АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Допустимо ли физически себя защищать?

Читайте также:
  1. Алгоритм расчета и условия выплаты премии директорАМ дополнительных и операционных офисов за продажи физическим лицам
  2. Б) не обладающие физическими свойствами, но приносящие постоянно или длительное время доход
  3. БИОФИЗИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
  4. Болезнетворное действие на организм физических и химических факторов
  5. Визначення допустимого часу знаходження в зонах
  6. Внутренний валютный долг Внешэкономбанка перед физическими и юридическими лнцамн в свободно конвертируемой валюте (на 1 января 1992 г.) в млн долл. США
  7. Вопрос 1. Физические и тепловые явления при резании
  8. ВОПРОС 16 Физические особенности возрастных групп.
  9. Вопрос 22. Система страхования вкладов физических лиц в банках РФ
  10. Вопрос: Специфика обслуживания клиентов - физических лиц.
  11. Все физические смерти — это результат стыда.
  12. Выбор сечение проводников по допустимой потере напряжения по условию постоянной плотности тока на всех участках сети

- Для меня, воцерковленного православного человека, всегда было трудно принять запо­ведь Спасителя о подставлении ланиты под удар. Буквальное исполнение заповеди мо­жет сделать человека изгоем в школе, на во­енной службе или, не дай Бог, в заключении. Если человек не умеет защитить себя, то он не защитит и «алтари и очаги». Может быть, эти слова Нагорной проповеди есть метафора, яр­кая восточная фигура речи?

 

- Преподобный Антоний Великий сказал: «Если не можешь подставить вторую щеку, то, по крайней мере, не отвечай на удар ударом». Однако если надо защитить другого человека, то следует применить силу. Также допустимо физически защищать себя. Но могу вам ска­зать, что сразу видно, почему человек перенес удар, не ответив обидчику, - из-за страха или, напротив, из-за самообладания, перенеся ос­корбление мужественно и спокойно. Вы пише­те, что человек, не постоявший за себя, может стать изгоем. Думаю, что здесь имеет главное значение другой фактор: испугался человек этого удара или нет. Обычно трусы вообще не прощают обид, а при возможности проявляют жестокость. Я вспоминаю случай из визан­тийской истории. Один из полководцев по имени Фока поднял мятеж против императора Маврикия, который оказался покинутым сво­им войском. «Кто этот Фока?» - спросил им­ператор у приближенных. «Отъявленный трус», - ответили придворные. «Если он трус, то он убьет меня», - сказал император. Так и случилось. Фока казнил не только императо­ра, но и всю его семью на его глазах. Слова Иисуса Христа содержат в себе буквальный, символический, анагогический* и духовный смысл. Здесь нет противоречий. Иносказание не упраздняет прямого значения речи, а рас­крывает в нем духовные аспекты и семанти­ческую глубину.

 

* Анагогический - иносказательный

 

- Все-таки не совсем понятно, с какой целью Гос­подь вообще дал эту заповедь? Св. Иоанн Зла­тоуст толкует, что так мы можем пробудить совесть обидчика. Но жизнь показывает, ско­рее, обратное... Вместе с тем, в других случа­ях христиане могут сопротивляться злу силой. Получается некая двойственность.

 

- Тогда отвечу по-иному. Господь сказал: если зерно не сгниет в земле, то есть не уничтожит­ся, то не может дать росток. Надо умертвить гордость и самость, надо отказаться от мирс­ких представлений о достоинстве и чести: на­ше достоинство - образ Божий, и наша честь - стяжание Духа Святого. Оскорбления - это очистительная вода, которая смывает грехи. Однако смирение - не значит пассивность; и мы можем оказать сопротивление - защищая других или же для блага самого обидчика. Когда мы оказываем сопротивление, нами должно руководить желание добра человеку. Если мы не достигли смирения Нового Завета, то, по крайней мере, не окажемся ниже Ветхого Завета, который полагал меру «зуб за зуб», и не будем за зуб разбивать всю челюсть.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)