|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Об опасности преобладания рассудка в вопросах верыДорогой Владимир!
Ваш вопрос о вере считаю главным в вашем письме, поэтому остановлюсь на нем.
Знание относится к одной из сил человеческой души, которая называется рассудком. Это рацио в настоящее время оторвано от ноуса древних как полноты познавательных способностей. Гиперболизированное рацио оккупировало, придавило человеческий дух, и поэтому есть опасность, что в вопросах веры оно будет действовать вместо духа и извратит сам феномен веры. Рациональное мышление - это дискурсия*, которая обычно идет от множественного, но не к целому, а к абстракциям; целого как реального она получить не может.
* Дискурсия - связанная и согласованная последовательность предложений или речевых актов. Затем, мнимоцельное попадает под нож аналитики и снова дробится на части в форме идей, тезисов и понятий. Если даже дискурсирующий рассудок занимается религиозными вопросами, то человек от этого не становится религиозным; в лучшем случае он приходит к внешнему религиоведению, которое относится к религии так же, как психология к душе. Если рассудок осмыслит границы и характер своего ведения, то очистит территорию, оккупированную у духа, и даст возможность действовать духу. Но религиозность - нечто гораздо больше, чем сама капитуляция рассудка перед тайнами бытия. Религиозность - особая сила пробужденного духа, особый гносис, называемый созерцанием, синтетичным действием, в котором участвуют обновленный ум, мистическое чувство и воля.
Религия - это стремление к общению с Богом, где человек получает непосредственную информацию, а знание богословия нужно главным образом для того, чтобы не получить ложную информацию из другого источника. У религиозного человека ограничивается интерес к внешнему, даже касающемуся религии, но не необходимому для богообщения; у него пропадает любознательность и надобность опираться на внешнее. Круг его мысли концентрируется - как лучи, проходящие через увеличительное стекло, собираются в небольшой окружности.
Вас интересуют внешние вопросы религии, характерные для дискурсивного мышления и индуктивного метода. Вы хотите найти логические или материальные подпорки для своей веры и, в сущности говоря, упраздняете ее и переводите на уровень «вероятности в значительной степени». Это первое мое опасение.
Второе. Уверены ли вы, что ваши познавательные способности находятся в порядке? Вы никогда не спросили: что я должен сделать, чтобы научиться религиозному познанию. Этот вопрос для вас как будто не существует или давно решен. Между тем грех произвел хаос во всем нашем существе, и познание должно идти соответственно внутреннему очищению от греха и страстей. Познание, оторвавшись от реального состояния нашей души, производит еще больший хаос. Поэтому познание должно происходить постепенно, - как подъем на крутую гору требует постепенности и частых остановок для того, чтобы найти опору для своей ноги.
Путь религиозного познания - это путь аскетизма, не обязательно монашества, но в той форме аскетизма, который доступен в миру. Без аскетизма невозможно восстановить гармонию душевных сил и иерархию тела, души и духа.
Знание - гордо и кичливо; оно сомневается и спорит, доказывает и не может успокоиться доказанным. Вы спрашивали о различных проблемах у многих священников, но не слушали ни одного. А вера в Бога имеет обратную сторону: это неверие в себя и себе.
Вы хотите встречи со святым, но что вам от него надо - не знаете сами. Воля Божия на каждый день открыта в Евангелии; будущее промыслительно скрыто от нас. Если святой ответит вопреки вашим желаниям, то вы усомнитесь в его святости.
Духовное познание начинается с познания себя, притом самопознание - не как фиксация своих внутренних состояний, а как начало изменения себя, исцеления от хронической болезни, которая называется грехом.
Может быть, написал не вполне ясно.
Храни вас Бог. С любовью, А. Р.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |