АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Это отмечает судья Абу Бакр ибнуль-Араби в шархе к сборнику Тирмизи

Читайте также:
  1. УПРАВЛЕНИЕ РЕФЕРИ/СУДЬЯМИ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ

"Из мнений относительно хариджитов верно то мнение, которое считает их неверными, ибо посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Выходят из Ислама". В другом месте: "Я убил бы их так, как убивал бы адитов".

В другом хадисе упоминается о самудитах. Оба эти племени погибли по причине своего куфра. Об этом же свидетельствует следующее слово посланника Аллаха (с.а.в.): "Они худшие из творений".

Как известно таким качеством могут обладать только неверные (муслимы, хоть и грешные не могут считаться худшими из творений, ибо они в любом случае лучше неверных - прим. пер.). Кроме этого имеются следующие слова посланника (с.а.в.): "Поистине, они - более всех творений заслужили гнев Аллаха ".

С другой стороны они выносили такфир муслимам и пророчили им вечный ад. Поэтому они сами более всего заслуживают этого суждения. Одним из последующих (не салаф) ученых, кто выносит такфир хариджитам, это - Таки ад-дин ас-Субки.

В своих фатвах он говорит следующее:

"Одним из доказательств тех, кто выносит такфир хариджитам и крайним рафидъитам, является то, что они (хариджиты и рафидъиты) выносят такфир выдающимся сахабам. По моему мнению это верно, ибо такфир сахабов означает опровержение пророка (с.а.в.), который пророчил сахабам Рай".

Те же, кто не выносят им (хариджитам) такфир говорят следующее:

"Для того, чтобы выносить хариджитам такфир, нужно обладать абсолютно достоверными знаниями о них. А те свидетельства и предания (о их куфрах), которые до нас дошли недостаточны для устранения всех сомнений относительно их деяний".

Мы же говорим, что для нас необязательны сведения о всех их куфрах. Для нас достаточно того, что они вынесли такфир сахабам. При этом, нам достоверно известно, что те сахабы были абсолютно чисты от куфра. Нашим доказательством является хадис:

"Кто скажет своему брату (муслиму): "Эй кафир!", то поистине это слово обратится одному из двух". (Бухари)

Вариант Муслима выглядит следующим образом: "Кто обвинит муслима в куфре и скажет ему: "Эй, враг Аллаха!", и если это не так, то это возвращается к нему самому". (Муслим).

Итак, нам точно известно, что они (хариджиты) вынесли такфир сахабам, в чьей вере нет сомнений. Поэтому согласно суждению законодателя (Аллаха), мы обязаны вынести суждение об их куфре. Утверждения и оправдания хариджитов не играют роли, ибо арабские мушрики тоже имели свои якобы оправдания. Поэтому если хариджиты и на самом деле искренне верят в то, что сахабы неверные - это им не поможет. То, что они веруют в некоторые Исламские верования и выполняют некоторые Исламские приказы не спасает их от того, чтобы им быть неверными. Ведь и мушрики тоже могут выполнять некоторые приказы и верить в некоторые Исламские истины и думать при этом, что они на истинном пути; но это не спасает их от того, чтобы продолжать быть мушриками.

Хафизъ (Ибн Хаджар) продолжает:

"Одним из тех, кто склоняется к такфиру хариджитов это Табари. В книге "Тахзиб" он, приведя хадисы по этой теме, говорит следующее:

"В этом (этих хадисах) есть доказательство-опровержение тем, кто утверждает следующее: "Тот, кто заслужил право называться сторонником къиблы, тот не выйдет из Ислама, пока сознательно и намеренно не захочет выйти из Ислама". Принятие такого утверждения сводит эти хадисы на нет". (Имам Табари особенно уделяет внимание опровержению этого ложного утверждения; при каждом удобном случае он старается указать на это. Например, см. главу c.3.1.1).

В хадисе говорится: "Они говорят слова истины и читают Коран, но выходят из Ислама; и ничто из Ислама не пристает к ним ".

Как известно, помимо того, что они считали разрешенным покушение на жизнь и имущество муслимов, они также толковали Коран толкованием, которое там не подразумевается. В связи с этим имеется следующее предание от Ибн Аббаса: "Они веруют в мухкам (однозначные аяты) Корана, но гибнут в муташабихе (неоднозначных аятах) Корана".

То, что их необходимо убивать, подтверждает также и следующий хадис от Ибн Масъуда: "Убийство муслима разрешено только в следующих трех случаях. Третье, это если он покинет религию и отделится от джамаата (остальные два это блуд и возмездие за убийство)".

Куртуби в своем "Муфхим"е говорит:

"Точка зрения, предусматривающая такфир хариджитов, подкрепляется также и художественным образом в хадисе от Абу Саъида. Хадис свидетельствует о том, что они на самом деле выходят из Ислама, подобно тому, как стрела выходит из дичи, без остатков каких-либо следов".

Автор книги "Аш-Шифа" Судья Иядъ говорит:

"Опираясь на эти хадисы, мы без каких-либо сомнений выносим такфир всем, кто скажет такое слово, которое подразумевало бы, что (вся) умма в заблуждении или, что сахабы - неверные".

Автор книги "Ар-Равда" привел от него это слово и подтвердил его.

Многие ученые-методологисты признали хариджитов муслимами, хотя и заблудшими, ибо они все-таки принимают два свидетельства и выполняют Исламские положения. Единственное что есть против них, это то, что они, опираясь на неправильное умозаключение, считают муслимов неверными, и это побудило их считать разрешенными их жизнь и имущество.

Хаттаби сказал:

Мусульманские ученые соединяются в следующем: "Хариджиты, несмотря на то, что у них имеются заблуждения, являются все же мусульманской группой. Поэтому разрешено заключать с ними браки, и есть то, что они зарежут. Все эти ученые утверждают, что им нельзя выносить такфир, пока они не покинут основы религии (т.е. те, из хариджитов, которым вынесли такфир, покинули одну (или несколько) из основ религии - прим. пер.)".

Иядъ сказал:

"Этот вопрос (о такфире хариджитов) стал одним из сложнейших и запутанейших вопросов среди ученых. Так, что когда Абуль-Ма1али спросили об этом, он посетовал на головоломность вопроса и сказал: "Поистине, включение кафира в Ислам и исключение муслима из Ислама велико в религии (ошибка в них чревата губительными последствиями)".

Выше мы приводили слова судьи Абу Бакра аль-Бакъиллани, который запнулся в этом вопросе и сказал:

"Эти люди не совершили открытого деяния куфра. Быть может, просто сказали некоторые слова, которые могут истолковываться как куфр (а могут истолковываться и в другом смысле, не влекущем за собой куфр - прим. пер.)".

Газали в своей книге "Разница между верой и неверием" говорит следующее:

"По мере возможности нужно избегать такфира (если смысл определенного слова или деяния можно истолковать смыслом, который не является куфром, то нужно предпочитать именно тот, смысл, который куфром не является - прим. пер.). Если мы по ошибке сделаем такфир муслима - обладателя таухида, совершающего намаз, то мы убьем мусульманина, что является большим делом. Если же мы истолкуем (не в ущерб Шариату и здравомыслию) деяние неверного в его пользу и ошибочно примем его за муслима, то его жизнь сохранится (что не явдляется правильным). Но убийство одного муслима намного опаснее, чем ошибочное сохранение жизни тысячи кафиров".

Также одним из доводов, на который опираются те, кто не выносит такфир хариджитов, это одно выражение в хадисе, где приводится пример со стрелой и дичью: " …Он (охотник) смотрит на наконечник, есть ли там следы... ".

В связи с этим Ибн Батталь говорит:

"Большинство ученых сказало, что хариджиты не за пределами Ислама, ибо в хадисе говорится: "есть ли на (наконечнике)". Слово "есть ли" выражает сомнение (есть или нет?). А раз здесь появилось сомнение, то нельзя выносить суждение о том, что они вышли из религии, ибо если для кого-нибудь было установлено, что он ранее вошел в Ислам (а для хариджитов это установлено), то для того, чтобы вынести суждение о выходе его из религии, необходимо абсолютная уверенность.

Когда Али спросили о жителях возле реки (хариджиты), он ответил: " Они избежали куфра".

Я (Ибн Хаджар) говорю: "Если предположить, что эти слова переданы от Али, то это объясняется тем, что Али не знал их верований, за которые им выносится такфир".

Что касается выражения "есть ли", то это спорное доказательство. В других вариантах предания передается просто: "к нему ничего не пристало". Это можно объединить следующим образом. Сначала он засомневался, остались ли там следы, но затем понял, что там ничего не осталось. Возможно и следующее объяснение. На некоторых хариджитах остались следы, а на некоторых не остались.

Куртуби сказал в "Муфхим"е:

"Из хадиса больше следует, что они неверные. По другому хадис толковать сложно (хадис не дает такой возможности). Если принять такфир хариджитов, то отсюда следует, что с ними нужно сражаться и убивать, а имущество брать как добычу. Это и является мнением одной части ахлю-сунны. Те, кто не принимает их такфир, те считают, что война с ними ведется как с непокорными. Если они будут пытаться отделяться, то им объявляется война. Внутри этого мнения есть и другие разногласия. После того, как они будут побеждены, нужно ли будет убивать тех, кто не покаялся в своем бидъате, или ему нужно обязательно покаяться. Такфир хариджитов запутанный вопрос, сложно придти к какому-то удовлетворительному мнению".

Из этого можно извлечь следующий поучительный урок. Человек может выйти из Ислама, не имея такого намерения. Для того, чтобы войти в другую религию не обязательно, намеренно выходить из Ислама. Судя по хадисам, хариджиты худшие из творений, то есть хуже иудеев и христиан, несмотря на то, что они вышли из уммы Мухаммада (и считают себя муслимами и усердны в поклонении). То, что хариджиты хуже всех, даже иудеев и христиан это соответствует мнению о такфире хариджитов. (Фатхуль-Бари, Бабур-Ридда, 12/295-313)

Относительно хариджитов Ибн Касир сказал следующее:

"Это очень удивительный тип людей. Субханаллах, как же различны бывают люди. Аллах пожелал и предопределил существование таких людей. Как верны замечания некоторых салафов относительно хариджитов. Они (некоторые салафы) сказали, что хариджиты это люди, про которых Аллах сказал:

"Скажи: "Не поведать ли вам о тех, кто в деяниях своих потерпел наибольший убыток? Тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают хорошо". (Пещера, 103-104)

Здесь подразумеваются невежественные, заблудшие люди, которые оказались в убытке. Для того, чтобы сражаться с муслимами, они порвали со своими отцами, матерями, дядями и тетями и разорвали родственные связи. По причине невежества, недостатка знаний и глупости, они поверили, что это угодно Господу земли и небес. Они не поняли, что их поступки величайший грех и смута, которую им украсил шайтан. Он поклялся сбивать людей с пути и враждовать с ними и это он обманул нашего отца Адама, мир ему, после чего он был изгнан из Рая с небес. Да хранит нас Аллах. Сила и мощь только у Него и на молитвы отвечает только Он. Часть людей попыталась убедить хариджитов, среди которых были их сыновья и братья, и им удалось вернуть одну часть от хариджизма. Но эта часть разделилась на две. Одна группа продолжила идти прямым путем. Другая снова сбежала и вернулась к хариджитам. Они собрались в Нахраване и образовали самостоятельную армию. Конечно, среди них были смелые войны. Воюя против муслимов, они полагали, что приближаются этим к Аллаху, удаляются от Ада, что Аллах не будет им мстить и будет им помогать на их пути. (Аль-Бидая ва-ннихая, 7/286-287)

Приведенные отрывки из слов ученых показывают следующее:

Положение, в которое попали хариджиты, обусловлено их невежеством (не злым умыслом), тем, что они (подобно христианам) говорили от имени Аллаха, то чего не понимали, толковали аяты по собственному усмотрению. Вместе с этим, они полагали, что это они являются носителями Корана, что это они возвышают его и претворяют в жизнь. Когда они воевали с муслимами, они думали, что воюют с вероотступниками, вышедшими из законодательства Корана. Поэтому они жертвовали жизнями и имуществом на этом пути. Как верно то, что про них сказал посланник Аллаха (с.а.в.): "Читают Коран, думают, что он за них; на самом же деле, он против них".

Одновременно с этим передано много преданий, где говорится, что они выходят из Ислама, причем без какого-либо остатка, подобно тому, как стрела выходит из дичи без всяких остатков крови и внутренностей. Вся умма соединилась в том, что хариджиты нововведенцы и заблудшие, заслуживающие порицания. Но в такфире их, имеются известные разногласия.

Ибн Таймия в связи с этим сказал:

"По истине, умма единогласна в том, что хариджиты заблудшие и заслуживают порицания. Но по поводу такфира (в умме) имеется два мнения. Имам Малик, Ахмад и Шафии сказали, что в такфире хариджитов есть разногласия. (Маджмуъуль-Фатауа, 28/518)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)