|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стенка на стенку
Наибольшей популярностью и любовью народа пользовались бои стеношные. Историки и этнографы единодушно отмечают их огромное значение в старинном быту и увлеченность ими самых огромных масс населения. Далее придется широко пользоваться выдержками из исторических хроник, чтобы читателю стало ясно, что сведения о стеношных боях – это не выдумки автора, а свидетельства очевидцев. М. Забелин в исследовании «Русский народ» (1880г.) «Борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху, преимущественно на сырной неделе, чему способствовали морозы и случай погреться. Эти гимнастические упражнения назывались играми или игрищами. Часто в старину кулачными боями любовались цари и князья наши. Преподобный Тихон уничтожил этот праздник». В отличие от церкви власть мирская, т.е. светская больше считалась с народным обычаем и относилась к нему с большим пониманием. Так в указах Екатерины I встречаются строки о стеношных боях, которые в понимании нашего современника звучат довольно странно: «И во время боя, чтобы драк не было, и кто упадет лежачего не бить». Так узнаем мы с удивлением, что стеношный бой – это не безобразная драка, а своеобразный спорт. Картину проясняет Н. Помяловский в «Поречанах»: «Поречане хотя и были теперь теснимы, но отступали в строгом порядке, по вершку. Они сыпали друг другу страшные удары, но лица их и грудь окаменели, ни один не сделает фальшивого полуоборота, изучают каждый взмах и удар друг друга. Это шла уже не игра, а какое – то глубоко – сосредоточенное, научно – кулачное занятие. Душа замирает у бойцов, но при замирании сохраняется полное присутствие духа». Дрались с великим азартом и отчаянно, но без злобы и опасных для здоровья и жизни приемов. Этому немало удивлялся английский путешественник Вильям Кокс в 1778 году: «Мы видели до двадцати подобных свалок. Некоторые из бойцов отличались большою силой, но они не могли сделать вреда, благодаря самому способу драки. Здесь не бывает переломов и ушибов, какими часто сопровождаются кулачные бои в Англии». Этнограф Фомин в исследовании «Кулачные бои в Воронежской губернии» дает следующую зарисовку из жизни. «… Кулачники сделали перерыв. Только что отчаянно дравшиеся, как заклятые враги, люди стояли теперь рядом друг с другом, мирно закуривали и оживленно беседовали о бое. Жалоб, злобы, стонов не слышно нигде. Настроение у всех совершенно мирное. В некоторых местах толпы слышен дружный смех. Сами бойцы о своих членовредительствах рассказывали с шутками, восторгаясь только, что закончившимся боем, который в этом году, по их словам, особенно удался. Ни тени злобы, затаенной мести в этих рассказах я не заметил». Это удивительное сочетание азартного боя с неизбежными травмами и гуманизма заставило историка Д.А. Ровинского сделать вывод: «Стеношные бои – это уникальное российское явление». О том, как шла подготовка к стеношному бою повествует Д.А. Покровский в «Страницах минувшего». «Стенка замышлялась чуть не за неделю, обсуждалась на военном совете, который собирался в том или другом фабричном трактире, и окончательные решения по организации битвы принимались военачальниками обеих сторон по взаимному соглашению. О месте и времени побоища становилось известно каждому дня за два, так что к созерцанию грандиозного зрелища собиралась буквально со всей Москвы масса любителей. Подробнейшие инструкции заправилам стенки сообщались ее главнейшими рапорядителями в течении всего праздничного дня в каком –то из трактиров возле Покровского моста, на котором целый день толкались будущие герои… На кулачные бои они смотрели не как на забаву, а как на дело, к которому они предназначены самой судьбой, как артист смотрит на подмостки и к этому делу относились с добросовестной педантичностью. Рыцарские уставы кулачных боев, правда немногочисленные, блюли они с самой идеальной нелицеприятной строгостью, и нарушение их, особенно сознательное и намеренное, карали с драконовской беспощадностью». Вот основная заповедь всех русских кулачных боев – свято соблюдался строжайший запрет бить лежачего. Почувствовавший себя плохо мог выйти из боя, просто присев на корточки. Никакого добивания, характерного для Востока на Руси не знали. Запрещались удары ногами и ниже пояса. Особо жестоко карали хитреца, запрятавшего свинчатки в рукавицы. Свои же били беспощадно – не на живот, а насмерть. Рыцарский кодекс соблюдался неукоснительно. В стеношном бою, в отличие от других видов боя можно было участвовать только до первой крови – боец с рассечением выбывал сразу же. Правила стеношных боев учитывали, что после праздников бойцов нужно вернуть к своему привычному ремеслу в работоспособном состоянии. Правда, в XVI веке были некоторые отходы от неизменных правил. Во многих областях проявляются свои особенности боя. Кое – где включают даже удары ногами. Появляются и броски с помощью ног. Но оставались неизменными общие для всех моменты. Бились и в левой и в правой стойке. Обычно левым кулаком прикрывали солнечное сплетение от ударов «под дых», «под ложку», «в душу». Норовили угодить наотмашь по «становой жиле», да следом по ключице. Короткий боковой в челюсть называется «с локтя», а длинный боковой «с плеча». Был еще рубящий удар сверху –«рубма», удары снизу и наотмашь. Перед ударом зачастую проводились отвлекающие маневры, финты, ложные замахи. Удар по нижним ребрам назывался «под микитки». Удар «тычком» или «ширма» знаком боксерам как прямой удар. Удар «под силу» - можно сравнить с коротким боковым. Удар «с плеча», «с крыла» - длинный размашистый боковой. Защита производилась уклонами, нырками, подставками предплечья. Само собою, делался отскок или шаг назад, в стороны. А защита головы отворотом тулупа могла применяться только в зимних боях. Вот примерная классификация стеношных бойцов. Перед главной битвой выступала так называемая «затравка» - тузили друг друга 8 – летние мальцы. Их сменяли «заводные» или «выростки» - 10 – 12 лет, продолжавшие разогревать взрослых бойцов. Основную массу стенки составляли «рядовые». Стенка часто состояла из 3-х рядов. Наиболее опытных бойцов – «клиновых» ставили в центре (в «челе»). Их задача – прорыв «клином» стенки противника. Действиями рядовых и клиновых руководили пятидесятники, сотники, атаманы. Особая роль была у «надежи-бойца». Это самые лучшие бойцы, в завязке боя не участвовавшие. До поры до времени они удерживались в резерве. Лишь когда неприятель пробивал стенки, надежа-боец летел на подмогу. Бил кулаками во все стороны и, разбросав вражескую стенку, возвращался обратно под громкие похвалы. «Деды» - по возрасту уже не бились, а выступали советчиками и арбитрами. «Кулачный бой в русской семейной жизни считался удальством. Подвергать себя по доброй воле побоям, бить других без пощады было роскошным веселием для наших отцов и дедов». Так М. Пыляев описывает процветание кулачных боев. И в его исследовании кулачный бой с незапамятных времен на Руси был любимой потехой, происходившей в известные дни. Время боев начиналось с зимнего Николы, т.е. 6 декабря и продолжалось до сборного воскресения. Самый большой разгул был на Масленицу. Летом бои не бывали. Происходили они почти повсеместно: на Оке и на Волге собирались партии человек по 500 и более. В Москве происходили знаменитые кулачные бои – на льду под Каменным и Троицкими мостами. Специально для этого делали запруду на речке Неглинной – чтобы получить арену достаточную для кулачной битвы. В Санкт-Петербурге в Великий пост кулачные бои происходили на Неве каждое воскресение. А в Петровское время на Адмиралтейской площади дрались и боролись охтяне (с речки Охты) с фабричными стеклянного и фарфорового заводов. Позднее, с ужасом описывает Пыляев страшное, по его мнению, кулачное побоище между