|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О лжестарцах
- Приходится видеть, как самозванные «старцы» ломают доверчивые человеческие души, коверкают судьбы, подчиняют «словесных овец» своей злой воле. А новые неопытные «овцы» все идут и идут на заклание к этим духовным мясникам. Как относиться к подобному распространенному явлению? Чем можно помочь потенциальным и реальным жертвам такого «духовного окормления»?
- Появление самозванных «старцев» является одной из тяжелых проблем в наше время, которая может окончиться и уже оканчивается трагедией для многих людей. Святые отцы сравнивали неопытного наставника с недостроенным домом, за стенами которого люди хотели укрыться от бури, а он упал и задавил всех.
Неопытность и претенциозность служит причиной того, что «недоучки», мало смыслящие в духовной жизни, легко берутся быть наставниками и руководителями на том пути, который они не прошли сами, в результате чего, по слову Евангелия, слепой ведет слепцов в яму. Здесь руководство нередко превращается в духовный деспотизм, а отношения между отцом и чадами - в отношения господина и его рабов. К сожалению, принцип авторитаризма и деспотизма выдается за православное послушание, и человек, недавно принявший сан или монашеский постриг, требует, чтобы на него смотрели, как на Антония Великого или как на одного из духоносных отцов.
Неопытность в духовной жизни не всегда связана с наивностью. Часто самозванное старчество имеет под собой такие мотивы, как корыстолюбие, властолюбие и соединяется с холодным расчетом беспринципного дельца. Методы восточных гуру по ампутации человеческой воли и вместе с тем человеческой совести начинают проявляться в Церкви под видом православного старчества. О подобных явлениях мы можем найти указания и как бы предсказания в творениях святителя Игнатия Брянчанинова.
Какие признаки лжестарца, дельца и прагматика, который забрался в Церковь, как волк в овечий загон?
1. Старчество основано на преемственности, а лжестарцы не имеют никакой преемственности, а происходят сами от себя. Иногда они выдают себя за учеников известных подвижников, но на деле оказывается, что это наглая ложь. Они безответственны перед своей совестью в своих советах и решениях, поэтому готовы отвечать на все вопросы. Эта бессовестность придает их словам уверенность, захватывающую людей, которой отличались речи таких диктаторов, как Гитлер или вожди революции.
2. Следующая черта, также характерная для диктаторов, - это стремление держать людей в информационном плену. Поэтому лжестарцы запрещают общаться с кем-либо и даже беседовать без их особого разрешения, а также читать книги без их цензуры. Если в католической церкви не разрешалось читать только книги, входящие в индекс (список запрещенной литературы), то лжестарцы - захватчики чужой души - вообще стараются все книги и другие источники информации заменить своей собственной персоной, а если пишут - то своей писаниной, которая в общине почитается и изучается, как Священное Писание. Лжестарцы не гнушаются ложью и клеветой и учат какой-то «святой лжи» своих учеников и учениц, чтобы правда о них не просочилась через стены их общины, подобно секте или ашраму. В этой общине развита слежка друг за другом, и она всячески поощряется «старцем» и его ближайшим окружением. Сказать правду или побеседовать с кем-нибудь из посторонних лиц о том, что творится в такой общине, считается изменой и предательством своего старца. Те, кто осмелится нарушить круговую поруку общины, оказываются в духовной изоляции, под общим негласным террором. Кажется, что над ними произнесена анафема или иудейский херем. Эта психологическая пытка продолжается до тех пор, пока «гуру» не убедится, что воля непокорных сломлена и раздавлена, а другие получили урок, как не слушаться старца.
Надо сказать, что диктаторы также стремились к тому, чтобы люди меньше думали и меньше читали книг, а беспрекословно слушались их, Гитлер призывал солдат к жестокости: «Не вы отвечаете за это перед провидением, а я»; этим самым фюрер хотел заменить человеческую совесть принципом вождизма, то есть уничтожить совесть. Еще в сравнительно недавнее время диктата люди боялись говорить с иностранцами, чтобы их не обвинили в измене и шпионаже; если они встречались с иностранцами по делам службы или случайно, то должны были дать подробный отчет об этом, а для лжестарцев - этих доморощенных диктаторов - все те, кто не принадлежит к их общине, - иностранцы. Когда одного сиракузского тирана спросили, как он удерживает свою власть, то он повел своего гостя в поле и стал сбивать тростью колосья пшеницы, которые возвышались над другими. Лжестарцы обычно защищаются клеветой, то есть распускают лживые слухи и сплетают интриги вокруг тех, кого они считают своими возможными соперниками. Чем можно помочь жертвам такого «духовного» окормления? Мне кажется, что большое значение в этом деле может иметь местный архиерей. Слово «епископ» означает «надзиратель». Он должен оповещать монастыри и приходы о том, что послушание - это не порабощение, а вид передачи духовного опыта; что запрещение общаться с людьми и читать духовную литературу является агрессией против человеческой совести, то есть того, что принадлежит только Богу. Те священники и игумены, которые злоупотребляют своей властью и обращаются с прихожанами или насельниками монастыря, как со своей собственностью, должны быть предупреждены о недопустимости таких методов, а затем подвергнуты церковному прещению. Разумеется, это не значит, что надо впадать в другую, не менее пагубную крайность: не исполнять послушания, гулять и встречаться с кем попало, смотреть в монастырях телевизор, а также мирянам читать литературу и посещать зрелища, несовместимые с христианской нравственностью.
В Элладской Церкви существует правило, что священник может принимать исповедь и руководить людьми по особому разрешению епископа. Конечно, изменять традиции своей Церкви нельзя и не стоит, но усилить контроль над духовными агрессорами - это одна из насущных задач современной церковной жизни.
Думаю, что вопрос о лжестарцах должен найти свое место в архиерейских посланиях, которые читались бы в монастырях и храмах, и явились бы авторитетным голосом для верующих. Что же касается людей, попавших в духовный плен, то я думаю, что если они искренно верующие и не потеряли нравственного чувства, то Господь покажет им ложь и пагубность такого послушания. Они почувствуют духовное зловоние старцев-лжецов и вырвутся из этой паутины. А тем, кто идет на компромисс со своей совестью, помочь могут только страдания и разочарования в своих гнилых кумирах, а главное - молитвы Церкви.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |