|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О свободеДорогой Владимир!
Разрыв между разумом и волей до конца уничтожить невозможно. Это значило бы уничтожить живущий в нас грех, а наша мера - бороться с грехом. Однако разрыв можно уменьшить памятью о смерти и неповторимости времени.
Ваш вопрос о свободе довольно серьезен, и поэтому я могу только дать ориентиры, как решать его.
Свобода в нашем эмпирическом состоянии подразумевает возможность выбора. У человека есть природная воля, которая стремится к осуществлению желаний и хотений, заложенных в природе человека. В этом смысле свобода есть осуществление той цели, которую ставит перед собой человек. По природе душа человека христианка, поэтому истинная свобода осуществляется в единение образа и подобия Божьего, присущего человеку, с его Первообразом - Божеством. В этом идеал свободы. После грехопадения человека силы его души оказались расстроенными; его чувства, помыслы и желания стали каким-то клубком противоречий. Кроме того, человек оказался открытым для демонических импульсов, идущих извне. В этой ситуации, кроме деформированной природной воли, возникла еще личностная воля - гномическая воля, как возможность оценки и выбора. До грехопадения Адама гномической воли не было у человека, а была только природная воля, направленная к добру. Грех пришел извне к человеку и стал его внутренним фактором. Как раз свобода в земной жизни - это область гномической воли, и здесь свобода представляет собой нравственную возможность - выбирать добро и зло. Гномической волей определяется нравственное состояние человека. В земной жизни добродетель и грех акцидентально* связаны с душой, их можно приобрести, можно потерять.
* Акцидентальный - случайный, несущественное свойство вещи.
Но смерть становится той волевой метаморфозой, когда потенциал добра и зла, которые стяжал человек* в земной жизни, превращается в субстанциальное* свойство его души.
* Субстанциальный - связанный с сутью чего-либо.
Смерть - это переход из веры в очевидность. Здесь исчезает гномическая воля, а остается только природная. У грешника природная воля не может быть направлена к добру; для греха добро - нетерпимо. Для праведника невозможно падение в грех, так как у него отсутствует желание греха и остается только одно - стремление к Богу. Это стремление к Богу черпает из океана божественного света новые озарения. В этом стремлении к Богу одухотворяется и просвещается природа человека. Это богоуподобление, которому нет конца, несет в себе всегда новое, неизведанное, как бы все более расширяющийся круг горизонта. Почему-то вы назвали это состояние скучным...
Грешник не может желать добра и воспринять в своей душе благодать Божию. Он не может переменить себя, поэтому у него нет свободы выбора, а некий нравственный паралич, даже больше: он привязан к сатане, как раб к своему жестокому господину, рабской привязанностью.
У праведников свобода воли становится единой с их естественной волей, и они хотят только одного - пребывать в благодати Божией, Бог становится для них пищей, питьем, дыханием, жизнью, одним словом - полнотой их любви. В этом случае выбор между добром и злом означал бы оскудение самой свободы, не приобретение, а потерю.
Но есть еще посмертное состояние - несовершенство в добре, колебание между добром и злом, в котором смерть застигла человека. В таком состоянии не сам он, а молитвы Церкви могут помочь ему. Но молитва не может изменить общего направления человеческой личности, то есть заменить собой самого человека. Теперь приведу вам маленький пример. Если у человека чувство долга становится необходимостью, то можно ли сказать, что он потерял свою свободу, или, что он как раз обрел естественную свободу в подчинении нравственному императиву? А для праведника в вечности Бог становится абсолютной необходимостью, для которой не существует внутренней альтернативы, и как раз в богообщении он получает свою свободу как снятие всех противоречий.
Приведу опять пример, несовершенный, как и все примеры. Давайте проведем аналогию между внутриутробным периодом ребенка - как земной жизнью - и рождением его - как переходом в вечную жизнь. Если в утробном периоде плод развивается неправильно, то ребенок рождается калекой и уродом, а если это серьезные повреждения, то исправить их невозможно. Так, человек если входит в вечность не искупленным Голгофской Жертвой, не очищенным Таинствами Церкви и не боровшимся со страстями и грехом, то он рождается в вечность с демоническим уродством греха (но из этого не следует оригинальный вывод, что «единственно важным и значимым является только внутриутробный период» - аналог земной жизни). Я думаю, что этот вопрос главный и письмо можно закончить им. Ваш доброжелатель, а. Р.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |