АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иблиская кадарийя

Читайте также:
  1. Предание ибн Маджа

Мушрицкая кадарий - Эта группа признает, что все происходит по предопределению и распоряжению Аллаха. Но предопределение они делают преградой для института приказов и запретов. Они считают, что предопределение оправдывает неподчинение человека шариату. Таким образом, они уподобляются тем, о которых Аллах сказал следующее:

 

"Скажут те, кто придает (Аллаху) сообщников: "Если бы Аллах хотел, то мы не придавали бы сообщников, и отцы наши; и не считали бы ничто харамом". (Скот, 6/148)

И сказали те, кто придает (Аллаху) сообщников: "Если бы Аллах хотел, то не поклонялись бы мы ничему, кроме него". (Пчелы, 16/35)

"И сказали они: "Если бы Милостивый захотел, то не поклонялись бы мы им". (Зухруф, 43/20)

 

Следствием этого взгляда мушрицких кадаритов является аннулирование шариата и харамов Аллаха. Но вместе с этим они признают господство Аллаха. Они говорят, что нет ничего, что Аллах не поддерживал бы и не снабжал необходимым. Многие суфисты и отшельники впали в это заблуждение. У некоторых это проявляется в идеологии, у некоторых на практике. Среди них есть даже такие, кто доводит дело до того, что они упраздняют все запреты и приказы Аллаха, а также воздаяние (награду или наказание) за это. Хоть они и не систематизировали эти взгляды, во многих их словах и деяниях это проявляется. Некоторые представители этих убеждений впали в такую крайность, что, в конце концов, сказали, что все вещи и предметы есть сам Аллах. Во многих местах мы уже объясняли это заблуждение.

 

Когда они совершают какой-нибудь грех, они говорят, что это следствие кадара.

Например, вот что говорит Харири:

 

"Я не могу представить себе и отрицаю такого Господа, которого люди могут ослушаться, пойти против Него".

Ибн Исраил сказал:

 

"У меня нет другого занятия, кроме как делать то, что желает Аллах. Поэтому, все, что я не делаю, есть поклонение".

 

Некоторые из них говорят:

"Мы не можем поклоняться кому-нибудь кроме Аллаха, ибо нет ничего кроме Аллаха".

 

Самые умные из них говорят:

 

"Причина того, что христиане неверные, состоит в том, что они из всех вещей избрали Иисуса, и вместо того, чтобы поклоняться всему сущему, они поклоняются только Иисусу".

 

Они призывают к тому, чтобы поклоняться всему. С одной стороны они признают действия арабских мушриков, но с другой стороны отвергают их по той причине, что те поклоняются не всему на свете, а только некоторым изваяниям и идолам.

 

2) Зороастрийская (маджуси) кадарийя: Предыдущая группа придавала Аллаху сообщников в сфере поклонения. Зороастрийцы же придают сообщников в области творения. Они говорят: "Есть два отдельных творца.Творец добра (Аллах) и творец зла (шайтан)". Те из зороастрийцев, которые причисляют, себя к Исламской группе говорят: "Грехи происходят не по воле Аллаха". Некоторые даже говорят: "Аллах не знает их (до того, как они появятся)".

 

Кроме этого они говорят: "Все деяния живых существ происходят вне пределов творения и силы Аллаха".

Таким образом, они отвергают всеобъемлющюю волю и силу Аллаха. В связи с этим Ибн Аббас сказал: " Кадар - часть таухида. Тот, кто уверует в таухид и признает кадар, тот сберег свой таухид. Тот же, кто признает таухид, но не признает кадар, тот нарушит свой таухид". Как видно эти две группы взаимно противоположны.

3) Иблиская кадарийя: Эти признают обе основы, которые по отдельности отвергают предыдущие две группы, но по их мнению это противоречие. Как и указано в хадисе, они враги Аллаха. В эту группу входят некоторые глупые поэты и им подобные злостные неверные.

 

Так, например поэт Абу А1ля аль-А1ари говорит:

"Ты запрещаешь убийство человека. После этого утверждаешь, что у всех есть предопределенный срок жизни (после этого ты умертвляешь людей). Невозможно, чтобы одно лицо делало эти две вещи (они противоположны)".

 

Другой глупец сказал:

"Он сотворяет звезды, среди них сотворил месяц. После этого он говорит: "Эй, люди! не смотрите на них (не занимайтесь астрологией)". Ты распускаешь красавиц, а потом страшишь мужчин и запрещаешь приближаться к ним. Ты приказываешь: "Тушите огонь", но ведь ты сам положил сюда огонь... ".

 

Есть еще много примеров таких высказываний куфра, за которые этих людей следует убивать. (Маджму1уль-Фатава, 8. том)

Из всех этих отрывков следует следующее. Степень нововведении бывает разная. Некоторые в своем нововведении впадают в такую крайность, что это их нововведение вводит их в куфр. Нововведения других не доходит до степени куфра. Поэтому нельзя равнять всех нововведенцев под одну гребенку, нужно тщательно изучить их взгляды и классифицировать. Так например, те из кадаритов, которые не принимают предопределение; то, что Аллах заранее знал и записал все события, они по единогласному мнению всех муслимов, впали в неверие. Также впали в неверие и те, кто принимает кадар, но видит в этом преграду для запретов и приказов Аллаха. Таковые еще более неверные, чем иудеи и христиане.

Те же, кто признает предопределение, всеобъемлющее знание Аллаха и институт приказов и запретов, но не признают того, что Аллах отдельно сотворяет деяния рабов, то относительно них имеются известные разногласия между учеными.

 

Вот, что говорит по этому поводу Ибн Раджаб в толковании хадиса о Джибриле:

 

Этот хадис привел Ибн Умар как доказательство против кадаритов, которые утверждали, что события происходят сами по себе. То есть они утверждали, что Аллах не подготовил и не предопределил события заранее; они считали, что события происходят просто так, сами по себе. Поэтому Ибн Умар проявил им враждебность и бара. Он сообщил им, что пока они не примут веру в кадар, их деяния тщетны...

 

Многие из ученых салафа установили следующее правило:

 

"Если встретитесь с кадаритами, то спросите их о знании Аллаха. Если они принимают, что Аллах заранее знал все события, то будьте просто жестки с ними; если же они не примут этого, то непременно выносите им такфир".

Под этим правилом они подразумевают следующее. Кто не признает, что Аллах объемлет своим знанием все, и прошлое и будущее; что Аллах заранее разделил людей на людей горя (ада) и людей счастья (рая) и что Аллах записал все это в Книге, тот опроверг Коран и стал неверным. (Прим. пер. - другая причина, почему непризнающий кадар входит в неверие, это то, что кадар из основ религии и входит в таухид. В отрывке из "Мажму аль-фатава" ибн Таймии были приведены слова ибн Аббаса: "Кадар - часть таухида. Тот, кто уверует в таухид и признает кадар, тот сберег свой таухид. Тот же кто признает таухид, но не признает кадар, тот нарушит свой таухид "

 

Также есть следующий хадис переданный Тирмизи:

 

"Али, р,а,а, передал что посланник (с. а. в.) сказал: "Не будет человек верующим, пока не уверует он в следующие четыре вещи. Пока не будет свидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и посланник и что Он послал его с истиной. Верить в смерть, верить в воскресение после смерти, верить в предопределение".

В толковании этого хадиса Алийюль-Кари сказал, что перечисленные пункты есть основы веры и отсутсвие их влекет за собой куфр. - Прим. пер. закончилось).

 

Если же он признает это, но не признает, что Аллах сотворяет деяния рабов, то относитесь к ним жестко, ибо на самом деле то, что они приняли из кадара - доказательство против них в том вопросе, что они не приняли из кадара. То есть то, что они признали и то, что не признали две взаимоисключаюшие вещи. Среди ученых имеется известное разногласие по поводу такфира таких людей. (Джамиуль-1улюм уаль-Хикам, 25)

 

Итак, перейдем теперь к тем кадаритам, которым единогласно выносится такфир (те, которые не принимают предопределение и знание Аллаха заранее). Как известно они выдвинули свои взгляды по незнанию, и даже более того, они выдвинули их для того, чтобы угодить Аллаху и приблизиться ему. По их мнению, принимать кадар - означает приписывать Аллаху зло. Из стремления не приписывать Аллаху плохих, ущербных, недостаточных качеств, они не приписывают Аллаху сотворение зла. Этим они хотят утвердить то, что Аллах справедлив, не желает зла и сотворяет только добро. Несмотря на эти их якобы благие намерения, они впадают в куфр, и в такфире их между учеными разногласий нет. Причем прежде, чем выносить им такфир, никто не поставил условием то, чтобы доводить до них доказательство.

 

Так, например Абдуллах бин Умар, как только узнал их взгляды, сразу без всяких колебаний вынес им такфир (см. толкование Науауи приведенное выше). Кроме этого, Ибн Умар сообщил им, что не имеет с ними ничего общего (делает бара, "табарри"). Такой образ действий может применяться только по отношению к неверным. Так, например, Аллах приказывает нам применять "табарри" (прерывание всего общего, связей) по отношению к неверным:

 

"Мы не имеем ничего общего ни с вами, ни с тем, чему вы поклоняетесь. Мы отвергаем вас". (Испытуемая, 60/4)

 

Что касается распутных и грешных муслимов, то в Коране говорится:

 

"И склоняй свои крылья пред тем, кто следует за тобой из верующих (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: "Я не имею ничего общего (не причастен) с тем, что вы делаете!" (Поэты, 26/215-216)

 

То есть когда дело касается грешных муслимов, то "табарри" (прерывание связей) применяется не к самим муслимам, а к их грешным деяниям. Что касается неверных, то "табарри" применяется как к их грешным деяниям, так и к ним самим непосредственно.

 

Так вот Ибн Умар прежде, чем выносить им такфир не спросил тех сахабов следующее:

 

Довели ли вы до них доказательства? Устранили ли вы их сомнения? Свершились ли условия такфира? Наоборот, он довольствовался только тем, что услышал от тех сахабов. Все другие имамы присоединились к нему в этом вопросе. Как это и сказал судья Иядъ, любой, кто выскажет это мнение, станет неверным без разногласий.

 

1 - В такфире крайних кадаритов между мусульманами разногласий нет и быть не может. Разногласия есть в такфире умеренных кадаритов, большую часть которых составляют умеренные му1тазилиты. Некоторые ученые, например ученые Мавараун-Нахира вынесли такфир умеренным кадаритам (му1тазилитам). Разница между крайними и умеренными кадаритам состоит в следующем:

1) Умеренные qадариты веруют в то, что Аллах заранее предопределил и знает деяния своих рабов до того как они их совершат. Аллах уже сейчас знает, кто из рабов попадет в рай, а кто в ад. Крайние кадариты это не признают.

2) Умеренные кадариты веруют в то, что все события, которые были и будут, зафиксированы в книге (скрижаль - Лявх Махфуз). Крайние кадариты это не признают.

3) Умеренные кадариты веруют в то, что Аллах мощен над рабами. Аллах объемлет своих рабов силой, мощью и своей волей. Они не могут сделать ничего, что противоречило бы его силе и воле. Аллах в любой момент может изменить деяния рабов и повернуть ход событий. Крайние кадариты веруют в то, что Аллах не в силах помешать рабу совершать деяние и рабы совершают деяния против его воли. Они говорят, что неверный становится неверным против воли Аллаха. Мусульмане же верят, что все, что происходит по воле Аллаха. То, что против воли Аллаха, произойти не может. То есть Аллах пожелал, чтобы человек стал неверным и поэтому он неверный; и он не сможет стать муслимом пока Аллах этого не пожелает.

В связи с этим верованием крайних кадаритов передается следующее предание от Умара бин аль-Хайсами:

 

"Мы отправились в путь на судне. На этом судне был один кадарит и один зороастриец. Кадарит говорит зороастрийцу: "Стань мусульманином!" Тот отвечает: "Пока Аллах не захочет этого, мне не стать мусульманином". Другой говорит: "Аллах то хочет, чтобы ты стал мусульманином (Аллах не хочет, чтобы ты был неверным), но это шайтан хочет, чтобы ты был неверным. Тот говорит: "Аллах хочет (одного), шайтан хочет (другого). В итоге произошло то, чего хочет шайтан. Значит шайтан сильнее. А раз так, то я вместе с тем, кто сильнее".

 

В другом предании передается:

 

"Один бедуин приходит к кадариту и говорит: "У меня украли верблюда, помолись Аллаху, чтобы он мне вернулся". Кадарит начал молится: "О мой Аллах. У этого человек украли верблюда против твоей воли (ты не хотел этого). Поэтому верни ему верблюда". Бедуин сказал: "Я не нуждаюсь в твоей молитве". Тот спросил: "Почему?" Бедуин ответил: "Раз Аллах не хотел, чтобы моего верблюда украли, а его украли, то сейчас Аллах захочет, чтобы его вернули и я боюсь, что, как и в первый раз, случится то, не то, чего хочет Аллах и его не вернут".

 

Умеренные кадариты веруют в то, что Аллах сотворил всех рабов, но они считают, что человек сам сотворяет свои деяния; что деяния исходят от самого человека. Ахлюс-Сунна же верует, что Аллах сотворяет все деяния людей.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)