|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О взглядах Оригена и свт. Григория Нисского- Почему если Ориген был осужден как еретик, то свт. Григорий Нисский, который разделял многие его взгляды, в том числе о всеобщем спасении, почитается у нас в святцах?
- Ориген утверждал еретические взгляды, а святой Григорий Нисский только предполагал, допускал, но не выдавал их за учение Церкви. У святого Григория картина апокатастасиса* намного смягчена по сравнению с учением Оригена. То, что для Оригена являлось догматом, для Григория - только допущением и мнением. Для Оригена апокатастасис является онтологией** и логическим завершением его системы, а у св. Григория - инерцией платонизма, который он изучал в философских школах.
* Апокатастасис (греч. «возвращение в прежнее состояние», «восстановление») - понятие, означающее идею всеобщего спасения. Ориген не исключал при этом соединения с Богом всех душ и духов (независимо от их воли), даже демонов, а также постулировал вследствие этого временный характер мук грешников в аду.
** Онтология (греч.) - учение о существе или о сущности, бытии, сути; здесь: «сущностью».
Ни один из святых не застрахован от ошибок. Но ересь начинается там, где человек настаивает на своих заблуждениях. Например, Ориген был осужден на двух поместных соборах; на ошибки указывали ему даже самые близкие для Оригена люди (любимый ученик, а впоследствии оппонент Амвросий), но он проявил духовную гордыню и не внял обличениям.
Об экзистенциализме*
* Экзистенциализм - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале XX века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия в мире» (экзистенции). - Как относятся друг к другу Православие и экзистенциальная философии?
- Экзистенциалисты относятся к христианству, в том числе Православию, довольно бесцеремонно (например Бердяев, считавший себя православным). Духу христианства глубоко чужд экзистенциализм с его крайним индивидуализмом и субъективистской методологией. В экзистенциализме существуют два течения: атеистическое и религиозное. На мой взгляд, и в первом, и во втором случае экзистенциализм агностичен: вера и неверие зависят от свободной воли человека, которая сама составляет мировоззренческую программу. Для религиозного экзистенциализма вера адогматична; она основана на субъективных переживаниях как неких озарениях. В экзистенциализме, при всем его разнообразии, человек становится богостроителем; он имеет отношения с Богом не как с объектом, а как с некими трансцендентно-имманентными* переживаниями своего сознания и подсознания. Экзистенциализм выступил против плоского рационализма и голого логизма, но не удержался на их здоровой критике и впал в противоположную крайность, приблизившись к солипсизму**.
* Трансцендентный - лежащий за пределами опыта, недоступный опытному познанию; противопоставляется имманентному (внутреннему). Имманентный - присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий.
** Солипсизм - точка зрения, по которой несомненна реальность лишь одного моего сознания; выдвинута Декартом.
В литературе экзистенциализм проявил себя через парадоксальные ситуации, которые выбирает человек, повинуясь своим подсознательным импульсам. В атеистическом экзистенциализме этот конфликт между человеком и страхом перед окружающей средой переходит в перманентное бунтарство. У религиозных экзистенциалистов такое противостояние и желание человека быть самим собой принимает диалектические формы. В психиатрии экзистенциализм приблизился к психоанализу и одним из методов лечения считает снятие запретов с человеческих желаний - свободу от обычных нравственных понятий и обретение человеком самого себя в идее вседозволенности, снимающей чувство ответственности и укоры совести. Думаю, что экзистенциализм является продолжением философского и литературного декаданса, и поэтому между ним и Православием нет и не может быть никаких точек соприкосновения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |