|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сердце титанаИз машины остановившейся перед служебным входом в цирк вышла старуха. Доковыляла до двери и с огорчением узнала у вахтёра, что Дикуля в цирке нет. Затем, эта грузная пожилая женщина на глазах ошеломлённых циркачей тяжело опустилась на колени, поцеловала асфальт перед входом, перекрестила дверь: «Дай тебе Бог здоровья и радости, Валентин Иванович, за всё то, что делаешь людям». Оказалось, что Дикуль вернул её внуку способность ходить. У неё не было возможности дождаться Дикуля, чтобы лично поблагодарить его. Кто же такой Валентин Дикуль и за что люди преклоняются перед ним? Как пишет биограф Дикуля А. Елисейкин родился он в послевоенном году. Его отец Иван Дикуль – украинец, мать русская. Очень рано он потерял своих родителей. В детских домах Литвы его с 7 лет записали Валентинасом Дикулисом. Тяжёлое детство выпало на его долю. Защищая справедливость, дрался в детстве отчаянно, порою против целой стаи ребят постарше. И никогда не знал страха — отметим это на будущее. С раннего детства, с 9 лет фанатично полюбил цирк, особенно воздушных акробатов. Цирк стал для него волшебной страной, в которую тянуло сильнее любого магнита. Постоянно убегал в цирк и скоро там прижился. Воспитатели просто устали с ним бороться и когда убедились, что дальше цирка он никуда не убежит, махнули на него рукой. Позднее сбегал из детдома в Каунасе и добирался до Московского циркового училища. Его возвращали обратно. Но невозможно заставить его отказаться от своей мечты и он бесконечно отрабатывал элементы акробатики. Валентин не отличался силой среди детдомовцев, но поставив пред собой цель, в конце концов подтянулся на перекладине с повисшим на ногах сверстником. А в ранней юности добавилось неистовое желание стать сильным поднимать железо, подчинять непокорный металл своей воле. Прибалтику тогда захлестнул бум культуризма. Увлёкся и он. Позднее пригодятся не только статная фигура и осанка. Позже он скажет: «Атлетизм поднял меня в воздух». А пока организовал и увлёк подростков, оборудовал подвал, сами изготовили штангу и гантели. Помогал организовывать новые атлетические клубы. Наконец в одном из домов культуры Каунаса нашёл цирковой кружок. Здесь начиная с азов потихоньку отрабатывает номер воздушного гимнаста. Сам смастерил нужную аппаратуру. Начинал работать на высоте 2—3 метра. И постепенно забрался на высоту в 13 метров. Как птица, парит высоко в воздухе, выполняя сложные трюки. «Но недолго длилось мое счастье» - вспоминает он. В 1962 году на концерте в Каунасском дворце спорта работая номер на 13—метровой высоте. Вдруг лопнул штамберт – стальная перекладина на которой крепится аппаратура и страховка. Вместе со всем оборудованием рухнул вниз, в пропасть. Несколько секунд падения, в которые был сжат бесконечный кошмар. ...Удар… В пожелтевшем от времени номере «Советского спорта» лаконичное известие: «18 сентября 1962 года 16—летний Валентин сорвался с трапеции. Перелом позвоночника». Чудом избежал смерти. Неделю пролежал в реанимации без сознания. А когда открыл глаза – сознание вернулось лишь частично, пришёл в себя не полностью. Окончательно понял, что с ним случилось лишь через 4 месяца. Черепно-мозговая травма, переломы руки, ключицы и обеих ног, уже парализованных. А главная беда – компрессионный перелом позвоночника, и ниже пояса полная нечувствительность и беспомощность. Есть расхожая фраза—вся его жизнь была перечеркнута на «до» и «после». Да вот только Валентин был категорически против перечеркивания своей жизни. Придя в себя и оправившись от преломив, сразу же начал «чудить», как сказали соседи по палате, товарищи по несчастью. Делал баланс со всевозможными предметами, поднимал их тысячекратно. Переворачивался на живот, делал отжимы—только в локтевых суставах. Весь день проводил с гантелям и резиновым жгутом. Пытался оживить ноги. Привязывал к ним верёвки и перекинув их через спинку кровати миллионы раз подтягивал и дёргал их. Позже он создаст целые системы упражнений на блоках и противовесах. А пока проштудировал всю медицинскую литературу которая могла бы пригодиться. Изучал Анатомию, строение мышц, биомеханику, переломы позвоночника. Упрямо искал пути к преодолению недуга. Через год после травмы выехал из больницы на инвалидной коляске инвалидом первой группы, невзирая на сильные руки и могучую спину. Любой другой на его месте поставил бы на себе крест. Но Дикуль не был бы Дикулем, если бы сдался и начал жалеть себя. (А порою он ссылается на безрассудство молодости, которое помогло ему совершить невозможное. Моё личное мнение противоположно. Наоборот хотя Дикуль не был учёным, но именно его стихийная гениальность помогла ему найти новые пути в науке и совершить невозможное вопреки официальной медицине). На своей коляске прорвался в кабинет директора Дворца культуры профсоюзов. Умолил, укланял его взять к себе руководителем циркового кружка. Так он вырвался из замкнутого круга инвалидного одиночества и даже получил оплачиваемую работу. Рад был безмерно. Объявил набор и из двухсот желающих отобрал себе пятьдесят учеников Когда устав от репетиции, ребята расходились по домам Дикуль начинал истязать себя. Мучительно долго учился ходить на костылях. На брусьях годами восстанавливал навык ходьбы, нарабатывал привычку шагать. Нагрузки были беспощадными. Окончательно потеряв силы падал на маты и проваливался в глухое забытье. Бывало и так, что утром его находили уборщицы и не в силах разбудить, вызывали скорую. Был невероятно счастлив, когда встал на ноги и удалось сделать первый шаг на костылях. Вот так и свершилось первое чудо—вопреки всем прогнозам медиков, приговорившим его к инвалидной коляске. Валентин отрабатывает и доводит до автоматизма навык ходьбы—пока на костылях. Постоянно делает самомассаж ног. Применял электростимуляцию мышц, используя стандартный прибор токов Бернара. Давал на ноги не 5 импульсов согласно рекомендации, а по 10 на каждую ногу. Не знал меры, да и не мог знать—он был первым. Неизбежны были ошибки и зигзаги на трудном пути преодоления своего жестоко недуга. Прошло два с половиной года непривычных мучений и пыток, пока не сделал первый шаг без костылей—на шестой год после падения. Пошёл, опираясь всего на две лёгких палочки. Ему, наконец, удалось оживить мышцы ног! Это было уже истинное чудо – до сей поры небывалое. Дикуль сам, своим разумом и мужеством превратил себя в нормального человека. И как только сделал первый шаг без костылей, уже размышлял… как ему вернуться на цирковую арену. В воздушные гимнасты путь ему был заказан—даже если полностью восстановит былые навыки, реакцию и координацию движений, никто и никогда не даст разрешения на это, не возьмёт на себя ответственность. А поскольку Валентин имел кое—какой атлетическиё опыт, решил попробовать себя в амплуа силового жонглёра. Впрочем, это кто—то другой делал бы попытку: получится—не получится. А Дикуль твёрдо знал наперёд—он станет самым сильным цирковым атлетом. И решение его было непреклонно, хотя как он сам пояснял журналисту—«чем тяжелее снаряды, тем короче жизнь атлета, на максимальной нагрузке долго не протянешь». Далеко не просто и стать самым сильным. Ведь во многих видах атлетического спорта сколько на наших глазах перегорело тщеславных замыслов, сколько самых упрямых и самолюбивых фанатиков сгорало от жестокой перетренировки и навсегда бросало железо. Мало задать себе нагрузку. Надо выдержать её, не подорвав здоровье в погоне за рекордным результатом. Много атлетов остались у разбитого корыта—в итоге ни рекордов, ни здоровья. Работа на результат – как баланс на канате. Постоянная угроза срыва и падения. Считаю, что здесь ещё раз проявился гений Дикуля, сумевшего найти верный путь. А Дикуль 1966 год вспоминал так: «Все мои занятия были посвящены одному – набору суперсилы». И вновь неустанный труд и вновь усилия поистине титанические. В это время он ещё ходит прихрамывая и с палкой. Мог ли его понять рядовой обыватель? В самодеятельном цирковом кружке, которым сам и руководил, он готовит свой номер, отрабатывает силовые трюки. На это ушло больше двух лет. Весь реквизит или сделал сам или оплачивал из собственного кармана. В 1967 году коллектив Дикуля занял второе место на Всесоюзном фестивале самодеятельных и народных цирков. Сам Дикуль удостоен диплома первой степени за исполнение своего номера. И вновь победил Валентин Дикуль! Трудно найти более яркий пример победы духа над телом. Он вернулся на арену в 1970 году. Всеволод Херц, знаменитый силовой жонглёр, ученик легендарного Заикина отрежессировал его номер. Первая ставка – 80 рублей в месяц. Но – «я каждый день плакал от счастья» – вспоминал Валентин. Поначалу особой силы не было. Начинал жонглировать шарами по 25 килограмм. Жонглировал двумя гирями по 58 килограмм, делал с ними броски через себя, под себя, боковые обороты. Потом жонглировал сразу тремя шарами по 28 килограмм, делал с ними перекаты, выбивки. Делал крест, удерживая в каждой руке по гире в 58 килограмм – а вот это уже говорит об огромной силе рук и плечевого пояса. Интересно, что он не производил зрительного впечатления силача – супермена. Самого обыкновенного роста – 175 см, вес не такой большой – 107 кг, не отличался и рельефом мускулатуры. А бицепсы в 50 см. и масштаб мышечной массы скрадывался общей пропорциональностью телосложения. В глаза бросалась его ловкость, но никак не сила. И глядя на то, как легко и непринуждённо он играет шарами и гирями, зритель не мог поверить, что они «настоящие», то есть полновесные. Поэтому, когда ставил на барьер свои сияющие золотом бронзовые шары и гири, то выстраивалась целая очередь желающих поднять его снаряды, проверить их тяжесть. Так у Дикуля выработалась традиция – выполнив очередной трюк, снаряды ставить на барьер – к услугам скептиков. Дикуль делал ставку на лёгкость и красоту исполнения. Его артистизм и изящество были отмечены в рецензиях: «Валентин Дикуль вкрадчиво, невесомо и красиво ведёт супертяжёлую партию». Затем Валентин делает ретроспектакль из трюков брутальной дореволюционной атлетики. Возродил народные богатырские забавы: гнул подковы и пятаки, завязывал кочергу узлом и развязывал обратно, скручивал гвозди колечком. Удерживал на груди наковальню в 120 кг, по которой били молотом здоровенные мужики. Носил полтора круга по манежу лошадь в 600 кг весом. Многое из этого репертуара засняли американские документалисты, но выбросили эпизод где Дикуль металлический доллар сплющил пальцами, сделав из него склепку. Для американцев доллар – это святыня из святынь. Вес шаров для жонгляжа Дикуль с 25 кг довёл до 45 кг. Его фирменный трюк многие называют смертельным номером – подбрасывал шар на полтора метра выше головы и ловил его на основание шеи чуть выше лопаток. Без тончайшей координации и звериной реакции здесь не достигнешь виртуозной техники приёма шара, как ни отрабатывай до автоматизма. А при малейшей неточности шар в полста килограммов переломит хрупкий позвоночник. А вот его руках пропеллером крутится шаровая штанга (весом в 120 кг), а её шары мелькают в миллиметрах от его лба. Был у него трюк который вскоре запретили из соображений техники безопасности. С семиметровой высоты падал шар, который Дикуль принимал на шею. Внутри шара сидел человек, и общий вес снаряда достигал 112 кг. А Дикульне останавливаясь на достигнутом всё больше наращивал силу. Даже вес набрал около 120 кг. На стадионах делает растяжку двух легковых автомобилей. А на манеже выполняет варианты этого же трюка: удерживает 2 каната, за который с каждой стороны тянут по 20-25 человек. Вес каждого ядра для жонглирования довёл до 40 кг. Выполнял рекордное жонглирование с гирями по 80 кг. Никто в мире не работал с такими тяжестями. Выросло и его мастерство – жонглировал сразу тремя шарами по 32 кг. Он делал одновременную прокатку двух 45 – килограммовых шаров через руки, грудь, шею. Публика с восторгом принимает Дикуля. И стена непонимания со стороны его цирковых коллег. Вот как к примеру вдохновляли его аппаратчики из цирковой комиссии Союзгосцирка: «Глупо осваивать такие веса. Вы должны быть артистом, но не изображать подъёмный кран». И старейший силовой жонглёр Владислав Георгиевич Херц отговаривал его от работы с запредельными тяжестями. И Григорий Новак, в прошлом чемпион мира и самый азартный из штангистов, ветеран силового жанра тоже уговаривал его: «Валя, ну почему ты никак не хочешь понять, что эти тяжести сведут тебя в могилу раньше, чем ты успеешь стать артистом?... Валентин оставь эту блажь. Умей щадить себя, тебя не хватит надолго. Сорвёшь здоровье и опять загремишь на больничную койку». А Дикуль словно в ответ делает единственный в мире уникальный номер – свою знаменитую пирамиду. Для начала освоил совокупный вес в 450 кг. А в окончательном варианте он удерживает на себе целую тонну металла и живого веса. Невероятность этого опасного трюка в том, что он удерживает всю эту тяжесть – две штанги и 6 человек, стоя на борцовском мосту. Он изогнут дугой, у него три точки опоры – 2 ступни и собственный лоб. Мост выполняет очень крутой – гибкость и пластику наработал ещё в детстве. Ассистенты сгибаясь от тяжести, устанавливают на его коленях штангу весом в 440 кг. Затем подают в его руки штангу в 100кг. На грифе этой штанги один акробат делает ласточку (В другом варианте стойку на руках). В этот момент остальные акробаты, стоя на деревянной площадке, лежащей на бёдрах Дикуля, строят пирамиду, где верхний опять же фиксирует стойку на руках. Затем Дикуль на арене цирка сделал то, что никто и никогда не исполнял – удержание автомобиля на плечах. К номеру готовился очень постепенно и основательно. Удержание тренировочного веса на плечах довёл до 2–х тонн. Но этот трюк пришлось выполнить внезапно из – за полного провала цирковой программы в Батуми. Чтобы спасти гастроли и привлечь публику потребовалась сенсация. Это был очень рисковый экспромт—никто не знал чем он закончится. Одна эстакада на которую должен был въезжать «Москвич» весила не менее 700 кг. А общий вес конструкции вместе с «Москвичом», который собирался удерживать Дикуль – 1800 кг. Дикуль был уверен в себе, в своих силах. Оставались две проблемы. Для выезда автомобиля по балкам на платформу требовался высококлассный водитель. А самый острый момент – стойки подпорок платформы автомобиля убирались помощниками – весь чудовищный вес конструкции давил теперь на плечи Дикуля. Он фиксировал эту тяжесть определённое время и подавал команду «Ап», по которой помощники должны были установить подпорки под платформу и закрепить их за считанные секунды. В этот момент в их руках была жизнь атлета. Но всё закончилось благополучно. Мёртвая тишина сменилась громом аплодисментов. Впервые в мире был выполнен рекордный трюк. Ассистенты без сил от пережитого опустились на барьер. Блаженствовал Валентин –воистину гора с плеч! – раскланиваясь со зрителями. Арена была усыпана цветами… и ассигнациями. Стоило одному южанину щегольнуть тугим кошельком, как многие не захотели отстать от него. Униформа подобрала букеты, которые не поместились в руках Дикуля. А деньги метёлками смела в корзину. Позже Валентин будет поднимать более тяжёлую «Волгу» – 1570 кг чистого веса и ещё более тяжёлые и престижные автомобили – «Мерседес» и «Вольво». Сам Дикуль отмерил себе верхнюю границу которую может выдержать его позвоночник – 2 тонны 2 центнера, максимум – 2300 кг. По свидетельству писателя Елисейкина (повесть «Разорванный круг» стр 66) Дикуль не просто повторил уникальный трюк Моора – Заменского, выжимавшего одной рукой две двухпудовые гири, поставив их на попа(т.е. одну донышком вверх, а на ней стоит другая). Он усовершенствовал его, выжав таким образом две трёхпудовые гири. Больше всего изумляет именно этот трюк. Ведь здесь задействованы самые слабые узлы человеческого тела – кисть и предплечье. Чрезвычайно сложно удерживать баланс этого шаткого сооружения из 2 – х гирь, контролируя его хрупким запястьем. Другие атлетические подвиги Дикуля – в рассцвете сил выполнял тягу становую со штангой в 520 кг с подставок в 20 см. Дикуль единственный в мире, кому удалось пронести конструкцию весом в 1 тонну на расстояние в 10 метров. Титаническим трудом он создал свою поистине великую силу. Непринуждённость и артистизм его выступлений комментирует журнал «Советский цирк» (№ 1 за 1988 г.): «Как всегда великолепен В. Дикуль, оперирующий невероятными тяжестями, но поднимающий их, подбрасывающий, ловящий на шею в свободной манере, никогда не подчёркивая трудностей, даже если дело касается рекордных весов. Да, гири штанги, шары весьма тяжелы, но артист с ними работает необыкновенно легко.» А ведь с виду он далеко не супермен. И вот эта кажущаяся лёгкость аттракционов приводила в шок даже его коллег. Окончательную ясность внёс Игорь Петрухин – победитель первых в СССР турниров по атлетизму, сам проработавший в цирке 30 лет в качестве силового акробата, силового жонглёра и укротителя. Вот его резюме: «Валентина я знаю давно, мы едва ли не в один день пришли в цирк. Я долго не мог поверить в реальность того, что он вытворял на арене: ну не может человек делать такое, я был убеждён! Всё какие—то домкраты и пружины искал. А потом понял, что у Дикуля такие вот пружины: огромная природная сила, феноменальная работоспособность и целеустремлённость. В цирке он был и остался единственным в мире силовым жонглёром который работал с реальными весами, без всяких там подстав». Даже когда Дикуль ввиду чрезвычайной занятости (он руководил Всесоюзным центром реабилитации больных со спинно—мозговой травмой) уже не выступал на арене цирка, он не оставил железо. Причём не просто проводил разминочные тренировки, он так и остался фанатиком силы. Вот интересная информация из журнала «Спортивная жизнь России (2000 г № 10) «В свои 62 года В. Дикуль 30 декабря 1999 г. Установил несколько мировых рекордов, зафиксированных комиссией Лиги силовых шоу—программ «Интерстронг». Причём он пользовался стандартной штангой, в отличие от П. Андерсона. По сумме силового троеборья Дикуль набрал 1170 кг (450+260+460). Показав в тяге становой 460 кг, Дикуль превысил абсолютный рекорд мира (А. Норен –406 кг). Его результаты были засняты на видео, правда без присутствия публики и судейского жюри. Эту тему продолжил журнал «Мир силы» (2001–1) Дикуль собирался побить профессиональный рекорд П. Андерсона – 1190 кг. Хотел это сделать на чемпионате мира по пауэрлифтингу в Японии (г.Акита), выступив вне конкурса. Планировал показать 1195 кг.(450+285+460). Но не получил разрешения на участие в соревнованиях. Поскольку публичного подтверждения не вышло скептики воздвигли вокруг Дикуля стену недоверия. Хотя В. Пискунов, президент федерации пауэрлифтинга г. Москвы подтверждал в печати, что на его глазах Дикуль делал тягу на 410 кг, а жим на 280 кг. Затем для передачи Кирилла Набутова «Один день» Дикуль выполнял приседания с весом в 450 кг. Получил серьёзную травму—порвал сосуды ног под коленками. Перенёс операцию, после которой год нельзя было тренироваться. Не сбылась у Валентина Ивановича задумка в очередной раз удивить весь мир. Дикуль всегда переворачивал вверх тормашками все наши представления о пределах человеческих возможностей, отступающих перед силой разума и воли. Он просто крушит барьеры человеческой ограниченности. Сама собой возникает крамольная мысль — нежели нет предела? Теперь немного о взаимоотношениях Дикуля с официальной медициной. После тог, как Дикуль поднял автомобиль, его изучала целая врачебная комиссия. Весьма маститые и авторитетные ортодоксы медицины пришли в тупик — почему этот Дикуль выступает на арене, вместо того чтобы сидеть себе спокойненько в инвалидной коляске? Во первых – этого просто не может быть! Во вторых: никакой даже самый здоровый позвоночник не выдержит тяжести автомобиля. А в третьих, самое главное: восстание Дикуля на ноги произошло вопреки существующей науке. Поэтому такого не может быть никогда! На всё это «несуществующий» упрямец Дикуль, перед тем как хлопнуть дверью заявил: – «Сам на ноги встал и других буду ставить!»… Бывший детдомовец уже думал о том, как он будет помогать людям, попавшим в беду. Дикуль преодолел невероятный по своей тяжести путь—от калеки в инвалидном кресле до самого сильного в мире профессионального силового жонглёра. Он не только совершил немыслимый подвиг и стал примером – он стал проводником других людей на пути от инвалидности к полноценной жизни. Узнав о том, что Дикуль не только выкарабкался из своей беды и встал на ноги, но даже выступает на арене в роли циркового силача, люди потянулись к нему за советом. И никогда и никому он не отказал в совете, ни в помощи. Ответил на многие тысячи писем (бывало до 150 писем в день!) и телефонных звонков. Ведь в них страшные человеческие трагедии, они написаны горькими слезами. Сами по себе выступления на цирковой арене, напряжённые тренировки и гастроли отнимали много сил. А он на втором этаже московского цирка на проспекте Вернадского без отрыва от выступлений на арене поставил на ноги около тысячи безнадёжных спинальников. В течении десятилетий его рабочий день продолжался 13 часов. Ежедневно без выходных. Приходил в цирк в 9 утра, уходил в 10 вечера. Можно только представить, что стоила ему эта самоотдача, когда поставив на ноги очередного пациента сам валился без сил. А лечил он только бесплатно. Сам разработал и изготовил приборы для тестирования больных, диагностики, специальные жестяные сапожки, «козелки» для опоры при ходьбе. Всё на свою зарплату. Из Японии родители привезли художника Окабэ. В Москву прибыл с выставкой своих картин — большинство о цирке. Целых 23 года он провёл в инвалидной коляске и бессильны были помочь ему все медицинские светила Востока и Запада. И в Москве он делал этюды в цирке, наброски цирковых артистов. Так произошла его встреча с Дикулем. И при первой же встрече Дикуль заставил его стоять на своих ногах. Пусть это длилось несколько секунд и в специальных сапожках, но он стоял самостоятельно… Впервые за 23 года! Тряслась от переживаний жена Окабэ с видеокамерой в руках, у его родителей слёзы текли ручьями… Что же сотворило это чудо? Великая воля титана, а не человека, стихийный гипноз или сверхмощная энергетика? Потрясённый художник назвал его Иисусом Христом… Затем он поднял на ноги Игоря Пустовита, вертолётчика прикованного к коляске свыше двух лет. Он потерпел крушение, упав с вертолётом с высоты 300 метров на скорости 320 километров в час. Женщина, не ходившая десять лет, после полугода занятий с Дикулем стала передвигаться самостоятельно и вполне нормально. И во всём Дикуль проявляет свою гениальность. Золотые руки мастера, технический расчёт инженера, гений мыслителя и целителя — первопроходца. Для реабилитации тяжёлых случаев травм спинного мозга целитель — самородок создал восстановительную методику, компенсируя роль недостающих клеток спинного мозга другими. В иных случаях возрождал механику движения за счёт работы других групп мышц. Главная суть методы — импульсы мышечной памяти передавались с мышц на головной мозг по принципу обратной связи, а не по шаблону – от мозга к мышцам. До этого не додумался ни один из маститых академиков. Обыватель видит в нём живой подъёмный кран, но никто не разглядел в нём Гения. Хотя печатью гения нынче метят и опереточного паяца Миронова и характерного уродца З. Гердта. Да разве они достойны пыли у ног Дикуля? Он соединил в себе лучшие черты русского человека. Из них главное – самоотверженная потребность творить добро для людей. Это бескорыстие совершенно непостижимо ни для Запада, ни для поклонников западных ценностей. В индии есть такое понятие – «Махатма», что определяет самое высокое положение человека – его не купишь и за миллиарды долларов. В переводе оно означает – Великая Душа. А великое сердце Дикуля, не считаясь с самой тяжёлой усталостью самоотверженно билось для людей. И тысячи спинальников благодаря ему встали на ноги и обрели способность ходить. И наконец — новая победа Валентина Дикуля! Не по указке свыше, а по воле народных масс правительство доверило ему создание и руководство Всесоюзным центром реабилитации больных со спинномозговой травмой. Он его полновластный директор с 1 января 1989 года. А это новые хлопоты, одной своей обширностью раскинувшиеся на 15 гектаров, начиная с парковой зоны, бассейнов столовых. Тренажёрный зал в 1200 квадратных метров и атлетический зал. Строительство центра должно было захлестнуть его и окончательно утопить в своих проблемах. Тем не менее он трижды возвращался на арену цирка. Дикуль – титан по физической силе. Это очевидно и несомненно. Титан по силе духа непревзойдённый. Трудно найти более яркий пример победы духа над телом. А трижды титан по силе добра, подаренного людям. Писатель А. Елисейкин в своей книге приводит монолог Дикуля, который я назвал бы его заветом: – Утверждаю, что каждый человек может сделать абсолютно всё, что в его человеческих силах. Повторяю – абсолютно все. Только поверьте в себя. И обязательно доведите до конца начатое, как бы трудно и тяжело вам не было. И вы победите. Обязательно победите. Но всегда помните: цель к которой стремитесь должна быть справедливой и нужной людям». И вся его жизнь – лучшее подтверждение его слов. Его титаническая борьба с судьбою и победа над нею. Бывший детдомовец и инвалид стал народным артистом России, директором Российского реабилитационного центра, академиком – доктором биологических наук, народным депутатом Верховного Совета СССР. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |