|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О слушании церковных песнопений вне храма- Можно ли в течение дня слушать записи православных церковных песнопений? Я записал себе из интернета песнопения валаамских монахов (старинных распевов - знаменного, валаамского, греческого). И как Вы относитесь к церковным песнопениям, написанным такими композиторами, как Рахманинов, Архангельский, Чесноков и др.? Лично меня старинные распевы трогают до глубины души; так спокойно и тихо, - а композиторов я почему-то слушать просто устаю.
- Я думаю, что церковные песнопения не должны выноситься из храма. Они воспринимаются по-разному под сводами храма и в автомобиле. Песнопения, которые слушают целый день, то есть между делом, становятся чем-то будничным и обыденным; ведь церковное песнопение должно помогать молитве, а здесь оно оторвано от молитвы и поэтому теряет свою мистическую глубину. Лично мне не нравится, когда песнопения слушают между делом, для душевного удовольствия. Что же касается таких композиторов, как Рахманинов, Кастальский и др., то их гармонизация древних напевов представляет собой свободный перевод на другой музыкальный язык, не способный передать дух старинных распевов.
- Получив Ваш ответ на вопрос о слушании духовной музыки в повседневной жизни, сначала я был смущен. Практически все храмы и монастыри распространяют кассеты и диски с песнопениями. Но, подумав, пришел к такому выводу из Вашего ответа. Вы не советуете слушать эти песнопения в течение повседневных дел потому, что лучше в это время стараться самому потихоньку молиться, а не слушать только, как молится хор. Чтобы не быть похожим на того, кто стоит и смотрит, как другой кушает, а сам при этом остается голодным.
- Я писал о своем личном отношении к профанации святыни, а литургическое пение - это тоже святыня. Раньше были особые духовные песни, называемые кантами, которые пели вне храмовых стен. Для меня неприемлемо слушать песнопение «Иже Херувимы» вне литургии; это будет ложью - несоответствие со словами самого песнопения. Также для меня неприемлемо слушать песнопения евхаристического канона, при котором должна совершаться величайшая Тайна - пресуществление Святых Даров. В лучшем случае, этот канон, ставший пустым, может удовлетворить какие-то эстетические чувства. Думаю, что вне храма более приемлемо пение псалмов или акафистов. Но, опять, их надо слушать не между делом (в машине, на работе и т.д.), а в определенных условиях, чтобы включиться в них как в молитву. Нельзя храмовые песнопения превращать в приятную для слуха музыку, подобно эстрадной, и фон, на котором мы занимаемся обыденными делами. Церковные песнопения - это вид молитвы, беседа с Богом, где сама небрежность вменяется в грех. Думаю, что лучше записывать и издавать на кассеты и диски поучения святых отцов или проповеди. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |