, камбуз, кок, рында, бьют склянки, ходить в Индию – в речи моряков; ср .: рáпорт, кухня, повар, колокол, отсчитывать время, плавать в Индию).

Широко известен и такой подход к объединению норм языка, когда их выделяют с точки зрения формы существования («жизни») человеческого языка. Наш язык, как известно, функционирует в двух формах – изначальной устной и вторичной письменной. В соответствии с этим все нормы, имеющиеся в литературном языке, объединяют в три группы: нормы устной речи, нормы письменной речи и смешанные нормы, или устно-письменные, – каждая из которых представлена конкретными типами.

Нормы литературного языка выделяются и в соответствии с языковыми уровнями: орфоэпическая, акцентологическая, лексическая, фразеологическая, грамматическая (морфологическая и синтаксическая), стилистическая, орфографическая и пунктуационная.

Каждая из группировок (названных и неназванных) имеет свои плюсы и минусы. Так, минусом последней классификации можно считать противоречие между выделяемыми в структуре и системе языка уровнями и включёнными в неё типами норм. В одних случаях выделяемые языковые нормы соответствуют имеющимся в структуре языка его уровням, например: лексические нормы – лексический уровень, синтаксические нормы – синтаксический уровень и т.д. В других случаях наличие норм в так называемой уровневой их классификации не подтверждается выделением соответствующего яруса в самом языке. Так, в названной классификации имеются нормы орфографические и пунктуационные, в то время как в языковом устройстве одноимённых уровней нет.

Если строго следовать логике выделения норм в рассматриваемой классификации, то их число должно совпадать с количеством выделяемых в языке уровней его единиц. Ранее мы говорили, что язык определённым образом устроен (см. Лекцию 5). Его структура в самом общем виде представлена уровнями языковых единиц. Эти ярусы образуют системно организованные особые однотипные единицы языка. Следовательно, в языке должно выделяться столько уровней, сколько в нём есть особых единиц. Единицами языка, как известно, являются звуки, морфемы, слова, фразеологизмы, словосочетания, предложения; соответственно выделяются языковые ярусы, образующиеся из перечисленных элементов. Однако уровневая классификация норм представлена числом типов языковых норм, превышающим количество уровней языка. Помимо сказанного, в языкознании отсутствует единый подход к выделению языковых ярусов, соответственно и классификация норм на их основании в определённой степени не будет являться непротиворечивой.

Напрашивается вопрос о том, каково должно быть основание вычленения норм литературного языка, чтобы оно было в максимальной степени обоснованным и логичным и не противоречило внутренней сущности предлагаемой к рассмотрению системы таких норм. На наш взгляд, таким принципом могли бы стать правила функционирования (или использования, употребления, применения) единиц языка в речи – устной и письменной. При таком подходе, по нашему убеждению, выделяется оптимальное количество конкретных разновидностей языковых норм. Идея наша не нова, она исходит из предложения Ю. В. Фоменко брать за основу классификации речевых ошибок правила языка: «Человек строит свою речь в соответствии с правилами языка. Если в речи соблюдены все правила языка, то её называют правильной. Если в речи есть ошибки, то её называют неправильной. Ошибка – это нарушение правила (нормы). Из этого следует, что типы речевых ошибок должны выделяться в соответствии с типами правил языка. В языке существуют правила произношения, словоупотребления (лексики), фразеологии, морфологии и синтаксиса, а также орфографии и пунктуации. <···>

Кроме произносительных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических, орфографических и пунктуационных правил в языке существуют правила стилистики, стилистические правила (нормы)» [Фоменко 1994: 13–14].

Принцип, предложенный Ю. Ф. Фоменко в качестве основополагающего для выделения типов речевых ошибок, может быть положен и в основу вычленения типов языковых норм. Однако при этом полагаем, что необходимо уточнить его сущность: типы норм языка должны выделяться в соответствии с правилами функционирования языковых единиц. Такая корректировка нужна, на наш взгляд, потому, что принцип «типы правил языка» должен класться в основу организации других типов норм, являющихся по своей сути более общими, чем нормы языка. К ним можно отнести нормы ортологические (нормы правильности речи), коммуникативные, лингвоэкологические, эстетические, этико-речевые.Соответственно, в систему норм в таком случае войдёт столько типов, сколько самых разных правил имеется в языке для употребления его единиц.

Итак, в устной и письменной речи мы должны соблюдать следующие правила употребления единиц языка:

1) правила образования звуков языка и речи;

2) правила произношения звуков языка и речи;

3) правила расстановки ударений в словах;

4) правила интонирования предложений и их частей, а также всей строимой речи;

5) правила правописания букв и их сочетаний в словах, правила правописания самих слов;

6) правила расстановки знаков препинания на письме;

7) правила употребления морфем;

8) правила образования новых слов;

9) правила изменения слов и образования их форм;

10) правила словоупотребления;

11) правила употребления фразеологизмов;

12) правила грамматической сочетаемости слов и членов предложений;

13) правила конструирования (построения) предложений;

14) правила продуцирования (создания и построения) текстов;

15) правила уместного использования (в соответствии с ситуацией общения) всех единиц языка и речи.

В соответствии с объективно существующими правилами функционирования языковых единиц необходимо вычленить следующие нормы: артикуляционные (звукообразовательные), орфоэпические (произносительные), акцентные, или акцентологические (нормы ударения), интонационные (нормы ритмико-мелодического построения речи), орфографические (правописные – в узком смысле), пунктуационные (нормы расстановки знаков препинания), морфемные (нормы употребления словообразовательно значимых частей слова), деривационные (словообразо­вательные), морфологические (словоизменительные и формообразовательные), лексические (словоупотребительные), фразеологические (нормы использования устойчивых оборотов языка), синтагматические (нормы грамматической, или синтаксической, сочетаемости слов и членов предложений), синтаксические (нормы построения предложений), текстовые, или композиционно-текстовые (нормы создания текстов, или речевых произведений), стилистические, или ситуативные (нормы уместного и целесообразного употребления языковых единиц).

Целесообразно в практическом отношении представить типологию литературных норм в таком систематизированном виде, который одновременно демонстрировал бы более наглядно взаимоотношения разных типов норм в их внутренних группировках. Здесь нам поможет опора на знание о формах существования человеческого языка – устной (звуковой, звучащей) и письменной (графической, буквенной). Для разных форм языка существенным является соблюдение одних групп норм и игнорирование других. Так, в устной (звучащей) речи чрезвычайно важно владеть такими типами языковых и речевых норм, которые связаны со слуховым восприятием речи, напротив – письменная речь требует неукоснительного соблюдения норм, связанных со зрительным восприятием речи (восприятием написанного). Вполне понятно и то, что есть такие требования к грамотной речи, которые одинаково должны соблюдаться как в устной, так и в письменной форме речи. Представим такое объединение норм языка в таблице.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)