АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хаджи-Мукан и Поддубный

Читайте также:
  1. Поддубный ...на подиуме
  2. Поддубный в Америке
  3. Поддубный и бандиты

Зачастую сравнивают Мунайтпасова с Поддубным. Вот, пожалуй, яркий пример, который ставит все точки на i. Иван Максимович в 1910 году ушёл с арены в зените своей славы, как непобедимый борец. Был лишь единственный в мире борец, кому удалось спасти свои лопатки от поражения при встрече с ним - С. Збышко-Цыганевич.

Затем в силу неблагоприятных обстоятельств, продав свое имение и мельницу вернулся в цирк в 1913 году. Чем поставил в тупик организаторов чемпионатов и арбитров. Остался ли он после трёхлетнего перерыва королём борцов и чемпионом чемпионов? А возраст? - 43 года! Ивану Максимовичу предоставили возможность самостоятельно ответить на этот вопрос. Все его схватки шли не на «шике», где по сценарию было расписано, кто и на какой минуте проведёт прием, какой последует контрприём и кто на какой минуте «подвалится».

«Бур» ждал Поддубного каждую схватку. Он должен был отстаивать

свой титул и свою славу в борьбе жестокой и бескомпромиссной. А желающих развенчать его, получить славу победителя Поддубного было великое множество. Посыпались как горох целой лавиной.

Что же из этого вышло? Участие Поддубного в крупном чемпионате в Москве журнал «К спорту» освещал так: «Пока матёрый чемпион успел уже бросить Янковского и Мухануру, Собесского, Урса и Шмарковского, пожертвовав по всех пятерых только 30 минут». Заостряю внимание - всего 5 минут хватило Поддубному, чтобы уложить Мухануру-Мунайтпасова при продолжитель­ности первой схватки 30 минут (В некоторых чемпионатах - 20 минут). Поддубный ещё раз доказал, что по своему классу выше всех на голову. Изумлён­ный журналист дивился: «Каким-то странным и жутким казалось то слабое со­противление и детская беспомощность, которые выказали в борьбе с Поддуб­ным такие борцы, как Шмарковский, Янковский и Урс....

Из всего чемпионата наиболее сильными соперниками Поддубного являются Аберг и Копьёв».

Заметим, что про Мухануру даже и речь не идёт. Частично этот репортаж из журнала «К спорту» цитирует и А. Суханов в книге «Алекс Аберг - загадка ковра».

И вновь на борцовском ковре Иван Поддубный. Опять чемпионат в петербургском цирке Чинизелли, открывшийся 12 мая 1913 года. Залитая ярким светом арена, гремит торжественный «Марш гладиаторов», тяжело ступая, подчеркивая величие и достоинство, выходит парад богатырей. Ивану Максимовичу пошел уже пятый десяток – 43 года. Но вновь повержены им черный исполин Анастас Англио, французский чемпион Рауль де Руан. Финский чемпион Ярвинен, чемпион России 1910 года по гирям и борьбе Лука Копьев и другие сильные борцы. Когда-то пяти минут хватило, чтобы Алекс Аберг понял бесполезность сопротивления и отказался от борьбы. А сейчас он в расцвете сил – ему минуло 30 лет, он вырос в весе, мастерстве и … спортивной злости.

Целый час Поддубный безуспешно гонялся за Абергом, пытаясь поймать его в захват и сломать передним поясом. Затем выдохся – следующие 15 минут Аберг, перехватив инициативу в свою очередь идет в атаку. Но уже поздно – свисток судьи, конец схватки. Была зафиксирована ничья за 75 минут. И в окончательной финальной схватке, состоявшейся 4 мая, фиксируется ничья за 2 часа. Интересно воспоминание профессионального борца М. Яковлева: «Схватку Поддубного с Абергом в цирке Чинизелли я видел. Правда, Поддубный перевел его в партер, но сделать ничего не смог. После борьбы я ужинал с Абергом и спросил его мнение о Поддубном. Он сказал: «Иван Максимович очень сильный». Итоги чемпионата: 1 приз и звание чемпиона мира получил Аберг. Поддубный вступил в чемпионат позже всех, поэтому в распределении мест не участвовал. Был награжден особым призом.

Эта же история повторилась и в Москве, где прошел большой международный чемпионат в Зоологическом саду. Здесь Поддубный бросает на лопатки старого знакомого Эмабль де ля Кальметта, сильного негра Чемберса Ципса, финна Ярвинена. В первой двадцатиминутке ничья с Лукой Копьевым, но в решительной встрече одолел и его. А 6 и 8 сентября снова две ничейных схватки с Абергом. Правда, после особо мощного швунга Аберг вылетел в оркестр, но на исход схватки это не повлияло.

Победителем чемпионата был признан Аберг, на 2-м месте – Лука Копьев (на 3-м месте, по-видимому, Муханура), Поддубный в распределении мест не участвует, поскольку прибыл позднее начала чемпионата. Чувствуется некоторая закономерность, позволяющая сделать определенные выводы. Короля борцов не подпускают к трону, резервируя это место для других кандидатур.

Время безжалостно ко всем без исключения. Поддубный во время своего второго пришествия на борцовскую арену не был уже тем «чемпионом чемпионов мира» покорившим парижан своим изумительной красоты бросками и в титанической схватке победившим Кащеева. Хотя он не потерял ни силы, ни веса, а наоборот стал массивнее, но проиграл в другом, – резкости, скорости, подвижности, выносливости. Многие из блестящих технических приемов, изобретенных им, стало труднее выполнять. Но другого короля борцов и чемпиона чемпионов история цирковой профессиональной борьбы так и не узнала. Желающих объявить себя победителем Поддубного было чрезвычайно много, но равных ему по масштабу так и не нашлось. Никто из его учеников также не стал его настоящим преемником.

Вышло так, что на одном из московских чемпионатов жребий свел его с собственным учеником Николаем Вахтуровым. Богатырь Вахтуров по мускулатуре был гораздо мощнее Поддубного. Он был не только сильнее, но и гораздо моложе. Ивана Максимовича, недавно завоевал звание чемпиона мира и сейчас был в отменной форме. Но все же после упорной решающей схватки, длившейся 2 часа 40 минут проиграл Поддубному по очкам.

Гораздо более трудной и даже в буквальном смысле кровопролитней была его схватка с Иваном Шемякиным. Новая звезда борцовского небосклона к этому времени трижды становилась чемпионом мира за границей (1909 г. – Мадрид, 1910 г. – Галле, 1913 г. - Бреслау). В Европе и Южной Америке он прошел суровую школу жизни и борьбы. Привык побеждать проявления жестокости еще большей жестокостью. Внешне выглядел весьма эффектно: высоченный, никакой тяжеловесной рыхлости, громадные рычаги и костяк. Двухметровый гигант Поль Понс восхищался его стальной статью. При взгляде на его снимок сразу всплывает образы доисторических плезиозавров и диплодоков. А в 1913 году в Петербурге выиграл большой чемпионат в цирке «Модерн», разделив первенство с Заикиным и Вахтуровым. На его счету были и победы над этими борцами, которые в России считались лучшими после Поддубного. Когда судьба борцовская свела их лицом к лицу в 1915 году, то 36 – летний Шемякин был в расцвете сил и зените своей славы. Поддубному уже 45 лет. Бур получился не на шутку упорным и жестоким.

С самого начала Шемякин атакует. Пожалуй, даже чересчур яростно и резко, демонстрируя всем свое горячее желание стать новым королем ковра. Нешуточная агрессия сказывается в его сильных и резких рывках за шею, но Поддубный и сам большой мастер таких рывков, его этим не смутишь, стоит на ногах несокрушимо как гранитная глыба. Еще более злыми "макаронами" (ударами по шее предплечьем) осыпает он Поддубного. имитируя срыв захвата или промах "макаронины" часто бьет Поддубного по уху. Внешне все выглядит пристойно - Шемякин не зря рекламируется как большой мастер с детальным знанием всех приемов и "парадов" борьбы, известных только лучшим западно-европейским чемпионам. Забегая вперед, скажем, что какими-либо техническими приемами он так не блеснул, но грязных трюков было великое множество. Например, после "макарон" он проводит Поддубному какой-то оригинальный массаж рук, надеясь парализовать трицепсы. В ответ Поддубный атакует и делает захват на передний пояс. Шемякин быстро убегает за ковер - чтобы освободиться от захвата провел удар коленом, за что получил замечание арбитра.

Дальше, по-прежнему, борьба проходит в стойке, с частой переменой позиции. Поддубный в центре ковра, а Шемякин маневрирует вокруг него, то и дело спасаясь у барьера. Постоянно проводит замаскированные удары, в итоге разбил Поддубному нос до крови - со стороны Шемякина больше вызывающей агрессии, чем искусства борьбы. Поддубный на сей раз, оставляет провокации безнаказанными, видимо опасаясь подвоха от судейского жюри. Симпатии публики полностью переходят к Поддубному. Словно воодушевившись аплодисментами, он проводит плотный захват, от которого Шемякин освободился с великим трудом. В свою очередь пытается поймать Поддубного передним поясом, но тот легко пресекает эту попытку. Шемякину не остается ничего другого, как в своей обычной манере, захватив в правую руку Поддубного, нанести ему удар головой снизу вверх в лицо. После этого сошлись плотно, сильно упираясь головами. Через некоторое время у Поддубного открывается сильное кровотечение из разбитой переносицы. Схватка прерывается и пока Поддубный умывается, Шемякин выражает свое недовольство судьям.

После паузы Шемякин продолжает столь успешные манипуляции головой. На что следует замечание со стороны арбитра в самой резкой форме. Публика также недовольна, раздаются протестующие выкрики, Шемякина это ничуть не смущает, он нападает очень энергично. Наконец Поддубному удается захват накрест. Далее он пытается сломать Шемякина, а тот прилагает все усилия сбежать за ковер. Поддубный поднял его вверх и бросает, но уже за ковром. Зрители приветствуют это целой овацией. Жюри поднимает их и заставляет идти в партер. Шемякин после долгих протестов идет вниз. Поддубный сверху, осторожно работает полунельсонами, Шемякин срывает их. Затем Поддубный энергично работает с правой стороны и наверное, поймал Шемякина на прием, от которого тот спасается, прокусив руку Поддубному до крови.

Последние 10 минут борьба продолжается в партере. Сорвав нельсон, заложенный Поддубным, Шемякин пытается убежать с партера. Раздосадованный неудачей бьет Поддубного головой снизу. Обычно у него это хорошо получается, но сейчас он получает сдачи - незаметный для зрителей удар в челюсть. Вновь Шемякин пытается вырваться и вновь неудача. Тогда он сильно бьет головой снизу Поддубного в лицо. Зрители выражают свое недовольство. А Поддубный в ответ проводит свой фокус с ногами, никто ничего не заметил, но Шемякин от боли подает звуковой сигнал.

Наконец, схватка окончена, арбитр Мишин объявил ничью. Поддубный не только выстоял, невзирая на разницу в возрасте в десяток лет и все запрещенные трюки со стороны Шемякина. За 1 час 20 минут схватки, половину времени он продержал Шемякина в партере.

После, того как ознакомишься с репортажем этой схватки, поневоле недоумеваешь - а почему Шемякина никто не считает жестоким и не возмущается его грязной и неспортивной манерой борьбы? Поддубный проводит технические атаки, а Шемякин опасные действия с целью причинить травму и вывести противника из строя. Но почему-то все шишки валятся на одного Поддубного - привыкли возмущаться жестокостью Поддубного в схватках. Забывая о том, как беспощаден и агрессивен был Гаккеншмидт, хотя принято считать его за личность высокой культуры. Аберг прославился среди борцов своей жестокостью и наглостью. "Бешенным сибиряком" называли Спуля именно за его манеру борьбы.

Французская борьба пришла к нам с Запада и принесла с собой свирепые нравы профессиональных борцов. Русским борцам, выступавшим за границей, постоянно приходилось попадать в очень опасные передряги. Даже сами правила были жестокими - к примеру, разрешались удары предплечьем по шее, лишь бы не кулаком. Это называлось "макаронами", а официально - "ударными приемами борьбы". Дядя Ваня для сердобольных зрителей пояснял: "Это совсем не больно, а шея у борцов для того произрастает, чтобы получать "макароны". Вот короткая характеристика в газете на борца, выступающего под инициалами А.В. - "Дерется французским стилем". На другого - "Стиль борьбы ударный".

Ангелочки никогда не бывают чемпионами. Тем более в борьбе. Самыми феноменально одаренными в свое время были Вахтуров и Посунько. Только мягкость характера и гуманность помешали им стать первыми из лучших.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)