|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О причащении
- В настоящее время для мирян есть рекомендация о причащении не чаще двух раз в месяц, и говорилось это по радио «Радонеж» от имени Патриарха. А святые отцы рекомендовали причащаться часто; более того, по закону христиане не должны пропускать воскресные службы. Но почему я должна прийти на службу и не причаститься? Вот этого не могу понять, для меня должна быть во всем полнота и завершенность...
- Церковь не указала, как часто можно причащаться; здесь не существует общего правила, так как у разных людей разные обстоятельства и условия жизни и различные духовные потребности. Каждый христианин имеет право причаститься после соответствующей подготовки и покаяния в грехах. Мне кажется, что устная интерпретация слов Патриарха не всегда может быть верной. Когда даются рекомендации, то имеется в виду обобщенный средний уровень, но не эталон, обязательный для всех.
Священник причащается на каждой литургии, однако, по словам святителя Иоанна Златоуста («Толкование на Книгу Деяния апостолов»), он не имеет преимуществ перед мирянином в принятии Святых Тайн. Профессионального причастия Церковь не знает; священнослужитель подходит к Святой Чаше как член Церкви, без каких-либо привилегий. Духовник может не допустить прихожанина до Причастия только в особых случаях: если тот недостаточно подготовлен, пренебрегает молитвенным правилом или же обращает Причастие в повод для духовной гордости. Некоторые люди по нераскаянным грехам не должны быть допущены до Причастия и одного раза в году, а другие, считающие Причастие самым главным в своей жизни, могут причащаться всегда на литургии, в соответствии с подготовленностью к этому Таинству.
- Стал причащаться Христовых Тайн чаще, чем раньше: раз в одну-две недели; между постами - примерно раз в месяц. Вдруг прочитал у оптинских старцев, что у них, как и на Афоне, причащаться было принято 6 раз в год. Как не заблудиться и не впасть в прелесть на этот счет?
- На Афоне монахи причащаются обычно два раза в неделю, а схимники - три раза. Все святые отцы до XVIII-гo века призывали людей к частому причащению, и многие из святых нашего времени продолжали и продолжают традицию частого причащения, например святой Иоанн Кронштадтский, который говорил о том, что если христианин готов к причащению, то он может причащаться даже ежедневно. Святой Феофан Затворник в одном из своих писем цитировал святителя Василия Великого, который в письме к Кесарии Патриции ссылался на кесарийскую практику - причащаться 4 раза в неделю. В связи с этим святой Феофан Затворник утверждал, что редкое причащение - это неправильность, которая постепенно стала входить в церковную практику из-за духовного охлаждения христиан. Конечно, еще надо учитывать, что нравственная жизнь прежних христиан отличалась от нашей, и для нас требуется больше времени, чтобы вытрезвиться от греха и от грязи внешних впечатлений, которая льется со всех сторон. Кроме того, у разных людей разные условия для приготовления к причастию, поэтому «кто может вместить, да вместит». Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причащения - сама по себе такая мысль уже богохульна, - а от гордости или же небрежности к Таинству, когда он подходит к Святой Чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков. Причащаться надо соответственно своей внутренней потребности и по благословению духовника.
- В некоторых храмах во время святок или на Светлой седмице, мягко говоря, не приветствуется причащение мирян. Говорят, что для этого был пост. Исключение допускается только для тех, у кого в эти дни именины. Насколько обосновано такое ограничение?
- Литургия - это богослужение, на котором совершается Таинство Пресуществления Святых Даров и причащение верующих. Причащаться можно всегда, когда служится литургия. Во время святок и на Светлой седмице разрешается скоромная пища, но вовсе не предписывается есть скоромное, как, например, обязательное хранение поста. Если человек предпочитает причащение яичнице или окороку, неужели это грех и антиправославный поступок? Известный проповедник священник Белоцветов в своих проповедях призывал христиан на Светлой седмице причащаться каждый день, указывая, что это старинный обычай. Во время евхаристического канона священник от имени Христа говорит: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя», - призывая причащаться всех, кто готов к принятию Таинства. А священник вопреки словам Христа говорит: «Не вкушайте Тела Христа, не пейте Его Крови, потому что пост окончен». Мне кажется, что это ошибка, граничащая с кощунством. На эту ошибку указывали святой Феофан Затворник и особенно праведный Иоанн Кронштадтский, а из современных старцев - схиигумен Савва.
Некоторые невежественные священнослужители, прочитав в древних требниках о том, что надо на Пасху поесть мясо, решили, что это обязательно. На самом деле такое правило имело местное и временное значение, а именно: в манихейских сектах (павликиане, бугомилы), члены которых притворялись православными христианами и даже образовывали свои ячейки в монастырях, мясо считалось скверной, и этот запрет они старались никогда не нарушать. Поэтому вкушение мяса на Пасху являлось свидетельством, что человек тайно не принадлежал к манихейству. Это правило, давно отмененное, в изуродованном виде звучит так: «Теперь не время причащаться; иди, голубчик, ешь щи с мясом».
- Маленькие дети, которых родители подносят к Чаше, иногда настолько бурно протестуют, не желая причащаться, что начинаешь думать, уж не бесноватые ли они. Бывает, что в этой ситуации их родители, ничуть не смущаясь, а иногда даже со смехом начинают так уговаривать свое чадо: «Это вкусно, это компотик, выпей компотика». Священник обращает внимание на недопустимость таких слов, объясняя, что кощунственно так говорить, но принесшие ребенка смотрят на него ничего не понимая. Иногда священнику приходится причащать таких детей силой, так как родители просят и даже требуют от него этого. Будет ли такое причастие полезным для ребенка и его родителей? Как поступить священнику?
- Ребенок должен привыкнуть к атмосфере, царящей в храме, и тому, что совершается в нем. Если ребенок нервничает, то его надо приласкать и успокоить. Если ребенок своим криком мешает богослужению, то мать должна на время вынести его из храма. Ни в коем случае родителям нельзя лгать ребенку, называя Причастие другими именами, чтобы он принял его, как обычную пищу. У маленького ребенка есть свой душевный мир, свои познавательные силы, свои интуиции, скрытые от нас. Если явно чувствуется, что на ребенка действуют демонические силы, то надо заказать сорокоуст или молебен за него, а в исключительном случае прибегнуть даже к отчитке.
Полезно или нет насильно причащать маленького ребенка - не берусь сказать, но часто после такого Причастия ребенок успокаивается. Затем, плач ребенка - не всегда протест. Иногда это способ самовыражения, когда плач является сигналом, непонятным нам. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |