|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Неукротимый Шемякин
Его называли, как и Поддубного гордостью русского спорта. Специалисты отмечали его исполинский рост, колоссальную силу, громадные рычаги. А вот и другие отзывы современников... Дядя Ваня Лебедев: «Когда он выступал в Париже, то все парижане сбегались смотреть на русского колосса. Нет ни одного атлета, который с такой лёгкостью мог бы работать с живым весом. Ростом - 2 аршина 12 вершков (195 см), грудь и плечи как у библейского Самсона, а руки - что клещи... Был самым азартным из всех борцов,- чуть что, сейчас жарил вызов...» Поль Понс, двукратный чемпион мира в Париже (1898, 1902 гг.) «Мало в мире найдётся борцов с таким, словно из стали отлитым корпусом». Художник Николай Кравченко: «Громадный, без жировых отложений, стройный, с длинной мускулатурой рук, которые в рыцарские времена каждым взмахом двоеручного мяча направо и налево рубили врага. Это- Шемякин.» Происхождением Иван Васильевич был из крестьян Московской губернии. Рано остался без отца. Зарабатывать кусок хлеба устроился на завод в Петербурге, затем перешел на железную дорогу. Его судьба - яркий пример того, как у юношей вспыхивал интерес к спорту под влиянием циркового искусства. Позже Шемякин вспоминал: «И вот лет с пятнадцати страсть у меня к силе появилась. Как лишние деньги в кармане - в цирк, на галерку. А там - Фосс, Ступин, братья Рассо.... Смотришь на них сверху точно на людей из волшебной сказки... Смотришь и душа кипит - хоть немножко сделаться на них похожим». Впервые он приобщился к спорту в Адмиралтейском гимнастическом обществе. Но по-настоящему нашел себя в атлетическом кружке доктора Краевского, куда привел его гимназист Лебедев, будущий «дядя Ваня». Постепенно добился успеха в упражнениях с гирями. С 1899 года дважды выигрывает состязания Велосипедно-атлетического общества и III приз на Всероссийском чемпионате. Переходит в профессионалы, выбрав себе псевдоним «Россов» (поскольку был поклонником старой поэтической школы, особенно Державина и Тредиаковского) «Старый доктор» снабдил его реквизитом: штангой и «бульдогами». Но вскоре призвали на службу. Как отборный экземпляр великанского роста попал в лейб-гвардию Преображенского полка в роту охраны царя. Занятия спортом и атлетикой там поощрялись, хотя в первую очередь приветствовалась стрельба и гимнастика, но к борьбе Шемякин приохотился именно во время службы. Позже брал уроки французской борьбы у Эжена де Пари. Поэтому, выйдя в запас в возрасте 25,лет, поступил в борцовский чемпионат в цирк Чинизелли. Здесь ему повезло - принял участие в первом чемпионате мира (цирковом, разумеется) на территории России. Это был большой чемпионат - участвовало 30 борцов, из них 23 иностранца. Никогда Иван ещё не видел таких сильных людей и в таком количестве. Шемякин выдержал 18 схваток: уложил Литцера, Штурма, Вебера; сделал ничьи с болгарским чемпионам мира Николой Петровым, чёрным великаном Анастасом Англио, королём гирь Петром Крыловым. Хотя до финала не дошёл - проиграл Полю Понсу и Поддубному, но очень понравился антрепренеру Дюмону. Заключил с ним выгодный контракт на хороших условиях и в составе его чемпионата двинулся в годовое турне по Южной Америке. Сначала Шемякина выпускали под псевдонимом «Романов» и рекламировали «русским медведем». В Буэнос-Айресе Шемякин вышел на третье место, вслед за Понсом и Буше. Высоченный статный красавец имел колоссальный успех у местной публики и афишировали его теперь как «русского колосса». В странах карнавалов интерес к спорту и зрелищам был громадный, болельщики чрезвычайно темпераментны, во время схваток стоял несмолкаемый рев. Наибольший успех, пожалуй, был в Рио-де-Жанейро. Шемякину пришлось пройти весьма суровую борцовскую школу. Нравы у французских профессионалов были очень жесткие. Южно-американские любители, с которыми приходилось схватываться на арене тоже обладали взрывным характером - чуть» что не так, хватались за наваху. Шемякин всегда отличался азартом и спортивной злостью, а здесь, чтобы заставить считаться с собой, добавил особую агрессию и особую лихость. Затем турне продолжалось по Италии, Испании, Франции. Шемякин и здесь имел большую популярность и получал 1200 франков в месяц. В Париже вышел инцидент с японским борцом. Юкио-Тани был невероятно изворотлив и проворен, как угорь ускользал от любых захватов. А когда противник в пылу погони забывал об осторожности, Юкио ловил его на прием. Писали, что однажды даже Рауля Буше умудрился поймать, таким образом и бросить его на лопатки. Схватка с японским борцом началась зрелищно и остро. Но когда борьба переместилась на край сцены, Юкио-Тани коварнейшим образом столкнул Шемякина в глубокую оркестровую яму. Подлый маневр был встречен ревом восторга и воплями «Банзай» со стороны многочисленных японцев. Дело в том, что чемпионат проходил осенью 1905 года во время русско-японской войны. Устроители чемпионата воспользовались этим обстоятельством и чтобы сделать максимальные сборы по всему городу развесили огромные афиши: «Россия против Японии». И теперь к недоумению парижан - откуда в Париже столько японцев - в зале было множество японцев. Шемякин получил сильный ушиб, ухмыляющемуся японцу сделали предупреждение, а схватку перенесли на завтра. На этот раз охота за юрким японцем закончилась очень быстро. Сгреб его Шемякин, поднял на высоту своего роста и швырнул в оркестровую яму. Взял, таким образом, реванш за вчерашнее - «долг платежом красен!» Как это ни странно, но при совершенно аналогичном повторе не было слышно воплей - «Банзай!» и дикого рева восторга. Совсем наоборот: «Убийца! Зверь!» - взревели японцы и бросились на сцену расправляться с Шемякиным. Цирковая администрация спасла его, приказав накрыть большой, железной клеткой, об которую безуспешно билась рассвирепевшая японская диаспора. Вернуть ее в человеческий облик полицейским удалось только резиновыми дубинками. А чемпионат продолжался. Даже смертельный случай не остановил бы его, а только добавил бы желаемой сенсационности. Для приманки зрителей и устрашения конкурентов был выписан десятипудовый турецкий великан Нурла. Страшных турков тогда боялись все. Все кроме Шемякина. Он вызвал Нурлу и уложил его на лопатки всего за девять минут! Чем нарушил планы хозяев, делавших ставку на пехлевана. Из-за своего неуемного азарта Шемякин убил козырную карту, на которую ставили организаторы в надежде на богатую выручку. Шемякин все чаще своевольничал. Он вырос в мастерстве и силе, сам претендовал на роль премьера, не желая уступать никому и «подваливаться» по указке хозяев. Назревал конфликт. А в финале чемпионата состоялись три упорнейших ничейных схватки Шемякина с Эмилем Верве. Оба были совершенно вымотаны. И во время четвертой решающей схватки у обоих сдали нервы - борьба перешла в кулачный бой. Шемякин всегда был не прочь подраться и изрядно поколотил Эмиля Верве. Антрепренеры давно дожидались такого случая, и хотя виновны были оба в равной степени, выгнали из чемпионата только Шемякина, даже не заплатив за последний месяц. Два года спустя в Дюссельдорфе состоялся чемпионат мира. Это был не бутафорский липовый «чемпионатик», а настоящий крупный чемпионат, организованный на престижном мировом уровне. Фаворитом шел чемпион мира Якоб Кох. Он пока еще не знал поражений в Германии, и у него была фантастическая слава. И вот объявляют финальную схватку - Коха приветствуют оглушительно, а на Ивана никто и внимания не обратил и никто даже из вежливости не похлопал. А ведь всего день назад он одержал самую блестящую и самую короткую победу на этом чемпионате - за 4 минуты бросил на лопатки старого знакомого Нурлу. Надо знать Шемякина с его чудовищным самолюбием и гордостью, чтобы представить, как он завелся после этого. «Я вас научу гостей уважать», - кипятился про себя Шемякин. Чуть пар не шел с бывшего кочегара паровоза: «У нас даже в Конотопе лучше чужаков принимают!» И то правда. В России даже чересчур уважительное отношение к иностранцам. Наш зритель гораздо доброжелательнее и вежливее и такого хамства себе не позволяет. …После свистка арбитра Иван набросился на Коха голодным тигром. Швырял его в партер и бросал многократно то одним, то другим приёмом. Чемпион мира чувствовал свою полную беспомощность и под любым предлогом рад был бы удрать с ковра, но не получалось, попросту не успевал - один бросок следовал за другим. Уже дважды Шемякин уложил его на лопатки - но не засчитали. Схватка продолжалась. И только на третий раз судья был вынужден поднять руку Шемякина и объявить его победителем... Впервые Шемякин стал чемпионом мира среди профессионалов. Вы думаете сбылся замысел Ивана научить германцев вежливости? Вместо оваций -яростный гул возмущения. Спесивые чопорные аристократы во фраках и бриллиантах совершенно взбеленились, растеряв монокли, лезли на сцену, размахивая тростями. Толстомясые лавочники были ещё злее - Шемякину крепко досталось этими модными палками для ходьбы. Почувствовав, что могут забить и до смерти, расшвырял всех бесновавшихся вокруг него, метнулся к окну. Но, даже спрыгнув с высоты второго этажа, не избавился от погони. За ним гнались поджарые молодчики в спортивных серых пиджаках и тяжело топали сзади пузатые бюргеры, изрыгая на ходу: «Donnerwetter! Ferfluchte Schweinehund! Teufel!» Спасся Шемякин лишь захлопнув за собой железные ворота пожарного депо. Хулиганствующих болельщиков не смогла разогнать даже конная полиция. И лишь ледяные струи из пожарных шлангов охладили не в меру разгорячившихся любителей пива и шнапса. Вот такой результат получил Шемякин от своего воспитательного эксперимента. (Вывод: у немцев совершенно другой менталитет, нежели у русских. Их педантичность и пунктуальность ещё не говорит об их объективности и справедливости. Даже в спорте национальный престиж для них превышевсего.) Другой бы на этом успокоился, но ещё трижды неукротимый Шемякин становился чемпионом мира именно за границей - в Мадриде, Галле, Бреслау (1909, 1910, 1913 г.г). А в 1913 в Санкт-Петербурге выигрывает большой чемпионат в цирке «Модерн», победив лучших борцов России - Заикина и Вахтурова. Но настоящее признание, скорее настоящий триумф ждал его в 1914 году в Париже. Не столько само собой разумеющийся успех в борцовском чемпионате, но и рекордные силовые трюки. Как свидетельствовал Дядя Ваня - все Парижане сбегались смотреть на русского колосса. Вот лишь несколько афиш из «Мулен Руж» «Страшный русский казак Иван Шемякин», «Феномен нечеловеческой силы», «Загадка сокрушительного могущества». Если любому силачу, чтобы согнуть на нем домостроительную балку, укладывали её на спину, то Шемякин гнул балку с особым шиком через одно плечо. Виртуозно работал с живым весом и бытовыми тяжестями. Удерживал на одной руке 6 униформистов. Крутил на спине качели - 10 - 12 статистов на железнодорожном рельсе. Наступил 1915 год - Шемякину 36 лет, он находится в расцвете своей силы и зените славы. В Москве в цирке Саламоиского в финале его ждала встреча с Поддубным. Поддубный не так давно вернулся на арену. Трёхлетний перерыв в борьбе и уже более чем зрелый возраст (ему исполнилось 45 лет) станут ему неважными помощниками в грядущем поединке. Первую схватку можно назвать тридцатиминутной разведкой, а уж про вторую - длительностью 1 час 20 минут, никакой разницы во мнениях не существует. Это был «бур» во всей его непримиримой жестокости. Бросается в глаза дерзкое и вызывающее поведение Шемякина. Его считали мастером борьбы за детальное знание всех приёмов и «парадов» борьбы, известных только лучшим западно-европейским чемпионам. Но здесь он проявил себя не лучшим образом, ознакомив своего соперника и зрителей с целым арсеналом западно-европейских запрещённых действий, проводимых исподтишка. Манера борьбы откровенно грязная. Имитируя срыв захвата, резкими ударами разбивает Поддубному нос до крови, инсценируя «макаронину», вместо шеи бьет по уху. Злоупотребляет множеством ударов головой снизу вверх в лицо противника. Это и есть западно-европейская школа борьбы? Зрители протестуют. Их симпатии целиком и полностью на стороне окровавленного Поддубного. Поэтому когда Иван Максимович переводит Шемякина в партер, долго не стихает овация. Наконец схватка заканчивается с ничейным результатом. Время чистой борьбы, исключая перерывы - 1час 20 минут; из них 37 минут Поддубный продержал Шемякина в партере. К чести русской публики - болельщики Поддубного не бросились толпой линчевать Шемякина. (Наверное, в Москве другой уровень культуры, нежели в западной Европе. Просто не надо путать культурный уровень с уровнем жизни). В 1916 году Шемякина призывают в действующую армию. Участвует в боевых действиях 1-й мировой войны, получает ранение в ногу. Когда кончается лихолетье -войны и революции, возвращается на арену. В 1923 году в Москве выходит победителем крупного чемпионата, оставив позади таких знаменитых борцов как Чуфистов, Посунько, Спуль, Шульц. На арене он проработает до следующей войны до 1941 года. Выступал и под своим именем и под псевдонимом: Россов. Видимо поддерживать должную форму мешали возраст и ранение. В 1934 году в Херсоне «бур» преподнесет ему неприятный сюрприз. Квадратный крепыш Иван Крутц (Коротышка в 169 см!)бросит его на лопатки боковым поясом. Учтем, что Крутцу - 30 лет, а Шемякину - 55. Тогда и вспомнится ему его «бур» с Поддубным двадцатилетней давности. Иван Васильевич многое сделал для развития атлетического спорта в Полтаве. Занимался не только тренерской работой и судейством, но и всемерной организацией, агитацией и популяризацией спорта. Но бесполезно искать в Полтаве его могилу, Шемякин свой скелет завещал Полтавскому институту для научной работы, чтобы получить определенную сумму. Сделано это было не от хорошей жизни. После войны нелегко приходилось выживать одиноким старикам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |