|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Об отношении к окружающему нас миру и духу времениЗдравствуйте, Владимир!
Получил ваше письмо и, как ни странно, - не огорчился, а обрадовался, даже руки потирал от удовольствия. Обрадовался тому, что я далеко стою от всякой политики - как светской, так и духовной, - и, несмотря на мою личную греховность, не хочу менять ни на какую общественную пользу эту дистанцию.
Вы недоумеваете: что происходит в окружающем нас мире. Мой ответ потребует от вас взаимных усилий, чтобы понять, что я хочу сказать. Существует некий дух времени - он метафоричен и реален; это абстракция и, в то же время, действительность, конкретизирующая себя в событиях истории мира. Теперь стало модным слово «ноосфера». Я ничего не имею общего с философскими воззрениями Вернадского и Тейяра, но мне хочется метафорически употребить слово «психосфера», в которой живет человечество, - некий невидимый план, где постоянное суммирование данных духовной жизни человечества - от мыслей, скрытых в сердце, до поступков. Эта психосфера запечатлевает в себе как существующее добро, так и демонические импульсы греха, катастрофическую потерю духовности. Это метафорическая психосфера ищет личностей, через которых дух времени проявляет себя; это - невидимая сила, которая определяет события нашей современности. Если бы не было Ленина, то революция все равно совершилась бы: носителем и представителем этих сил стало бы другое лицо. Если мы будем считать причиной зла деятельность отдельных лиц, то будем похожи на пса, который рычит и кусает камень, брошенный в него. Бороться с духом времени можно только духовно, иначе это будет драка с невидимкой, где человек бьет кулаками воздух, не понимая, кого бьет. Разумеется, дух времени - это метафора и образ; на самом деле, здесь промысл Божий, Который по Своей совершенной справедливости дает людям то, что они заслужили, но по Своей совершенной любви указывает им путь к спасению или же скрывает этот путь - если у человека нет внутренней возможности сделать выбор между добром и злом.
Вы огорчены создавшимся положением, но радуйтесь тому, что вы не оставлены Богом и что наш сегодняшний день, в духовном отношении, по сравнению с тем, что будет, может показаться не только терпимым, но даже отрадным. Иоанн Златоуст пишет, что священство - это настолько великий дар Божий людям, что не может зависеть от недомыслия или произвола человека (буквально - «от буйства человека»). Поэтому пейте воду, текущую со скалы, не смущаясь тем, что камень остается камнем.
Я не говорил, что экуменический либерализм - единственная опасность для православия. Расколы, из-за ревности не по разуму, - не меньшая опасность. Образно говоря, основа и дух раскола - это православие рассудка без православия сердца.
Ваш аргумент в защиту экуменизма похож на аргумент работника генштаба: раз наступают с правого фланга - значит, на левом все благополучно. А мне кажется, что, когда идет речь о наступлении на Церковь, то все антицерковные силы - и правые, и левые - действуют дружно, хотя при этом грозят друг другу кулаками.
Разница между дураком и юродивым заключается в том, что юродивый - святой, который прикидывается дураком, чтобы скрыть свою святость; а дурак прикидывается юродивым, чтобы скрыть свою глупость.
Что касается принципа симфонии, то мне кажется, что действительная симфония может быть только тогда, когда люди, представляющие государство и Церковь, объединены евангельским учением, а не внешним договором.
Ваше мнение о том, что после Петра I никто не решался спорить с верховной властью, неверно. Митрополит Арсений обличал Екатерину в грабеже Церкви и за это поплатился пожизненным заключением. А о Патриархе Тихоне, который обличал тиранию, вы забыли?
Книгу преподобного Иоанна Дамаскина «Диалектика» я не читал и подозреваю, что такой книги вообще не существует. Я читал его «Философские главы», основанные преимущественно на трудах Аристотеля и Порфирия. Но в них нет никакой философской системы, а тем более диалектики. Они посвящены философской терминологии с целью использования ее для нужд богословия, то есть относятся к философскому языку, а точнее, к его семантике. Рад, что вы ознакомитесь с этим выдающимся трудом.
Вы пишете: как я отношусь к святой диалектике, о которой написал книгу Гаврюшин? Эту книгу я не читал. У древних слово «диалектика» означало законы, искусство и культуру диалога. Вот такой диалектики в настоящее время становится все меньше.
Благодарю за ваши молитвы.
Архимандрит Рафаил
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |