АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Железный Самсон

Читайте также:
  1. Большой каскад. Самсон.
  2. Железный Дровосек
  3. Нежелезный нарком
  4. Секреты Самсона
  5. Сформулируем железный принцип электрического мини- I мализма детской: «Идеал — ноль электроприборов. Иде- J ала нельзя достичь, но к нему можно и нужно стремиться».

 

Вот выдержки из английской прессы времён Первой мировой войны:

«Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Причина, заставляющая подозревать Самсона в недобросовестных трюках – его внешность. Лучше сказать – отсутствие этой внешности. …Его рост – 1 метр 66 сантиметров, вес – не более 75 кг. Был бы он громадным детиной, его номера возможно и воспринимались бы, как более правдоподобные. Он завоевал огромную популярность. Я утверждаю, что он не только человек, обладающий незаурядной силой, не только великолепный артист, но и превосходный спортсмен, использующий свой разум не хуже своих мышц». (Журнал «Силач», статья директора атлетического клуба, неоднократного чемпиона мира по тяжелой атлетике Пулума);

«Согласно объявлениям, он самый сильный человек на земле, и после того, как мы сами увидели его, это заявление можно считать неопровержимым». («Манчестер Гардиан»);

«Господин, называющий себя Самсоном, является сильнейшим человеком на земле. В это легко можно поверить, увидев, как он вяжет железные прутья в узлы». («Дейли Телеграф»);

«Увидеть – значит поверить. Воистину, кажется, что его мускулы сделаны из стали». («Хелс энд Эфишенш»);

«В Манчестере во время строительных работ, Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял в зубах железную балку с земли, и был перенесён на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. А если бы Самсон разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела, - немало любопытных жизнью заплатили бы за любопытство». (Афиша зала «Альгамбра»).

Другой отрывок из афиши: «Приз в 25 фунтов стерлингов предлагает Самсон тому, кто собьет его с ног ударом кулака в живот. Разрешается принимать участие боксёрам-профессионалам». Славившийся силой своего удара профессиональный боксёр Том Бернс испытал его на животе Самсона – сломал кисть руки об его стальной пресс.

А в Шеффилде в ужасе вскричала толпа зевак, когда грузовик переехал и передними, и задними колёсами лежащего на мостовой человека. Но встал и отряхнулся этот человек, как ни в чём не бывало, посылая улыбки и поклоны во все стороны. Действительно, словно не из хрупкой плоти, а отлитым из стали был Железный Самсон. Он проделывал множество самых страшных и невероятных трюков, демонстрируя феноменальную силу при минимуме собственного веса – 63 кг.

Кто же этот таинственный силач, укрывшийся под цирковым афишным псевдонимом «Железный Самсон», никогда не называвший своего имени? Долгое время ему приходилось скрывать своё происхождение и настоящее имя по условиям контракта.

Детство и юность Александра Засса прошли в глухой деревушке, возле провинциального Саранска. Отрочество Саши Засса было довольно грустным и одиноким. Летом вся семья трудилась целый день на работе в поле. А малыш вырастал один – его товарищем по детским играм стал щенок Хан. Шура научился понимать животных – и подросшего Хана, и коня Форсуна, которого ему доверили, когда стал работать посыльным, и других лошадей на конюшне. Он словно нашёл с ними общий язык, и животные полюбили его. Так и прошла вся юность Саши Засса…

Однажды, попав в цирк, худенький подросток был очарован им навсегда. Дома пытался поднять зубами табурет, сдвинуть с места огромную бадью – начал с практического освоения принципов изометрии. Потом упросил отца купить ему книгу Сандова «Строительство тела». Теперь более осмысленными стали его тренировки – утром пробежка, затем гимнастика. Импровизированные снаряды – гири, гантели и штанги делает из камней и палок. Не было в деревне спортзала, зато места в степи немеряно. На задворках построил себе что-то вроде гимнастической арены – два турника, трапеция, подкидная доска. Из всё более тяжёлых камней мастерит себе подобие штанги. Приходят первые успехи – перелетает с одного турника на другой, крутит солнце, подтягивается на одной руке. С подкидной доски ловит камни в полпуда весом и более. Выполняя этот трюк, однажды сломал ключицу – у кого-то другого это бы навсегда отбило охоту к подобным упражнениям, но только не у Александра Засса. Он поставил пред собой цель – превзойти Сандова.

Подражая, сначала гнёт, правда, не железные прутья, а толстые ветки деревьев. Для чего и наловчился лазать по деревьям не хуже обезьянки. Постепенно он отодвигает планку границ своих возможностей. Целая серия побед над самим собой – в результате он победил страх, притаившийся в каждом человеке. Возникла глубинная неисчерпаемая вера в себя. Развивал он силу мышц и ловкость, а сила духа вдруг разгорелась неукротимая. Вот тогда и родилась стальная воля у человека, которого позже назовут Железным Самсоном. Только благодаря этой стальной воле, он разовьет силу, просто невероятную для его скромных размеров.

Узнав о гастролях цирка, пешком отправляется в Саранск. И на вызов профессионального силача согнуть железный прут, на арену выходит тринадцатилетний мальчонка: «Я согну!». Представьте его рядом с гороподобным детиной весом в полтора центнера. Зрелище незабываемое! От хохота и шума купол цирка готов был взмыть в воздух.

Конферансье моментально оценил ситуацию. Он быстро сыграл на самолюбии мужской половины зала: «Если не нашлось никого похрабрее, то вызов Дяди Пуда примет этот чудесный младенец».

…Как ни старался Шурик Засс согнуть стальной прут об колено, но ничего не получалось. В ушах свист, хохот и улюлюканье, в глазах потемнело и заплясали желтые мотыльки… Его мучения прервал вышедший из публики незнакомый бородач с саженными плечами. Он забрал у Шурика прут, покрутил его со всех сторон, разглядывая самым внимательнейшим образом, и объявил: «Мальчишка-то прут согнул! Глядите сами!». Снова взрыв страстей у публики: «Гони мальцу червонец обещанный!». А другому лишь бы поскандалить: «Опять дурят нашего брата! Такой прут любой согнёт!».

Сначала не было никого желающих гнуть прут, кроме Шурика, а теперь толпой попёрли на арену мастеровые и грузчики: «Если такой малец согнул прут и заработал червонец, то почему бы мне непопробовать!». Тут конферансье быстро сориентировался в ситуации: «Ввиду большого числа конкурентов, дирекция цирка допускает к конкурсу только солидную публику. Желающие должны внести залог в десять рублей!». Вот и попались на крючок! Отступать у всех на глазах недостойно. На барьере стоял серебряный поднос – на нём выросла гора червонцев. Прут так никто и не согнул, несмотря на все усилия. Заклады отправились в цирковую кассу. Лишь человек-гора Ваня Пуд оправдал своё реноме, согнув прут в жалкую каральку.

Вы спросите, как же Шурику удалось слегка искривить прут? Это сделал широкоплечий бородач – он был не случайный человек из публики, а профессиональный атлет Михаил Кучкин. Его преподносили зрителям как «Короля подков» - он ломал десяток подков за выступление. Его коронка – ломал на пари две сложенных вместе подковы. Ему ничего не стоило незаметно согнуть прут на глазах у почтеннейшей публики. Вот так, как всегда, простаки остались в дураках, расставшись с червонцами.

А герой дня Шура Засс, удививший и расшевеливший публику, отправился пешком домой. За самовольную отлучку его ждало суровое наказание. Его уже искали по всей округе. Крутым человеком был его отец – Иван Петрович Засс. Сначала кнут, затем трое суток заключения в чулане и, наконец, ссылка на год на дальнее пастбище. Год подпаском при огромных стадах – 200 верблюдов, 400 коров, 300 лошадей. С пастухами он не нашёл общего языка – они глумились над ним и его любовью к цирку.

Сдружился он с шестью свирепыми волкодавами, слушались его и самые упрямые верблюды. Осваивал джигитовку, приучая лошадей повторять цирковые трюки. А главное – он не забросил тренировок, после изнурительного рабочего дня выкраивал время и находил силы для самодельных гирь, гнул ветки деревьев, упражнялся с камнями и даже делал пробежки с теленком на плечах (по примеру Милона Кротонского). Вот такие у него были тренажёры. Год не пропал зря.

Тем временем его отец Иван Засс поспорил с самым сильным богатырём в округе Дмитрием Петровым, что весной на масленицу Шура Засс не уступит ему в силе. Проигравшая сторона поставит лошадь. Его отец удивлял всех своей большой силой, неожиданной для человека небольшого роста. Развлекая гостей, удерживал за колесо повозки тройку лошадей, не давая ей тронуться с места. И на вызов циркового атлета публике он вышел на арену, легко сломал подкову и повторил некоторые трюки. Осенью он послал бричку за сыном, купил ему настоящие гири и гантели, заказал в кузнице цепи и стальные прутья. Создал все условия для тренировок. Александр внимательно изучил все системы развития силы. И был немало удивлён – ведь многие моменты из волевой гимнастики Анохина и системы упражнений на самосопротивление Иттамана он считал своими личными находками. Александр усиленно тренировался всю зиму. Несколько подтягиваний на одной руке стали для него самым обычным делом. Одной рукой научился поднимать 80 кг при собственном весе 63-66 кг.

И вот наступила масленица, и настал день состязаний. Собралась толпа любопытных. Первое испытание – Петров гнёт дугой стальной прут. За ним следом Шурик повторяет это движение с удивительной легкостью. Следующий прут был намного толще. Петров согнул его в виде пояса вокруг тела, затем разогнул. Говорят, что у Саши кровь выступила из-под ногтей, когда он сделал этот номер, но внешне всё выглядело чрезвычайно легко. Миллионы раз он повторял подобные упражнения с ветками деревьев, и крепость сухожилий выработал необыкновенную.

Затем, стоя на двух толстых чурбанах, конкуренты выполняли тягу одной рукой, поднимая громадный камень, обвязанный проволокой. Тут важно и равновесие не потерять. К всеобщему удивлению и здесь Шура не отстал от Петрова. Сила спины у четырнадцатилетнего юноши оказалась не меньше, чем у громадного Минотавра.

Ещё больше удивил Александр собравшуюся толпу, порвав цепь резким рывком. Петров не смог повторить этого. От его внимания ускользнуло, что Александр скручивал цепь перед рывком. И как он не тужился, тщетны оказались его усилия. Но Петров не успокоился на этом. Он приготовил ещё одно – уже страшное испытание. Он принёс самодельную борону – железную полосу с торчащими острыми зубьями, обернул её вокруг шеи и даже перегнул концы, сделав нечто вроде галстука. Немного передохнул после этого и весь залитый кровью развязал узел.

Плакали дети и протестовали женщины против этого садистского испытания, но окровавленный Петров был непреклонен. Он сам затянул потуже полосу вокруг шеи Шурика… И только с третьей попытки, теряя остатки последних сил и сознания, Шурик смог развязать смертельный галстук. И сквозь полуобморок он услышал ликующий возглас его компаньона по тренировкам, счетовода Клима Ивановича: «Победил Александр Засс!».

Осенью отец послал его в Оренбург учиться на помощника паровозного машиниста – очень престижной для того времени профессии. Но, как некогда Буратино, Александр первым делом попал в цирк. И феерическая Страна Чудес увлекла его в свою стихию безвозвратно. Протеже составил старый знакомый – «Король подков» Михаил Кучкин. И вот своевольный Александр, вместо того чтобы осваивать паровоз, осваивает работу униформиста – чистит клетки хищников и лошадей, таскает реквизит и декорации в цирке Анджиевского.

Затем работает ассистентом атлета Михаила Кучкина, выполняет баланс – носит на лбу огромный кипящий самовар. После отъезда из Оренбурга цирка Анджиевского поступает в «Цирк-шедевр» Юпатова. Работает ассистентом дрессировщика Анатолия Дурова в номере «Театр зверей». Только освоился в номере джигитов-наездников, как Юпатов, испытывая его ловкость и способности, повышает его под самый купол цирка – переводит в номер воздушных гимнастов. Юпатов стремится сделать из него многостороннего циркового артиста, способного работать в самых разных жанрах. Следующий перевод – в борцовский чемпионат, где лидером был 140-килограммовый гигант Сергей Николаевский. И наконец-то ему дали собственный номер: «Необыкновенный силач – загадка природы».

И вот на арену выходит совсем молоденький юноша. Невысок – он так и не наберёт сантиметров до среднего роста. Постоянно приходилось работать и на массу – для того, чтобы иметь более приличный товарный вид. Иначе неказисто смотрелся обычным своим весом в 63 кг. Интересно, что силы для выполнения уникальных номеров ему хватало и при таком весе – вот каким было качество его железных мышц, а точнее стальных сухожилий!

Человек очень скромных параметров не только сгибает железные прутья, рвёт цепи, он ложится на спину и удерживает на груди платформу с десятью музыкантами. Используя экскурсию грудной клетки от 96 до 119 сантиметров, рвёт цепи усилием грудной клетки. С помощью зубника удерживает челюстями пианино с пианисткой, в то время, когда его за ноги поднимают под самый купол цирка. Другой вариант этого трюка – удерживает зубами платформу с двумя борцами-тяжеловесами, и это трио взмывает под купол цирка. Ещё один экстремальный трюк каскадёра – ложился спиной на острые гвозди, забитые в доску, а на грудь ему клали огромный камень. И к ужасу публики, разбивали его молотами, оправдывая название трюка «Чертова кузница». Александр выполнял баланс с шестом-першем, на верхушке которого сидел гармонист. И под залихватскую гармонь уходил с арены.

Успешными получились его выступления в Оренбурге. Но вдруг однажды ночью сгорел цирк. Ничего удивительного – грибок и пожары были настоящим бичом старых деревянных цирков. Труппа распалась. Это были превратности судьбы, привычные для цирковых Одиссеев. Семь борцов самостоятельно добрались до Ашхабада и поступили в чемпионат в цирке Хойцева. И вот на афише появляется зазывная надпись: «50 рублей получит тот, кто ударом кулака в живот собьет с ног самого легкого (64 кг) борца чемпионата Александра Засса». Желающих было много, но приз не получил никто. А в Актюбинске, для того чтобы увлечь публику, Александр вызывал всех борцов под чёрной маской.

Наконец, в цирке Хойцева ему дали собственный номер. И вопреки всем сомнениям скептиков, публика шла смотреть на удивительного человека, при самых скромных размерах, выполняющего невероятные силовые трюки. Снова он ложился на острия гвоздей, удерживая на груди камень в полтонны весом – его вариант «Чертовой кузницы». Плёл узоры из стальных прутьев, ломал подковы, разрывал пальцами цепи, пробивал гвоздём две доски, загоняя его одним ударом кулака. Носил трёх человек на одной руке, выполнял растяжку двумя лошадьми. Выполнял свой знаменитый мост – опираясь пятками на один табурет, а затылком на другой, удерживал на груди трех человек.

Словом, изо всех сил отрабатывал авансы рекламной афиши: «Удивительное чудо природы! Феномен XX века!». Перед началом номера выставляли весь реквизит силового актёра для всеобщего обозрения и контроля. Все желающие могут испытать неподатливую прочность всех цепей, прутьев и прочего железа. И всё больше возрастает изумление публики, когда видят, какие чудеса творит совсем не супербогатырь, а человек самой обыкновенной внешности – ростом и весом даже ниже средней нормы.

Первый большой успех Александра, затем шумная известность, сладкий наркотик славы. Вдруг всё перечеркнула в одночасье Первая мировая война. Сначала призвали в 12-й Туркестанский полк. Окопная война быстро надоела Александру. Поэтому когда потребовались добровольцы в разведку Виндавского кавалерийского полка, Александр согласился с радостью.

Это было особенное подразделение – разведка боем, дерзкие рейды в тылы противника. Вихрем летели конники, кровь кипела в жилах и далеко позади стелилась пыль из под копыт. Жизнь лихая и отчаянная пришлась Александру по душе. Храбрости ему было не занимать. Но однажды, когда возвращались с очередного набега, попали под плотный обстрел. Вдруг словно скосило и коня, и всадника. Очнувшись от удара, Александр ощупал себя – цел и невредим. А вот его буланый конь Мальчик серьезно ранен в переднюю ногу, даже встать не может. Весь разъезд разведчиков ушёл из-под обстрела и скрылся из поля зрения. Не бросил Александр коня, не уполз к своим окопам – уж больно жалобно смотрел Мальчик. Остались они лежать на нейтральной полосе между своими и чужими. Притворившись мертвым, лежал Александр до темноты, разговаривал с Мальчиком, подбадривал его. А ночью сумел взвалить коня на спину и полкилометра нёс его на спине до укреплений передовой линии. Могучее сердце было у этого человека, хотя и не богатырь с виду. Мальчика выходили, правда, дальше он нёс службу не в кавалерии, а в санитарном обозе. И чуть ли не со всего фронта приезжали офицеры посмотреть на необыкновенного солдата, поражаясь его силе и храбрости.

Александру дали другого коня. Но изменила им однажды гусарская фортуна. В бою разрывом снаряда сшибло обоих и далеко отбросило уже недвижимыми. Александр очнулся уже в плену, в австрийском госпитале. Ему собрались ампутировать ноги. Чудом собрав обрывки фраз, услышанных когда-то от немецких артистов, уговорил хирурга подождать с ампутацией. А хирург просто устал в этот трудный день – два десятка операций. Да и впервые перед ним предстала ожившая античная статуя – жалко было портить такую прекрасную фигуру. Ещё утверждают, что спасти ноги ему помогла лечебная гимнастика, разработанная Зассом в срочном порядке. Всё лето прошло в госпитале, затем перевели на строительство дороги. За неудачную попытку первого побега его переводят в лагерь военнопленных. Сделав подкоп под колючей проволокой, снова бежал. Трое суток блуждал по лесу, пока его не поймал патруль полевой жандармерии. Избив шомполами, бросили в подвал. Привезли в лагерь, где били целую неделю, подвешивая за ручные кандалы к потолку. Затем снова бросили в подвал окружной тюрьмы. Здесь Александр четыре дня незаметно расшатывал решетку окна. Потом однажды ночью протиснулся через неё. Незаметно преодолев задворки и стены, удалось выйти в глухой переулок. Потом пробирался всевозможными закоулками города Капошвара, пока не увидел цирковую афишу. А на афише – «Стальной Чая Янош», «Страшный венгр» - его довоенный товарищ по гастролям, ставший теперь владельцем цирка.

У него Александр и укрылся на некоторое время. Пришлось выйти на арену в борцовском чемпионате. Первая схватка, первая проба сил. Все пережитые стрессы и злоключения, видимо, повлияли на Александра. Через четыре минуты румын Пашковский – собственный вес 140 килограммов! – лежал на лопатках. Александр явно перестарался – у него была сломана ключица и вывихнута лопатка.

Вновь он вышел на борцовское ристалище. Когда арбитр предлагает желающим побороться с любым атлетом чемпионата, то обычно претенденты из публики выбирают малыша Засса, ошибочно полагая, что с ним легче будет справиться. И каждый раз Засс разбивал их иллюзии.

Стал готовить программу отдельного номера. Сначала более простой вариант растяжки – по двадцать человек с каждой стороны тянули канаты, которые он удерживал. Затем освоил растяжку двумя лошадьми, постепенно восстановил «Чертову кузницу». Переносил зубами на два метра балку в 220 кг Следующий трюк: продевал ногу в специальную петлю и его поднимали под самый купол с этой балкой в зубах. Ловил ядро в 90 кг весом, которое летело восемь метров из цирковой пушки. Рвал пальцами звено цепи за тридцать секунд. Стальной стержень гнул в затейливый узор. Сначала загонял гвозди кулаком в доску, затем вдавливал гвозди пальцем.

Программа с успехом шла не одну неделю. Зрители повалили в цирк, делая полный сбор. Пока не попал на представление военный комендант Будапешта. Его заинтересовало, как такой силач избежал военного призыва? Его адъютант чересчур привередливо изучил фальшивые документы Александра Засса. Документы передали военной жандармерии, и вот Александр уже стоит перед военным трибуналом, ожидая неминуемого расстрела за свои побеги. Но тот же комендант Будапешта отнесся гуманно к «сильнейшему человеку мира», как значилось на афише. Не стал лишать его жизни – вместо расстрела - пожизненное заключение в крепости.

Александра бросили в одиночный карцер в подвале – сырость и холод. Руки и ноги закованы в кандалы. Руки освобождают два раза в день во время еды – и опять замыкают за спиной. Трое суток он провёл в полном унынии. Ужаснулся – так недолго и сойти с ума. Надо бороться, не сдаваясь и в этих тяжких условиях каземата. Александр возобновляет тренировки! Даже в кандалах можно ходить по всему периметру каменного мешка в полуприседе, делать прогибы, приседать, отжиматься. Кандалы до крови сдирают кожу. Боль стала постоянным спутником его тренировок. Во тьме карцера не угасает, а наоборот разгорается непреклонный дух Александра Засса. Никому не сломить его железную волю и упорство. Он лишь затаился на время и собирает силы для решающего броска.

Через несколько месяцев его стали выводить на ежедневную прогулку – всего на полчаса. И вот первая разведка – удивила своей высотой тюремная стена, да вдобавок за нею ров с водой. И всё, что можно было подобрать по дороге, нужно спрятать и унести в камеру. Всё может пригодится для побега – железный прут, проволока.

…По тюремному двору по-хозяйски разгуливала овчарка начальника тюрьмы. Обычно немецкие овчарки довольно свирепые и старательные охранники. Поэтому конвоиров удивила следующая сцена. Увидев человека в цепях, огромный сильный пес подбежал к нему, недоуменно обнюхал его. Потом встал на задние лапы, передние положил ему на грудь и стал облизывать ему лицо. Кого он признал в нём – товарища или вожака? Просто посочувствовал человеку в цепях? Хотя Александр и не говорил пароля «Мы одной крови», но звери обычно признавали его своим и доверяли ему. Для изнывающего от скуки конвоя это стало развлечением – наблюдать, как жалкий арестант в кандалах пытается дрессировать холеного огромного пса. Рексу эта игра скрашивала однообразное существование в крепостных стенах. Александр же, каждый раз выносил хотя бы небольшую прядь веревки. Он сплел небольшой канат. Постепенно, под грудой соломы в углу карцера было спрятано всё необходимое для побега. Теперь терпеливо нужно было дожидаться удобного случая. Бежать нужно было только наверняка. Последний раз он чудом избежал расстрела. А теперь пощады уже не будет…

Весенняя гроза выдалась на славу. Никто и носа не смел высунуть наружу. Ливень грозил настоящим потопом. Кромешный ночной мрак пронзали ослепительные гирлянды молний. Громовые раскаты просто устрашали. Более подходящего случая больше не представится. Далее он действует с предельной быстротой и четкостью автомата. Все действия заранее проиграны сотни раз, но только в уме. Это на арене в худшем случае ожидают свист и улюлюканье зрителей. А сейчас он выполняет поистине смертельный номер. Свобода или смерть…

В считанные секунды лопаются звенья цепей. С браслетами наручников на запястьях карабкается по семиметровой отвесной стене к узенькому окошку. Заранее подготовлены щели между камнями кладки. Теперь есть за что зацепиться кончиками пальцев и опереться пальцами ног. Вот уже ухватился за решетку окна. Короткая передышка, затем настоящий взрыв силы – прутья раздвинуты!

Выполз на камни мостовой, осмотрелся. Перебежка через двор к стене. Летит вверх импровизированная веревка с крючком на конце. Подёргал – вроде держится крепко. Вскарабкался – и вот он уже сидит на гребне двадцатиметровой стены. Дождался очередной вспышки молнии, чтобы осмотреться. Молния больше ослепила, чем дала возможность рассмотреть ров. Глубокий он или мелкий? Прочь сомнения!

И при очередной вспышке молнии, словно стрела из лука, мелькнуло тело атлета. Прыгает наугад. На сей раз повезло. Благополучно вынырнул. Цепляясь за траву и мелкие кусты, вылезает на противоположный берег. А как хлещет холодный дождь, смывая всю грязь и все следы! В его струях почти голый человек с браслетами наручников добрался, опять же, до квартиры Чая Яноша. Страшный венгр оказался верным настоящим другом. Укрыл Александра в далёкой деревне у родственников. В случае разоблачения, им обоим бы не поздоровилось. Жандармы искали Александра повсюду и в любой момент могли выйти на его убежище.

Чая Янош нашёл чёрного импресарио – другого выхода не было. Звали этого импресарио Пазолини (он же Шмидт, он же Шмулевич). Перед подписанием контракта импресарио устроил испытание Александру. Хотя Засс был сражён жестокой простудой после побега под проливным дождём, всё же у него хватило сил завязать узлом кочергу и порвать цепь усилием грудной клетки. По своим контрабандным каналам Пазолини вывез Засса в Англию, даже устроил ему английское подданство. Подписав грабительский контракт, Александр получал 20% от сборов и до конца дней своих попадал в настоящее рабство, в полную зависимость от своего импресарио. За свою жизнь он порвал тысячи цепей, но кабальной цепью контракта был скован до самого конца. Лишь смерть освободила его. Теперь он превратился в Железного Самсона. Никто не должен знать ни его происхождения, ни его настоящего имени. Никаких разговоров и никаких интервью без импресарио. Никогда больше не увидит он своей родины. Лишь в 1924 году он напишет письмо отцу, но вскоре связь прервется.

Из откликов английской прессы мы уже видели, какую огромную популярность и шумную славу сильнейшего человека в мире завоевал он своими невероятными трюками. В 1927 году на празднике пивоваров поднял зубами бочку с пивом весом в 180 кг. В качестве приза ему подарили трость с украшениями и дарственными табличками цирковых артистов.

После этого прошло ещё тридцать лет непрерывных гастролей. Уже в 1958 году английский журнал «Здоровье и сила» публикует фотоснимок, на котором атлет ловит гимнастку, вместо снаряда вылетевшую из цирковой пушки. Фотографию сопровождал следующий текст: «Знаменитый европейский силач Александр Засс (Удивительный Самсон) исполняет сенсационный драматический трюк «Человек-снаряд», в котором ловит свою ассистентку, вылетающую из жерла пушки на расстоянии 12 метров». Этот трюк он осваивал ещё в Будапеште, где судьба свела хрупкую, но отчаянно храбрую англичанку Бетти, ставшую его ассистенткой и неукротимого беглеца. С тех пор они не расставались. Причём работали без страховки.

В заметке впервые названо его настоящее имя, а не псевдоним. Самое интересное, что журнал попадает в руки старшему научному сотруднику отдела зарубежного спорта ЦНИИФК Георгию Павловичу Тэнно и преподавателю кафедры плавания Юрию Владимировичу Шапошникову – племяннику знаменитого Самсона! Значит, жив Александр Засс! Родственники налаживают переписку.

После нечаянной радости наступили грустные дни. В очередной раз каскадёры проделывали свой нашумевший номер. Петлей каната за левую ступню Самсона поднимали под самый купол цирка. В это время он удерживал в зубах (естественно, через специальный зубник) платформу с пианино, на котором музицировала его жена и ассистентка Бетти Джексон. Вдруг не выдержало крепление на потолке, и супружеская пара вместе со всем своим реквизитом рухнула на арену. Так чуть не погиб дуэт бесстрашных каскадёров. Бетти с переломом позвоночника три года не вставала с больничной кровати. Самсон, залечив травму шеи, уже через месяц выступал с силовыми номерами. Контракт есть контракт.

Без малого шестьдесят лет Самсон проработает в цирке. Физическая сила не изменяла ему до последних дней. Хотя в последние годы жизни выступал с дрессированными животными (звери всегда любили его), но силовые элементы постоянно включал в свои номера. В 1958 году на специальном коромысле выносил на арену двух львов – а ведь ему в ту пору минуло семьдесят лет.

В 1961 году советский цирк гастролировал в Лондоне. Самсон встретился с дрессировщиков Владимиром Григорьевичем Дуровым. В юности в самом начале своей цирковой карьеры он работал ассистентом у его деда – знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова.

В июне 1962 года снимался фильм о цирке, где Самсон участвовал со своими дрессированными зверями, а 29 сентября его не стало. В семьдесят четыре года он внезапно умер. Незадолго до кончины, в письме сестре, он жаловался, что на чужбине на старости лет он оказался одиноким, никому не нужным. Его похоронили в городке Хокли на старинном кладбище, рядом с церковью Святого Петра и Павла. На его памятнике текст и на английском, и на русском языках.

Его жена Бетти Джексон ненадолго пережила его. Управляя инвалидной машиной, она столкнулась с большим грузовиком и погибла в этой аварии. Было ли это случайностью?

Вот весь некролог из английского журнала «Здоровье и сила»: «Судьба Александра Засса, бывшего русского казака, драматична и сенсационна. В одном из сражений в 1914 году он раненым попал в плен к австрийцам, затем бежал, но был пойман, две последующие попытки также не были удачными. Когда его схватили в третий раз, его заковали в цепи, и посадили в крепость. Но даже оттуда ему удалось бежать. Уже во время побега он продемонстрировал своё искусство, разорвав цепи и разогнув железные прутья, что составило часть его будущих выступлений. В последние годы жизни занимался дрессировкой».

Недолговечна же оказалась земная слава. В отличие от его второй родины, в России слава Самсона осталась надолго в памяти народной. Большую роль сыграли книги и статьи его племянника Юрия Владимировича Шапошникова. Первая статья о Железном Самсоне появилась в «Советском цирке» сразу же после его кончины («Советский цирк» 1962 г. № 9). Пример Самсона учит многому. Не обязательно быть Голиафом, чтобы стать обладателем огромной силы. Хотя его называли удивительным чудом природы, но ведь не природа подарила ему от рождения невероятную силу. Великий целеустремленный труд, фанатичный режим ежедневных тренировок и титаническая воля сделали его «Феноменом XX века.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)