охтянами и крючниками Калашниковской пристани. Дрались они то на замерзшей Неве, то на льду Малой Охты. В Казани прославились суконщики, выставлявшие лучшую стенку. Оказать им сопротивление могли только мясники – татары. Казанские кулачные бои проводились на льду озера Кабан. О них оставили свои воспоминания С. Аксаков и Ф. Шаляпин. Героями юности Шаляпина были стеночные силачи, обладавшие могучим ударом: Меркулов, Жуковский, Сироткин, Пикулин, Сагатуллин, Багитов. В Херсоне опять же суконщики дрались против стенки караимов. В Костроме на Молочной горе бились дебряне с сулянами – один район Костромы с другим. В Тамбове к концу XVIII века очень отличились семинаристы: Казанский, Макаровский, Никольский, Растошинский. Утверждали, что могучего натиска этой лихой четверки не могла удержать даже стенка в сотню бойцов. Больше других из стеношных бойцов славились казанские, калужские и тульские. Пыляев считал, что более ловкие городские бойцы всегда брали верх над деревенскими. Кулачных боев не чуралось и дворянское сословие. Графский титул не помешал отличаться на этом поприще братьям Орловым, особенно Алексею и Григорию. Бои они устраивали в Москве в Нескучном саду и в Манеже, куда возами присылали бойцовские рукавицы. Будущий писатель и граф А.Н. Толстой в детстве увлекался кулачками вместе с сельскими ребятишками. В начале своих странствий юный Владимир Гиляровский служил вольноопределяющимся в Нежинском полку в Ярославле. Зимой 1871 года принимает участие в кулачных боях за городскую стенку. И здесь побеждает надежу- бойца фабричных Ивана Горного. Так впервые городская стенка победила фабричную, а Гиляй получил приз – карманные часы от мецената боев трактирщика Ландрона. Прочитайте очерк-реквием Ивана Бунина «Памяти сильного человека», посвященный знаменитому русскому поэту Ивану Никитину, сыну первого кулачного бойца в Воронеже. Герои кулачных битв вдохновляют поэтов. Вот ода Ивана Баркова «Кулачному бойцу», написанная в середине XVIII века. Здесь Барков даже изменил своей обычной теме: Борца, бойца пою, пиваку, Ширяя в плечах, бузника! А еще дальше он дает точную картину действий «надежи - бойца», в критический момент спасающего свою стенку от прорыва неприятеля. Сильнейшую узревши схватку И стенку, где холоп пробил, Схватил с себя, взял в зубы шапку, По локти длани оголил; Вскричал, взревел он страшным зевом, «Не бойсь, ребята, наши стой!» Земля подвигла горы с небом. Приял бурлаков бодрость строй. Уже камзолы отступают, Уже брады поверх летают. Пошел Бузник, тускнеют вежды, Исчез от пыли свет в глазах, Летят клочки власов, одежды, Гремят щелчки, тузы в боках. А к концу XVIII века в Москве стал особо знаменит кулачник Семен Трещало. Прославился тем, что одним ударом ухитрялся выбить кирпич из печи. Поэт А.Е. Измайлов воспевал его подвиги: В Москве фабричный был Семен – силач, боец: За раз из печи изразец Своею вышибал железной пятерней, Всех опрокидывал и гнал перед собой. Страх, ужас перед ним И крики радости и похвала за ним. По окончанию сраженья Героя нашего ведут все с торжеством В питейный дом Для угощенья. Кабацкое угощенье было неизменной наградой надеже – бойца. Показательно, что Трещало был далеко не единственным кулачником такого уровня. Семен Трещало был убит ударом в висок другим бойцом Боткиным. Барков так отзывался в подобном случае: Нашла коса на твердый камень, Нашел на доку дока тут. Но какими бы сильными не были отдельные бойцы, все же не они определяли успех или поражение всего боя. Успех зависел от дружного взаимодействия всей массы стеношных бойцов. В рассказе П.Бажова «Широкое плечо» башлык – начальник стенки так инструктировал своих бойцов: «Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой - Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтобы всем заодно, широким плечом… пособляй соседу справа… А главное помни, - не одиночный бой, не борьба, а стенка. Не о себе думай, а о широком плече!» Вот так из поколения в поколение передавался соборный русский дух, артельность, взаимовыручка и умение добиваться общей цели, ныне безвозвратно утерянное. И у земледельцев и среди ремесленников борьбой и кулачными боями самозабвенно увлекались не только юноши, но и многие матерые бородатые мужи. В одном стеношном ряду выстраивались отцы, сыновья и даже внуки. «Пока семья продолжала рожать, ходить в стенку было делом обязательным – пишет А. Грунтовский в исследовании «Русский кулачный бой». Лишь перейдя в категорию «дедов» мужики наблюдали бой уже как советчики и арбитры … На Масленицу стеношные бои длились целую неделю, а сам бой часто длился с конца утренней службы до начала вечерней (т.е. 6 часов). Находились и купцы – меценаты, одевавшие каждую из стенок на свой манер: кушаки, шапки, рукавицы – одним синие, другим красные. В таких боях отрабатывалась военная тактика, ибо шла постоянная смена бойцов первого ряда бойцами, стоящими во втором и третьем. Отрабатывалось умение держать фронт и маневрировать по команде атамана и его помощников: атаманов левого и правого крыла (сам атаман командовал центром – «челом») и также «сотских», пятидесятских» и «десятников». Команды подавались голосом, свистом и трубами. Использовались вполне боевые приемы: удар «свиньей» (клином), удар «с крыла» (флангом), отступление, «засада» и т.д. Победителем признавалась стенка, выгнавшая основную массу противника с поля боя. В бою участвовали не только мужики и подростки, но и вся община». Так с малых лет приучалась молодежь не только к атмосфере стремительной схватки и способности не терять головы в минуты опасности. Кроме бесценных навыков боя вырабатывалась способность к согласованным массовым действиям, воспитывался даже некий коллективный разум. Обычаи старинного русского быта не только с раннего детства прививали навыки кулачных боев. Стеношные кулачные бои имели свое прикладное значение. Ведь в старину обычно не хватало княжеских дружин, чтобы противостоять набегам полчищ басурманской саранчи. На сечу приходилось выходить и крестьянам и ремесленникам. Даже спустя столетия такие качества как быстрая реакция и быстрота мышления, чувство дистанции и сметливость были неоценимы в штыковом бою. Это была отличная физическая и психологическая подготовка к возможным сражениям. На замерзшей реке сходились друг против друга мужики и парни окрестных городов и деревень. Улица против улицы. Деревня против деревни. Стенка против стенки. Навык драться на скользком льду помог народному ополчению Александра Невского победить псов – рыцарей на Чудском озере. И на Куликовом поле – ведь не профессиональные войны, а крестьяне – ополченцы удержали натиск конницы Мамая на центр благодаря умению держать стенку и взаимовыручке. При Петре I Россию посещал английский капитан Джон Пери. По его мнению русские побеждали шведов благодаря закалке и выносливости, полученных с юных лет упражнениями сил в кулачных боях. Этого же мнения придерживался историк Н. Костомаров: кулачные бои делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне. Откроем 4-й том исторической хроники С.Н. Сергеева – Ценского «Севастопольская страда» и на 517 странице увидим как в критический момент, оставшись без командиров нижние чины, выходят из положения. «Бородинцы и тарутинцы, к тому времени лишившись почти всех старших офицеров и предводимые молодежью – прапорщиками и юнкерами, объединившись в одно скопище людей со штыками, которое можно было бы назвать лавою, или по – русски стеною, как это было принято тогда на кулачных боях, но никак не бригадою, и кинулись на укрепление вновь». К слову сказать – штыковой бой в русской армии был на большой высоте. Поэтому, врукопашную русские солдаты легко справлялись с турками, наводившими ужас на все Средиземноморье. Конкуренцию могли составить только англичане. С ними резались особенно упорно и ожесточенно. Бывали такие бои, когда перед укреплениями вырастали сплошные горы трупов высотою в сажень. Но героизм русского солдата не был сломлен. Севастополь не был сдан, как утверждают сейчас телеведущие – фекалоиды, гадящие на русскую историю. Были захвачены только бастионы южной стороны. Но напротив них поднялись укрепления северной стороны. Год сражался Севастополь, но не пал. Севастополь все время оставался под русским флагом.. Антанта вместе с Портой увязли в этой войне. А когда русские войска взяли турецкую крепость Карс, наступил перелом в военных действиях. К этому времени война вымотала противоборствующие стороны и 30 марта 1856 года был заключен Парижский мирный трактат. О великом азарте кулачных боев писал С.Максимов в исследовании «Крестная сила» (СПБ 1908г.) «В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои. Крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер». В Олонецкой губернии кулачные сражения были замаскированы под невинным названием «игры в мяч». Проводились в последний день масленицы на замерзшей реке. Победой считалось, когда одна из двух партий, числом в полсотни человек, загоняла мяч за отмеченную черту. Мяч перемещали ногами, а передвижение противника пресекалось самыми звонкими оплеухами. Бойцами овладевал необыкновенный азарт, над побоищем стоял столб пара. Причем, участвовали не только парни, но и мужики в возрасте. Хотя ни в одной из других губерний не практиковался синтез ледового футбола с кулачками, но просто кулачные бои в Пензенской губернии не уступали накалом азарта. Сражение в Краснослободском уезде Максимов называет «ужасным боем». С самого утра в последний день масленицы на базарной площади собирается все окрестное крестьянство «от мала до велика». Как обычно зачин дают ребята с 10 лет, затем вступают в бой женихи, доходит очередь и до матерых мужиков. Первый разминочный бой продолжается около часа, затем передышка. А уж к вечеру бой состоится при любой погоде. Азарт разгорается с новой силой и достигает наивысшего уровня. «Куча барахтающихся людей.. колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей ее страсти. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки и портки на них разодраны в клочья». Тот же Максимов отмечал, что и в начале XX века кулачные бои оставались популярными во Владимирской губернии, на дальнем Севере и в медвежьих углах Сибири. Затем в годы социальных катастроф – Первой мировой войны, революции, гражданской войны с последующим русофобским террором стало не до потех, не до игрищ. Началась беспощадная селекция – кто не склонял головы, тот становился, короче на голову. Так и следа не осталось от неукротимых бойцов и героев. Кровавые потопы, организованные закулисными кукловодами, искоренили русский дух. Стеношные бои не являлись антиподом спорта, скорее наоборот, вливали в него новые силы. Прославился с 1909 года на Дорогомиловской стенке на Москва – реке гигант по прозвищу Кара Малай. И в боксе он добился большого успеха. Нур Алимов стал абсолютным чемпионом Москвы, чемпионом России 1915 года в полутяжелом весе. Как видим, татары охотно перенимали обычаи русских кулачных боев, в Казани даже выставляли свою стенку. В юные годы в стенках участвовали и многократный чемпион по боксу, как в дореволюционные, так и в советские годы П. Никифоров и чемпион рабочей олимпиады 1920 года профессор К. Никитин. В столице в Дорогомиловской стенке участвовал Виктор Михайлов, ставший позднее заслуженным мастером спорта, 4-х кратным абсолютным чемпионом СССР, много лет подряд удерживавшим первенство СССР в полутяжелом весе. Против Дорогомиловцев на Москва – реке бились бойцы Пресни. А среди них Николай Старостин, будущий патриарх футбола. А в других битвах на Москве – реке сражались городские против замоскворецких. Стенка вытягивалась до 70 метров «Групповые бои были настоящим спортивным праздником, - вспоминал позднее о них юный участник – Бились по правилам кулачного боя, нигде не писанным, но передававшимся изустно от поколения к поколению и строго охранявшим спортивную честность древнего обычая». Этот ученик кулачных курсов, Костя Градополов, стал не только заслуженным мастером спорта и заслуженным тренером СССР, но и профессором. «Задиралой» со стороны замоскворецких был Леонид Леонов, прошедший школу кулачного боя, позже ставший великим писателем. Но в 1925 году кулачные бои в Москве запретили в административном порядке. В Бежецке был знаменит кулачный боец Алексей Анкудинов. Личность самобытная – бородатый старовер. В первую мировую войну попал в плен, содержался в одном лагере с англичанами, которые приобщили его к английскому боксу. Своих учителей удивлял боевым духом, стойкостью и двужильностью. Был бойцом от природы, одарившей его и выносливостью и сильным ударом и бойцовской хитростью. Вот отзыв современника: «… грозный популярный боец Алеша Кудинов, перед которым трепетали лучшие классные бойцы. Лишь у одного Алеши была железная выдержка, лишь у Алеши Кудинова были челюсти, которые, шутя, выносили самые свирепые удары, не боясь обычного нокаута. С такой же улыбкой Кудинов мог работать 15 – 25 кругов подряд. Это знали все, и с Алешей встречались не часто…» (П.Жеребцов «Тур вальса»). В боксерском мире «Папаша» стал не только самой колоритной фигурой, но и самым первым чемпионом России среди профи. В 1920 году – победитель Предолимпиады. В 1922 году стал чемпионом СССР в полутяжелом весе среди профессионалов. В 1926 году стал чемпионом уже среди любителей на I чемпионате СССР среди любителей. В 1927 году в 30 лет «Борода» покинул ринг. Опыт кулачных боев использовался и для подготовки красноармейцев. В 40-е годы в Советской армии практиковался групповой бой, дающий навыки рукопашного боя. В его основу легли приемы смешанного боя. На Дальнем Востоке и во время войны проводились даже соревнования по групповому бою. Это редкий случай, когда жизнь заставляла использовать самобытный народный опыт, а не официальные виды спорта – английский бокс и французскую борьбу. Обычно схватки проходили между двумя командами по 10 человек. Выбывали участники, вытесненные за пределы поля или сбитые с ног. Время боя ограничивалось 10 минутами. И даже после войны еще встречались отголоски кулачных боев в Орловской области (Публикации в «Комсомольской правде» за 1952г.) и в Воронежской области («Литературная газета» за 20 марта 1956г.). так закончились потехи молодецкие. И не вдруг, не сразу, но не стало и народа – богатыря, народа победителя. Потому что не стало русского духа. Не стало русского мужика – первого пахаря и купца расторопного с нерушимым словом купеческим, принесшего России и Сибирь и Аляску. Перевелись сейчас Ломоносовы и Шолоховы – равных этим титанам ни в одной земле нет. Поддавшись на ересь лукавую, брат истребил брата, а оставшиеся стали рабами инородцев – впереди снова гнет и позор басурманского ига.
Русская народная борьба
Борьба также была в числе любимых народом игрищ, известных с незапамятных времен. Летопись 993 года повествует о безоружной схватке кожевника Яна Усмаря с великаном – печенегом. Невзирая на разницу в размерах, Ян Усмарь провел такой захват, который оказался смертельным для печенега. Искусство борьбы было на высоте – а это уже свидетельствует о большой массовости и популярности борьбы. А позднее прославятся своим борцовским мастерством братья Калашниковы из Москвы. Борцовские единоборства также были частью древних языческих игрищ, входивших в земледельческие культуры (осенний праздник урожая), обряды свадеб, похорон, тризн. Основной разновидностью народной борьбы была борьба в схватку (в охапку, в обхват, в крест). При борьбе в обхват – руки сцеплялись за спиной соперника. Борьба в крест – борьба начиналась только после принятия исходной позиции: правая рука идет в захват под левой рукой противника, а левая ложится поверх правой противника. Если не было специального ристалища, то бороться выходили в круг на гумно или еще где земля помягче. По традиции боролись до 3-х раз. При борьбе в схватку запрещались захваты за одежду и использование ног. Победитель прижимал соперника спиной к земле и фиксировал плотно, даже разводил ему руки крестом. Обычно по традиции, боролись до трех раз. Бросковая техника отличалась чистотой исполнения. Хотя по названиям приемы были далеко не сахар: «Поставить на головку, метнуть через грудь, взять на косу бедру». Поскольку запрещались захваты за ноги и за одежду и работа ногами, типичная для всех разновидностей вольной борьбы, распространенных на Кавказе и Средней Азии, то русская борьба в обхват носила ярко выраженный силовой характер. Борьба в схватку подготовила почву для классической борьбы, типичной для Европы. Этим и объясняется успех классической борьбы в России. Позднее на всех праздничных гуляниях стала популярной борьба на поясах – разновидность борьбы в схватку. Многие считают ее дальнейшим развитием борьбы в схватку. Непременное условие новой борьбы – обоюдный захват за пояс. Запрет подножек или их применение зависело от национальных традиций. Любители из народа опоясывались для борьбы кушаками, а профессионалы специальными кожаными поясами с двумя ручками и двумя паховыми ремнями. В этом виде борьбы успех приносили взрывные усилия – резкие мощные броски и рывки. Даже перекат через лопатки считался поражением. Обычный регламент борьбы – три схватки по 5 минут. Была еще борьба «не в схватку» - она же «охотницкая». У нее были свои варианты. При борьбе «за вороток» (об одну ручку) борцы одной рукой держали друг друга за ворот, другая была свободна. В других вариантах допускались любые захваты за одежду выше пояса. В ход шли подножки, подсечки, зацепы ногами. Позднее эти приемы вошли в арсенал борьбы самбо. Этнограф Д.А. Ровинский в 1881 году зафиксировал для потомков следующую разновидность борьбы. «Практиковался особый способ – «московский», при котором борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем, подбивал ему носком правой ноги его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю. С этой борьбы пошла и народная поговорка: «Матушка Москва бьет, родимая, с носка»». Впрочем, специалисты, ссылаясь на гравюры XVIII века, утверждают, что подобными подсечками с успехом пользовались и петербургские борцы. В редакцию спортивного журнала пришло письмо от потомка сибирских староверов. Приведена информация Елизвоя Игнатьевича Потрепалова из деревни Широково Ялуторовского района Тюменской области. Староверы, уйдя в Сибирь в XVII веке, свято хранили не только свою веру, но и многие обычаи. В теплое время года каждое воскресенье устраивали «русскую борьбу». Саамы большие народные гуляния и большие состязания в «борском кругу» устраивались в Духов день, следующий после Троицы. Так боролись испокон веку- улица на улицу, деревня на деревню. К борьбе приучали и ребятишек с 4 лет. «Борский круг»диаметром 15 метров устраивали на мягком месте, иногда на песке. Боролись босиком и в широких опоясках, повязанных через левое плечо и вокруг пояса. За эту опояску делался обязательный захват, который при схватке нельзя было отпускать. Особенно ценились чистые удачные броски, по которым и определяли победителя. Бросали «с носка»- правой боковой подсечкой. «С крюка» - правым зацепом изнутри и «С холки» - через спину поворотом направо. Исключительное значение придавалось ловкости, маневрам выведения противника из равновесия. Хотя чемпионы запросто крестились двухпудовкой и перекидывали ее через ворота. В 1936 году А.Г. Харлампиев систематизировал все виды национальной борьбы на территории СССР. Оказалось, что одной русской народной борьбы существовало около 20 видов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |