|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О предках- Сейчас многие проявляют интерес к своей родословной. Вдруг узнают, что кто-то из предков был из дворян или известным генералом. Не является ли такой интерес праздным? Не может ли это дать пищу тщеславию? Считается ведь, что для православного человека должна существовать только одна аристократия - духа: подвижники, старцы, - то есть те, кто совершил самое трудное в жизни - на деле исполнил евангельские заповеди - и тем самым приобрел духовное благородство. С другой стороны, говорят, что знание своих предков духовно полезно: это дает возможность лучше молиться за них, и еще, может быть, как-то по-иному взглянуть на себя, на какие-то черты своего характера. Указывают также на генетическую память.
- В Ветхозаветные времена родовое начало и общественная среда доминировали над личностью человека и в значительной степени определяли его духовно-нравственное состояние. Поэтому в Ветхом Завете существовало родовое левитство и фамильное священство, а также ограничение брака с иноплеменниками. В Новом Завете личность обрела духовную и нравственную свободу; она уже не обуславливается генетическими особенностями рас, наций и сословий. Благодать Духа Святого открыла каждому христианину возможность богоуподобления. Благородство фамилий и родов сменилось другим благородством - подражанием Христу через стяжание благодати; теперь генетические задатки и предрасположения имеют второстепенное значение: они подчинены образу Божьему, раскрывающемуся в душе человека. Христом уничтожено национальное и родовое избранничество; оно как бы растворилось и исчезло в море божественной любви. Надо сказать, что само распятие Иисуса Христа и гонение на христиан связано с учением Христа о равенстве человеческих душ перед Богом, и тем самым были разрушены основания национальной и кастовой гордыни. В этом отношении особенно знаменательно Послание апостола Павла к Филимону, в котором апостол рассматривает господина и раба как братьев друг другу. На своем личном опыте я убедился, что достоинство и недостоинство людей не зависит от их происхождения и фамилий. Святой Григорий Богослов резко порицал тех, кто гордился знатностью своего рода; он писал: «Старый род - старая гниль». Здесь имеется в виду не сам род, а именно желание возвыситься не через подвиг своей жизни, а через фамилию, то есть за счет мертвых. В другом месте святой Григорий пишет, отвечая некому аристократу, высокомерно отозвавшемуся о незнатном происхождении святого Григория: «Если мой род для меня укоризна, то ты - укоризна своему роду». Декаданс французской аристократии, которая много веков была эталоном аристократий других монархий, проявился во время французской революции и суда над королем Людовиком. Голоса судьей разделились поровну: один голос должен был решить судьбу короля. И этот-голос за казнь Людовика подал не кто иной, как герцог Орлеанский - близкий родственник короля и изысканный аристократ с обвораживающими манерами.
А как поступили с великим императором Николаем II аристократы и его родственники, в том числе его венценосные родственники? Об этом даже страшно писать. Разумеется, и среди родовой аристократии было немало аристократов духа и героев истории, и тех, кто духовную жизнь предпочитали пустому светскому блеску, кого не надмила власть и не развратило богатство. Я только хочу сказать, что людей нельзя рассматривать и оценивать, как лошадей, принадлежащих к той или другой породе. Личность человека, кто бы он ни был в национальном, социальном и других отношениях, представляет собой тайну богоподобия, заложенную во всех потомках Адама, и должна являться для христиан объектом глубокого уважения.
Конечно, хорошо знать о своих предках, чтобы за них молиться. Не, простите за мой скепсис, дворян и генералов ищут в густой листве своего родословного дерева не для того, чтобы молиться о них, а чтобы прихвастнуть их именами при случае, особенно когда собой хвалиться нечем.
Духовные аристократы те, кто стяжал благодать Духа Святого и сохранил свое благородство как образа Божьего; о них писал, апостол Петр: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святый» (1 Пет.2,9). А духовные плебеи те, кто забыли о небе, угасили дух, стали плотью, смешались с грязью и живут своими низменными страстями. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |